Разработка урока по окружающему миру Почему мы часто слышим слово экология?(1 класс)


Открытый урок в 1-ом классе МБОУ «Краснорогская СОШ им.А.К.Толстого»
Учитель Черненко Е.А.
Тема: Почему мы часто слышим слово «экология»?
Цели: познакомить учащихся с тем, чему учит экология
-Учиться понимать взаимозависимость в системе «человек – природа – общество».
- -Осознать необходимость выполнения правил поведения в «зеленом доме»
-Воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.
-Формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры.
П. умение находить нужную информацию;
К. развивать коммуникабельность, умение сотрудничать;
Р. формировать умение оценивать свою работу на уроке,
Л. Развивать умение учиться .
Оборудование: компьютер, диски, печатные слова, выставка книг о природе.
1.Оргмомент.
У. Давайте улыбнёмся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
2.Актуализация знаний
– Назовите лишнее слово, и вы узнаете тему урока.
НАСЕКОМЫЕ
ПТИЦЫ
РАСТЕНИЯ
ЗВЕРИ
ЧЕЛОВЕК ЭКОЛОГИЯ
(греч.)
экос – дом
логос – наука
А что же такое "экология”? Экология это наука о нашем доме – о планете Земля. Все, кто как-то знаком с экологией убежден, что спасение человечества возможно лишь тогда, когда каждый из нас овладевает экологическими знаниями и живет по экологическим законам жизни.
-1-
ЭКОЛОГИЯ------------ ЭКОЛОГ
3.Работа по теме урока
Долг каждого эколога – следить, чтобы никто не разорял птичьи гнёзда, не ломал ветки деревьев, не топтал траву в парках, не играл с огнём в лесу. Природа – это наше с вами богатство. Для рыбы нужна чистая вода, птице – чистый воздух, животным – красивый лес и горы. А человеку нужна Родина с богатой природой. Охранять природу – значит беречь и любить свою Родину
(Презентация Скворцова Степана « Забота о природе»Как данная презентация связана с темой урока?
-------Сегодня на адрес нашей школы пришло письмо. Вам нужно внимательно прочитать их и дать ответ на некоторые из них и помочь им.
(Каждой группе дается задание.)
Письмо №1
На день рождения Кате подарили щенка. Наконец- то сбылась ее мечта. Она так долго просила родителей купить ей щенка. И вот теперь у нее появился новый друг. Катя каждую минуту играла с ним, кормила, гуляла. А потом ей подарили говорящую куклу, о щенке Катя вспоминала все реже, а когда он заболел, сказала маме: "Больной собаке не место в доме, пусть живет на улице".
Правильно ли поступила девочка?
Письмо №2
Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.
- Что ты делаешь?- спросила бабушка. Пчел прогоняю, они жалят цветы.
Бабушка улыбнулась и, позвав к себе внука, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.
- А я и не знал об этом.
Что сказала бабушка внуку?
Письмо № 3
Сережа, гуляя с папой в лесу, развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал.
Как убедить папу Сережи в том, что в лесу разжигать костер нельзя?
Ответ: Кострище в лесу не зарастает 5-7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет: полиэтиленового пакета 200 лет.
-2-
«…Каждый человек должен понять, что природе сейчас плохо. И обязательно помочь ей. Обязательно! Как другу, попавшему в беду.»А.А. Плешаков.
4.Физкультминутка.
(Прыжки).
Ловко прыгают зайчата: прыг да прыг, скок да скок!
Быстро бегать зайцам надо, чтобы их не скушал волк!
(Ходьба).
Медвежонок не боится волка, кабана, лисицу.
Мишка по лесу идет: «Где здесь пчелы, где здесь мед?»
(Наклоны в стороны).
Ищет мишка корешки и трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки — для медведя витаминки.
(Ходьба с высоко поднятыми коленями).
Цапля ходит по воде и мечтает о еде.
Ноги выше поднимай, ты, как цапля, не зевай!
(Наклоны вперед).
Чтоб поймать еду в водице, надо цапле наклониться.
Ну-ка тоже наклонись, до носочков дотянись.
(Прыжки из приседа).
Приседаем ниже, глубже, как лягушка в теплой луже.
Прыг — и нет комара! Вот веселая игра.
(Садятся за парты).
Наконец мы все наелись и на бревнышко уселись.
-3-
5. Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»
Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет нашу природу
От коварного огня?
Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
Кто из вас в реке купался
И на пляже загорал?
А когда домой собрался
Мусор за собой убрал?
На привале кто в лесу
Жег засохшую сосну?
А потом так поспешил
Что костер не затушил?
Кто, гуляя на лугу,
Зря не топчет там траву,
Насекомых кто не лови
И цветы совсем не рвет?
Кто животных, птичек любит?
Кто кормушки мастерит
Кто природу охраняет?
За порядком кто следит?
-4-
--------Угадай кто это?
За день съедает столько насекомых и их личинок, сколько весит сам. Этим он спасает растения от гибели. В ходах этих животных скапливается вода и увлажняет почву.
(Крот)
Взрослая птица за 1 час может съесть 100 гусениц. Питается волосатыми гусеницами, которых не едят другие птицы. Этим спасает леса от вредителей.
(Кукушка)
Питается кабанами и оленями. В основном слабыми и больными, чем спасает здоровых животных от заражения. Количество этих хищников малое. Охота на них запрещена.
(Тигр)
Уничтожает большое количество насекомых и грызунов Польза от этой птицы во много раз больше, чем вред, который она приносит, воруя цыплят.
(Сорока)
(Учитель показывает Красную книгу)
Красная книга! Почему она красная?
-В книге рассказывается о самых красивых животных?
-Красный цвет – сигнал тревоги?
-А может быть в этой книге приведено описание опасных для человека животных?
RКрасный цвет предупреждает нас – стой! Остановись! Еще один неосторожный шаг и может быть поздно. Учитель делает небольшое сообщение "Красная книга Международного союза охраны природы и природных ресурсов — список редкостных и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, символический сигнал бедствия, адресованный правительствам и общественности отдельных государств. Периодически пополняется новыми видами. Первая Красная книга опубликована в 1966 году. Издаются также национальные и региональные Красные книги, например, Красная книга Украины.
-5-
(Самостоятельное чтение учебника)
6.Проведение викторины «Мы за все в ответе за свою планету»
6. Рефлексия
Я узнал,что…
Я поделюсь знаниями о…
Теперь я буду…
7.Итог занятия
Что угрожает нашей планете?
Как решить проблему с болезнью нашей планеты?
Как вы должны заботиться о природе? (о птицах, о чистоте, на речке - мусор, битые стекла)
Какие экологические катастрофы вы видите в нашем селе? (Автозаправочная станция, стоянка машин, мусор )Как их можно устранить?
Итак:
Если исчезнут
НАСЕКОМЫЕ погибнут
ПТИЦЫ почему?
Без птиц заболеют ДЕРЕВЬЯ почему?
Без леса не будет дома у ЗВЕРИ
А без леса, птиц не станет ЧЕЛОВЕК.
Каждый из нас любит подарки. Сорока Софья подготовила вам в подарок песню «Не дразните собак»