Как получить новые слова? Различение и выделение из слова звуков. Составление рассказа «На рыбалке». Написание элемента «линия с закруглением внизу»


Тема: Как получить новые слова?
Различение и выделение из слова звуков.
Составление рассказа «На рыбалке». УРОК:
обучение
грамоте Школа:
Дата: Имя учителя:
КЛАСС: 1 Количество присутствующих: Количество отсутствующих:
Цели обучения, которым посвящен урок: Составлять рассказ по сюжетной иллюстрации или по серии картинок.
Выделять звуки в словах и различать их признаки (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, глухие/звонкие).
Читать схемы предложений; составлять предложения по заданной схеме.
Передавать информацию из прослушанных/прочитанных текстов при помощи рисунка, схемы, знаков с помощью учителя.
Написание элемента «линия с закруглением внизу»
Развитие
навыков: Составление рассказа на заданную тему.
Ориентирование в звуковой форме слова.
2.1 Использование видов чтения.
3.4 Изложение содержания прослушанного/прочитанного материала.
Все учащиеся смогут:
Принимать учебную задачу урока. Интонационно выделять звуки в словах. Отвечать на итоговые вопросы урока. Оценивать свою работу на уроке.
Предполага
емыйрезультат: Большинство учащихся смогут:
Анализировать слово с опорой на его модель: определять количество и последовательность звуков в слове.
Составлять рассказ по картинкам.
Некоторые учащиеся смогут:
Составлять устный рассказ по серии сюжетных картинок. Выполнять звуковой анализ слова.
Осуществлять анализ, синтез, строить простые рассуждения. Высказывают свои предположения по поводу фразеологизма. Проявить свои театральные способности, участвуя в инсценировке.
Языковая цель Трехъязычие: pi,мальчик, boy; кыз бала, девочка, girl. Основные термины и словосочетания:
Речь, речевые и неречевые звуки, палиндром, палиндромон. Используемый язык для диалога/письма на уроке:
Вопросы для обсуждения:
Из чего состоит речь человека?
Из чего состоят слова?
Материал
прошедших
уроков Речь устная и письменная, предложение, знаки препинания в предложении, схема предложения, слово, слоги, ударение, схема слов. Звуки речевые и неречевые.
План
Временное
планирование Планируемые мероприятия Ресурсы
0-3 мин Создание положительного эмоционального настроя.
Прозвенел уже звонок, начинается урок.
В путешествие пойдем, в страну сказок попадем.
Начало урока с элементами театрализации.
Подготовленные ученики показывают фрагмент из сказки про Буратино и Мальвину.
Вы узнали, какие сказочные герои будут нам сегодня помогать? 3-5 мин Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.
Учитель предлагает детям отгадать загадку.
Его не видно, в руки не взять,
Но зато слышно. (Звук)
Проблемный вопрос:
Из чего состоит речь человека? (Из слов)
Из чего состоят слова? (Из звуков, которые стоят в строгом порядке.) Это речевые звуки.
Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться обозначать речевые звуки на схемах. Работа над новой темой.
Вспомните, как мы изображаем каждый звук человеческой речи. (Это схема одного звука D.)
Работа по учебнику.
Упражнение в интонационном выделении звуков в словах.
(К) Задание № 1. Работа над звуковым анализом слов.
Дети узнают, какой подарок приготовил Буратино Мальвине.
Правило: Чтобы интонационно выделить звук, надо произнести его громче остальных звуков в слове. Учебник
6-15 мин (Учитель называет звуки слова бант, учащиеся хором повторяют и одновременно выкладывают белые квадратики: ученики - на партах, учительна доске).
(Бббб), (аааа), (нннн), (т). 1 1 1
Каждый звук построил для себя «домик».
Какое слово получилось? (бант)
Сколько звуков в слове бант? (4)
А теперь прочитаем слово бант.
(Учитель ведет указкой вдоль схемы слова бант и одновременно поет вместе с детьми - (Бббб), (аааа), (нннн), (т).)
(К, И) Звуковой анализ слов.
Аналогичная работа проводится со словами: утка, стул, шары. Дети работают у доски с помощью учителя, остальные учащиеся выполняют задание на своих партах.
(К) Построение проекта выхода из проблемной ситуации.
Чтобы узнать, какой подарок приготовил мальчик девочке, мы должны из слова бант взять первый звук и поставить его первым в наше новое слово, из слова утка взять первый звук и поставить его вторым, из слова стул берем первый звук и ставим его в наше новое слово третьим, и наконец из слова шары берем последний звук и ставим его последним звуком в наше новое слово. Подумай, какое слово получится? (Бусы)
Вывод: выделили голосом речевые звуки.
(Г) Задание № 2. Работа с фразеологизмом.
У Буратино на лице есть особенность, которая отличает его от других сказочных героев. Догадались что это? (Длинный нос)
Нос Буратино длинный, тонкий, указывает на характер своего хозяина, который очень любил совать свой нос во все дела. А что означает такое выражение «совать свой нос», когда так говорят? Дети высказывают свои предположения.
(К, И) Игра «Живые звуки».
Проводится звуковой анализ слова нос.
Выделяют первый звук в слове нос. Ученику вручается карточка со звуком {«/.Выделяют второй звук в слове нос. Ученику вручается карточка со звуком [о]. Выделяют третий звук в слове нос. Ученику вручается карточка со звуком [с]. Трое учащихся, изображающие звуки, образуют слово «нос».
Задание для «живых звуков»: «звуки» первый и последний, поменяйтесь местами!
Назовите теперь звуки последовательно, [с], [о], [н]
Сделайте вывод: получилось новое слово, новый смысл.
Проводится звуковой анализ слова шалаш. Слово читается наоборот. Что заметили? (И слева направо и справа налево слово читается одинаково.)
Это интересно. Палиндром, палиндромон (греч. palindromos - бегущий обратно), слово, фраза или стих, которые могут читаться слева направо и справа налево, давая одинаковый смысл, например, заказ, довод, комок, потоп, шалаш.Схемы звуков - белые квадратики. Комплекты на каждого ученика в классе.
Карточки- загадки для читающих детей.
Учебник
Карточки со звуками [н], [о], [с].
16-17 мин Физминутка.
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся, два - нагнулся,
Руки в стороны развел Видно, ключик не нашел.
Чтобы ключ ему достать,
Надо на носочки встать.
Крепче Буратино стой,
Вот он - ключик золотой.
Физминутка «Буратино» выполняется в сопровождении песни «Бу-ра-ти-но». Детям предлагается выполнять движения под музыку вместе с Буратино. Песня
«Буратино»
18-20 мин (И) Работа в прописи.
Задание № 1. Раскрашивание и штриховка. Задание № 2. Письмо линии с закруглением внизу. Пропись
20-25 мин Работа по учебнику.
(К) Работа по развитию речи учащихся.
Задание № З.Помоги Буратино придумать рассказ по картинкам.
Учитель на доске прикрепляет схемы.
Как ты думаешь, почему мальчик смеется? Как ты объяснишь ребятам, почему сапог оказался в реке? Какой знак для напоминания надо поместить на берегу?
Можно ли эту рыбалку назвать удачной?
Трехъязычие: pi, мальчик, boy; кыз бала, девочка, girl.
(К) Задание № 4. Кроссворд.
- Подумай, какие слова спрятались в «звуковых домиках». Учитель предлагает заселить слова на свой этаж.
(3 звука - дом, 4 звука - река, 5 звуков - забор, 6 звуков - удочка.)Учебник
25-26 мин (Д, К) Пальчиковая гимнастика.
Начинаем колдовать (сжимаем и разжимаем кулачки)
Двери в сказку открывать.
Хоть замочек очень крепкий (руки в замок)
Металлический и цепкий,
Мы его сперва покрутим (вращение руками)
А потом три раза дунем, (дунуть на руки)
Покачаем: 1,2, 3 (покачать руками)
Дверь, замочек, отвори, (открываем замок)
Двери открываются,
Сказка продолжается.
Пальцы - маленький отряд - бодро выстроились в ряд.
Все из нашего полка достают до потолка.
(Упражнение выполняют стоя. Дети поднимают руки над головой и тянутся вверх, вытягивая пальцы.)27-32 мин (И) Работа в прописи.
Задание № 3. Игра «Кто из рыбаков оказался удачливей?» Составление и запись схем предложений к рассказу про рыбака. Пропись
J
33-35 мин Итог урока. Рефлексия.
Дети, о чем мы сегодня говорили на уроке? Как обозначаются в схемах звуки?
Мальвина из сказки благодарит нас за работу на уроке и говорит: «Назовите главную работу звуков».
Вывод: Звуки выполняют очень важную работу, каждый звук нужно произносить четко, чтобы не потерялся смысл слова.
Оцените себя, как вы работали на уроке.
Синий карандаш - вы присутствовали на уроке, но активности не проявляли. Красный карандаш - работали на уроке, но допускали ошибки.
Зеленый карандаш - отлично владею материалом, активно работал на уроке. Дополнительная информация
Дифференциация Оценивание Межпредметные связи
Игра «Живые звуки». Дифференцированная работа. Лля читающих учащихся: инсценировка. Учитель наблюдает за работой учеников в течение урока.
Задавая вопросы по ходу урока. Просматривая работы учащихся в тетради (задания).
Анализируя результаты ученической рефлексии.
(Ступеньки успеха. Смайлики)познание
самопознание
Тема: Число и цифра 5
Цели обучения:понимать способы образования натуральных чисел и числа нуль; считать в прямом и обратном порядке в пределах 10; определять место числа в натуральном ряду чисел;
определять состав однозначных чисел;
отличать цифру от числа, наглядно изображать однозначные числа разными способами: совокупностями
точек, палочек, на числовом луче и т. д.;
понимать действие сложения как объединение множеств, не имеющих общих элементов, и действие
вычитания как удаление части множества;
использовать знаки «+», «-», «=», «*», «>», «<», цифры.
Ключевое слово:четыре
Учебник:
Число и цифра 4, с. 20—21.
Рабочая тетрадь:
Рабочий лист 17 «Число и цифра 4», с. 19.
Рабочий лист 18 «Учимся писать цифру 4», с. 20.
Ресурсы:образец написания цифры 4;
числовой луч;
карточки с числами от 1 до 4;
карандаши;
сигнальные таблички.
Цели урока:познакомить с местом числа 4 в числовом ряду, значением и составом числа 4, научить писать цифру 4.
Фактический материал к урокуЧисло 4 является натуральным числом и стоит на числовом луче после числа 3. На уроке необходимо
познакомить первоклассников с составом числа 4, разными способами его получения. Необходимо установить
связь числа 4 с числами 1, 2 и 3 через состав чисел и расположение (левее или правее) на числовом луче.
Также необходимо научить учащихся правильно писать цифру 4.
Примечания к урокуНачните урок с повторения пройденного материала. Вводное задание. Предложите детям выполнить
следующие упражнения:
посчитайте в прямом и обратном порядке по цепочке;
поиграйте: один ученик называет любое число додругой — предыдущее или последующее число;
на доске напишите цифры от 1 до 3 в порядке возрастания и в порядке убывания. Попросите школьников
посмотреть на числовой луч на доске и в учебнике. Спросите, какое число следует после числа 3 при счете.
Ребята должны взять вначале три карандаша, а затем еще один.
Спросите, сколько получилось карандашей. Спросите, каким способом можно получить число 4. Изучите
состав числа 4 в игре: например, предложите выйти к доске двум мальчикам и двум девочкам. Предложите
учащимся разделить детей на группы разными способами, считая, сколько ребят получилось в каждой группе.
Попросите первоклассников сделать
вывод о том, как можно получить число 4. Назови животных, у которых четыре ноги. Предложите
учащимся внимательно рассмотреть картинку и ответить на вопрос задания. Спросите, сколько ног у остальных животных,
попросите назвать их.
Ответы
Лошадь, овца, коза.
Сравни числа. Предложите школьникам называть выражения на сравнение в парах. Следите за правильным
использованием слов «больше», «меньше», «равно».
Ответ
> 1; 2 <4;
< 4; 4 = 4.
Какие числа пропущены? Привлеките к активной работе всех детей. Учащимся, которые затрудняются с ответом,
предложите воспользоваться карандашами как счетным материалом.
Ответы
Первая пара вишен — 3; вторая пара вишен — 2; третья пара вишен — 1.
Назови пропущенное число. Предложите выполнить задание в парах с опорой на числовой луч.
Ответы Пропущенные числа: а) 4; 6)3,1; в) 1,3; г) 4, 2.
Реши. Предложите учащимся внимательно рассмотреть картинку и ответить на вопрос задания.
При возникновении затруднений задайте вопросы: «Сколько белых крольчат у мамы-крольчихи?»,
«Сколько черных?», «Сколько всего крольчат?». Для ответа на последний вопрос попросите пересчитать
всех крольчат вместе.
Ответ
4.
Посчитай. Предложите учащимся работу в парах. Один будет задавать вопросы, а другой — отвечать на них.
Покажите им пример такой работы. Задайте вопросы по первой картинке и выслушайте ответы. Сколько желтых куриц?
(3) Сколько белых куриц (1). Сколько получится, если к 3 прибавить 1? (4). По следующим картинкам учащиеся
работают в парах.
Наблюдайте за их работой. Затем попросите детей сказать, как они получили число
4. Продемонстрируйте учащимся прием получения числа 4 с помощью действия прибавления. Например, 3 + 1.
Покажите выполнение этого действия на числовом луче. Далее учащиеся смогут решить самостоятельно несколько
примеров на сложение и вычитание в пределах 4-х с опорой на числовой луч.
Попробуй. Предложите учащимся игру «Самый наблюдательный». Они могут посчитать ножки своего стула,
стула соседа, найти предметы в классе в количестве четырех штук.
Ответы
Варианты: 4 шкафа, 4 стены, 4 фломастера и др.
Развитие языковых компетенцийПоиграйте в игру на внимание: ведущий называет действие и показывает карточку с числами 1,2,3 или
Первоклассники должны выполнить это действие столько раз, сколько показывает число на карточке.
Например, сказали слово «хлопать» и показали карточку с числом 4. Это значит дети должны сделать 4 хлопка в
ладоши. Карточку с ключевым словом поместите на стенд «Стена слов».
Дополнительные заданияНарисуй четыре цветка. Школьники учатся соотносить цифру 4 с обозначаемым ею числом и самостоятельно
изображать соответствующее количество предметов.
Раскрась четвертое по счету животное. Задание направлено на развитие навыков порядкового счета и выделение
числа четыре в ряду других чисел. Так, нужно посчитать животных по порядку и определить четвертое по счету животное.
Ответ
Нужно раскрасить теленка.
Раздели на группы по 4 предмета. В инструкции не уточняется, как именно можно объединить
животных, чтобы предоставить первоклассникам возможность самостоятельно выбрать способ группировки.
Ученики поделят предметы на две группы: игрушки и учебные принадлежности. Также можно ожидать, что
учащиеся поделят на группы по 4 произвольных предмета. В таком случае попросите объяснить выбранный способ.
Получи число 4. В данном задании дети применяют полученные знания о составе числа 4 и разных
способах его получения. В случае затруднения используйте в качестве счетного материала карандаши.
Ответы
Первый карандаш: 1; второй карандаш: 1; 1; 1; третий карандаш: 2.
Сравни числа. Предложите прочитать задание. Спросите, с помощью каких знаков можно записать
результат сравнения. Предложите ребятам вписать пропущенные знаки. Организуйте взаимопроверку в парах.
Ответ
> 3; 2 < 4; 4 = 4.
Напиши по образцу. Спросите учащихся, из каких элементов состоит цифра 4, сколько их. Предложите написать
эти элементы. Напишите цифру на доске, обращая особое внимание на начальный элемент цифры. Предложите
школьникам прописать цифру, комментируйте шаги написания.
Вычисли. Предварительно поработайте над первым выражением коллективно. Спросите у учащихся, сколько они
видят по очертанию жирных (1) и светлых кругов в первой строке (3). Попросите дописать выражение: 3 + 1=4.
Остальную часть задания они выполняют самостоятельно. Можно предложить ребятам закрасить по очертанию
жирные круги одним цветом, а светлые — другим. После выполнения задания попросите одного из них озвучить
выражения и ответы. Запишите их на доске и предложите другим детям сравнить эти ответы с теми, что
получили они. Проанализируйте с первоклассниками ошибки, если таковые будут.
ОцениваниеК концу урока учащиеся научатся:
определять место числа 4 на числовом луче;
называть состав числа 4;
записывать цифру 4.
Задайте школьникам вопросы, чтобы проверить степень усвоения ими пройденного материала:
Где стоит число 4 в числовом ряду?
Сколько предметов обозначает цифра? (пока-.-- те на карточке цифру 4)
Проведите игру. Покажите карточку с числам.- ' 2 или 3. Затем попросите детей поднять карточку с таким числом,
которое бы дополняло указанное с ДО 4.
Организуйте самооценивание учащихся с -с «Лестницы успеха» в рабочей тетради.
Цели обучения:понимать способы образования натуральных чисел и числа нуль; считать в прямом и обратном порядке в пределах 10;
определять место числа в натуральном ряду чисел;
определять состав однозначных чисел;
отличать цифру от числа, наглядно изображать однозначные числа разными способами: совокупностями точек, палочек,
на числовом луче и т. д.;
понимать действие сложения как объединение множеств, не имеющих общих элементов, и действие вычитания как удаление
части множества;
использовать знаки «+», «-», «=», «*», «>», «<», цифры.
Ключевое слово:пять
Учебник:
Число и цифра 5, с. 22—23.
Рабочая тетрадь:
Рабочий лист 19 «Число и цифра 5», с. 21.
Рабочий лист 20 «Учимся писать цифру 5», с. 22.
Ресурсы:карточки с цифрами;
сигнальные карточки;
мяч.
Цели урока:познакомить учащихся с образованием числа 5, местом числа 5 на числовом луче; составом числа 5, научить писать цифру 5.
Фактический материал к урокуЧисло 5 является натуральным числом и стоит на числовом луче после числа 4. На уроке необходимо познакомить первоклассников
с составом числа 5, разными способами его получения. Необходимо уделить внимание установлению связи числа 5 с числами 1, 2, 3
и 4 через состав чисел и расположение (левее или правее) на числовом луче. Также необходимо научить учащихся правильно писать
цифру 5.
Примечания к урокуНачните урок с повторения. Проведите упражнения, направленные на понимание места числа на числовом луче. Приготовьте карточки
с числами от 1 до 4. Прикрепите карточки к доске, карточки с цифрами 2, 4 поверните лицевой частью к доске.
Задайте вопросы: «Какие карточки перевернуты?», «Какие числа пропущены?», «Я задумала число, которое стоит после трех
(между 2 и 3, перед 2) и т. д. Какое это число?».
Вводное задание. Пригласите к доске четырех человек, раздайте им карточки с цифрами от 1 до
Попросите их встать в порядке убывания чисел, затем в порядке возрастания. Пригласите еще одного к доске. Спросите
у класса, сколько человек стоит у доски. Попросите одного из учеников у доски сделать шаг вперед. Спросите у класса,
какой он по счету. Задайте вопросы: «После какого числа расположено число 5?», «Какие числа перед ним?». Обратите
внимание на числовой луч на доске, прикрепите на числовой луч карточку с числом 5. Попросите детей сформулировать
тему урока. Посчитай предметы на картинке. Попросите ребят назвать все товары на полках магазина. Затем
предложите посчитать только сноуборды. Предложите школьникам в парах обменяться полученными результатами.
Ответ
сноубордов.
Посчитай мячи. Предложите первоклассникам вставить пропущенные числа, опираясь на рисунки мячей. Спросите у них,
сколько мячей в первой коробке? Сколько в одной части, сколько в другой? Как получилось число 5? Спросите, какие числа пропущены?
Почему они так решили? Аналогично поработайте со второй коробкой мячей.
Какие числа пропущены? Предложите подопечным поработать в парах и найти на беговой дорожке пропущенные числа.
Ответы
1,3, 5.Реши. Проведите соревнование на самого меткого игрока. Учащиеся называют мячи, которые нужно бросить в кольцо, чтобы набрать
пять очков.
Ответы
и 3; 1 и 4.
Попробуй. Спросите ребят, как они догадались о том, сколько голов было забито в ворота. После того, как дети ответят на
вопрос, попросите их составить похожее задание о своем любимом виде спорта.
Ответ
голов.
Запомни. При работе с заданием рубрики отработайте все случаи сложения и вычитания в пределах 5 с опорой
на числовой
луч
Развитие языковых компетенцийПоиграйте с первоклассниками в игру «Я знаю пять имен девочек»: Лена — один, Таня — два, Алима — три, Марина — четыре,
Зарема — пять. Продолжите игру: я знаю пять имен мальчиков, пять названий городов и т. д.
Дополнительные заданияНарисуй пять рыбок. Школьники учатся соотносить цифру с количеством предметов и визуально изображать данное число
предметов.
Вставь пропущенные числа. В данном задании необходимо восстановить ряд чисел до пяти в прямом и обратном порядке,
вставляя все числа по порядку от одного до пяти и от пяти до одного. Мальчики и девочки практикуют умение находить место
числа 5 на числовом луче, развивают навык счета до пяти в прямом и обратном порядке.
Ответы
TOC \o "1-5" \h \z 2,4,5;
4,3,1;
1,3,5.
Соедини картинку с примером. Предварительно повторите состав числа 5. Затем организуйте комментированное
письмо в парах. Дайте пример комментирования: 5-2.5 — это 2 и 3, значит, 5-2 = 3, соединяю пример с тремя точками.
Наблюдайте за комментированием первоклассников в парах. Оказывайте помощь тем, кто нуждается в поддержке.
Организуйте коллективную проверку полученных результатов.
Ответы
Нужно дорисовать 3 ракетки, 2 гантели, 1 обруч.
Дорисуй предметы. Предложите учащимся посчитать предметы в каждой строке и дорисовать их до пяти. Организуйте
взаимопроверку в парах.
Допиши строки по образцу. Предложите внимательно рассмотреть письменный образец цифры
Спросите, из каких элементов состоит цифра 5, сколько их. Попросите обвести образец в тетради. Выполните поэтапно
написание элементов цифры 5. При написании цифры на доске особое внимание уделите процессу ее изображения,
комментируйте его пошагово.
Найди ошибки. Предложите ребятам самостоятельно выполнить задания, а затем предложите назвать те выражения,
в которых была допущена ошибка.
Ответ
Ошибки: 3 > 5; 5 < 1.
ОцениваниеК концу урока учащиеся научатся:
находить место числа 5 на числовом луче;
определять состав числа 5;
записывать цифру 5.
Задайте своим воспитанникам контрольные вопросы для проверки степени усвоения материала:
За каким числом на числовом луче следует число пять?
Какие числа стоят до числа пять?
Как можно получить число пять?
Поиграйте в мяч: бросайте мяч учащемуся, задавая вопрос о составе числа пять. Например: пять — это два и ... ?
Школьник в ответ бросает мяч обратно и отвечает на ваш вопрос.
Организуйте самооценивание учащихся с помощью «Лестницы успеха»
в рабочей
тетради.