Урок по рассказу Ивана Шмелева Как я стал писателем


КАК Я СТАЛ ПИСАТЕЛЕМУрок по рассказу Ивана ШмелеваМБУ лицей 37 г.ТольяттиУчитель Жарская Е.А.

Рассмотрите И.С. ШмелеваКакие детали во внешности писателя привлекают ваше внимание? Какими чертами характера мог обладать человек с подобными чертами лица? Писатель и времяСкажите, а важно ли знать, в какое историческое время происходит становление личности писателя? Почему? Цель урокаопределите цель урока, используя следующие опорные слова: проследить, какое… оказало… эпоха на… и… писателя. Составление ОТ Что бы вы хотели узнать о биографии и творчестве И.С. Шмелева?Хочу знать… Узнал(а)… Узнай и запиши кратко1. Какие исторические события происходили в России, когда родился и творил писатель? 2. Какое влияние оказала семья на воспитание мальчика? 3. Какое образование получил? 4. Чем закончился первый печатный опыт? 5. Какова тематика произведений Шмелева? ВыводКакое влияние оказала историческая эпоха на формирование личности писателя? Время накладывает отпечаток на судьбу человека, формирует его взгляды, убеждения; могут звучать темы в творчестве писателя.
Прочитайте начало рассказаКакова его роль? (Первая фраза сразу отвечает на вопрос заглавия, весь остальной рассказ раскрывает эту фразу. Лаконичное начало быстро вводит читателя в творческую лабораторию писателя.)
Работа с текстом- Какую роль в судьбе писателя сыграли детские впечатления? (Еще в детстве писатель обладал живым воображением, фантазировал, одушевлял окружающие предметы.)- О каком произведении напоминают описания вещей: «живые доски», «живая метла», «живая половая щетка»? (Рассказ М.А. Осоргина «Пенсне», где также широко применяется прием олицетворения.)
Как воспринимали первые писательские опыты мальчика в гимназии? (Серьезно никто не относился, пытались найти недостатки.).Какие способы создания образа литературного героя вы знаете? (Социальный статус, портретная, речевая характеристики, жизненные принципы, поступки героя и его отношение к другим персонажам, отношения к герою других персонажей.).
Подумай и дай ответВ рассказе изображены преподаватели гимназии – инспектор Баталин и словесник Цветаев. Какую роль они сыграли в судьбе мальчика? Работа по группам1-2 группы – образ Баталина, 3-4 – словесник Цветаев.Каким образом и с помощью каких средств художественной выразительности создается образ Баталина, Цветаева? Образ Баталина1. Социальный статус Инспектор2. Портретная характеристика Выразительные эпитеты, сравнения, оценочная лексика: «сухой, тонкий костлявый палец с отточенным остро ногтем, показались зубки, холодные глаза, холодное презрение, так улыбается лисица, перегрызая горлышко петушку». Прием иронии и сатиры.3. Речевая характеристика Говорит сквозь зубы – ну прямо цедит! Ужасным, свистящим голосом, начал пилить со свистом.

Образ Цветаева1. Социальный статус Преподаватель словесности, Шмелев называет его по имени – отчеству: «Федор Владимирович».2. Портретная характеристика Эпитеты, сравнения: «незабвенный, посмеивающийся чуть глазом».3. Речевая характеристика Говорил чуть-чуть на «о», благодушно, певуче читал

Сделайте выводКакой прием использует Шмелев, создавая образы Баталина и Цветаева? (Противопоставление.)С какой целью автор это делает? (Баталин – это педагог, которого близко нельзя допускать к детям; Цветаев – учитель, который сыграл в судьбе Шмелева важную роль.)
Самостоятельная работаКак проявляется в рассказе характер самого автора? (В мыслях и действиях, он наделен фантазией, увлечен литературой, это благодарный человек учебник стр. 138 зачитать цитату)
Подведём итогиКакая тема урока?Чему учились?На каких предметах вы можете пользоваться полученными знаниями? РефлексияЕсли вы считаете, что работу выполнили хорошо, качественно, то покажите вот так если так себе, то Спасибо за работу