РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Юные инспектора дорожного движения»


Управление образования Исполнительного комитета
города Набережные Челны Республики Татарстан
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №55»
УТВЕРЖДЕНО
Протоколом педагогического совета
от 28.08.2013 г. №1
Директор школы
________________/Р.М.Самиков/
Введено приказом №421
от «02» сентября 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
объединения дополнительного образования
«Юные инспектора дорожного движения»
ДЛЯ 4а КЛАССА
2 часа в неделю
70 часов в год
Составитель: Иванова Ольга Игоревна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
____________ /Минубаева А. Ю./
РАССМОТРЕНО
На заседании МС, протокол №_1_ от 27.08.2013 г.
Руководитель МС_______________/Васюта А,Г,
Набережные Челны
2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
I. Введение
Образовательная программа «Юные инспектора дорожного движения» Возраст обучающихся 10-11 лет Сроки реализации программы - 1 год
К итогам, которые подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы в рамках ФГОС второго поколения, относится способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:
- системы знаний о природе, обществе, человеке;
- умений учебно-познавательной и практической деятельности, обобщенных способов деятельности;
- коммуникативных и информационных умений;
- системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.
В программе делается акцент на особенности работы городского детского объединения юных инспекторов движения в связи с совершенствованием профилактической работы, поиском новых форм и методов обучения правилам дорожного движения, на формирование грамотного участника и убежденного пропагандиста правил дорожного движения. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Основные методы, используемые при реализации программы: в обучении - практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод; в воспитании - (по Г. И. Щукиной) - методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.
Образовательная программа «Юные инспектора дорожного движения» относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта. Программа рассчитана на детей 10-11лет, срок реализации 1 года. Основные формы деятельности детского объединения по данной программе: обучение, профессионально-ориентированные игры, соревнования, практическая работа по проведению пропаганды и агитации. Занятия проводятся группами переменного состава из школьников города 1 раз в неделю по 2 часа. В программе реализуются теоретические и практические блоки агитации и пропаганды, что позволяет наиболее полно охватить и реализовать потребности обучающихся, дать необходимую информацию и создать условия для творческого самовыражения личности и профессионального самоопределения. Предусматриваются практические работы, конкурсно - соревновательные мероприятия, самостоятельная подготовка и проведение агитационно-пропагандистских мероприятий для учащихся школы.
II. Актуальность и необходимость программы
На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека, приобретают особое значение. Проблема сохранения жизни и здоровья подрастающего поколения – социальная.
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.
Необходимо научить ребенка правилам жизни во взрослом мире - в мире спешащих людей и машин. Причем надо отметить, что автомобили становятся опасными человеку в силу его недисциплинированности - как водителя, так и пешехода. Происшествие всегда является следствием того, что родители недосмотрели, педагоги недоучили, воспитатели недовоспитали, ГАИ-ГИБДЦ недоорганизовало, водитель не проявил достаточного профессионализма. В городе сложилась система деятельности детского движения отрядов ЮИД по изучению и пропаганде правил дорожного движения, агитации, профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Это потребовало координацию и управление деятельностью школьных отрядов ЮИД. С этой целью на базе нашей школы были введены дополнительные занятия по ПДД в начальных классах.


III. Цель и задачи программы
Основная цель программы: профилактика дорожно-транспортного травматизма через обеспечение личностно - деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность.
Задачи:
Обеспечить устойчивую потребность у учащихся совершенствовать культуру поведения на улицах, в общественном транспорте, на проезжей части.
Пропагандировать правила дорожного движения.
Обеспечить формирование активной жизненной позиции через проведение внеурочных дел, участие классного коллектива в общешкольных мероприятиях, направленных на закрепление навыков безопасного поведения на дороге.
Воспитание убежденного образцового участника дорожного движения, активного агитатора и пропагандиста ПДД:
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
самостоятельности в принятии правильных решений;
убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения Правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения. 
здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического совершенства.
Формы работы: беседы, практические занятия, творческие конкурсы, интеллектуальные игры, экскурсии, психологические тренинги.
IV. Основные направления реализации программы
Основы безопасности16ч
Правила дорожного движения 33ч
Государственное страхование 2ч
Основы медицинских знаний12ч
Творческие проекты 7ч
V.Ожидаемые результаты:
Программа призвана способствовать формированию у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности. Ожидается, что в результате освоения материала программы школьники будут:
Знать Уметь
правила дорожного движения пользоваться правилами дорожного движения
сигналы светофора и жесты регулировщика переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения
правила пользования общественным транспортом правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта
наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой
наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части в микрорайоне выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части
правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров
о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на проезжей части
что несет ответственность перед другими участниками дорожного движения осознавать ответственность за свою жизнь и своё здоровье, за жизнь и здоровье всех участников дорожного движения.
VI.Тематическое планирование
№ п/пДата проведения Тема занятия Основные понятия Методы и формы
Кол-во часов
Планир. фактич. Основы безопасности 6ч. 1. 04.09 Вводное занятие.
Что необходимо знать о
дорожном движении внашем районе.
Викторина «Знаешь ли ты ПДД ?»
Формировать и развивать у учащихся
целостное восприятие окружающей дорожной
среды, наблюдательность и внимательность,
умение ориентироваться в своем районе;
развивать интерес
к истории района и его нынешнему состоянию
(в соответствии с изучаемой тематикой)
Дорожно-транспортная
система; основныефункции ГИБДД
Беседа;
практическая работа;
ролевая игра;
просмотр и обсуждение
видеофрагментов;
2
2. 11.09 Правила перехода улиц и дорог. Ответственность пешеходов за нарушение ПДД. Продолжить знакомство
с правилами движения пешеходов:
индивидуальное движение, движение
группами и в колоннах; воспитывать
ответственность, дисциплинированность
и культуру поведения на улицах и дорогах
Участник дорожногодвижения, пешеход;
тротуар, пешеходнаядорожка, пешеходныйпереход
Беседа;
работа в малых
группах2
3. 18.09 Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах
Правила игры, воспитание
ответственности, дисциплинированности
и культуры поведения на улицах и дорогах
Игры и соревнования 2
Правила дорожного движения 22ч. 4. 25.09 Основные понятия
и термины Правил
дорожного движения
Продолжить знакомство
с основными понятиями
и терминами, употребляемыми в Правилах
дорожного движения
Правила дорожного
движения; дорога,
проезжая часть,
тротуар, транспортноесредство, механическое
транспортное средство,
маршрутное транспортное
средство, участник
дорожного движения,
пешеход, водитель,
пассажир
Беседа;
работа в малых
группах (модель«Взаимообучение и
взаимотренировка»);ролевая игра
2
5. 02.10 Правила движения транспортных средств в жилой зоне. Формировать и развивать у учащихся
целостное восприятие окружающей дорожной
среды, наблюдательность и внимательность,
умение ориентироваться в своем районе;
Беседа;
работа в малых
группах2
6. 09.10 Дорожные знаки
и дополнительные
средства информации
Продолжить изучение дорожных знаков
и дополнительных средств информации:
ознакомить учащихся с историей создания
международной системы дорожных знаков, сгруппами дорожных знаков и их назначением
Группы дорожных знаков:
предупреждающие, знаки
приоритета, запрещающие,
предписывающие,
информационно-
указательные, знаки
сервиса, знаки
дополнительной
информации (таблички)
Беседа;
работа в малых группах
(модель «Мозаика»);
практическая работа
2
7. 16.10 Элементы дорог
и улиц
Продолжить формирование знаний учащихся
об основных элементах дорог и улиц и об их
назначенииПроезжая часть,
тротуар, обочина, кювет,
трамвайные пути; улицы
с односторонним
и двусторонним
движением Беседа;
работа в малых группах
(модель «Кооперация»)
2
8. 23.10 Дорожная разметка Дать представление
о вертикальной
и горизонтальной разметке и ее значении длярегулирования движения транспорта; научить
понимать разметку
и использовать эти знания
в повседневной жизни
дорожная разметка;
горизонтальная
продольная и поперечная
разметка; вертикальная
дорожная разметка
Беседа;
работа в малых группах
(модель «Мозаика»)
2
9. 30.10 Права, обязанности
и ответственность
участников дорожногодвижения.
Формировать у учащихся представление о
Правилах дорожного движения как о Законе,
соблюдение которого обязательно для всех
участников дорожного движения: пешеходов,
водителей, пассажиров
Правила дорожного
движения; участники
дорожного движения;
права и обязанности
участников дорожногодвижения; ответственность
за нарушение Правил
дорожного движения Беседа;
работа в малых
группах (модель«Взаимообучение и
взаимотренировка»);ролевая игра
Правил
дорожного движения
2
10 13.11 Правила движения
пешеходов. Составление памяток.
Продолжить знакомство
с правилами движения пешеходов:
индивидуальное движение, движение
группами и в колоннах; воспитывать
ответственность, дисциплинированность
и культуру поведения на улицах и дорогах
Участник дорожногодвижения, пешеход;
тротуар, пешеходнаядорожка, пешеходныйпереход
Беседа;
практическая работа;
просмотр
и обсуждение
видеофрагментов;
ролевая игра
Творческая работа 2
11 20.11 Где и как переходить
улицу
Продолжить формирование умений и
навыков, необходимых для безопасногоперехода проезжей части; закрепить умения
понимать значение дорожных знаков
и разметки и поступать
в соответствии с ними
Участник дорожногодвижения, пешеход;
пешеходный переход Беседа;
работа в малых группах
(модель «Кооперация»);
просмотр
и обсуждение
видеофрагментов;
ролевая игра
2
12 27.11 Проектная работа. Выпуск стенгазеты «Дорожная безопасность» ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей Творческая работа 2
13 04.12 Регулируемый
перекресток. Организация движения, технические средства регулирования движения. Углубить знания учащихся
о различных видах перекрестков;
формировать умения и навыки безопасного
перехода регулируемых перекрестков
Перекресток;
четырехсторонние,
Т-образные, У-образные,
многосторонние
перекрестки площадей;
регулируемый перекресток;
светофор, сигналы
регулировщика
Беседа;
практическая работа;
просмотр
и обсуждение
видеофрагментов
2
14 11.12 Нерегулируемый
перекресток
Продолжить формирование знаний учащихся
о различных видах перекрестков;
формировать умения и навыки безопасного
перехода нерегулируемых перекрестков
Нерегулируемый
перекресток;
нерегулируемые
перекрестки равнозначныхи неравнозначных дорог
Беседа;
практическая работа;
Групповая игра (на свежем воздухе) 2
Основы безопасности 10ч 15 18.12 Дорожные «ловушки»
Закрепить знания правил безопасного
перехода проезжей части; развивать
умение видеть на дороге опасные ситуации-
«ловушки»
и избегать их
Ситуация-«ловушка»;
виды ситуаций-«ловушек»:
закрытый обзор,
отвлечение внимания,
«пустынная улица»,
пешеход у проезжей части,
пешеход на проезжей части Беседа и обсуждение,
работа в малых группах
(модель «Мозаика»);
2
16 25.12 Тормозной путь транспортных средств. Ремень безопасности. Удерживающее кресло. Подушка безопасности. Понятия «тормозной путь транспортных средств», «ремень безопасности», «удерживающее кресло», «подушка безопасности» Беседа;
практическая работа;
просмотр
и обсуждение
видеофрагментов 2
17 15.01 Влияние погодных условий на безопасность движения. Ознакомить учащихся с понятиями
«Погодные условия», увеличение тормозного пути при гололёде, дожде 2
18 22.01 Проектная работа « Таблица определения тормозного пути» Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей. Творческая работа 2
19 29.01 Разработка памяток для водителей «Тише едешь, дальше будешь» Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей. Творческая работа 2
Государственное страхование 2ч 20 05.02 Страхование жизни, медицинское страхование Ознакомить учащихся с понятиями
«Страхование жизни», «медицинское страхование» Беседа и обсуждение
1
21 05.02 Страхование имущества и транспортных средств. Ознакомить учащихся с понятиями
«Страхование имущества и транспортных средств». Беседа и обсуждение
1
Правила дорожного движения 11ч 22 12.02 Правила пользования
транспортом. Обязанности пассажира. Составление памяток.
Воспитывать культуру поведения вобщественном транспорте; научить посадке
и высадке из транспорта и безопасномуповедению на посадочных площадках
Механическое
транспортное средство;
маршрутное транспортное
средство; посадочнаяплощадка
Беседа и обсуждение
Групповая игра (на свежем воздухе) 2
23 19.02 Роликовые коньки
и скейтборды
Ознакомить учащихся
с правилами безопасности при катании нароликовых коньках и скейтбордах
Участник дорожногодвижения; пешеход;
спортивный снаряд
Беседа;
и обсуждение
Групповая игра (на свежем воздухе)
практическая работа
2
24 26.02 Правила движения
велосипедистов
и мопедистовОзнакомить учащихся
с требованиями Правил дорожного движения,
предъявляемых
к велосипедистам
Участник дорожногодвижения; транспортноесредство; водитель;
велосипед (мопед);
пешеход
Беседа;
практическая работа;
дискуссия
Групповая игра (на свежем воздухе) 2
25 05.03 Некоторые технические
требования
к велосипеду и мопеду
Систематизировать и расширить знания
учащихся о велосипеде: его истории,
устройстве, типах велосипедов, экипировке
Велосипед; основныедетали и узлы велосипеда:
рама, руль, вилка,
седло, тормоза, колеса,
покрышки, педали, цепь
Беседа;
практическая работа
2
26 12.03 Проектная работы
Подготовка выступлению агитбригады Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей. Творческая работа 2
27 19.03 Выступление агитбригады. Умение справиться с волнением, понимание важности пропаганды ПДД Творческая работа 1
Основы медицинских знаний 12ч 28 02.04 Аптечка. Перевязочные средства медицинской аптечкиПеревязочные средства медицинской аптечкиБеседа;
практическая работа
2
29 09.04 Проектная работа. «Природные целители» Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей. Творческая работа 2
30 16.04 Действия при ДТП. Оказание первой доврачебной помощи Ознакомить учащихся с понятиями
«ДТП», «первая доврачебная помощь» Беседа;
практическая работа
2
31 23.04 Правила наложения жгута. Правила наложения повязки: рука, нога, головы, грудной клетки Ознакомить учащихся с понятиями
«жгут», «повязка» Беседа;
практическая работа
2
32 30.04 Правила наложения шины. Правила переноски пострадавших Основные п равила транспортировки пострадавших Беседа;
практическая работа
2
33 07.05 Практическое занятие по оказанию первой помощи .Правила наложения жгута, шины, повязки. Правила переноски пострадавших Практическая работа
2
Творческий проект 7ч 34 14.05 Проектная работа. Разработка выступления на городском конкурсе ЮИД. Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей. Творческая работа 2
35 21.05 Выступления на городском конкурсе ЮИД. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Творческая работа 2
36 28.05 Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах
Правила игры, воспитание
ответственности, дисциплинированности
и культуры поведения на улицах и дорогах
Игры и соревнования 2
37 31.05 Подведем итоги Проверить качество усвоения знаний,
полученных при изучении модуля «Человек,
автомобиль, дорога»
Основные понятия
и термины, изученные
в соответствии с тематикой
занятий модуля
Тестовый контроль,
викторина, ролевая
игра или иные формы,
позволяющие выявить
знания
и умения учащихся поданному модулю
ролевая игра;
практическая работа
1
Всего: 70часов
VII. Список использованной и рекомендуемой учебно-методической литературы
1. Дорохов А.А. «Зелёный…Желтый… Красный!» - М.: Детская литература,1984.
2. Правила дорожного движения. – М, 2004.
3. Автогражданка. 20 вопросов и ответов. – М., Офис ОСАГО, 2010г.
4.Ижевский П.В. Безопасное поведение на улицах и дорогах, пособие для учащихся начальной школы. – М. Просвещение, 2007г.
5.Ижевский П.В. Обучение правилам дорожного движения, 1-4 кл., методическое пособие. – М. Просвещение, 2010г.
6.Основы безопасности жизнедеятельности, 11 кл., учебник для общеобразовательных учреждений, В.В. Марков и др. – М. «Дрофа», 2010г. (раздел 1)
7.Рыбин А.Л. Дорожная азбука велосипедиста, кн. для учащихся 5-7 кл. – М., Просвещение, 2008г.
8.Рыбин А.Л. и др. Обучение правилам дорожного движения. – М., Просвещение, 2010г.