Рабочая программа по русскому языку (профильный уровень) 10 класс по программе В.В.Бабайцевой

МБОУ «Таштыпская школа-интернат №1»


УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
Директор школы Зам. директора по УВР на заседании ШМО
Карпова Н.В. Кислицына Г.А. _________________
«___» ___________ г. «___» _________________ г. «___» _____________ г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку в 10а классе
(профильный уровень)

Боргояковой Аллы Константиновны, учителя русского языка и литературы
I квалификационная категория








2016/2017 учебный год
с. Таштып Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, образовательной программы основного и среднего общего образования, учебного плана МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1», примерной программы основного общего образования по русскому языку с учетом авторской программы по русскому языку ВВ.Бабайцевой ((В.В. Бабайцева. Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля. - М.: Дрофа , 2011). /Авторы программы В.В. Бабайцева.// Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9кл., 10-11кл./ сост. Е.И.Харитонова. – М.: Дрофа, 2010).
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса В.В.Бабайцевой, утвержденного приказом №___от________ МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1»
Программа рассчитана на __102_ч. в год (_3__ часа в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
контрольных работ- _6_ .
Цели и задачи, содержание, а также планируемые результаты изучения русского языка указаны в образовательной программе основного и среднего общего образования.
Данная программа составлена для реализации курса на профильном уровне.
При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:_проблемное обучение, деятельностный подход, проектная деятельность, коллективный способ обучения, групповая форма работы /в парах и группах/, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие технологии. В программе предусмотрены различные виды диагностики: устные ответы, письменные работы, сочинения, сообщения, задания творческого и тестового характера, проекты.
Текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся проводится в соответствии с локальными актами ОУ.





Тематическое планирование

№ п/п
Тема
Количество часов
Из них




На изучение новой темы
Контроль


1
Повторение изученного
7
6
1


2
Русский язык в современном мире
22
20



3
Фонетика
9
9



4
Лексика
15
13
1


5
Морфемика
13
12



6
Морфология. Орфография.
13
11
1


7
Синтаксис
22
20
1



Итого
102
92
4




Перечень контрольных работ

Название темы контрольной работы

1 полугодие

1
Урок 7. Контрольный диктант.

2
Урок 39. Контрольная работа. Языковые нормы.

3
Урок 46. Контрольная работа. Изобразительно-выразительные средства.

2 полугодие

1
Урок 68. Контрольная работа. Лексика.

2
Урок 78. Контрольная работа. Морфология. Существительное, прилагательное, глагол, числительное.

3
Урок 97. Контрольный диктант.



Содержание (102 ч)
Вспомним изученное (10 ч)
I. Введение в науку о языке. Общие сведения о языке (16 ч)
Функции языка.
Значение языка. Язык – орудие мышления. Язык – средство общения. Экспрессивная и коммуникативная функции языка.
Язык и речь.
Язык, речь и слово как синонимы в речи. Термины язык, речь и слово. Речевая деятельность.
Русский язык государственный язык Российской Федерации.
Русский язык как национальный язык русского народа.
Русский язык как средство межнационального общения в Российской Федерации.
Русский язык среди других языков мира.
Русский язык как один из рабочих языков в ООН. Индоевропейская семья языков. Славянские языки. Русистика на современном этапе.
II. Русский язык – один из богатейших языков мира (76 ч)
Состав современного русского языка. Литературный язык как центр системы современного русского языка. Общенародная разговорная речь. Просторечие. Диалектизмы. Жаргонизмы.
Текст. Признаки текста. Цельность и связность. Логическая последовательность предложений. Единство темы, ключевые слова и предложения. Средства связи частей текста: лексический повтор, употребление однокоренных слов, союзы, частицы и др. Цепная и параллельная связи частей текста.
Типы речи: повествование, описание и рассуждение. Их признаки. Комбинация разных типов речи в одном тексте. Отбор языковых средств для построения текста в зависимости от темы, цели, типа речи, адресата и речевой ситуации.
Литературный язык и его нормы. Орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические нормы.
Русский язык как развивающееся явление. Стили литературного языка – разговорный и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный. Их признаки. Сфера употребления. Использование средств одного стиля в произведениях другого стиля.
Устная и письменная формы речи. Их специфика. Синонимика русского языка. Лексические, морфемные, морфологические и синтаксические синонимы. Источники пополнения синонимов. Роль синонимов в речи.
Культура речи. Содержательность речи соблюдение норм русского литературного языка точной словоупотребления, ясность, чистота ясность, эмоциональность речи и др.
Роль А. С. Пушкина в истории русского языка. Предшественники А.С. Пушкина. А. С. Пушкин – создатель современного русского литературного языка.
Источники расширения словарного состава современного русского языка: словообразование, книжная лексика, периферийная лексика (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы), заимствования.






Календарно-тематическое планирование


п/п
Тема
Требования
к уровню подготовки
Контроль

Дата





План
Факт

1 полугодие. 46 ч

Вспомним изученное. 7 ч

1
Вводное занятие. Понятие о системе языка, её устройство и функционирование. Взаимосвязь единиц и уровней языка. Русский язык как объект научного изучения. Русистика и её основные разделы. Виднейшие учёные русисты и их работы. Орфография. Орфографические нормы.
Уметь объяснять орфограммы, основные орфографические нормы языка
Конспект статьи. Таблицы
Словарная проверочная работа
1 нед




2
Диагностический тест. Орфография. Пунктуация
Знать и уметь применять основные орфографические и пунктуационные правила и нормы языка
Тест.



3
Синтаксис. Простые предложения. Односоставные предложения
Аргументировано анализировать и производить синтаксический разбор данных конструкций; определять способы и средства связи предложений. Уметь находить грамматическую основу предложения, элементы, осложняющие простые предложения; Виды простых предложений; знаки препинания в простых предложениях
Тренировочный диктант




4
Синтаксис. Однородные и обособленные члены предложения
Уметь находить грамматическую основу предложения, элементы, осложняющие простые предложения; разграничивать однородные и обособленные члены предложения; обогащать синтаксический строй речи через различные синтаксические конструкции и средства их выражения; уметь схематически обозначать трудные случаи написания
Тренировочные упражнения. Анализ конструкций

2 нед


5-6
Сложное предложение. Сложносочиненные и сложноподчиненные и бессоюзные предложения
Уметь составлять предложения данных конструкций (учитывая признаки, строение, способы и средства связи); понимать системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц; уметь определять виды сложных предложений, знаки препинания при них.
Тренировочные упражнения. Анализ предложений



7
Контрольный диктант. орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка
Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка
Входной контроль. Диктант
3 нед





Введение в науку о языке. Общие сведения о языке. 8 ч



8
Функции языка
Понимать функции языка; основные сведения о лингвистике как науке;
уметь проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, углублять знания о лингвистике как науке,
знания о языке как многофункциональной развивающейся системе
Конспект «Основные функции языка». Аргументированный ответ: основные функции языка: экспрессивную (эмоциональную), коммуникативную, когнитивную (познавательную),аккумулятивную, т. е. функцию накопления, хранения и передачи общественного опыта и знаний, эстетическую, функцию воздействия



9
Язык, речь, слово как синонимы в речи. Термины язык, речь и слово. Речевая деятельность
Иметь представление о языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, углублять знания о лингвистике как науке,
знания о языке как многофункциональной развивающейся системе разграничение терминов «язык, речь, слово». Углубить знания о языке как о многофункциональном развивающемся явлении
Таблица «Язык, речь, слово». Устный ответ: речь как форма существования языка и источник его развития, речевой деятельности.



10
Русский язык – государственный язык Российской Федерации
Знать национальное своеобразие русского языка, культуру межнационального общения, социальную сущность языка в тексте; политико-правовой статус языка в обществе
Развернутое высказывание «Язык - духовная, нравственная, культурная ценность народа»
4 нед













5 нед




11
Русский язык как национальный язык русского народа. Русский литературный язык как высшая форма существования национального языка
Знать самобытность, своеобразие национального языка; понять, что русский язык духовная, нравственная, культурная ценность народа;
уяснить взаимосвязь языка и истории народа
Развернутый ответ



12
Русский язык как язык межнационального общения в РФ
Уметь оценивать русский язык как средство общественно-политических, экономических, научных, культурных и др. связей между народами России. Русский язык –средство межнационального общения
Письменное высказывание «Русский язык –средство межнационального общения»



13
Русский язык среди других языков мира
Знать роль русского языка в мире. Уметь объяснять с помощью словаря значения слов с национально-культурным компонентом. Иметь представление о проблемах экологии языка и путях выхода из языкового кризиса. Роль русского языка в мире; русский язык в семье индоевропейских языков
Развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства «Роль русского языка в мире; русский язык в семье индоевропейских языков»



14
Русистика на современном этапе. Активные процессы в современном русском языке. Славянские языки
Понимать русистику как науку о русском языке, ее основные разделы и направления развития, виднейших ученых-лингвистов. направления развития языка: структура, семантика, роль языковых единиц в речи;
знать о роли старославянского языка в развитии русского языка; знать основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов, общее и различное в русском и других языках.
Знать реформы в истории русского письма. Уметь объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры.
Тренировочные упражнения.
Сообщения



15
Комплексный анализ текста. Орфография и пунктуация.
Уметь анализировать текст
Тестовые задания в формате ЕГЭ



Русский язык – один из богатейших языков мира. 87

16
Состав современного русского языка
Знать разнообразие лексического состава русского языка, понимать системное устройство языка, взаимосвязь его единиц,
представлять это в схематическом виде
Сообщения «Литературный язык и общенародная речь». Схема
6 нед







17
Языковые нормы. Основные виды норм современного русского языка. Варианты норм. Динамика языковой нормы. Основные тенденции развития номы в современном русском языке
Знать понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка; основные виды норм современного русского языка; учиться опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; уметь оценивать языковые явления, факты с точки зрения нормативности
Тестовые задания
Сообщения по теме «Этикетные нормы речевого общения»



18
Современные нормативные словари, справочники, пособия. Источники расширения словарного состава современного русского языка
Уметь свободно пользоваться справочниками, словарями различных типов, в том числе и на электронных носителях
совершенствовать работу поисково-исследовательской деятельности
Индивидуальные проекты:
Источники расширения словарного состава современного русского языка: словообразование, книжная лексика, периферийная лексика (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы), заимствования.



19,20
Орфоэпические нормы современного русского языка.
Уметь свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях
Орфоэпический минимум
Тренировочные упражнения

7-8 нед





21-23
Лексические нормы современного русского языка
Знать лексические нормы.
Уметь использовать толковые словари русского языка для определения, уточнения лексического значения слова, подбирать синонимы, антонимы к слову, оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения
Тестовые задания в формате ЕГЭ



24,25
Морфологические нормы современного русского языка
Уметь разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы
Оценивать языковые явления, факты с точки зрения нормативности
9 нед










26-29

Синтаксические нормы современного русского языка
Понимать правила соединения слов в словосочетании и предложении. Совершенствовать культуру устной и письменной речи

10 нед


30, 31
РР. Лингвистический анализ текста
Уметь интерпретировать поэтический текст
Связный текст «Лексические средства выразительности речи».

11 нед


32
Классификация фонетических единиц русского языка. Звуки речи и фонема. Звуки речи и буквы. Звуковые законы в русском языке. Фонетический разбор.
Перенос слова.
Активизировать знания о фонетике, верно ставить ударение, фонетический разбор слов. Уметь выполнять звуковой анализ слова с целью объяснения его произношения, написания и для проведения звукового анализа художественного текста.
Уметь применять правила переноса слов, оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности.
Транскрипция



33,34
Разделительные твердый и мягкий знаки. Значение букв Ъ и Ь в русской графике. Значение букв Е,Ё,Ю,Я
Различать на письме случаи употребления разделительных Ъ и Ь знаков.
Тренировочные упражнения

12 нед


35, 36
Позиционные чередования звука
Знать орфоэпические (произносительные) и акцентологические нормы.
Осуществлять речевой самоконтроль в устных и письменных высказываниях, развивать орфоэпические навыки
Осуществление речевого самоконтроля в устных и письменных высказываниях. Орфоэпические задачи



37
Интонационные особенности русской речи. Элементы интонации. Требования к интонации
Уметь анализировать интонационное своеобразие русской речи
Интонирования текста. Подготовка текста к выразительному чтению
13 нед




38
Культура речи. Совершенствование культуры разговорной речи. Соблюдение норм речевого поведения в различных ситуациях и сферах общения
Владеть приёмами, обеспечивающими успешность общения в различных ситуациях и сферах общения, анализировать причины коммуникативных неудач, выбирать речевую тактику и языковые средства, адекватные характеру речевой ситуации, анализировать фрагменты текстов разных жанров разговорной речи, моделировать ситуацию речевого общения, создавать собственное речевое высказывание с учётом ситуации и условий общения, фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников, применять в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка
Знать / понимать: как вести беседу, разговор, спор и т.п. Уметь общаться в различных ситуациях, анализировать причины коммуникативных неудач, выбирать речевую тактику и языковые средства, адекватные речевой ситуации, моделировать ситуации речевого общения, создавать собственные речевые высказывания, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников, соблюдать в речевой практике языковые нормы






39,40
Контрольная работа. Языковые нормы. Анализ работы.
Проверить умения и навыки
Тестовые задания
14 нед


41
Слово – основная единица языка и его значение. Однозначность и многозначность. Богатство речи
Знать лексическое значение слова, однозначность и многозначность слова, изобразительно-выразительные средства на основе переносного лексического значения.
Уметь работать с толковым словарем, проводить анализ лексических средств выразительности в тексте, создавать собственные художественные тексты с использованием ИВС, искать информацию в словарях и другой справочной литературе, применять полученные знания в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения






42, 43
Разделы и принципы русской орфографии. Основные орфографические нормы русского языка. Повторим орфограммы
Повторить орфограммы «Правописание гласных в приставках, суффиксах, корне»
Конспект «Разделы и принципы русской орфографии»


15 нед


44
Изобразительно-выразительные средства
Уметь работать с толковым словарем, проводить анализ лексических средств выразительности в тексте, создавать собственные художественные тексты с использованием ИВС, искать информацию в словарях и другой справочной литературе, применять полученные знания в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения. Понимать роль изобразительно-выразительных средств в языке




45
Лингвистический анализ художественного текста
Уметь интерпретировать художественный текст
Связный текст



46
Контрольная работа. Изобразительно-выразительные средства языка
Уметь работать с толковым словарем, проводить анализ лексических средств выразительности в тексте, создавать собственные художественные тексты с использованием ИВС, применять полученные знания в собственной речевой практике, понимать роль изобразительно-выразительных средств в языке
Анализ текста
16 нед




2 полугодие. 56 ч




47
Повторение изученных орфограмм





48
Синонимия в системе языка. Типы синонимов. Лексические синонимы. Морфемные синонимы. Морфологические синонимы. Синтаксические синонимы
Уметь использовать синонимы как средство связи слов в тексте и как средство устранения неоправданного повтора. Уметь выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово с учётом конкретной речевой ситуации, оценивать собственную и чужую речь с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения
Аргументированное высказывание: Роль синонимов в речи



49
Антонимы. Употребление антонимов.
Знать типы антонимов, антитезу. Уметь использовать антонимы как лексическое средство выразительности в тексте, уметь работать со словарем антонимов

17 нед


50
Сферы употребления русской лексики. Активный и пассивный словарный запас. Историзмы. Архаизмы

Знать диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы, стилистические особенности употребления данных видов лексики. Уметь определять лексические особенности текста, опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям




51
Исконно русская и заимствованная лексика. Понятие об этимологии. Неологизмы в русском языке. Авторские неологизмы
Знать неологизмы. Уметь находить в тексте неологизмы, окказионализмы и видеть их роль в создании текстов, объяснять взаимосвязь фактов языка и истории
Тренировочные упражнения
Сообщения из истории слов



52
Русская фразеология. Фразеологизмы
Знать основные признаки и источники появления фразеологизмов. Уметь употреблять фразеологизмы в речи, работать со словарями фразеологизмов, оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, искать информацию в словарях и другой справочной литературе, расширять круг используемых языковых и речевых средств

18 нед


53, 54
Понятие текста. Признаки текста.
Знать признаки текста, понимать, что текст (высказывание) является единицей общения: подчинено единой теме, которая раскрывается в соответствии с авторским замыслом, высказывание кому-либо адресовано, создано с определённой целевой установкой, характеризуется законченностью, завершённость в передаче информации, в раскрытии темы, в выражении авторского замысла; уметь комментировать и оценивать информацию исходного текста, использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи, передавать содержание прослушанного текста в виде планов, схем, таблиц, тезисов, конспектов, создавать текст в соответствии с коммуникативной задачей и ситуацией
Тренировочные упражнения



55, 56
Типы речи. Описание, повествование, рассуждение. Их признаки.
Знать особенности текста, уметь создавать тексты, устанавливать ведущий тип речи, находить фрагменты с иным типовым значением, определять способы и средства связи предложений в тексте.

19 нед


57, 58
Закономерности построения текста. Структурные элементы текста
Понимать значения терминов: тема, тематика, основная мысль (идея), проблема, проблематика, уметь определять тему, тематику, основную мысль (идею), проблему, проблематику, владеть основными нормами построения текста

20 нед


59
Языковые способы и средства организации текста. Способы выражения темы. Заглавие
Уметь использовать при создании текста различные средства связи предложений в тексте (различные виды повтора, сочинительные союзы, согласованное употребление форм времени, различных обстоятельств, лексические и контекстуальные синонимы, вводные слова и др.), цепную и параллельную связь предложений, уметь анализировать текст, определяя способы и средства связи. Знать / понимать: текст (высказывание) как единицу общения, смысл понятий: тема, идея (основная мысль), авторский замысел, проблематика, что текст кому-либо адресован, создан с определенной целевой установкой, характеризуется смысловой закономерностью, завершенностью в передаче информации, в раскрытии темы. Уметь: комментировать исходный текст, использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи, передавать прослушанный текст в виде планов, схем, таблиц, тезисов, конспект, владеть основными нормами построения текста, создавать собственный текст




60
Речеведческий анализ текста
Уметь самостоятельно редактировать, творчески перерабатывать текст, проводить анализ лексических особенностей текста, составлять план, определять тип и стиль речи текста; подробно его излагать, применяя в практике письма нормы современного русского языка, используя синонимические ресурсы
Речеведческий анализ текста



61, 62
Устная и письменная форма речи


21 нед


63, 64, 65, 66, 67
Стили литературного языка. Их признаки. Сфера употребления.
Знать функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы. Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с ситуацией речевого общения, задачами речи; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст
Анализ текста
Сводная таблица

22 , 23 нед


68, 69
Контрольная работа. Лексика. Фразеология. Анализ контрольной работы.

Анализ текста



70, 71
Морфология. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки существительного. Правописание окончаний и суффиксов имён существительных.
Углубить знания о языковой норме, ее функциях; овладеть умениями анализировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций
Уметь применять в практике письма нормы правописания суффиксов и окончаний имён существительных, сложных существительных

24 нед


72, 73
Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки прилагательного. Правописание окончаний и суффиксов имён прилагательных. Употребление прилагательных. Правописание прилагательных
Углубить знания о языковой норме, ее функциях; овладеть умениями анализировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций. Уметь применять в практике письма нормы правописания суффиксов и окончаний имён прилагательных, творительного падежа некоторых фамилий и названий населённых пунктов. Уметь применять в практике письма нормы слитного, дефисного и раздельного написания слов, употреблять в разных формах прилагательные в речи, согласуя их с существительными

25 нед


74, 75
Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки глагола. Правописание глаголов. Использование форм глагола в речи
Овладеть умениями опознавать, анализировать, сопоставлять языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций и нормативности.
Уметь грамотно писать глаголы, различать однокоренные глаголы и употреблять их в речи, правильно строить и употреблять словосочетания с глаголами и словами, обозначающими оценку действия, употреблять глаголы в этикетных формах выражения просьбы




76, 77
Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки числительного. Использование форм имени числительного в речи
Углубить знания о взаимосвязи основных единиц языка, языковой норме; уметь оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности.
Уметь грамотно писать, соблюдать нормы произношения и употреблять, анализируя синтаксическую роль, числительные разных разрядов, правильно строить словосочетания

26 нед


78
Контрольная работа. Морфология. Существительное, прилагательное, глагол, числительное
Выявление уровня знаний





79, 80
Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки местоимения. Правописание местоимений. Употребление местоимений в речи
Знать разряды местоимений по значению.Углубить знания о взаимосвязи основных единиц языка, языковой норме; уметь оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности. Уметь безошибочно писать местоимения, различать приставки НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях, употреблять местоимения в соответствии с литературной нормой
Тренировочные упражнения
27 нед


81
Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки причастий. Правописание суффиксов причастий. Ошибки в употреблении причастий.
Овладеть умениями опознавать, анализировать, сопоставлять языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций и нормативности.
Уметь правильно писать орфограммы в причастии, употреблять причастия в речи
Сводная таблица образования и правописания причастий



82, 83
Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки деепричастия. Правописание деепричастий. Ошибки в употреблении деепричастий
Овладеть умениями опознавать, анализировать, сопоставлять языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций и нормативности.
Уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастиями

28 нед


84, 85
Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки наречия. Правописание наречий
Овладеть умениями опознавать, анализировать, сопоставлять языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций и нормативности. Уметь безошибочно писать, применяя изученные правила, использовать орфографический словарь для определения слитного и раздельного написания наречий, соблюдать языковые нормы употребления наречий. Уметь оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; в необходимых случаях давать исторический комментарий, различать наречия и созвучные слова других частей речи, применять в практике письма нормы правописания омонимичных форм разных частей речи.
Тестовые задания «Омонимия частей речи»
29 нед


86
Морфологический разбор слов самостоятельных частей речи
Овладеть умениями опознавать, анализировать, сопоставлять языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций и нормативности
Морфологический разбор слов самостоятельных частей речи



87
Историческое развитие русского языка. Предшественники А.С.Пушкина.Пушкин – создатель русского литературного языка
Знать историю русского литературного языка, предшественников А. С. Пушкина. Уметь анализировать языковые особенности пушкинского языка и их роль в раскрытии идейного замысла произведений
Сообщения: Историческое развитие языка. Предшественники А.С. Пушкина. Роль Н.М.Карамзина, М.В. Ломоносова, А.С.Шишкова в развитии русского языка
30 нед


88
РР. Информационная переработка текста. Виды сокращений текста: план, тезис, выписка. Конспект. Тематический конспект.
Знать виды информационной переработки текста, виды сокращений
Уметь использовать различные виды информационной переработки текста в своей речевой деятельности.
Знать правила и приёмы составления конспекта текста научного стиля, уметь составлять конспект научной статьи.
План, тезис, выписка. Конспект



89
Культура учебно-научного общения. Написание доклада, реферата
Уметь адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения, читать тексты разных стилей и жанров, извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, словами и словосочетаниями, указывающими на логическую связь частей текста, языковыми средствами при пересказе научного текста с опорой на план, уметь использовать цитаты как средство передачи чужой речи
Доклад или Реферат



90
Статья. Рецензия. Аннотация: её цель, задачи Особенности жанра рецензии
Понимать жанровое своеобразие аннотации как вторичного текста, уметь сравнивать тексты аннотаций разных стилей и типов, определять общее и различное, анализировать аннотации на книги научно-популярного характера и научное произведение, редактировать и составлять самим аннотации, включая в них основные компоненты, выделять и формировать тему первоисточника, его основные проблемы, определять читательский адрес.
Уметь писать рецензию на книгу научно-популярного характера или художественное произведение, оценивать тему, основную мысль, композицию, язык, героев, использовать в своём тексте лексические и грамматические выражения оценки, авторского отношения к прочитанному
Рецензия



91
Культура письменной и устной речи. Основные качества хорошей речи: содержательность, точность, логичность, правильность, выразительность, чистота, эмоциональность
Уметь оценивать качества хорошей речи, аргументировать свой ответ, используя многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка, подбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи, соблюдать языковые нормы.
Уметь использовать различные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, адекватно воспринимать информацию, понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, перерабатывать тексты различных стилей и жанров, создавать собственные, высказывать, производить разноаспектный анализ текста.
Выступление
31 нед


92, 93
Обучение написанию сочинения по исходному тексту
Уметь проводить орфографический и пунктуационный разборы, текстоведческий и лингвистический анализ текста, выполнять задание с развернутым ответом (задание С в формате ЕГЭ), на основе исходного текста создавать собственный: формулировать одну из проблем исходного текста, комментировать ее, формулировать позицию автора, аргументировать собственное мнение по проблеме, строить текст, соблюдая языковые и речевые нормы.




94, 95
Сочинение-рассуждение
Уметь: проводить орфографический и пунктуационный разборы, текстоведческий и лингвистический анализ текста, выполнять задание с развернутым ответом (задание С в формате ЕГЭ), на основе исходного текста создавать собственный: формулировать одну из проблем исходного текста, комментировать ее, формулировать позицию автора, аргументировать собственное мнение по проблеме, строить текст, соблюдая языковые и речевые нормы.
Сочинение- рассуждение на основе исходного текста (задание 25 в формате ЕГЭ).
32 нед


96
Орфографический и пунктуационный практикум
Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского лит. языка;
Тестовые задания



97
Контрольный диктант.
Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского лит. языка
Диктант с грамматическим заданием
33 нед


98
Источники расширения словарного состава современного русского языка
Уметь определять книжную лексику, периферийную лексику (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы), заимствования и объяснять их роль




99, 100
Систематизация изученного. Тестовые задания в формате ЕГЭ
Уметь систематизировать и обобщить знания. Уметь применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка
Тестовые задания

34 нед


101-102
Повторение и обобщение изученного
Уметь систематизировать и обобщить знания. Уметь применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка






Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка ученик должен знать /понимать:
функции языка;
строение текста, соотношение языка, речи и слова;
основные сведения о лингвистике как науке, о роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
строение текста, средства, создающие его цельность и связность;
понятие языковой нормы, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
уметь:
правильно и свободно говорить и писать, соблюдая нормы русского литературного языка;
анализировать и строить тексты разных жанров, типов речи и стилей;
уместно употреблять синонимы и фразеологизмы;
производить все виды разбора (фонетический, лексический, морфемный, морфологический, синтаксический); производить анализ текста;
пользоваться разными типами словарей и справочников;
принимать участие в дискуссиях на различные актуальные темы, в том числе лингвистические; аргументировать свою точку зрения;
редактировать тексты;
составлять конспекты (подробные и сжатые), составлять планы разного характера (краткие, подробные, цитатные, тезисные).

15