Классный час для учащихся 7 класса по теме: «Спешите делать Добро».


Классный час для обучающихся 7 класса по теме: «Спешите делать Добро».
Цель занятия: - формировать у учащихся ориентацию на добродетель;
- учить принимать решения в нравственных ситуациях;
-формировать доброжелательные отношения в классе.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, компьютер, презентационный материал выполненный в PowerPoint; части растения, вырезанные из цветной бумаги; конверт с набором слов для составления пословиц
Ход занятия.
Психологический настрой. посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям. Сегодня нам предстоит работа в группах, и вы помните, что в группе каждый имеет право высказать своё мнение, выслушать каждого, благодарить.
Слайд №1. Во внутреннем мире человека доброта- это солнце В.Гюго.
На экране слайд №2 со стихотворными строками:
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту.
- Как вы думаете, о чём это стихотворение?
- А только ли о доброте? Обратите внимание на подчёркнутые слова. На какие мысли они вас направляют? Но не только в мыслях, а и в своих действиях человек должен стремиться творить добро. «Спешите делать Добро» - это должны быть не пустые слова, мы должны применять их в жизни.
- Сегодня мы вновь поговорим с вами о Доброте и попробуем вырастить цветок Добра.
(На ватман прикрепляется серединка цветка со словом «доброта»).
- А что же такое Доброта? С чем ассоциируется это слово? Что вам сразу приходит на ум, когда вы слышите слово Доброта? (ответы записываются на доске).
- А посмотрите, как сформулировано понятие «доброты» Сергеем Ивановичем Ожеговым в «Словаре русского языка»:
Слайд №3
Доброта- отзывчивость, сочувствие, душевное расположение к людям, стремление делать доброе, хорошее, полезное другим.
- Да, многие из вас, верно, понимают и чувствуют, что такое Доброта.
- Через что проявляется Доброта в нашей жизни?
Я зачитаю слова из известного стихотворения:
Слайд №4
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может не слова - дела важны?
Дела – делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас.
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
М.Лисянский.
- Через что проявляется Доброта в общении?
(на ватман прикрепляется лепесток со словом «слова»).
- Через какие слова?
Слайд №5
(слова- комплименты, слова- приветствия, слова, проявляющие внимание к собеседнику, слова- просьбы, слова, демонстрирующие культуру речи, слова прощания и благодарности.) - А что ещё важно в общении? –(интонация).
Послушайте, пожалуйста, притчу великого русского педагога В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек».
В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком.
У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди - заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда. Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.-Что это за человек? - спросил внук деда.
- Это не человек, - ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
- Что это за человек? - спросил внук деда.
- И это еще не человек, - ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды. напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил
привязанным у колодца.
-А это что за человек? - спросил внук.
- Обыкновенный человек, - ответил дед.
- Через что проявляется Доброта в этом рассказе?
(на ватман прикрепляется лепесток со словом «поступки»).
- Можно ли сказать, что дед с внуком – обыкновенные люди? Почему?
(делать добро – естественно для человека).
- А мы с вами обыкновенные люди?
- А на этих иллюстрациях присутствует момент проявления Доброты?
(на ватмане прикрепляются слова «подарки», «жесты»).
- А ещё добрый человек обладает определёнными качествами и чертами характера.
Слайд №6
Аккуратный, доброжелательный, грубый. Вежливый, неучтивый, предлагающий и оказывающий помощь другим, часто ссорится, умеет прощать обиды, отзывчивый, вспыльчивый, скромный, общительный, ласковый, весёлый, наглый, внимательный к другим, жадный, крикливый, терпимый к другим людям, щедрый .- Какие из этих слов характеризуют доброго человека?
Работа в группах.
- Кто хочет прочитать, что получилось? (по желанию).
- Другие группы хотят добавить?
- Является ли человек от рождения добрым или же нужны условия, чтоб человек стал добрым? (семья, окружающее общество, общение с другими людьми).
- Можно ли развить это чувство?
- По отношению, к каким людям легче быть добрым? (близким, тому, с кем хорошие отношения).
- А когда сложнее проявить добро? (когда человек грубит).
- А что даёт сделанное добро человеку? Что вы ощущаете, когда сделаете что-то доброе? Примеры. (например, вам подарили подарок или вы подарили сами кому-то).
\ Медики советуют ежедневно одну-три минуты посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несет силу, энергию, прежде всего тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес кого эти слова были сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово - неживое.
- Давайте улыбнемся и скажем друг другу добрые слова (работа в парах).
- Вежливое слово- лучшее лекарство от злобы, грубости, бескультурья. Не зря народная мудрость гласит: «Доброе слово лечит, а злое калечит». Ещё издавна люди стремились к добру. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста.
Работа в группах.
Команды получают по 1 конверту с пословицами. Необходимо соединить две части одной пословицы и посмотреть какую мудрость отражают пословицы.
I. Красота до вечера, а доброта на века.
Кто любит добрые дела,…тому и жизнь мила.
Делай другим добро,…будешь сам без беды.
II. Доброе слово дом построит, …злое слово дом разрушит.
Без добрых дел…нет доброго имени.
Доброе слово…и железные ворота открывает.
- Что приходит с добром в жизнь человека? (по пословицам)
А сейчас я предлагаю обсудить такие ситуации.
Слайд №7
После уроков учительница попросила Петю и Сашу сделать генеральную уборку в классе. Проверив, учительница оказалась результатом довольна. Всё было выполнено отлично.
- Можно ли сказать, что выполнено доброе дело? Через что? – через полезную деятельность.
Слайд №8.
Петя не смог выполнить домашнее задание по математике. Утром перед уроками он попросил списать у Васи. За списанное задание он получил «5». На следующем уроке состоялась контрольная, и Петя не смог справиться с заданием, за что получил соответствующую оценку.
- Дать списать – доброе дело? Принесло ли оно пользу?
- А как можно было поступить, чтоб свершилось доброе полезное дело?
- А как легче?
- В чём причина, что не все люди идут более сложным путём, чтоб действительно свершилось доброе, полезное дело?
- Потому что проявляя доброту к окружающим нас людям, нам приходится чем-то жертвовать (на ватмане стебель)
Рассматривание примеров:
- жертвовать временем.
- жертвовать своими интересами
-жертвовать здоровьем.
(на ватмане в виде корней слова «временем», «интересами», «здоровьем»).
- Оказывается, в жизни не так легко быть добрым. Жертвовать – это трудно. Но человечество с давних времён стремится сохранить добро в своей жизни. Почему?
( Доброта – качество, необходимое для жизни, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость;
Предлагая свою помощь другим, можно рассчитывать на помощь окружающих; Добрые поступки надолго сохраняются в памяти людей).- Ребята, я надеюсь, что вы будете стараться быть всегда добрыми. И эти качества будут крепкими в вас.
Слайд №9
- Спасибо за внимание. А я всех благодарю за тёплый, доверительный разговор, за добрые умные мысли, за творческое отношение к работе.