Тексты для комплексного анализа по темам Фонетика, Словообразование, Морфология

Комплексный анализ текста по теме: “Фонетика” (10-11-й класс)
Внутренние поля
 

 
Это был стари(н,нн)ый трёхэтажный особняк. Его просторные гости(н,нн)ые залы будуары и кабинеты сохрнили тайну и очрование времени. Проходя по анфладам рскошных комнат вы обращаете внимание на га(л,лл)ерею портретов прнадлежащих кисти (не)беззвестных художников.
Вот парадный портрет царского адютанта одетого в тка(н,нн)ый золотом изска(н, нн)ый мундир. По лицу гордливой позе вы понимаете перед вами человек (не) привыкший проигрывать отступать перед прпятствиями . Он всегда впереди в авангарде войска и уверен что арергард место неудачников. Живописец настолько иску (с, сс)но изобразил знатного вльможу что кажется он вот-вот сойдёт с педестала и звеня шпорами пройдётся по залу.
За фигурой адютанта являющейся композицио(н,нн)ым центром картины видна мраморная коло(н,нн)а с барелефом. Внимательно прглядевшись вы увидте на барел..ефе изобржения Юпитера и Марса бога войны. Тяжлая бархтная портера которая является не только деталью но и фоном подчёркивает контраст тонов и блгородство фигуры. Художник использовал богатую и насыще(н,нн) ую плитру красок здесь бгря(н,нн)ый золотой пурпурный (бело)снежный и (иссиня)чёрный цвета. Такой клорит првлекает внимание зрителя помогает почувствовать символику деталей. Какой(то) сверхестественной силой веет от этого полотна!

Задания к тексту:
1. Озаглавьте текст. 2. Определите тип и стиль речи. 3. Сформулируйте основную идею текста. 4.Определите лексическое значение выделенных слов. 5.Какими примерами можно проиллюстрировать правило “Правописание Ъ и Ь знаков”? 6.Выпишите 2-3 примера слов, где звуков больше, чем букв. 7.Из первого абзаца выпишите все слова, в которых все звуки звонкие. 8. Расставьте ударение в словах:
Баловать, кремень, мастерски, кухонный, заплесневеть, начата, звонит, крапива, ржаветь.
*Чем барельеф отличается от горельефа?
** В каких произведениях русской классики вы могли бы встретить подобный текст?

Комплексный анализ текста по теме “Словообразование” (10-11-й класс).
Внутренние поля
 

 
Мы прходим в мир для того что(бы) постигнуть красоту утврдить создать её .
Красота это радость нашей жизни. Человек стал Человеком (по)тому что увидл глубину лзурного неба бгровый закат пред ветре(н,нн)ым днём трпетание марева над горзонтом журавли(н,нн)ую стаю отржение солнца в мриадах капель утре(н,нн)ей рсы серые нити дождя в пасмурный день. Остновись и ты в изумлении перед красотой и в твоём сердце ра(с,сс)цветёт благородство. Перед человеком открылась радость жизни (по)тому что он услышал шпот листьев переливысеребря(н,нн)ых колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе шрох снежинок и стон метели ласковое плсканье волны- услышал и затаив дыхание слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой береги её.

Задание к тексту:
1.Сформулируйте основную мысль текста. 2.Выпишите 2-3 примера слов, образованных приставочным способом. 3.Определите способ образования выделенных слов. 4.Выпишите слова, не имеющие окончания. 5. Приведите примеры слов, в которых был бы суффикс – ий и окончание – ий. 6.Дайте толкование слову “мириады”. 7. Прилагательные каких разрядов использованы в тексте? Приведите примеры. 8.Какие из перечисленных художественных средств использованы в тексте: метафора, оксюморон, гипербола, эпитет, анафора, антитеза? Приведите примеры.
*Вставьте пропущенные буквы и разберите по составу слова :
Инекция, обём, адютант.
**Запишите фразеологизм со словом “мириады”.






Комплексный анализ текста по теме “Морфология” (10-11-й класс).
Внутренние поля
 

 
Вопрос о том как вести себя в обществе может на первый взгляд покзаться сущим пустком. Однако
)что (не)пробртается с таким трудом и (н)что столь (не)важно как хорошие мнеры которые (не) имеют (ни)чего общего (н) с натянутой церемо(н,нн)остью (н) с наглой развязностью (н) с (не)лепой застенчивостью. (Не)которая доля держа(н,нн)ости всегда бывает нужна точно так(же) как соверше(н,нн)о необходима извесная степень твёрдости.
Во всём что ты говориш следует быть точным ясным и определё(н,нн)ым иначе (в)место того что(бы) развлеч других или что(то) им сообщить ты только затуманшь им головы.
Чем(бы) тебе (н)прходилось заниматься делай это как следует не (кое)как. Добрайся до сути вещей. Всё сдела(н,нн)ое (на)половину на мой взгляд (во)все (не)сдела(н,нн)о. Даже хуже ибо такое (не)редко может ввести в заблуждение. (По Ф.Честерфилду)

Задание к тексту:
1.Какова тема данного текста? 2.Какова основная мысль текста? 3. Определите тип текста. 4. Местоимения каких разрядов использованы в тексте? Приведите примеры. 5. Выпишите устаревший союз. 6.Выпишите краткое причастие и определите его синтаксическую роль. 7.Произведите морфологический разбор выделенных слов. 8.Подберите синонимы к слову “застенчивость”. 9.Подберите однокоренные слова к слову “манеры”.
*Укажите неверное объяснение написания слова:
решЁн- суффикс страдательного причастия прошедшего времени –ЁН-
Сделать- неизменяемая на письме приставка С-
рАстереть – пишется А, так как дальше следует сочетание СТ
борЮтся- окончание глагола первого спряжении
**Кто такой лорд Честерфилд и почему он писал своему сыну письма, отрывок из которого вы анализировали?


Комплексный анализ текста “Синтаксис и пунктуация” (11-й класс)
Внутренние поля
 

 
Темнеет. К ночи поднимается вюга.
Кроме таинстве(н,нн)ых огоньков в (полу)версте (ни)чего не видно (в)переди. Хорошо ещё что морозно и ветер легко дувает жсткий снежок. Но (за)то он бёт в лицо засыпает с шпеньем прдорожные дубовые ветки отрывает их почерневшие листья и глядя на них чуствуеш себя затеря(н,нн)ым в пусты(н,нн)о м мире среди вечных северных сумерек.
В поле (в)далеке от проезжих путей стоит хутор. Далее деревенька которая когда(то) была близ хутора гнездится теперь врстах пяти(восьми) от него. Хутор давным(давно) наименовали Лучезаровкой.
Лучезаровка! Шумит как море ветер вокруг неё и на дворе по высоким сине(белым) сугробам как по могильным холмам курится позёмка. Эти сугробы окруже(н,нн)ы далеко друг от друга раброса(н,нн)ыми постройками. Все постройки на стари(н,нн)ый лад дли(н,нн)ые и низкие. На доме большая соломе(н,нн)ая крыша почернела от времени.
Кажется что усадьба вымрла (ни)каких признаков человеч..его жилья (н)одного следа во дворе (н) одного звука живой речи. Всё спит безжизне(н,нн)ым сном и только бродящие по ночам волки приходят из лугов по саду к самому блкону ( По И.Бунину).

Задание к тексту:
1.Определите стиль и тип речи. 2.Выпишите по 2 примера словосочетаний с разными типами связи. 3.Выпишите обособленное обстоятельство. 4.Выпишите распространённое безличное предложение. 5.Отметьте сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. 6.Какой тип связи использован в словосочетаниях: ИХ ЛИСТЬЯ, ОТРЫВАЕТ ЛИСТЬЯ? 7.Выпишите одно предложение с составным именным сказуемым. 8.Выпишите из текста сравнения.
* Составьте словосочетания по типу управления с данными словами: гарантия, винить, горевать.
** Составить минитексты со словосочетаниями : заслужить награду, неверие в победу, памятник неизвестному солдату, памятник скульптора, удостоить награды, удостоить вниманием.
***Назовите произведения И.Бунина, посвящённые русской природе.

15