Поурочный план Шкала электромагнитных волн. Биологическое действие электромагнитных волн и защита от них


Шкала электромагнитных волн. Биологическое действие электромагнитных волн и защита от них
Сансызбаева А.Д., учитель физики
г. Павлодар
ГУ «Средняя общеобразовательная школа» №30
Цели урока
* обучающая: обеспечить усвоение учащимися теории излучения электромагнитных волн, дать понятия видов излучений и источников излучений; познакомить с биологическим действием электромагнитных волн и способами защиты от них;
* развивающая: развитие познавательного интереса учащихся, расширение их кругозора, развитие навыков самостоятельной работы с научно – технической, справочной литературой; развитие коммуникативных навыков; развитие навыков использования информационных технологий на уроках физики;
* воспитывающая: воспитание самостоятельности и ответственности, воспитание умений работы в команде.
Учащиеся должны ЗНАТЬ:
Диапазоны шкалы электромагнитных излучений.
Учащиеся должны УМЕТЬ:
Выделять общие свойства ЭМВ и их отличия.
Формы обучения: беседа, групповая, индивидуальная работа.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
І. Вступительное слово учителя
-В обыденной речи слово «свет» мы используем в самых разных значениях: свет мой, солнышко, ученье – свет, а неученье – тьма...В физике термин «свет» имеет более опеределенное значение. Так что же такое свет?
СВЕТ – самое темное место в физике, как говорят сами ученые – физики.
ІІ. Мотивация
Пусть три столетья минуло с тех пор,
Еще не разрешился этот спор.
Один сказал, что свет – это волна,
Подобна механической она.
Другой сказал, что свет – поток частиц,
В любой среде не знает границ,
Свет твоего окна – он квант или волна?
ІІІ.Актуализация знаний
-Девизом сегодняшнего урока я выбираю слова И.В. Курчатова: «Хороша физика, но жизнь коротка!».
Сегодня мы с вами проведем урок – путешествие по шкале ЭМВ. Вселенная – океан ЭМ излучений. Мы живем в этом океане, не замечая прнизывающих окружающее пространство волн. Греясь у камина или зажигая свечу, человек заставляет работать источник этих волн, не задумываясь об их свойствах. Но знание – сила: открыв природу ЭМ излучений, человечество в течение ХХ столетия освоило и поставило себе на службу самы различные его виды.
Вы также сделаете для себя много открытий. Но прежде чем мы перейдем к изучению темы урока, я предлагаю вам повторить тот материал, который нам понадобиться для этого. Работать мы будем в маршрутных листах находящихся у вас на столах.
Физический диктант
Электромагнитными волнами называется распространение колебаний переменного электромагнитного поля в пространстве.
Скорость распространения электромагнитной волны равна 3*108 м/с.
Скорость распространения электромагнитной волны в среде определяется формулой V=c/n.
Длиной электромагнитной волны называется расстояние между ближайшими двумя точками, колебляющимися с одинаковой фазой.
Перечислите свойства электромагнитных волн:
Отражение электромагнитной волны;
Преломление электромагнитных волн;
Поглащение электромагнитной волны;
Поляризация электромагнитных волн;
Интерференция электромагнитных волн;
Диффракция электромагнитных волн.
Далее для работы я предлагаю вам поделиться на группы.
ІV. Изучение нового материала
-Каждая группа получит определенное задание. В ходе его выполнения вам необходимо будет заполнить таблицы и презентовать их.
1 задание
Составить паспорт явления
Название
диапазона Кем и когда
открыты? Источник Частота
излучения Длина
волны Способы
обнаружения Характерные
свойства Применение
ИК УФ Рентгеновское излучение 2 задание
Сравниет ЭМВ. Найдите их общие свойства ЭМВ и различия
Общие свойства Различия
Презентация работы групп
Несколько шагов к здоровью – защита от электромагнитного излучения:
1.Электрмагнитное излучение имеет меньшее воздействие с увеличением расстояния от источника до объекта.
2.По возможности используйте жидкокристалический монитор, поскольку его излучение значительно меньше ЭЛТ мониторов (монитор с электроннолучевой трубкой).
3.Так как электромагнитное излучение от стенок монитора намного больше, чем от поверхности экрана, постарайтесь поставить монитор в угол, чтобы излучение поглощалось стенами.
4.Не посвящайте свою жизнь компьютер, регулярно ходите на свежем воздухе, проветривайте помещение, занимайтесь спортом, соблюдайте элементарные правила работы.
5.Соблюдайте технику безопасности при использовании приборами, излучающими инфракрасные лучи.
6.Соблюдайте осторожность при приеме ультрафиалетовых ванн.
7.Выдерживайте сроки прохождения флюрографии.
8.Защищайте свои глаза от ультрафиалетового света.
9.Если меете белый цвет тела от природы, то вам опасно загорать, необходимо его защищать в жаркое время года легкой одеждой.
V. Закрепление
А) Электрон под действием электрического поля перед анодом приобрел скорость 1,32*107 м/с. Какое напряжение было приложено к ренгеновской трубке? (Отет: 500 В)
Контроль знаний
Тест
Инфракрасное излучение имеет длину волны:
А) меньше 4*10-7 м
Б) больше 7,6*10-7 м
В) меньше 10-8 м
2. Ультрафиалетовое излучение:
А) возникает при резком торможении быстрых электронов;
Б) интенсивно испускается нагретыми до высокой температуры телами;
В) испускается любым нагретым телом
3. Наибольшую проникающую способность имеет:
А) видимое излучение
Б) ультрафиалетовое излучение
В) рентгеновское излучение
4. Изображение предмета в темноте получают при помощи:
А) ультрафиалетового излучения
Б) рентгеновского излучения
В) инфракрасного излучения
5. Кем впервые было открыто таинственое Х-излучение?
А) Рентгеном
Б) Вилларом
В) Гершелем
Самопроверка
Вопрос 1 2 3 4 5
Ответ Б Б В В А
VІ. Рефлексия
Прием «Аргументация своего ответа»
На уроке я работал... потому что...
Своей работой на уроке я...
Урок для меня показался...
За урок я...
Мое настроение...
Материал урока мне был...
VІІ. Домашнее задание: составить 5 вопросов по теме.