Модель организации процедуры аттестации на квалификационную категорию в свете реализации требований профессионального стандарта.

Модель организации процедуры аттестации на квалификационную категорию в свете реализации требований профессионального стандарта.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 143

Шишмакова Елена Анатольевна, учитель, shushu04@mail.ru

Процедура аттестации – это то, с чем неизбежно сталкивается современный педагог раз в 5 лет, то, что нужно воспринимать как данность, как неотъемлемую часть работы, поэтому относиться к ней нужно не как к проблеме, а как к очередной задаче, решить которую по силам каждому. Конечно, полностью преодолеть волнение и неуверенность в себе удается не всем и не всегда, но если получается отбросить деструктивный страх, то понимаешь, что подготовка к процедуре аттестации позволяет обобщить и систематизировать накопленный опыт, а публичная защита аналитического отчета – поделиться накопленным опытом с коллегами и получить рекомендации, необходимые для дальнейшего профессионального роста.
Согласно Программе управленческой деятельности по организации аттестации педагогических работников, принятой в школе и утвержденной приказом директора, целью деятельности нашего ОУ в данном направлении является создание условий для проведения аттестации педагогических работников, обеспечение объективности в экспертной оценке профессиональной компетентности и результативности профессиональной деятельности педагогических работников. Задачи же формулируются следующим образом:
Создать организационно-содержательные условия для проведения аттестации в образовательной организации на высоком уровне.
Обеспечить мотивирующий и стимулирующий характер аттестационных процедур.
Определить механизм мотивации сотрудников по повышению категорийности.
Аттестационный год в образовательной организации начинается одновременно с календарным, 1 января. В первых числах месяца издается приказ директора «О назначении лица, ответственного за информационный обмен и организационные вопросы аттестации педагогических работников ОУ». Это может быть как один, так и два разных человека, но практика показывает, что удобнее, когда данными вопросами занимается одно лицо.
Составляется и утверждается директором График аттестации педагогических работников ОУ на текущий год, в который включаются все педагогические работники, планирующие прохождение процедуры аттестации в этом календарном году как на квалификационную категорию (первую или высшую), так и на соответствие занимаемой должности. Указываются предварительные даты аттестации. В течение аттестационного года в график могут вноситься изменения в связи с приходом в школу новых сотрудников или увольнением прежних.
Для определения очередности прохождения процедуры аттестации педагогическими работниками ежегодно утверждается Единый перспективный план аттестации и повышения квалификации педагогов ОУ, в котором фиксируются имеющиеся квалификационные категории и сроки их окончания.
На каждого педагога, аттестующегося в текущем году, составляется индивидуальный график прохождения аттестации, включающий основные этапы прохождения процедуры.
В целях сопровождения аттестующихся педагогов в начале года составляется также график консультаций. Тематика консультаций год от года может меняться, но ряд тем остаются неизменными. Среди них такие, как «Нормативные документы по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», «Виды и формы аттестации. Требования к квалификационным категориям», «Алгоритм прохождения аттестации с целью установления соответствия уровня квалификационным требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям» и другие.
Непосредственно для педагога аттестационные мероприятия начинаются не ранее, чем за три месяца до даты окончания действия имеющейся квалификационной категории или до планируемой даты аттестации, если аттестация проводится впервые или досрочно. Педагоги, проработавшие в ОУ два года, не имеющие категории и не желающие аттестоваться на нее в ближайшее время, выводятся на аттестацию на соответствие занимаемой должности.
Первым делом аттестующийся педагог знакомится с нормативными документами по вопросам аттестации. Это в первую очередь «Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 276 от 7 апреля 2014 г. В «Порядке» обозначены, в частности, требования, предъявляемые к педагогам, аттестующимся на соответствие занимаемой должности, на первую и высшую квалификационные категории.
Затем проводится самооценка профессиональной деятельности педагога. Для этого используются следующие диагностические материалы: методика «Общий уровень общительности» (по В.Ф. Ряховскому), методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей (Б.А.Федоришин, методика КОС-2 организационный блок), методика оценки эмоционального интеллекта (Н. Холл, опросник EQ), опросник «Каков Ваш творческий потенциал» (А.А. Дергач), тест «Мотивация достижения успеха» (Ю.М.Орлова), опросник «Стили мышления», а также Лист самооценки профессиональной деятельности (Приложение 1), который по своим критериям полностью совпадает с Заключением по результатам оценки профессиональной практической деятельности за межаттестационный период. ПО результатам самооценки заполняется график «Уровни сформированности компонентов профессиональной деятельности» (Приложение 1) и формулируются саморекомендации на следующий аттестационный период.
Следующий этап подготовки аттестующегося педагога к процедуре аттестации связан с написанием заявления (Приложение 2). Заявление пишется на основе портфолио педагога и Информационной карты профессиональной деятельности педагога в межаттестационный период (Приложение 3). В заявлении прописываются цель и задачи работы в межаттестационный период, используемые методы и технологии, результаты работы и прочее, что позволяет сделать вывод о соответствии педагога заявленной квалификационной категории. Подается заявление не позднее, чем за месяц до планируемой даты аттестации. Оно регистрируется и вместе с предыдущим аттестационным листом (если таковой имеется) загружается в систему КАИС ИРО.
В течение последующего месяца педагог работает над подготовкой аналитического отчета за межаттестационный период, а ответственный за информационный обмен и организационные вопросы аттестации оформляет аттестационное дело, в которое помимо индивидуального графика прикладываются заявление, аттестационный паспорт, копии свидетельств об образовании, аттестационный лист с предыдущей аттестации, результаты самооценки педагога и ряд других материалов. В отдел образования подается Заявка на проведение экспертизы педагогической деятельности с целью установления соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационной категории, в которой указывается конкретная дата аттестации и фамилии экспертов.
Процедура защиты аналитического отчета проходит в присутствии трех членов экспертной комиссии, а также коллег аттестующихся, т.е. носит открытый характер. Экспертная комиссия выносит решение о соответствии (несоответствии) педагога заявленной квалификационной категории и формулируют свои рекомендации на следующий межаттестационный период. Оформляется протокол, который затем вместе с заявлением направляется на рассмотрение в Аттестационную комиссию Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.
Квалификационная категория присваивается приказом МОПОСО «Об утверждении решений Аттестационной комиссии Министерства общего и профессионального образования Свердловской области».
Необходимо отметить, что документы и другие материалы, заполняемые аттестующимися педагогами и лицом, ответственным организационные вопросы аттестации, не являются разработкой ОУ, используются готовые образцы и шаблоны.
Итак, процедура аттестации на квалификационную категорию или на соответствие должности – обязательный этап на пути профессионального роста педагога. Однако если выстроена система и существует отработанный алгоритм действий, то все необходимые процедуры проходят максимально успешно.
Приложение 1.
Самооценка результатов
профессиональной практической деятельности за межаттестационный период

ФИО аттестующегося учителя:
Предметная область:
ОУ, территория:
Компо
ненты деятельности

Показатели


Баллы

Сумма

Эмоционально-психологический
1. Создает благоприятный психологический климат при организации образовательной деятельности, атмосферу взаимопонимания, толерантности, взаимопомощи




2. Развивает способность к обучению, научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности и др.




3. Формирует учебно-познавательную мотивацию обучающихся




4. Владеет культурой письменной и устной речи, обладает педагогическим тактом



Регулятивный
5. Обосновывает педагогическую деятельность с позиции нормативно-правовых документов




6. Ориентирует цели профессиональной деятельности на формирование предметных и метапредметных результатов, личностное развитие обучающихся




7. Рабочая программа (программы) по предмету деятельности соответствует нормативным требованиям




8. Применяет в образовательной деятельности современные образовательные технологии (проектные, исследовательские, развивающие и др.)



Социальный
9. Развивает коммуникативные способности у обучающихся, формирует коллектив обучающихся




10. Применяет дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению и воспитанию, сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями




11. Использует в профессиональной деятельности информационно-коммуникационные технологии




12. Имеет свидетельства общественного признания профессиональных успехов (грамоты, благодарности, публикации в СМИ и др.)



Аналитический
13. По итогам мониторингов, проводимых организацией, имеет стабильные результаты освоения всеми обучающимися образовательных программ (1 б.), достижение обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ (2 б.)




14. По итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением правительства РФ (от 05.08.2013г., № 662) имеет стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ (1 б.), достижение обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ (2 б.)




15. Осуществляет анализ результатов образовательных достижений обучающихсяМ° на уровне сформированности универсальных учебных действий, личностного развития обучающихся




16. Разрабатывает дидактические и методические, контрольно-измерительные материалы в соответствии с требованиями Основной образовательной программы образовательной организации



Творческий
17. Вносит личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания (1 б.), продуктивно использует новые образовательные технологии (2 б.)




18. Вовлекает обучающихся во внеурочную (в том числе проектную), внеклассную деятельность




19. Привлекает обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях (в образовательной организации - 1б., на муниципальном уровне – 2б.)




20. Участвует в профессиональных конкурсах (в образовательной организации - 1б., на муниципальном уровне – 2б.)



Самосовершенствования
21. Активно участвует в работе методобъединений педагогических работников (1 б.), в разработке программно-методического сопровождения образовательной деятельности (2 б.)





22. Транслирует в педагогических коллективах опыт практических результатов своей профессиональной деятельности (1 б.), в том числе экспериментальной и инновационной (2 б.)




23. Повышает уровень профессиональной квалификации




24. Является экспертом по профилю профессиональной деятельности (на уровне образовательной организации - 1б., на муниципальном уровне – 2б.)



Шкала оценки:
0 баллов – отсутствует показатель результата или наблюдается отрицательная динамика;
1 балл – присутствует стабильный положительный результат;
2 балла – наблюдается стабильная положительная динамика.
Дополнительные баллы (макс. - 2 балла) за участие педагога (в т.ч. в экспертной деятельности) и обучающихся в конкурсах, фестивалях, олимпиадах на областном, федеральном уровнях, наличие отраслевых наград, ученой степени и др.





Уровни сформированности компонентов профессиональной деятельности




















Количество баллов: _________________________
Саморекомендации на следующий межаттестационный период:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________




Полученные результаты ранжируются в рамках рейтинговой системы:
30 - 39 баллов - уровень квалификации соответствует требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории;
40 - 50 баллов - уровень квалификации соответствует требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории.
Приложение 2
Рег. №
Дата регистрации:
__._______.20___ г.

В Аттестационную комиссию
Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
Фамилия Имя Отчество,
учителя предметная область
ОУ


ЗАЯВЛЕНИЕ.

Прошу аттестовать меня в 2015 году на первую (высшую) квалификационную категорию по должности учитель.
В настоящее время имею первую (высшую) квалификационную категорию, срок ее действия до (дата окончания категории)
(или В настоящее время квалификационной категории по должности учитель не имею.)
Основанием для аттестации на указанную в заявлении категорию считаю следующие результаты работы, соответствующие требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.
Целью работы в межаттестационный период было ________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Добиваясь поставленной цели, решала следующий задачи: _________________________________________________________________________________________________________________ (не более 3-4-х задач, реализацию которых можно каким-то образом отследить, в дальнейшем описываемые результаты должны соотноситься с задачами)
Для реализации поставленных задач мною были (о) ______________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(описываем конкретные действия, которые предпринимались для реализации каждой конкретной задачи: технологии, приемы, методы и т.п.)
Применение в образовательном процессе вышеназванных технологий позволило достичь следующего: имею стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией: _____________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________ (Результаты должны четко соотноситься с задачами деятельности, приводим конкретные результаты различных мониторингов успеваемости, качества, результатов ОГЭ, ЕГЭ, ДКГ, ГКР, собственных мониторингов по различным показателям в динамике, сравнении по годам, четвертям и т.п.. Результаты внешних мониторингов (типа ЕГЭ) в сравнении со средними показателями по району, городу, РФ, д.б. лучше или не хуже, сравниваем с тем, что выглядит выгоднее)
Педагогическая деятельность, направленная на выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной и творческой деятельности, привела к следующим результатам: ________________________________________________________________
________________________________________________________________
(приводим данные об участии учащихся в конкурсах, олимпиадах, проектах на уровне района и выше, если есть победители или призеры обязательно указываем)
Принимаю активное участие в работе школьного методического объединения учителей _________________ (описываем, в чем это участие проявляется).
Личным вкладом в повышение качества образования считаю __________________________________________________________________
(разработка элективных курсов, программ и.п.).
Опыт педагогической деятельности представляла _________________
________________________________________________________________ (публикации, выступления на пед.чтениях, семинарах и т.п..)
В системе осуществляю повышение уровня профессиональной квалификации __________________________________________________
____________________________________________________________
(можно назвать семинары, курсы менее 72 ч., вебинары и т.п.)
(Для учителей, аттестующихся на высшую квалификационную категорию обязательно участие в профессиональных конкурсах – это требование к категории)
Педагогическая деятельность была отмечена ____________________
____________________________________________________________
(грамоты, награды, благодарственные письма)
Сообщаю о себе следующие сведения:
(все формулировки: учебного заведения, специальности, квалификации берем из диплома)
стаж педагогической работы – ___ лет, в данной должности – ___ лет, в данном образовательном учреждении – ____ год.
Сведения о повышении квалификации:
(перечисляем курсы за последние 3 года, продолжительностью не менее 72 часов, суммарное количество часов д.б. не менее 108)
Аттестацию на заседании аттестационной комиссии прошу провести без моего присутствия.
Являюсь членом профсоюзной организации.
Объем заявления не более 3-х страниц 14 шрифтом

« » 20____ г. Подпись ___________(____________).
Приложение 3
Информационная карта профессиональной деятельности педагога в межаттестационный период
Фамилия, инициалы _________________ предмет ________________; нагрузка _________/______________ учебный год

1. Учебные достижения обучающихся

№ п/п
Показатели оценки деятельности



Средний показатель

1.1
Процент учащихся, освоивших учебные программы по преподаваемому предмету





1.2
Процент учащихся по классам, качество образования которых удовлетворяет уровневым требованиям ФГОС, выраженным в компетентностной форме:


Ниже требований ФГОС






Соответствует базовому (опорному ) уровню требований ФГОС






Соответствует повышенному (функциональному) уровню требований ФГОС






Для учителей, работающих в выпускных классах





1.4
Процент выпускников сдавших ЕГЭ (ГИА)





1.5
Средний балл получивших по итогам ЕГЭ (ГИА)





1.6
Процент выпускников, получивших по итогам ЕГЭ 80 баллов и выше






Для учителей (преподаваемые предметы которых не выносятся на итоговую аттестацию )





1.7
Процент обучающихся выполнивших административные итоговые контрольные работы





1.8
Процент обучающихся выполнивших административные итоговые контрольные работы, в соответствии с требованиями повышенного (функционального ) уровня требований






2. Внеучебные достижения обучающихся


Тип мероприятия (олимпиады, научные конференции, творческие конкурсы) с обязательным указанием уровня мероприятия
классы
Количество участников
Достижения обучающихся
Победители

2.1






2.2






2.3






2.4






2.5







3. Использование современны образовательных технологий, в том числе информационно – коммуникационных, в процессе обучения предмету и воспитательной работе

3.1
Участие педагога в инновационной работе (школьный, муниципальный, региональный уровень)





3.2
Использование современных образовательных технологий






4. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на различных уровнях


На школьном уровне
На муниципальном уровне
На региональном уровне

4.1




4.2




4.3




4.4





Рекомендуем учесть: количество побликаций, выступлений в СМИ, сайтах, создание учебного кабинета так творческой лаборатории или мастерской педагога – профессионала и участие в профессиональных конкурсах


5. Изучение педагогического опыта коллег


Дата
Тематика открытых уроков, семинаров, мастер - классов

5.1



5.2



5.3



5.4




6. Повышение квалификаций, профессиональная переподготовка

6.1
Повышение квалификаций наличие документа соответствующего образца (более 72 часов)


6.2
Наличие программ по самообразованию или «образовательному маршруту» профессионального саморазвития


6.3
Дистанционное образование



Дополнительные сведения о профессиональной деятельности педагога













Заместитель директора по УВР:
Директор школы:
М.п.
ђ Заголовок 1 ђ Заголовок 215