Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине история для 1го курса СПО


Министерство образования Иркутской области
***
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Иркутской области
«Братский промышленный техникум»
Утверждаю:
Заместитель директора по УР
ГБОУ СПО «БПромТ»
_________ Е. Ю. Горбунова
« ___ » _______________ 2014 г.
Комплект контрольно-оценочных средств
по учебной дисциплине
история
Основной образовательной программы среднего профессионального образования
по специальностям СПО:
080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
230401 Информационные системы (по отраслям)
190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
190629 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных,
дорожных машин и оборудования (по отраслям)

2014 г.
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям СПО: 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 230401 Информационные системы (по отраслям), 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 190629 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям) программы учебной дисциплины история
Разработчик: Волошина А. А. – преподаватель общественных дисциплин __________
Рецензент: Кондеечкина В. Д. – преподаватель общественных дисциплин __________
Утверждено на заседании ЦК
Протокол №__6_________________
От «__13___»__февраля_____________2014 г.
Председатель цикловой комиссии
___________________ Гаськова Т. И.
Общие положения
В результате освоения учебной дисциплины история
обучающийся по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) должен обладать предусмотренными ФГОС умениями, знаниями, которые формируют профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
ПК 1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.
ПК 2.2. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
ПК 2.3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.
ПК 3.1. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней.
ПК 3.2. Оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в бюджет, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.
ПК 3.3. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды.
ПК 3.4. Оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.
ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.
ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
ПК 5.1. Организовывать налоговый учет.
ПК 5.2. Разрабатывать и заполнять первичные учетные документы и регистры налогового учета.
ПК 5.3. Проводить определение налоговой базы для расчета налогов и сборов, обязательных для уплаты.
ПК 5.4. Применять налоговые льготы в используемой системе налогообложения при исчислении величины налогов и сборов, обязательных для уплаты.
ПК 5.5. Проводить налоговое планирование деятельности организации.
обучающийся по специальности 230401 Информационные системы (по отраслям) должен обладать предусмотренными ФГОС умениями, знаниями, которые формируют профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы.
ПК 1.2. Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности.
ПК 1.3. Производить модификацию отдельных модулей информационной системы в соответствии с рабочим заданием, находить ошибки кодирования в разрабатываемых модулях информационной системы, документировать выполняемые работы.
ПК 1.4. Принимать участие в приемо-сдаточных испытаниях.
ПК 1.5. Разрабатывать фрагменты документации по эксплуатации информационной системы и фрагменты методики обучения пользователей.
ПК 1.6. Участвовать в оценке качества и экономической эффективности информационной системы.
ПК 1.7. Производить инсталляцию и настройку информационной системы в рамках своей компетенции, документировать результаты работ.
ПК 1.8. Владеть навыками проведения презентации.
ПК 1.9. Выполнять регламенты по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы, работать с технической документацией.
ПК 1.10. Обеспечивать организацию доступа пользователей информационной системы в рамках своей компетенции.
ПК 1.11. Консультировать, обучать пользователей, осуществлять проверку полученных знаний и умений.
ПК 2.1. Участвовать в разработке технического задания.
ПК 2.2. Программировать в соответствии с требованиями технического задания.
ПК 2.3. Применять методики тестирования разрабатываемых приложений.
ПК 2.4. Формировать отчетную документацию по результатам работ.
ПК 2.5. Оформлять программную документацию в соответствии с принятыми стандартами.
ПК 2.6. Использовать критерии оценки качества и надежности функционирования информационной системы.
ПК 2.7. Управлять процессом разработки с использованием инструментальных средств.
ПК 3.1. Идентифицировать технические проблемы, возникающие в процессе эксплуатации информационной системы.
ПК 3.2. Участвовать в соадминистрировании серверов.
ПК 3.3. Формировать необходимые для работы информационной системы требования к конфигурации локальных компьютерных сетей и серверного оборудования.
ПК 3.4. Осуществлять сбор, обработку и анализ информации для разработки баз данных.
ПК 3.5. Осуществлять администрирование баз данных в рамках своей компетенции.
ПК 3.6. Использовать средства автоматизации баз данных.
ПК 3.7. Проводить эксперименты по заданной методике, анализировать результаты.
обучающийся по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта должен обладать предусмотренными ФГОС умениями, знаниями, которые формируют профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств.
ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.
ПК 2.1. Планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
ПК 2.2. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ.
ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.
обучающийся по специальности 190629 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям) должен обладать предусмотренными ФГОС умениями, знаниями, которые формируют профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Обеспечивать безопасность движения транспортных средств при производстве работ.
ПК 1.2. Обеспечивать безопасное и качественное выполнение работ при использовании подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и механизмов.
ПК 1.3. Выполнять требования нормативно-технической документации по организации эксплуатации машин при строительстве, содержании и ремонте дорог.
ПК 2.1. Выполнять регламентные работы по техническому обслуживанию и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования в соответствии с требованиями технологических процессов.
ПК 2.2. Контролировать качество выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.
ПК 2.3. Определять техническое состояние систем и механизмов подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.
ПК 2.4. Вести учетно-отчетную документацию по техническому обслуживанию и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.
ПК 3.1. Организовывать работу персонала по эксплуатации подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.
ПК 3.2. Осуществлять контроль за соблюдением технологической дисциплины при выполнении работ.
ПК 3.3. Составлять и оформлять техническую и отчетную документацию о работе ремонтно-механического отделения структурного подразделения.
ПК 3.4. Участвовать в подготовке документации для лицензирования производственной деятельности структурного подразделения.
и общие для всех специальностей СПО компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания;
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- структурировать и систематизировать материал, вычленять его основное содержательное ядро;
- дать краткую характеристику деятелям прошлого, внесшим весомый вклад в мировую и отечественную историю;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- определять историческое значение явлений и событий прошлого;
- устанавливать связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения, выводы;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать/понимать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
- основные исторические термины и даты;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
Формой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет.
1.Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
1.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:
Таблица 1.1
Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции Показатели оценки результата
Форма контроля и оценивания
Уметь
У1 - проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. - информация, подобранная из разных источников в соответствии с заданной ситуацией. Дифференцированный зачёт -
ТЗ
Тестовые задания с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных, тестовые задания на дополнение и на рассуждение.
У2 - критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. - решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в соответствии с поставленной задачей. У3 - анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. - суммирующее оценивание всех показателей деятельности студента за период обучения. У4 - различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. - оценка собственного продвижения, личностного развития. У5 - структурировать и систематизировать материал, вычленять его основное содержательное ядро;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. - выбор метода и способа решения профессиональных задач с соблюдением техники безопасности и согласно заданной ситуации;
- оценка эффективности и качества выполнения согласно заданной ситуации. У6 - дать краткую характеристику деятелям прошлого, внесшим весомый вклад в мировую и отечественную историю;
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. - анализ инноваций в области профессиональной деятельности. У7 - устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. - информация, подобранная из разных источников в соответствии с заданной ситуацией. У8 - определять историческое значение явлений и событий прошлого;
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). - демонстрация собственной деятельности в роли руководителя команды в соответствии с заданными условиями;
- демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности. У9 - устанавливать связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения, выводы;
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. - демонстрация собственной деятельности в роли руководителя команды в соответствии с заданными условиями. У10 - участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. - демонстрация собственной деятельности в условиях коллективной и командной работы в соответствии с заданной ситуацией. У11- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. - моделирование профессиональной деятельности с помощью прикладных программных продуктов в соответствии с заданной ситуацией. Знать:
З1 - основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; - уровень освоения материала;
- уровень знаний и умений, позволяющий решать типовые задачи по истории;
- обоснованность, четкость, полнота изложения;
- уровень информационной и коммуникативной культуры;
- уровень анализа проблемы, темы. З2 - основные исторические термины и даты; З3 - периодизацию всемирной и отечественной истории; З4 - современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; З5 - историческую обусловленность современных общественных процессов; З6 - особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе. 2.Оценка освоений умений и знаний учебной дисциплины
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине история, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.

Структура контрольно-оценочных материалов
для аттестации по учебной дисциплине история
Комплект контрольно-оценочных средств включает в себя теоретические задания в форме тестов с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных, предназначенных для проверки У1 - У11; З1 - З6.
Теоретические задания представлены в 3 вариантах. В каждом варианте 50 тестовых задания, из них 45 – выбор правильного ответа, 2 – ответ на поставленный вопрос, 3 – краткий ответ-рассуждение.

3.1. Задания для экзаменующегося.
Контрольное тестирование
Вариант 1
1. Укажите древнейшую русскую летопись:
а) «Слово о полку Игореве»;
б) Слово о Законе и Благодати»;
в) «Остромирово Евангелие»;
г) «Повесть временных лет».
2. Согласно антинорманской теории образования восточнославянского государства, неверным является утверждение, что:
а) название Русь имеет древнешведское происхождение;
б) варяги не принимали никакого участия в образовании древнерусского государства;
в) Рюрик, Синеус, Трувор – вымышленные персонажи;
г) рассказ о призвании варягов является фальсификацией;
3. Восстание древлян и убийство ими киевского князя Игоря произошли в:
а) 882 г.;
б) 945 г.;
в) 972 г.;
г) 980 г.
4.Тип политической власти, характерный для Галицко-Волынской земли периода раздробленности, - это:
а) феодальная вечевая республика;
б) конфликтный тип власти;
в) княжеская монархия;
г) сословно-представительная монархия.
5.Укажите военно-монашеский орден-государство, находившийся в XIII веке на западных границах Руси и непосредственно угрожавший ей:
а) Мальтийский;
б) Госпитальеров;
в) Ливонский;
г) Тамплиеров.
6. В ходе монгольского нашествия на Русь в XIII веке «злым городом» завоеватели прозвали:
а) Козельск;
б) Владимир;
в) Торжок;
г) Псков.
7. Московский князь Иван I Калита подавил тверское антиордынское восстание в:
а) 1300 г.;
б) 1325 г.;
в) 1327 г.;
г) 1340 г.
8. Новгородская земля была присоединена к Московскому государству в годы правления:
а) Дмитрия Донского;
б) Василия II Темного;
в) Ивана III;
г) Василия III.
9. «Избранная Рада» в годы правления Ивана IV являлась:
а) центральным правительством;
б) сословно-представительным органом;
в) военным советом при царе;
г) личным охранным отрядом царя.
10. Отметьте событие, с которым в истории Русского государства связана «Углическая трагедия»:
а) грандиозный московский пожар 1547 г.;
б) разгром русских войск в Ливонской войне;
в) массовые опричные казни;
г) смерть царевича Дмитрия Ивановича.
11. В XVII веке в российской экономике впервые появляется:
а) ремесленное производство;
б) мануфактурное производство;
в) металлургическое производство;
г) меновая торговля.
12. «Великое посольство» Петра I было предпринято в:
а) 1697-1698 гг.;
б) 1709 г.;
в) 1711 г.;
г) 1722-1723 гг.
13. В годы царствования Петра I новыми органами центрального управления государством стали:
а) приказы;
б) министерства;
в) коллегии;
г) государственные комиссии.
14. «Всесильным фаворитом» в годы правления Екатерины I и Петра II считался:
а) Ф. Апраксин;
б) Э. Бирон;
в) М. Голицын;
г) А. Меншиков.
15. 1757-1762 гг. являются хронологическими рамками:
а) правления Елизаветы Петровны;
б) Участия России в Семилетней войне;
в) правления Петра III;
г) Русско-турецкой войны.
16. Целью Уложенной комиссии, созванной Екатериной II, являлось:
а) учреждение в России нового Свода законов;
б) замещение ею Сената;
в) проведение реформы местного самоуправления;
г) проведение переписи населения.
17. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева велась на территории:
а) Центрального и Северо-Западного районов России;
б) Украины и Белоруссии;
в) Сибири и Казахстана;
г) Урала и Поволжья.
18. Назовите наиболее известную военную операцию А. Суворова в конце XVIII века:
а) взятие Константинополя (Стамбула);
б) взятие Берлина;
в) переправа через Дунай;
г) переход через Альпы.
19. Укажите годы правления Павла I:
а) 1792-1801 гг.;
б) 1796-1801 гг.;
в) 1796-1806 гг.;
г) 1801-1806 гг.
20. В годы правления Александра I автономия и собственная конституция в рамках Русской империи были предоставлены:
а) Украине;
б) войску Донскому;
в) Бессарабии;
г) Царству Польскому.
21. Назовите фамилии руководителей Северного общества декабристов:
а) А. Юшневский и Н. Муравьев;
б) Н. Муравьев, С. Трубецкой, Е. Оболенский;
в) П. Пестель и К. Рылеев;
г) П. Пестель, С. Трубецкой, Е. Оболенский.
22. В годы правления Николая I ведущие функции правления государством сосредоточивались в:
а) Правительствующем Сенате;
б) Государственном Совете;
в) Личной Императорской канцелярии;
г) Специальном совещании.
23. Реформа государственной деревни была проведена министром П. Киселевым в:
а) 1825-1830 гг.;
б) 1830-1831 гг.;
в) 1835-1837 гг.;
г) 1837-1841 гг.
24. Автором знаменитого «Письма к Гоголю» (40-е года XIX века) являлся:
а) А. Герцен;
б) Н. Чернышевский;
в) В. Белинский;
г) М. Катков.
25. Русский парусный флот в Черном море в ходе Крымской войны:
а) был затоплен у входа в Севастопольскую бухту;
б) был расстрелян или взят в плен англо-французскими кораблями;
в) через черноморские проливы ушел в Средиземное море;
г) был сожжен турецкими кораблями в Феодосии.
26. Важнейшим следствием отмены крепостного права в России стал (-о):
а) развал экономики страны;
б) внешнеэкономическое ослабление страны;
в) политическое усиление самодержавия;
г) создание рынка вольнонаемного труда.
27. «Циркуляр о кухаркиных детях», изданный в годы правления Александра III, предусматривал:
а) поощрение развития образования в низших слоях российского общества;
б) содействие развитию благотворительности для низших сословий;
в) сословные ограничения на получение среднего и высшего образования выходцами из низших сословий;
г) создание особой системы государственного социального презрения.
28. В годы правления Александра III в стране впервые появилось:
а) фабричное законодательство;
б) машинное производство;
в) организованное революционное движение;
г) корпоративное самоуправление.
29. Съезд РСДРП состоялся в:
а) 1895 г.;
б) 1898 г.;
в) 1903 г.;
г) 1905 г.
30. Укажите функции Государственной Думы Российской Империи в начале XX века:
а) судебные;
б) исполнительные;
в) законосовещательные;
г) законодательные.
31. 3 июня 1907 г. произошло следующее событие:
а) Россия вступила в войну с Японией;
б) Россия стала конституционной монархией;
в) в России был совершен государственный переворот;
г) был убит Г. Распутин.
32. Укажите полководца, чьим именем была названа военная операция русских войск, блестяще проведенная в годы Первой мировой войны.
а) А. Брусилов;
б) Я. Жилинский;
в) П. Ренненкампф;
г) А. Самсонов.
33. Декреты «О мире» и «О земле» были приняты:
а) Временным правительством;
б) Петросоветом;
в) II Съездом Советов;
г) Учредительным собранием.
34. В годы Гражданской войны «омским правителем» называли:
а) генерала А. Деникина;
б) генерала П. Врангеля;
в) генерала Н. Юденича;
г) адмирала А. Колчака.
35. «Сталинский» план создания СССР назывался проектом:
а) «автономизации»;
б) «федерализации»;
в) «унитаризации»;
г) «агрегации».
36. Главной целью индустриализации в СССР стало (-а):
а) повышение уровня материального благосостояния граждан СССР;
б) создание за короткий срок современной тяжелой промышленности;
в) консолидация пролетариата в политическом и социальном отношениях;
г) достижения экономического превосходства над империалистическими государствами.
37. Следствием пакта Молотова-Риббентропа стало (-а):
а) вступление СССР в Лигу Наций;
б) политическое сближение СССР со странами «западных демократий»;
в) советско-финская война;
г) вступление СССР в организацию военно-политической оси «Рим-Берлин-Токио».
38. Коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны СССР и Германии считается:
а) битва под Москвой;
б) битва под Сталинградом;
в) битва на Орлово-Курской дуге;
г) Ясско-Кишиневская операция.
39. Укажите воинское звание И. Сталина, присвоенное ему после окончания войны с Германией:
а) генерал;
б) маршал;
в) фельдмаршал;
г) генералиссимус.
40. Новыми органами управления экономикой страны в годы правления Н. Хрущева стал (-и):
а) МТС;
б) СНХ (Совнархозы);
в) Экономические советы;
г) Госплан.
41. Конституция СССР 1977 г. называлась:
а) «конституцией развитого социализма»;
б) «конституцией победившего социализма»;
в) «общенародной конституцией»;
г) «конституцией советской демократии».
42. Пост Генерального секретаря ЦК КПСС после смерти Л. Брежнева занял:
а) Ю. Андропов;
б) К. Черненко;
в) М. Суслов;
г) М. Горбачев.
43. Министром иностранных дел СССР в годы перестройки являлся:
а) А. Громыко;
б) А. Козырев;
в) Е. Примаков;
г) Э. Шеварнадзе.
44. Действующая конституция РФ была принята в:
а) 1991;
б) 1993;
в) 1996;
г) 1998.
45. Стратегическим партнером РФ в Азии и мире в настоящее время считается:
а) Китай;
б) США;
в) Украина;
г) Япония.
46. Как называется процесс распада относительно единого государства Киевская Русь на множество самостоятельных земель-государств (княжеств и республик)?
_____________________________________________________________________________
47. Каков характер реформ Александра II в 60-70-е годы XIX века?
_____________________________________________________________________________
48. Назовите основные функции государства.
_____________________________________________________________________________
49. Кратко охарактеризуйте социально-экономическое положение Российской империи на рубеже XIX-XX веков.
_____________________________________________________________________________
50. Каковы основные причины отказа от НЭПа в СССР.
_____________________________________________________________________________
Вариант 2
1. Римские источники называли древнейших славян:
а) венедами;
б) скифами;
в) антами;
г) склавинами.
2. Путь «из варяг в греки» проходил по:
а) Волге;
б) Днепру;
в) Дунаю;
г) Днестру.
3. Общерусский поход на половцев, организованный Владимиром Мономахом, произошел в:
а) 1097 г.;
б) 1100 г.;
в) 1111 г.;
г) 1113 г.
4. Главой новгородского самоуправления в период раздробленности Руси считался:
а) князь;
б) посадник;
в) тысяцкий;
г) архиепископ.
5. «Ледовое побоище» новгородских войск с крестоносцами состоялось на льду озера:
а) Ильмень;
б) Онежского;
в) Ладожского;
г) Чудского.
6. Назовите московского князя, участвовавшего в феодальной войне второй четверти XV века и получившего прозвище «Темный»:
а) Василий I;
б) Василий II;
в) Иван III;
г) Василий III.
7. Присоединение Пскова к Московскому государству в ходе образования единого Русского государства произошло в:
а) 1464 г.;
б) 1497 г.;
в) 1510 г.;
г) 1514 г.
8. Одним из наиболее известных опричников в годы правления Ивана IV был:
а) А. Адашев;
б) И. Висковатый;
в) И. Федоров;
г) В. Грязной.
9. В период Смутного времени наиболее неспокойным в социальном отношении районом являлся:
а) юго-запад страны;
б) северо-восток страны;
в) центральный район;
г) Поморье.
10. Первая половина XVII века в России — это период:
а) самодержавного деспотизма;
б) формирования абсолютизма;
в) расцвета сословно-представительной монархии;
г) олигархического правления бояр.
11. «Чигиринские походы» в конце XVII века русское войско предпринимало против:
а) Швеции;
б) Османской империи;
в) Речи Посполитой;
г) Персии.
12. В начале Северной войны союзниками России являлись:
а) Османская империя и Речь Посполитая;
б) Крымское ханство и Саксония ;
в) Османская империя и Дания;
г) Дания и Саксония.
13. Высшим органом управления страной в годы царствования Петра I стал:
а) Сенат;
б) Синод;
в) Государственный совет;
г) Земский собор.
14. Укажите годы правления Анны Иоанновны в Российской империи:
а) 1727-1730 гг.;
б) 1730-1740 гг.;
в) 1741-1761 гг.;
г) 1762-1796 гг.
15. Эпохой «просвещенного абсолютизма» в России называют время правления:
а) Петра I;
б) Екатерины I;
в) Елизаветы Петровны;
г) Екатерины II.
16. Российская императрица Екатерина II состояла в переписке с французским философом:
а) Ж.-Ж. Руссо;
б) Ш. Монтескье;
в) Вольтером;
г) Ж. Л. Д'Аламбером.
17. Главной внешнеполитической задачей России в годы царствования Екатерины II было:
а) обеспечение выхода в Черное море;
б) получение статуса «великой державы»;
в) присоединение Финляндии;
г) закрепление дальневосточных территорий.
18. Время правления Павла I характеризуется как период:
а) децентрализации системы управления страной;
б) поощрения создания корпоративных органов самоуправления;
в) личного деспотизма верховного правителя;
г) ограничения внешнеполитической активности России.
19. В 1803 г. император Александр I издал:
а) закон о введении министерств в систему органов государственного управления;
б) указ о запрете купли-продажи крестьян;
в) Конституционный Статут княжества Финляндского;
г) указ «О вольных хлебопашцах».
20. В начале XIX века по поручению Александра I проект реформ в государстве разрабатывал:
а) М. Сперанский;
б) П. Вяземский;
в) Н. Новосильцев;
г) П. Строганов.
21. «Русская правда» в истории России, применительно к первой четверти XIX века, — это:
а) свод законов;
б) конституционный проект;
в) публицистический журнал;
г) тайная организация.
22. Негативным явлением российской общественно-политической и государственной жизни первой четверти XIX века являлась:
а) « аракчеевщина »;
б) « хованщина »;
в) «бироновщина»;
г) « распутинщина ».
23. «Холерные бунты» 1830-1831 гг. были вызваны:
а) бездействием правительства в условиях эпидемии;
б) нехваткой необходимых медикаментов;
в) жесткими карантинными мерами правительства;
г) агитацией революционных организаций.
24. «Николаевская» железная дорога соединяла:
а) Санкт-Петербург и Царское село;
б) Санкт-Петербург и Москву;
в) Москву и Одессу;
г) Харьков и Одессу.
25. Официальной идеологией в годы правления Николая I стала:
а) идеология «просвещенного абсолютизма»;
б) идеология европейского либерализма;
в) теория модернизации страны;
г) теория «официальной народности».
26. Назовите условие, не входившее в содержание реформы 1861 г. по отмене крепостного права.
а) сохранение помещичьего землевладения;
б) сохранение и укрепление крестьянской общины;
в) освобождение крестьян лично и с землей, без выкупа и условий;
г) временное сохранение обязательств крестьян перед землевладельцами.
27. Согласно реформе судебной системы в годы правления Александра II принцип состязательности означал:
а) отделение предварительного следствия от судопроизводства;
б) привлечение для судебного разбирательства свидетелей;
в) внесение обвиняемым существенного денежного залога;
г) участие в процессе защиты и обвинения (адвоката и прокурора).
28. Страна не вела ни одной войны при императоре:
а) Александре I;
б) Николае I;
в) Александре II;
г) Александре III.
29. Высшей точкой I Русской революции считается (-ются):
а) «кровавое воскресенье»;
б) события октября—декабря 1905 г. в Санкт-Петербурге и Москве;
в) восстание на броненосце «Потемкин»;
г) крестьянское движение летом 1906 г.
30. Главным итогом Февральской революции 1917 г. стало (-а):
а) свержение монархии в России;
б) прекращение войны с Германией;
в) легализация революционных партий;
г) введение в стране буржуазных прав и свобод.
31. Корниловским мятежом принято называть:
а) братание русских и германских войск на Восточном фронте после Февральской революции;
б) попытку восстановления монархии в России;
в) попытку свержения Временного правительства и установления военной диктатуры;
г) действия Временного правительства по уничтожению Петросовета.
32. Председателем Реввоенсовета РСФСР и фактическим создателем Красной Армии в годы Гражданской войны являлся:
а) В. Ленин;
б) Л. Троцкий;
в) А. Рыков;
г) М. Фрунзе.
33. НЭП не предусматривал:
а) национализацию промышленности;
б) замену продразверстки продналогом;
в) развитие производственной и потребительской кооперации;
г) тесное экономическое взаимодействие города и деревни.
34. Советско-финская война велась в:
а) 1936 г.;
б) 1938 г.;
в) 1939-1940 гг.;
г) 1940-1941 гг.
35. В 1948 г. на сессии ВАСХНИЛ лженаукой была объявлена:
а) психология;
б) физиология;
в) биология;
г) генетика.
36. Культ личности И. Сталина был осужден на:
а) XVIII партийной конференции;
б) XIX партийном съезде;
в) внеочередной сессии Верховного Совета СССР;
г) XX партийном съезде.
37. В годы правления Н. Хрущева по отношению к некоторым на родам, населявшим СССР, проводилась политика:
а) реабилитации;
б) депортации;
в) русификации;
г) сегрегации.
38. «Карибский кризис» был вызван:
а) крушением финансовой системы США поставкой советских ракет на Кубу;
б) размещением СССР на Кубе ракет средней дальности с ядерными боеголовками;
в) захватом Панамского канала армией США;
г) военно-политическим вмешательством СССР и Кубы в дела стран Южной Америки.
39. В годы правления Л. Брежнева пост секретаря ЦК КПСС по идеологии занимал:
а) А. Косыгин;
б) М. Суслов;
в) А. Громыко;
г) К. Черненко.
40. В середине 60-х годов XX века в СССР появилось следующее неформальное движение:
а) экологическое;
б) пацифистское;
в) диссидентское;
г) ревизионистское.
41. Подъем экономики СССР в середине 70-х годов XX века был связан с:
а) интенсификацией промышленного и сельскохозяйственного производства;
б) благоприятной конъюнктурой внешнего рынка энергоносителей (нефти и газа);
в) проводимой приватизацией мелких промышленных предприятий;
г) дополнительным привлечением средств населения в виде государственных займов.
42. Хельсинское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе происходило в:
а) 1964 г.;
б) 1969г.;
в) 1972 г.;
г) 1975 г.
43. Реформы в СССР в начале 80-х годов XX века, связанные с именем Ю. Андропова, включали меры по:
а) укреплению трудовой дисциплины, борьбе с коррупцией, усилению правопорядка;
б) переводу экономики на принципы хозрасчета и самоокупаемости;
в) внедрению научно-технических достижений в промышленное производство;
г) усилению роли партийных органов на местах.
44. Внешнеполитический курс, названный «новым мышлением», в годы правления М. Горбачева предполагал:
а) сохранение военно-политического паритета с НАТО;
б) достижение военно-политического превосходства СССР над НАТО;
в) отказ от военно-политической конфронтации с НАТО;
г) внешнеполитическую самоизоляцию СССР.
45. Договор Белоруссии, России и Украины, фактически разрушивший СССР, носит условное название:
а) «мюнхенского сговора»;
б) «киевской декларации»;
в) «новоогаревских соглашений»;
г) «беловежских соглашений».
46. Как называется процесс заселения и хозяйственного освоения новых земель?
_____________________________________________________________________________
47. Как называлась международная экономическая организация, образованная социалистическими странами во главе с СССР по окончании Второй мировой войны?
_____________________________________________________________________________
48. Назовите основные предпосылки к возникновению государства.
_____________________________________________________________________________
49. Каково значение преобразований Петра I?
_____________________________________________________________________________
50. Дайте краткую характеристику политического режима, сложившегося в СССР в 30-е годы XX века.
_____________________________________________________________________________

Вариант 3
1. Авторство «Повести временных лет» приписывается:
а) Ярославу Мудрому;
б) Владимиру Мономаху;
в) монаху Нестору;
г) митрополиту Илариону.
2. Путь «из варяг в греки» соединял моря:
а) Балтийское и Черное;
б) Черное и Каспийское;
в) Балтийское и Каспийское;
г) Белое и Балтийское.
3. К событиям 882 г. относят:
а) первое упоминание о Руси;
б) начало летописания на Руси;
в) призвание варягов на Русь;
г) образование государства Киевская Русь.
4. В Новгородской республике периода раздробленности ведущая политическая и ведущая социальная роли принадлежали:
а) князю;
б) боярам;
в) купцам;
г) ремесленникам.
5. Первым столкновением русских и монгольских войск в XIII веке стала битва:
а) на реке Калке;
б) у Рязани;
в) на реке Сить;
г) у Козельска.
6. В 1240 г. состоялась битва:
а) на Чудском озере;
б) Невская;
в) Грюнвальдская;
г) Куликовская.
7. На начальном этапе образования единого Русского государства главным политическим соперником Москвы и претендентом на роль общерусского политического центра выступал город:
а) Новгород;
б) Ярославль;
в) Тверь;
г) Суздаль.
8. В годы правления Ивана IV в Русском государстве впервые появляется:
а) постоянное стрелецкое войско;
б) всероссийский внутренний рынок;
в) крупное боярское землевладение;
г) денежная (монетная) система.
9. Назовите пункт, не относящийся к содержанию понятия «кормление»:
а) участие в местном управлении;
б) особая система получения каких-либо благ;
в) одна из милостей верховного правителя;
г) торгово-промышленная деятельность.
10. Высшей точкой гражданской войны в период Смутного времени в России считается:
а) поход Лжедмитрия I на Москву;
б) восстание под руководством И. Болотникова;
в) образование «тушинского лагеря»;
г) деятельность I и II народного ополчений.
11. Крупнейшим народным выступлением в XVII в России считается:
а) «соляной бунт»;
б) «медный бунт»;
в) восстание под руководством Е. Пугачева;
г) восстание под руководством С. Разина.
12. Прутский поход в годы Северной войны был предпринят в:
а) 1709 г.;
б) 1711 г.;
в) 1714 г.;
г) 1718 г.
13. В годы правления Петра I основу вооруженных сил России составляло:
а) дворянское ополчение;
б) стрелецкое войско;
в) наемное войско;
г) регулярное войско, набранное по рекрутской системе.
14. Срок службы дворян государству стал сокращаться в:
а) годы правления Петра I;
б) период «дворцовых переворотов»;
в) период правления Екатерины II;
г) годы правления Павла I.
15. Почетную приставку «Таврический» к своему титулу в годы правления Екатерины II получил:
а) А. Суворов;
б) П. Румянцев;
в) Г. Потемкин;
г) М. Кутузов.
16. Назовите событие, которое не относится ко времени правления Павла I:
а) подтверждение необязательности службы дворян государству;
б) изменение существовавшего со времен Петра I порядка престолонаследия;
в) планирование военной экспедиции в Индию;
г) возвращение из ссылки А. Радищева.
17. Наиболее реакционной мерой в годы правления Александра I считается:
а) установление системы муштры в армии;
б) проведение аграрной реформы в Остзейском крае (Прибалтика);
в) ряд мер, предпринятых в области цензуры и просвещения;
г) создание военных поселений.
18. Выступление декабристов в 1825 г. состоялось на:
а) Манежной площади в Москве;
б) Марсовом поле в Санкт-Петербурге;
в) Сенатской площади в Санкт-Петербурге;
г) Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.
19. Новый цензурный устав, введенный Николаем I, был назван:
а) «железным»;
б) «чугунным»;
в) «стальным»;
г) « каменным ».
20. «Общественная» или «государственная запашка», согласно реформе государственной деревни П. Киселева, означала:
а) раздачу крестьянам дополнительных земель из государственного фонда, в случае необходимости;
б) частичное изъятие у помещиков земли в пользу крестьян;
в) частичное изъятие земель у крестьян в пользу помещиков;
г) бесплатную отработку крестьянами на государственной земле («государственная барщина»).
21. Военная реформа Александра II не предусматривала:
а) сохранение системы военных поселений;
б) отмену рекрутчины;
в) перевооружение армии нарезным оружием;
г) создание в России парового флота.
22. Революционная организация под руководством С. Нечаева носила название:
а) «Общество большой пропаганды»;
б) «Земля и воля»;
в) «Черный передел»;
г) «Народная расправа».
23. Идеологом русского анархизма во второй половине XIX века являлся:
а) А. Герцен;
б) М. Бакунин;
в) Н. Чернышевский;
г) Г. Плеханов.
24. Назовите событие, которое не относится ко времени правления Александра III:
а) перевод крестьян на обязательные выкупы;
б) учреждение специальных Крестьянского и Дворянского банков;
в) выделение дополнительных полномочий земскому самоуправлению;
г) разрешение губернаторам вводить режим чрезвычайного управления.
25. Министром внутренних дел в годы правления Александра III являлся:
а) Д. Толстой;
б) К. Победоносцев;
в) С. Витте;
г) М. Катков.
26. В начале XX века приоритетным направлением внешней политики России являлось:
а) дальневосточное;
б) западноевропейское;
в) восточное (балканское);
г) среднеазиатское.
27. На рубеже XIX—XX веков в экономике России правительство отдавало предпочтение развитию:
а) сельского хозяйства;
б) железнодорожного транспорта;
в) легкой промышленности;
г) внешней торговли.
28. «Союз освобождения» в начале XX века — это:
а) пролетарская революционная организация;
б) первая политическая организация российских либералов;
в) одна из первых черносотенных организаций;
г) контролируемая правительством организация российской буржуазии.
29. Событие, положившее начало I Русской революции, более известно под названием:
а) «ленский расстрел»;
б) «хождение в народ»;
в) «ходынская трагедия»;
г) «кровавое воскресенье».
30. Центральной идеей аграрной реформы П. Столыпина являлось:
а) сохранение и укрепление помещичьего землевладения;
б) поощрение использования удобрений и техники;
в) выделение из общины самостоятельного крестьянина-единоличника;
г) увеличение зернового экспорта.
31. Назовите страны, не являвшиеся союзниками России в Первой мировой войне:
а) Великобритания и Франция;
б) Турция и Австро-Венгрия;
в) Великобритания и Япония;
г) Япония и Италия (с 1915 г.).
32. Система «двоевластия» в России после Февральской революции предусматривала:
а) одновременное функционирование Временного правительства и Петросовета;
б) фактическое разделение власти между двумя основными буржуазными партиями — кадетами и октябристами;
в) участие российского генералитета в осуществлении политической власти;
г) создание Временного правительства и Государственного совета как высших органов власти.
33. Правительство, созданное после Октябрьского переворота 1917 г., называлось:
а) Временное Революционное Правительство;
б) Совет Народных Комиссаров;
в) Центральный Исполнительный Комитет;
г) Верховный Совет.
34. Политика продразверстки в годы Гражданской войны предусматривала:
а) увеличение хлебного импорта;
б) увеличение хлебного экспорта;
в) изъятие зерна и продовольствия у крестьян без какой- либо компенсации;
г) равномерное распределение продовольственных запасов между городом и деревней.
35. Конституция СССР 1924 г. предусматривала:
а) свободное изменение территориальных границ советских республик;
б) ликвидацию суверенитета каждой советской республики;
в) неравноправность республик;
г) право свободного выхода республик из СССР.
36. Назовите пункт, который не входил в цели политики коллективизации:
а) изъятие средств из сельского хозяйства для проведения индустриализации;
б) социальное подчинение крестьянства советской власти и Коммунистической партии;
в) повышение уровня материального благосостояния крестьянства;
г) обобществление сельскохозяйственного производства.
37. «Линия Маннергейма» была взята советскими войсками в ходе:
а) советско-финской войны;
б) боевых действий на озере Хасан;
в) Великой Отечественной войны;
г) Квантунской операции.
38. Первые испытания советской атомной бомбы были проведены в:
а) 1945 г.;
б) 1947 г.;
в) 1949 г.;
г) 1953 г.
39. 4 октября 1957 г. в Советском Союзе:
а) произведено первое в мире испытание водородной бомбы;
б) был запущен в космос первый в мире искусственный спутник земли (ИСЗ);
в) введен в эксплуатацию первый в мире атомный ледокол;
г) впервые был осуществлен прием телесигнала.
40. Новая Программа Коммунистической партии СССР в годы правления Н. Хрущева была принята:
а) XXII съездом КПСС;
б) очередным пленумом ЦК КПСС;
в) Верховным Советом СССР;
г) партийной конференцией.
41. Назовите действие во внешней политике, которое не было предпринято Советским Союзом в годы правления Н. Хрущева.
а) разрыв дипломатических отношений с Албанией;
б) вмешательство советских войск во внутренние дела Венгрии;
в) оказание поддержки странам «третьего мира»;
г) нормализация отношений с маоистским Китаем.
42. Укажите форму творческой активности советских трудящихся в 60-70-е годы XX века, для которой характерна борьба за бездефектное изготовление продукции:
а) «злобинский метод»;
б) «щекинский эксперимент»;
в) «саратовский почин»;
г) «соцсоревнование».
43. Советские войска были выведены из Афганистана в:
а) 1985 г.;
б) 1989 г.;
в) 1991 г.;
г) 1993 г.
44. Назовите явление в советской экономике, не относящееся к периоду перестройки:
а) введение карточной системы;
б) принятие программы «500 дней»;
в) резкое увеличение денежной эмиссии;
г) увеличение золотого запаса страны.
45. Начало внутриполитического кризиса в постсоветской России в октябре 1993 г. было положено:
а) проведением Всероссийского референдума о доверии Президенту РФ;
б) введением войск в Москву;
в) указом президента о проведении конституционной реформы;
г) принятием А. Руцким президентских полномочий.
46. Назовите имя московского князя, при котором княжество в период раздробленности получило самостоятельность.
_____________________________________________________________________________
47. Какое название получила внутренняя политика Советской России в период Гражданской войны?
_____________________________________________________________________________
48. Назовите основные последствия монголо-татарского завоевания Руси.
_____________________________________________________________________________
49. Назовите новые явления в экономике России XVII века, по сравнению с предыдущими периодами.
_____________________________________________________________________________
50. Кратко охарактеризуйте международную ситуацию и международное положение СССР накануне Великой Отечественной войны.
_____________________________________________________________________________


Пакет экзаменатора
Количество вариантов задания для экзаменующегося – 3.
Время выполнения задания – 1 академический час.
Оборудование – тестовые задания.
Эталоны ответов
Номера вопросов Варианты
1 2 3
1 Г А В
2 А Б А
3 Б В Г
4 Б Б Б
5 В Г А
6 А Б Б
7 В В В
8 В Г А
9 А А Г
10 Г В Б
11 Б Б Г
12 А Г Б
13 В А Г
14 Г Б Б
15 Б Г В
16 А В А
17 Г А Г
18 Г В В
19 Б Г Б
20 Г А Г
21 Б Б А
22 В А Г
23 Г В Б
24 В Б В
25 А Г А
26 Г В А
27 В Г Б
28 А Г Б
29 Б Б Г
30 Г А В
31 В В Б
32 А Б А
33 В А Б
34 Г В В
35 А Г Г
36 Б Г В
37 В А А
38 В Б В
39 Г Б Б
40 Б В А
41 А Б Г
42 А Г В
43 Г А Б
44 Б В Г
45 А Г В
46 раздробленность колонизация Князь Даниил
47 Либеральные СЭВ «Военный коммунизм»
48 Ответ-рассуждение Ответ-рассуждение Ответ-рассуждение
49 Ответ-рассуждение Ответ-рассуждение Ответ-рассуждение
50 Ответ-рассуждение Ответ-рассуждение Ответ-рассуждение
Критерии оценки:
Максимальное количество правильных ответов – 50.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если количество правильных ответов 30-37 (60% - 75%).
Оценка «хорошо» выставляется, если количество правильных ответов 38-42 (76%-85%).
Оценка «отлично» выставляется, если количество правильных ответов 43-50 (86%-100%).