Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий речи . Тема: Деревья.

Конспект занятия № ___
по развитию лексико-грамматических категорий (старший возраст)
Тема: « Лес. Деревья»
Цели:
коррекционно-образовательные:
учить детей различать деревья;
образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным значением, множественного числа, согласовывать числительное с существительным;

коррекционно-развивающие:

развивать у детей умение составлять небольшие по объёму предложения; отвечать на вопросы полным предложением;
уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;
закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;
упражнять в образовании множественного числа имён существительных;

коррекционно-воспитательная:

воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью.

Ход занятия

I. Организационный момент.
Игра «Назови одним словом».
Логопед: Рассмотрите картинки. Послушайте ряд слов. Как можно назвать их одним словом?
Сосна, ель, берёза, осина. (Деревья.)
II. Объявление темы.
Логопед: Сегодня я предлагаю вам превратиться в туристов и отправиться на прогулку в лес, чтобы лучше рассмотреть деревья, которые там растут. Вы согласны? (Ответы детей).
III. Вводная беседа.
Логопед: Наше путешествие началось. В лесу нас встречают деревья. Сейчас я вам о них расскажу.
Мы встречаем деревья повсюду. Нет их только в пустынях и на вершинах гор. Одни деревья сбрасывают листья осенью, а покрываются новыми весной. Это лиственные деревья. У других, вечнозелёных, листья растут круглый год. К ним относят хвойные деревья. У хвойных деревьев узкие листья, называемые иголками, которым не страшны холода. В кронах деревьев живут птицы и белки. Барсуки и лисы роют норы под корнями деревьев. Олени и кабаны прячутся в зарослях из деревьев.
IV. Развитие лексико-грамматических категорий.
Игра «Лиственное или хвойное?» На доске появляются ветки лиственных и хвойных деревьев. Дети по одному выходят к доске и подбирают к каждой веточке картинку с изображением дерева (берёза, ель, осина, сосна) и объясняют свой ответ: «У берёзы на ветках листья – это лиственное дерево», «У ели на ветках иголки – это хвойное дерево» и т.д.
Логопед: Посмотрите внимательно и расскажите, какие части дерева вы знаете.
Игра «Части дерева».
На рассмотрение детей предлагаются лиственное и хвойное деревья: рябина, сосна. Если дети затрудняются, логопед приходит им на помощь, называет части дерева, а дети за ним повторяют: «У сосны: ствол, ветки, корни, шишки, иголки», «У рябины: ствол, ветки, корни, листья, ягоды».
Можно задать вопрос, чем эти деревья похожи, а чем отличаются.
Физкультминутка.
Золотятся между сосен,
клены желтые стоят. Руки-ветки качаются вверху
Что за чудный им наряд
подарила осень! Повороты туловища вправо и влево
Как украсила рябины,
бросив щедрою рукой
меж узорною листвой
яркие рубины! Кружатся медленно на месте
И качаются березы
в разноцветных кружевах. Руки-ветки качаются вверху
Игра «Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно – ласкательным значением. Берёза – берёзка, осина – осинка, дуб – дубок, рябина – рябинка и т.д.
Игра «Один - много».
Берёза – берёзы, осина – осины и т.д.
Игра «Посчитай слова от 1 до 5».
Берёза, дуб, сосна, кедр, рябина, осина.
V. Итог занятия. Кем вы были на занятии? Какие деревья можно встретить в лесу? (Лиственные и хвойные.)