Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема: Знакомство с буквой Й, й, звуком [й].


Урок обучения грамоте в 1 классе.
Тема: Знакомство с буквой Й, й, звуком [й].
Оргмомент.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок:
Постараюсь всё понять,
Буду правильно читать.
Эмоциональное состояние.
– С каким настроением вы пришли сегодня в школу?
Разминка.
- Верите ли вы , что: в русском языке 10 гласных букв?
в русском языке гласных звуков тоже 10?
в русском алфавите 34 буквы?
ь обозначает согласный звук?
буква П следует за буквой О?
буква У – гласная?
Введение в тему урока.
Парная работа – У вас на столах конверты с буквами М Я Ч Й
Посмотрите на буквы. Подумайте, какая буква здесь лишняя и почему.
(Й – ещё не изучена нами) Отложите эту букву пока в сторону. Составьте из оставшихся букв слово. Прочитайте его. (Мяч)
Послушайте стихотворение С. Маршака и подумайте, какой звук встречается в этом стихотворении достаточно часто.
Мой весёлый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Жёлтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
(Звук [Й])
Сообщение темы урока учащимися.
- Как вы думаете, почему для начала урока я выбрала такие задания?
(Будем знакомиться с буквой Й,й)
- Покажите букву, которую вы отложили на столе. Вот этой буквой мы и будем обозначать звук [Й].
Букву Й зовут «И кратким»
Й, как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
- А нужно ли нам знакомиться с буквой Й?
Мы с вами и так изучили уже достаточно много букв и можем прочитать много слов. (Нужно.)
- А для чего? Может, обойдёмся без неё? (Нужно узнавать новые слова.)
- Недавно я прочитала на страничке в Интернете, что в русском языке всего 74 слова, начинающихся на букву Й. Мне стало интересно, что же это за слова? Действительно ли в русском языке 74 слова на букву Й, или это всё выдумки? Я искала и нашла!
Конечно, подавляющее большинство слов – это имена собственные, то есть имена людей, названия населённых пунктов или других географических объектов.
Слов на «Й» не совсем немного:
Йогурт, йод и слово йога.
«Й» в конце и в середине пишем:
Чай, случайный, тайный, лишний.
Буква «И краткое» есть в русском, украинском, белорусском, болгарском алфавитах. Раньше была и в сербском, но была заменена йотом J.
Знак Й происходит из церковнославянской письменности, представляя собой сочетание буквы И и знака краткости. Строгое разграничение написаний И и Й возникло более 400 лет назад. Позже все надстрочные знаки были отменены, но в 1735 г. этот знак был восстановлен. А официальной буквой нашего алфавита Й стало только 100 лет назад.
Планирование урока.
– Что бы вы хотели, чтобы сегодня обязательно было на уроке?
(Читать, играть, составлять слова)
Работа по теме урока.
Игра «Узнавалка».
Узнаём звук [Й] в словах. Если услышали звук [й] – хлопок, если нет – руки положить на парту:
лиса, чайник, лучик, лицо, моё, соловей, автобус, хитрый, яблоки, машина, змей, чай, мяч, лейка, ель.Игра «Замени звук». Замените звук в середине слова на Й:
чаШка - чаЙкалеСка – леЙкалаПка – лаЙка реЧка – реЙкамоШка – моЙка соТка – соЙкагаЛка – гаЙка реЧка – реЙкаЧтение слогов и слов с буквой Й. (Интерактивная доска)
- Дайте характеристику звуку [й]. Он какой? (Согл, звонк., мягк.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Как живёте?- Вот так!
- Как идёте? - Вот так!
- Как бежите?
- Ночью спите?
- Как берёте?
- Как даёте?
- Как молчите?
- Как грозите?
- Как сидите?
Работа с учебником.
Работа с иллюстрацией.
- Как назвать одним словом людей, изображённых на иллюстрации?
(Солдаты, воины…)
- Почему здесь мы видим воинов в разной форме и с разным видом оружия? (Воины в русской армии разных времён)
- Наша страна очень большая и поэтому чужеземцы не раз пытались отвоевать часть русской земли. Но наша армия всегда была сильной и не позволяла врагам захватывать свои земли.
- Как называлась одежда древних воинов? (Кольчуга)
- А что защищало голову ? (Шлем)
- В верхней части иллюстрации изображён воин армии царя Петра Первого. У них совсем другая форма.
- Сможете найти здесь воина наших дней?
Чтение рассказа на стр. 35.
Посмотрите на иллюстрацию на соседней странице. Можно ли сказать, что на ней тоже изображён воин? (Можно, но он уже не воюет, потому что старенький.)
Читаем текст под иллюстрацией.
- Кем был дедушка на войне?
(Снайпером.)
- Кто такой снайпер? (Человек, который хорошо стреляет.)
- Какое слово является синонимом к слову снайпер? (стрелок)
- Какой медалью награждён дедушка? («За отвагу»)
(Слайды)
Медаль «За отвагу» даётся за личное мужество и отвагу, проявленные при защите Родины и исполнение воинского долга в боях с врагами или при защите границ нашего Отечества.
Медаль «За отвагу» носится на левой стороне груди. Если у воина есть другие ордена и медали, то медаль «За отвагу» располагается после орденов, но перед другими медалями.
Награждаются этой медалью в основном рядовые солдаты и сержанты, реже – младшие офицеры. Каждая медаль имеет свой номер.
- Подумайте, какие синонимы можно подобрать к слову «отвага»?
(смелость, храбрость, решительность, мужество, героизм, бесстрашие…) – всего 18 синонимов!
- Что говорит мама о дедушке?
- Как вы понимаете эту фразу?
Гимнастика для глаз.
Очень долго мы читали
Глазки у ребят устали.
Закрепление пройденного материала.
1) Работа в парах
- Я показываю вам схему слова, а вы ищите на карточках слово, подходящее к данной схеме.
ВОЙНА ГЕРОЙ ВОИН СНАЙПЕР
-Как вы думаете, почему мы с вами всё ещё допускаем ошибки в определении звукового состава слова? (Трудно. Не внимательны.) 2) Игра в антонимы.
БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ ВЫСОКИЙ – НИЗКИЙ
КРИВОЙ – ПРЯМОЙ БЕЛЫЙ – ЧЁРНЫЙ
УЗКИЙ – ШИРОКИЙ ДАЛЁКИЙ – БЛИЗКИЙ
КОРОТКИЙ – ДЛИННЫЙ ТОЛСТЫЙ – ТОНКИЙ
Ребусы. Работа в группах.
Рефлексия.
Сегодня на уроке у мы познакомились …
Мы повторили …
У меня получилось …
У меня не получилось…
Моё настроение в конце урока…
Домашнее задание.
-Прочитайте рассказ о дедушке ещё раз, вспомните синонимы к слову отвага.
- Спасибо за ваше хорошее настроение, за вашу отличную работу! Сегодня вы МОЛОДЦЫ!!!