Дуальное обучение – становление личности будущего специалиста.


Дуальное обучение – становление личности будущего специалиста.
К настоящему времени система технического и профессионального образования (далее – ТиПО) в Казахстане институционально достаточно развита. Однако главной проблемой остается качество подготовки специалистов, их низкая конкурентоспособность и несоответствие квалификации требованиям рынка труда.
Системным фактором является неудовлетворительное взаимодействие ТиПО с рынком труда, крайне слабое участие работодателей в выработке содержания образования, в самом процессе обучения и поддержке организаций ТиПО.
Подобных недостатков в подготовке будущих специалистов лишена система дуального обучения, совмещающая в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку.
Примером может служить система профессионального образования Германии, которая, по оценке Международного института мониторинга качества рабочей силы, является одним из лидеров по уровню квалификации кадров, а ее система дуального образования во многом является образцом для всего Европейского Союза.
Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон — предприятий, работников, государства.
Для предприятия – это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации.
Для молодых людей дуальное обучение — отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни.
В безусловном выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для своей экономики.
На протяжении нескольких лет мы изучаем  опыт внедрения дуального обучения  зарубежных стран, участвуем в  инновационных проектах, были экспериментальными площадками.
  На сегодняшний день дуальная система подготовки – одна из самых эффективных форм подготовки профессионально-технических кадров в мире.
Конечно, копировать 1:1 эту форму профессионального обучения мы не можем по объективным причинам, но отдельные элементы мы пытаемся внедрить.  
Колледж обеспечен долгосрочным партнерством с успешно развивающимися   предприятиями города, заинтересованными  в формировании  кадровых ресурсов:
Реализацию элементов дуальной системы в учебном процессе мы видим только через социальное партнерство, нацеленное  на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса, осваивая инновационные технологии и программные продукты.
В рамках внедрения дуального обучения ГККП «Колледж общественного питания и сервиса» акимата г. Астаны принимает участие в проекте.
Цели экспериментального проекта:
Формирование профессиональной компетентности студентов колледжа на основе реализации модели подготовки конкурентоспособного специалиста.
Подготовка компетентных специалистов требуемой квалификации, обладающих определенными социально-профессиональными характеристиками;
Внедрение в учебный процесс новую технологию обучения (дуальное обучение);
Обновление учебно-материальной базы подготовки специалистов.
Повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения за счет стажировки на базовых предприятиях.
Основная идея экспериментального проекта:
Взаимная ответственность образования и производства в вопросах теоретической и практической подготовки кадров в процессе внедрения дуального обучения по специальности «Организация питания»;
Совершенствование социального партнерства в учебно-производственной деятельности;
Высокая мотивация в получении знаний, формирование новой психологии будущего работника;
Усиление практической направленности подготовки специалистов путем интеграции в учебный процесс большого объема производственной практики, что значительно повышает профессиональную мобильность выпускников.
Задачи:
1. Применение в учебном процессе инновационных форм обучения и технологий;
2. Вовлечение студентов в учебно-исследовательскую и профессиональную среду посредством внедрения элементов дуального обучения.
3. Повышение профессиональной компетенции мастеров производственного обучения посредством прохождения курсов повышения квалификации.
4. Изучение потребностей работодателей по вопросам качества подготовки специалистов.
Результаты работы:
Прошли два этапа экспериментального проекта:
1) организационно-подготовительный;
2) разработка учебно-методической документации.
В колледже создана рабочая группа по экспертизе и корректировке учебно-методической документации.
Для организации учебной практики студентов с целью изучения современных технологии, практического изучения нового оборудования и техники, развития современного производства, на основании Положения о профессиональной практики, издан приказ о направлении на учебную практику студентов 1 курса группы ПКК-239, обучающихся по специальности «Организация питания» в ТОО «Елорда асханасы. На практике созданы условия для передачи профессионального опыта обучающимся в производственных условиях.
За каждым студентом закреплены наставники. На базе предприятия проводятся факультативные занятия.
Для мастеров производственного обучения и преподавателей запланированы курсы или семинары по внедрению новых технологии, таких как дуальное обучение.
Ожидаемые результаты
Снижение сроков адаптации новых сотрудников, студентов-практикантов на предприятии.
Снижение текучести персонала на предприятии соц.партнеров.
Снижение затрат на дополнительное обучение новых сотрудников.
Реализация новых механизмов стимулирования сотрудников предприятия.