Открытый урок по химии в 11 классе «Звон металла в Нартском эпосе»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
с. Чермен Пригородного района РСО-Алания
Открытый урок по химии в 11-ом классе
«Звон металла в Нартском эпосе»
подготовила
учитель химии
Цаболова Фиалета Тарасовна

с. Чермен 2015 год
Кто есть в нартовском эпосе.
Цели урока:
познакомить учащихся со способами получения стали и чугуна, опираясь на Нартский эпос;
установить связь героев и персонажей нартских сказаний с процессами металлургического производства;
раскрыть характеры персонажей эпоса параллельно сравнить свойства металлов, сплавов, руд.
Тип урока – урок усвоения новых знаний.
Формы работы учащихся – индивидуальная, работа в парах, самостоятельная в режиме самоконтроля и взаимоконтроля.
В ходе урока использовать современные технологии, музыкальное сопровождение, песни, презентацию.
Ход урока
1.Организационный момент (Приветствие детей)
Девиз урока: «Ничто так не реально, как мифы» Генрих Шлиман.
И нам сегодня на уроке химии предстоит сделать много открытий.
2.Устная работа
Учитель сообщает тему, цели, задачи урока, уточняя, что некоторые познания по этой теме мы уже имеем, но на сегодняшнем уроке эти познания необходимо расширить.
Воспроизведение и коррекция опорных знаний. (Демонстрация слайдов через презентацию).
Вот уже многие годы ведутся споры вокруг «Нартского эпоса». Все вопросы – что, кто, где, зачем, почему и другие до сих пор остаются открытыми. Не пора ли поставить жирную точку над «i»? Давайте сделаем это вместе. 
Оказывается, в основу сказаний была положена древняя металлургия, иносказательно выраженная технология получения тех или иных сплавов: от самых примитивных – до высококачественной оружейной стали, булатов.  
Что определяло могущество того или иного племени в те далекие времена? Конечно – оружие, способное дать преимущество в борьбе с другими. Естественно, секрет его изготовления хранился как зеница ока и передавался из уст в уста, от отца к сыну, в такой форме, чтобы никто, даже случайно, не смог догадаться, о чем идет речь.
Кузнецы пользовались огромным уважением и привилегиями. Их если и не причисляли к знати, то во всяком случае не приравнивали к бедноте. Это был особый, закрытый клан. Чем же они заслужили такое почтение к себе?
Секреты изготовления оружейной стали часто терялись из-за того, что их слишком тщательно прятали; как, был потерян и секрет изготовления булатной стали. И потом приходилось прилагать неимоверные усилия, чтобы их восстановить. Иногда на это уходили годы, десятилетия, века. 
Откуда нарты знают хеттский язык? Хетты первые, кто научился добывать железо из руды. И если создатели эпоса переняли у них железоделательный процесс, то могли перенять и письменность. Ведь у хеттов была клинопись и иероглифы. Или они были настолько глупы, что не смогли выучить азбуку? 
Письменный источник мог потеряться или попасть в руки врагов, сгореть наконец, чего нельзя было допустить, потому что он должен был быть носителем военной тайны! 
И они приняли единственно верное решение, что и показало время. К тому же еще устный эпос развивался с появлением нового в металлургии, ведь все новое и передовое сразу вкладывалось в вооружение. 
«Нартский эпос» создавали не темные, глупые и забитые люди, а взрослые мужи, передовые ученые-металлурги своего времени, которые с металлами были «на ты»! Они создали стройную систему сказок, в которых спрятали передовые технологии производства стали. Создали особый мир сказок, в котором действительность и вымысел сплетаются воедино.
Олицетворив металлы, сплавы и всевозможные компоненты: Сатана олицетворяет ртуть, Урузмаг – железо, Хамыц – чугун, Сослан – сталь, Батрадз – тигельную сталь высшего качества, Сырдон – воду и т.д. – вдохнули в них свою душу, одарили своим умом и мудростью. Наделили всеми человеческими качествами: добром и злом, отвагой и трусостью, честностью и подлостью… Объединив отношения между людьми в обществе, в котором жили, вывели стройную систему сказаний, где каждый герой объединяет в себе качества и металла, и человека, играет строго отведенную роль в выверенной с математической точностью системе.
Давайте определимся сразу. Не ищите в нартах своих предков! Это – олицетворенные металлы, которым дали жизнь и самостоятельность, и они живут и взаимодействуют по своим, металлическим законам. Своих предков ищите в создателях «Нартского эпоса»! Ведь создатель никогда не стоял ниже созданного им! 
В дальнейшем вы убедитесь, какая необыкновенная логика, философия и даже религия, созданная специально для металлов, присутствует в эпосе. Праву о нартах знал только клан кузнецов. Даже сказители не знали ее. Они были только носителями технологий и донесли их до нас, дословно передавая из уст в уста.
Древние металлурги хотели обезопасить своих потомков. Имея в руках эти секреты у них было больше шансов выжить и продолжить свой род. Они не знали, что появится порох и отбросили холодное оружие на второй план. Даже с появлением огнестрельного оружия, понимая, что будущее за ним, металлурги унесли свою тайну с собой. Они понимали: эпос создан так, что если кто когда и догадается – это будет только свой. Нартский эпос начинается с создания мира. Как в Библии. Это - введение в другой, новый мир, мир металлов и закрытый от посторонних, мир древних металлургов. «… После зажглась заря, и на синем небе появилось колесо солнца. Затем частица их света заискрилась как бусинка и с неба сорвалась огненная звездочка. И когда упала на землю, превратилась в черную золу. Из этих остатков небесного огня Бог создал нартов».
А теперь о том, кто же был первым из нартов ? Из чего он был создан? Родоначальника нартов звали Сауасса. Это – их Адам, если хотите. Покровитель огня развел костер, дым от которого мешал небожителям, и они пожаловались Богу.
- Будет лучше, если ты создашь такого человека, который будет питаться от моего огня и молиться Тебе. 
- Такой человек появится завтра, – говорит Бог. 
Рано утром Он создал такого человека и послал его к покровителю огня. «Он слаб, закали его в своем огне», – сказал Бог. Покровитель огня раскалил его в своем огне, бросил в утреннюю воду, и тотпревратился в сталь. Покровитель огня говорит Сауассе: 
«Бог тебя создал, я закалил в своем огне, теперь живи самостоятельно». 
Что же это за материал, присланный с неба, раскаленный в огне, закаленный в воде, превратившийся в сталь? 
«- Я так не уйду, – говорит Сауасса, – дай мне право пользоваться твоим огнем, с его помощью питаться и делать орудия труда, и тогда я уйду. 
Покровитель огня дал ему кремни, научил ими пользоваться, добывать огонь, и поднялся в небо. Сауасса построил кузницу, выковал наконечники для стрел и начал добывать пропитание охотой». 
Это и является главным моментом эпоса! Происходит олицетворение «звездного металла»! Бог наделяет его разумом, огнем, орудиями производства и дает возможность жить самостоятельно. Сделан из стали, у него есть огонь, теперь ему нужна вода. Он женится на дочери Донбеттыра – покровителя воды, и у них рождаются трое сыновей. 
Рождение Сауассы – образное. Не забывайте, что «Нартский эпос» - великое художественное произведение. Сыджыт означает «почва, земля, глина, песок». Но если он превратился в сталь, то мог быть создан только из железной руды. Ведь если он первый из нартов, а первое железо, которое узнало человечество было метеоритного происхождения, то Сауасса должен иметь к этому отношение.
В эпосе часто встречается оружие, сделанное из «небесного металла». Даже нарту Сослану Сафа – покровитель домашнего очага, дублер небесного кузнеца Курдалагона – выковал меч из метеорита, упавшего с неба. Меч Сослана был самым слабым среди остальных. Почему? Ведь Сослан олицетворяет сталь, после Батрадза он самый сильный среди нартов. Потому что сталь уже существует, но правильно закаливать ее еще не умеют, незакаленная сталь такая же мягкая, как железо. Крепость изделия во многом зависит от правильной закалки. Это очень сложный и точный процесс, который составлял одну из основных тайн металлургов.
Многие народы в древности обожествляли свое оружие. В IV в. до н.э. скифы, например, поклонялись мечу, приносили ему жертвы. У германцев было в обычае давать имя прославленному клинку. Мусульмане входили в кузницу как в мечеть, обязательно с левой ноги.
Гефест вошел в высший сонм 12 главных богов греческого Олимпа. Он был сыном Зевса и Геры. В отличие от других олимпийских богов, он не проводил время в пирах и праздности, а работал в своей полной чудес кузнице.
У некоторых народов работа кузнеца называлась тем же словом, что и чары, и переходила по наследству.
«Нартский эпос» – большая эпическая поэма о железе, его рождении, жизни и силе. Сводить его к сборнику обыкновенных легенд и сказок – огромная и непростительная ошибка. 
Давайте кратко охарактеризуем основных героев эпоса. В сказаниях действуют герои, олицетворяющие тот или иной металл, сплав и обладающие их свойствами. 
Урузмаг – железо, Хамыц – чугун, Сослан – сталь. Урузмага и Хамыца называют братьями-близнецами, Сослан же в одних сказаниях выступает как их сын, в других – как брат.
Этому есть простое объяснение. Чугун и железо практически невозможно отличить по внешнему виду – оба серые и получаются из одной руды. Сталь же в то время получали двумя способами: из смеси железа с чугуном (т.е. сын) или сразу из руды (т.е. брат). Необходимо пояснить, чем отличаются железо, чугун и сталь. Чистого железа в природе не существует. Оно всегда, пусть и в незначительной степени, содержит в себе углерод. Так вот, сплав железа с углеродом, в котором последнего не меньше 0,02%, но и не более 2%, – это сталь. Больше 2% – чугун. Вот и вся разница. Не случайно же, ни Урызмага (железо), ни Хамыца (чугун) Курдалагон не закаляет. Закалке подвергается только Сослан (сталь), а потом и Батрадз (тигельная сталь). Незакаленная сталь такая же непрочная, как железо. 
Вспомним, как начинается цикл «Нартских сказаний». У Уархага появляются двое сыновей Ахсар и Ахсартаг. Кто дал им такие имена и что они означают. «Уарх» – широта, широкий, «аг» – отношение к чему-либо, в данном случае к ширине в смысле разнообразия. 
Железная руда насчитывает около 300 видов. Когда научились выбирать наиболее приемлемые для выплавки железа виды руды, появились близнецы Ахсар и Ахсартаг. Это сидерит, точнее две его разновидности – гётит и гидрогётит. Оба бело-желтого цвета. В сказании так и говорится: «У Уархага родились двое сыновей – высокие, красивые, светловолосые». Для появления сидерита необходимы гидротермальные условия. Именно поэтому близнецы оказываются на берегу моря.
По случаю рождения Ахсара и Ахсартага приглашены кузнец Курдалагон и покровитель морей и рек Донбеттыр – два персонажа, без которых не было бы их дальнейшего развития. Гётит и гидрогётит тоже похожи. Они отличаются, – это тем, что на одном из них есть характерные прожилки, еле заметные волокна.
«Ахъ» – по-тюркски означает белый, а «сары» – желтый, т.е. «Ахсар» – бело-желтый. «Тæг» по-осетински означает полоса, волокно, нить, таким образом, «Ахсартаг» – бело-желтый с полосками. Матерью Урузмага, Хамыца, Сослана, Сырдона, Сатаны является Дзерасса.
Именно ее образ олицетворяет болотную руду. При смешении с гидрогётитом (Ахсартагом) получается обогащенная руда, из которой уже получаются различные сплавы.
Сначала люди научились выплавлять железо в маленьких сыродутных горнах, дутье производилось ртом, при помощи лотосовых трубок или бамбуковых палочек. Железа таким образом получалось очень мало, причем чугун и сталь людям еще не были известны. Именно поэтому, хотя Урузмаг (железо) и Хамыц (чугун) – близнецы, Урузмаг считается старшим, он – основа. Чугун стал получаться, когда люди изобрели водяное колесо для усиления дутья и начали применять более усовершенствованные и объемные горны. Там, где руда больше соприкасалась с огнем, находили расплавленную, а после остывания твердую массу. Это был чугун. Так как содержание углерода в нем значительно больше, чем в железе, то плавится он при меньшей температуре и выходит из горна первым. Поэтому Хамыц все время спорит с Урузмагом, кто из них старше, и не соглашается с ним. 
Одной из основных операций обработки руды является промывка. В корытной мойке вымываются песчаные и глинистые породы. Вот почему, когда погибают Ахсар и Ахсартаг, Дзерасса просит Уастырджи похоронить их, он требует за это стать его. Она отвечает, что вся в крови и ей надо умыться, и уходит в море. Этот эпизод объясняется так: болотная руда (Дзерасса) от Уастырджи (солярного божества) получила обжиг. А после тщательного промывания и обжига обогащенную руду помещали на некоторое время в воду (так она лучше вбирала температуру) и только потом плавили. 
 Мать, увидев, что Дзерасса в положении, отсылает ее к нартам. «Если дети твои родятся не у них, то они их не признают. Это обычай Нартов». Потому что нарт должен родиться в огне, и только в огне. И вот Дзерасса по всем правилам осетинского этикета представляется нартам и просит отвести ее в низ башни Ахсартага. Старшие хотели поместить ее наверху. Она возражает, говорит, что место ее в хлеву. До тех пор, говорит она, «пока не покажу вам вашего». Что это за обычай помещать невесту в хлев? Просто в иносказательной форме автор дает понять, что башня – это не дом, а горн, в нижнюю часть которого помещается руда. Хамыц и Урузмаг тоже близнецы.
Урузмага все считают старшим, главным. Железо научились не только раньше выплавлять, оно лежит в основе всех сплавов. Оно, как и Урузмаг, изменяет свои свойства: бывает мягким, как свинец, и твердым, как алмаз. Урузмаг – убеленный сединами старец. Железо в изломе белого цвета. И имя у него соответствующее: «урс» – белый, «мæг» – отношение к чему-либо. 
Когда стал получаться чугун, из-за его хрупкости из него ничего не могли делать. Он выходит из горна первым, не куется, полагали, что это недоваренный продукт (хом). Каким только, не выставляет сказитель Хамыца. Не исполнив последней воли матери – охранять ее после смерти, – он идет на свадьбу.
Прелюбодей, приманивающий чужих жен своим волшебным зубом, обжора. Он пожирает наибольшее количество углерода, – садится за стол первым, а встает последним. У него знаменитые усы – «Хамыцы рихита». На чугуне при определенных условиях растут, представьте себе, металлические усы. Были случаи, когда их удавалось вырастить на чугуне искусственным способом, путем восстановления из хлористого или бромистого железа. У Хамыца необыкновенный зуб (хъох дæндаг). Когда он показывает его женщинам, то они идут за ним. Что это за зуб? Дело в том, что из-за избытка углерода в чугуне (прямо внутри или на поверхности) образуется белый алмазоподобный кристалл – карборунд. Его до средних веков считали алмазом, из которого делались украшения, а это привлекает женщин. Чугун бывает трех видов: белый, серый и серо-белый. У Хамыца три авсурга (коня) именно таких мастей.
До 17-го в. человечество знало всего 7 металлов и 7 планет. «Семь металлов создал свет по числу семи планет» – в этих немудреных стишках заключен один из важнейших постулатов средневековой алхимии. Не увидеть в этом глубочайшую философскую закономерность могли только глупцы да невежды. Стройная алхимическая теория гласила, что золото на небесах представлено Солнцем, серебро – это типичная Луна, медь связана родственными узами с Венерой, железо соответствует Марсу, ртуть – Меркурию, олово – Юпитеру, свинец – Сатурну. Но с появлением все новых металлов явный дефицит небесных тел заставлял «научных работников алхимических лабораторий» искать выход из тупика. Не лишено было резона предположение испанского металлурга и по совместительству священника Альваро Алонсо: если есть связь между металлами и планетами, то не значит ли это, что, совершенствуя телескопы, мы можем обнаружить и новые планеты». 
Без сомнения, одним из интереснейших центральных образов сказаний является Сатана – не родившая мать нартов. Она олицетворяет ртуть, которую древние алхимики считали не родившей матерью всех металлов. Сатана действительно никого из нартов сама не рождает, как и ртуть не рождает металлы, так как ртуть и железо (Урызмаг) никаких стойких соединений не образуют. Все качества, которыми обладает или которые приписывались ртути, в равной мере есть и у Сатаны.
Она врачует (из ртути изготовляли лекарства), отравляет недругов (ртуть очень ядовита). Когда один из уаигов врывается в дом, Сатана напускает на него свои чары и тот теряет силу и волю – типичные признаки ртутного отравления. Она предсказывает погоду, может быть, в прошлом люди имели примитивные барометры. На протяжении всего эпоса ни разу не поет, потому что ртуть не звенит. Зато ей нет равной в танцах. Наблюдаем за плавными движениями ртутного шарика.  Сатана имеет способность исчезать и появляться снова. Если ртуть нагреть, то она испарится, при охлаждении снова появится.
Ртутный шарик распадается на 1000 мелких шариков, которые снова соединяются. Не случайно, ртутные рудники всегда были полны скелетов, т.к. пары ртути очень ядовиты, мало кто выживал при добыче ртути.
Сатана не стареет, ведь ртуть не ржавеет, это вечно молодой металл. Алхимики считали его божественным, и это находит свое отражение. В сказаниях Сатана – дочь Уастырджи и Дзерассы. По матери Сатана и Урузмаг являются братом и сестрой. Мужем и женой они считаются потому, что люди в то время не знали ни одного металла, кроме железа, который бы ртуть не растворяла (превращала в амальгаму), т.е. сосуществовать и чувствовать себя во власти мужчины она может только с Урузмагом. А поскольку и железо божественный (небесный) металл, то они как бы равны друг другу. Но Сатана считается матерью нартов, а Урузмаг только старшим. 
Вспомним,  когда Урузмаг решил выгнать жену из дома и сказал, чтобы она, забрав с собой самое ценное, уезжала. Сатана напоила его, погрузила в арбу, а когда он проснулся по дороге, сказала: «Ты у меня самое дорогое». Кроме величайшей житейской мудрости этот эпизод еще раз подтверждает, что ртуть не может сохраниться и транспортироваться без железа.
Однажды Урузмаг ушел в поход на целый год. Сатана в это время забеременела. Ее привезли на берег Терека, где она родила сына, которого бросили в реку. Объяснение просто. Самые стойкие ртутные соединения – водные. Ртуть близка благородным металлам. Некоторые соединения разлагаются под влиянием света, поэтому один сын Сатаны живет у Донбеттыров, т.к. иначе он погибнет. 
«Сын Сатаны без имени» – это гремучая ртуть. Ее всегда хранят только под водой, потому что под влиянием атмосферного давления она взрывается. 
А теперь расскажем о Сослане (стали).
Сослан хромой и колченогий. Рассмотрим качества стали. Она тверже железа, мягче чугуна. Имеет качества того и другого. Один из способов получения - смешение железа и чугуна, это очень твердый и пластичный сплав. Основной показатель - закалка, но она везде бывает разной. 
Нет двух абсолютно одинаково закаленных стальных изделий. В случае с Сосланом сказитель взял для примера ноги, несущие части персонажа, ибо они делают одинаковую работу, а закалились по-разному, поэтому Сослан хромой. Притом еще и кривоног, ибо во время закалки любое изделие искривляется. Таким образом, Сослан и колченогий, и хромой. То, что у Сослана ноги выше колен не закалены, приводит к гибели персонажа. Незакаленную сталь может рубить закаленная, каковой является Балсагово колесо.  Каждый из нартов имеет коня, качества которого соответствуют его собственным. У Сослана конь «пружинноногий и пружиннокопытный», а пружину изготавливали только из стали.
Сослан путешествовал в Страну мертвых. Там побывали Одиссей, Орфей, Геракл – у греков, Вейнемен в «Калевале», Кухулин в ирландских сагах, Озирис в Египте, Один в скандинавских сагах. На земле во многих местах занимались производством железа. Но часто бывало так, что теряли его секреты, как и секреты тигельной стали. А если нет стали, то это означало, что Сослан умер. Но через некоторое время появился новый способ получения стали (Сослана). Он возвращается из Страны мертвых с прибитыми задом наперед подковами, т. е. опять будет сталь, но новый способ получения.
О Сослане можно долго говорить как и о других персонажах.
Нартские сказания не могут быть полными без Сырдона. Он
олицетворяет воду. Сырдон говорит нартам: «Когда пьете, едите, не приглашаете, а когда без меня не можете, силой тащите». То есть когда нарты сидят за столом, вода не нужна, а когда предстоит закалять металл, без нее не обойтись. Но она может ослабить закалку, если изделию не придать определенную температуру. Вода может также стать причиной ржавления металлов. Поэтому Сырдон иногда издевается над нартами, но в критический момент всегда выручает, потому что основное его предназначение – закаливать (укреплять).
Поэтому нартам с Сырдоном одновременно и легко, и трудно. Они то проклинают, то прославляют его. Но все же жить без него не могут, ибо незакаленная сталь, как говорится в народе, не годится даже в подковы ослу. 
Старшие нарты его не боятся, т.к. Урузмаг и Хамиц в воде не закалялись.
А Сослан находится с Сырдоном в постоянной вражде. Он побеждает хитростью, т.к. знает секрет закалки и делает так, что колени героя остаются незакаленными. Именно с Сырдоном побежденный и погребенный в склепе Сослан борется после «смерти». А что еще остается куску стали, как не борьба с постоянным ржавлением.
 Сырдон – сæрæн дон – закалочная вода. Он обладает всеми свойствами воды: может выйти из любого положения, спуститься в виде пара.
Нартские сказания – это кладезь мудрости, где буквально каждый эпизод, каждый персонаж играет свою, только ему предназначенную роль.
Поговорим о нарте Батразе – самом главном герое сказаний, ибо все пути ведут к нему. Все герои эпоса приходятся ему самыми близкими, кровными родственниками. Батрадз – самый сильный среди нартов, хотя невысок ростом и невелик. Он олицетворяет собой сталь наивысшего качества, изготовленную в тигеле (дамасскую сталь). Секрет изготовления сплава такой прочности держался в строжайшей тайне. Ведь у народа, имеющего лучшее оружие, большое преимущество перед своими соседями и врагами. 
Если бы не было Уархага, Ахсара, Ахсартага, Дзерассы, Урузмага, Хамыца, Сослана, Сырдона, Сатаны, не было бы и нарта Батрадза. Ибо без железных руд, железа, чугуна, стали, воды и ртути, проматери всех металлов, не могли родиться нарты, в том числе и Батрадз. Не было бы тигельной стали и самой наивысшей, крепкой, пластичной, все режущей среди них – Батрадза.
 В тигеле рождались стали всех цветов радуги. Те, которые по цвету приближались к золоту, были солнечными, т.е. «нартами». Они и были крепче других, а среди них иногда появлялся особо солнечный и крепкий, который и имеет качества Батрадза («яблоко» нартов). 
Тигельная сталь изготавливается из смеси графита и глины, выдерживает температуру 3000 градусов, а болотная руда – легкоплавкая, обрабатывается при 700 – 800 градусах Цельсия. Другая же, та, которую добывают в горах, под землей, – при температуре 1539 градусов Цельсия. В тигель высотой 15 и шириной 8 см клали чугун – «Хамыц», плавили, варили, потом добавляли железные обсечки и углерододающие материалы, уголь, листья, древесину. После охлаждения самым осторожным образом и получали тигельную сталь. Женой Хамыца была Быценон.  Батраз родился на основе Хамыца – чугуна-отца. Быценон дает углерод, который укрепляет сталь. Так в тигле рождаются булаты, разные по цвету и по качеству.
В Батразе была всесокрушающая сила, отвага, не знающая границ, всегда честное, открытое нападение, презирающее хитрости и уловки.
Таковым может быть только тот, кто обладает необыкновенной силой, что и было в тигельной стали. Она была самой крепкой, гибкой, всережущей, затачивалась лучше всех, не теряла форму от сгибания. Звенела лучше всех, красивее всех внешне, самое главное - очень редкой, т.к. н сложным был в изготовлении.
Когда наступила гибель нартов, Бог их спросил: «Вырвать вам род или оставить плохое наследство?» Было время, когда наши предки, потеряв в бесконечных походах и войнах секреты изготовления оружейной стали, стояли перед таким же выбором: дать своему оружию (нартам) вечную славу, воплощенную эпосе, или вечную жизнь, оставив после них плохое потомство (плохое оружие).
Создание бумажной стали было славой, но наши предки прекрасно понимали, что вечную славу им принесет именно эпос.
Для того чтобы закодировать в эпосе свои секреты, древние металлурги должны были принять решение, как это сделать?
Во-первых, ключ к разгадке не должен был потеряться навсегда, во-вторых, не попасть в руки врагов.
Сказания созданы так, что, если кто-то, когда-то догадается, то это будет только свой. Невозможно понять эпос правильно, не призвав на помощь философию древних, их мудрость, необыкновенное логическое мышление.
Наши предки вывели грандиозную систему построения художественного произведения, положив в него свои достижения в металлургии, спрятать свои секреты, знания и мудрость. Набрать людей с необыкновенной памятью, обучить дословно огромнейшему эпосу и выпустить «в мир». Потом каждый сказатель должен был найти себе замену. И все это не имея письменности?
Им не нужна была письменность. Имея такое оружие, никто бы не усидел на месте. Тогда не было бумаги и пришлось бы возить тюки пергамента и папируса с собой или где-то спрятать. А вдруг они не вернутся? 
Нартский эпос – достояние мировой культуры, а для осетин он бесценен. Посмотрите же наконец, какой он необыкновенный!  Æгъуыстаджы – неслыханный, невероятный. Откройте словарь и найдите слово «кадæг» – сказание, исполняемое в сопровождении музыкального инструмента. «Нарты кадджытæ» – «Нартский эпос».А теперь найдем слово «кад» – уважение, почет, слава!