Календарно-тематическое планирование Физика Г.Мякишев Б.Буховцев (11 класс)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, авторской программы по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (Базовый уровень) В.С. Данюшенкова, О.В. Коршуновой (Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы. – М.: «Просвещение», 2009.) в соответствии с образовательной программой школы, учитывая расчасовку по Учебному плану и реализуемая через учебно-методический комплект Г.Я. Мякишева, учебник Физика. 11 класс:учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; под ред. В.И.Николаева, Н.А. Парфентьевой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
Цели изучения физики
усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий, познавательной и творческой деятельности;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;
воспитание убеждённости в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; в необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений; чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Задачи изучения физики
знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Место и роль учебного предмета
Школьный курс физики – системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в 11 классах 68 учебных за учебный год из расчета 2 учебных часа в неделю.
Объем программы
Количество часов на год Количество часов по полугодиям 1 2 Общая трудоемкость 68 15 недель х 2 часа в неделю 19 недель х 2 часа в неделю Основное содержание
Магнитное поле (6 часов)
Правила поведения в кабинете физики. Стационарное магнитное поле.Сила Ампера.Лабораторная работа № 1: Наблюдение действия магнитного поля на ток.Сила Лоренца.Магнитные свойства вещества. Решение задач по теме «Стационарное магнитное поле»
Электромагнитная индукция (4 часа)
Явление электромагнитной индукции.Направление индукционного тока. Правило Ленца.Лабораторная работа № 2: Изучение явления электромагнитной индукции .Решение задач по теме: «Электромагнитная индукция»
Механические колебания (1 час)
Лабораторная работа № 3: Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника
Электромагнитные колебания (3 часа)
Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями.Решение задач на характеристики электромагнитных свободных колебаний.Переменный электрический ток.
Производство, передача и использование электрической энергии (2 часа)
Трансформаторы. Производство, передача и использование электрической энергии
Механические волны (1 час)
Волна. Свойства волн и основные характеристики
Электромагнитные волны (3 часа)
Опыты Герца. Изобретение радио А. С. Поповым. Принципы радиосвязи. Контрольная работа № 1: Электромагнитные колебания и волны
Световые волны (7 часов)
Введение в оптику. Основные законы геометрической оптики. Формула тонкой линзы. Лабораторная работа № 4: Экспериментальное определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы .Дисперсия света. Интерференция и дифракция. Урок обобщения и систематизации знаний по теме: Геометрическая оптика. Контрольная работа № 2: Геометрическая оптика
Элементы теории относительности (3 часа)
Элементы специальной теории относительности. Постулаты Эйнштейна.Элементы релятивистской динамики.Обобщающе-повторительное занятие по теме «Элементы специальной теории относительности»
Излучение и спектры ( 3 часа)
Излучение и спектры. Шкала электромагнитных излучений.Урок обобщения и систематизации знаний по теме: Волновая оптика.Контрольная работа № 3: Волновая оптика
Световые кванты (3 часа)
Законы фотоэффекта.Фотоны. Гипотеза де Бройля.Квантовые свойства света: световое давление, химическое действие света
Атомная физика (3 часа)
Квантовые постулаты Бора. Излучение и поглощение света атомом.Лазеры. Решение задач по темам «Световые кванты», «Атомная физика»
Физика атомного ядра. Элементарные частицы (7 часов)
Лабораторная работа № 5: Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.Радиоактивность .Энергия связи атомных ядер.Цепная ядерная реакция. Атомная электростанция.Применение физики ядра на практике. Биологическое действие радиоактивных излучений.Элементарные частицы.Контрольная работа № 4: Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра
Значение физики для развития мира и развития производственных сил общества (1 час)
Физическая картина мира
Строение и эволюция вселенной (10 часов)
Небесная сфера.Звездное небо.Законы Кеплера.Строение солнечной системы.Система Земля – Луна.Общие сведения о Солнце, его источники энергии и внутреннее строение.Физическая природа звезд.Наша Галактика.Происхождение и эволюция галактик. Красное смещение.Жизнь и разум во Вселенной.Контрольная работа № 5: Строение и эволюция вселенной
Обобщающее повторение (11 часов)
Требования к уровню подготовки обучающихсяВ результате изучения физики 11 класса ученик должен
знать/понимать:·смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;·смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;·   смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света.
уметь:·описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;·использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока; представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;·выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы; приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; решать задачи на применение изученных физических законов;·осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире; рационального применения простых механизмов; оценки безопасности радиационного фона.
Тематический план

п/п Наименование тем и разделов Всего часов В том числе на:
уроки лабораторные работы контрольные работы
1 Магнитное поле 6 5 1 0
2 Электромагнитная индукция 4 3 1 0
3 Механические колебания 1 0 1 0
4 Электромагнитные колебания 3 3 0 0
5 Производство, передача и использование электрической энергии 2 2 0 0
6 Механические волны 1 1 0 0
7 Электромагнитные волны 3 2 0 1
8 Световые волны 7 7 0 0
9 Элементы теории относительности 3 3 0 0
10 Излучение и спектры 3 2 0 1
11 Световые кванты 3 1 1 1
12 Атомная физика 3 3 0 0
13 Физика атомного ядра. Элементарные частицы 7 5 1 1
14 Значение физики для развития мира и развития производственных сил общества 1 1 0 0
15 Строение и эволюция вселенной 10 9 0 1
16 Обобщающее повторение 11 11 0 0
Итого 68 58 5 5

Календарно-тематическое планирование по физике для 11-х классов

п/п №
урока Наименование разделов и тем Ко-во
часов Календарные
сроки Фактические
сроки Примечание
(причины корректировки дат)
1.Магнитное поле 6 1 1 Стационарное магнитное поле 1 2 2 Сила Ампера 1 3 3 Лабораторная работа № 1: Наблюдение действия магнитного поля на ток 1 4 4 Сила Лоренца 1 5 5 Магнитные свойства вещества 1 6 6 Решение задач по теме «Стационарное магнитное поле» 1 2. Электромагнитная индукция 4 7 1 Явление электромагнитной индукции 1 8 2 Направление индукционного тока. Правило Ленца 1 9 3 Лабораторная работа № 2: Изучение явления электромагнитной индукции 1 10 4 Решение задач по теме: «Электромагнитная индукция» 1 3. Механические колебания 1 11 1 Лабораторная работа № 3: Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника 1 4. Электромагнитные колебания 3 12 1 Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями 1 13 2 Решение задач на характеристики электромагнитных свободных колебаний 1 14 3 Переменный электрический ток 1 5. Производство, передача и использование электрической энергии 2 15 1 Трансформаторы 1 16 2 Производство, передача и использование электрической энергии 1 6. Механические волны 1 17 1 Волна. Свойства волн и основные характеристики 1 7. Электромагнитные волны 3 18 1 Опыты Герца 1 19 2 Изобретение радио А. С. Поповым. Принципы радиосвязи 1 20 3 Контрольная работа № 1: Электромагнитные колебания и волны 1 8. Световые волны 7 21 1 Введение в оптику 1 22 2 Основные законы геометрической оптики 1 23 3 Формула тонкой линзы 1 24 4 Лабораторная работа № 4: Экспериментальное определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы 1 25 5 Дисперсия света. Интерференция и дифракция 1 26 6 Урок обобщения и систематизации знаний по теме: Геометрическая оптика 1 27 7 Контрольная работа № 2: Геометрическая оптика 1 9. Элементы теории относительности 3 28 1 Элементы специальной теории относительности. Постулаты Эйнштейна 1 29 2 Элементы релятивистской динамики 1 30 3 Обобщающе-повторительное занятие по теме «Элементы специальной теории относительности» 1 10. Излучение и спектры 3 31 1 Излучение и спектры. Шкала электромагнитных излучений 1 32 2 Урок обобщения и систематизации знаний по теме: Волновая оптика 1 33 3 Контрольная работа № 3: Волновая оптика 1 11. Световые кванты 3 34 1 Законы фотоэффекта 1 35 2 Фотоны. Гипотеза де Бройля 1 36 3 Квантовые свойства света: световое давление, химическое действие света 1 12. Атомная физика 3 37 1 Квантовые постулаты Бора. Излучение и поглощение света атомом. 1 38 2 Лазеры 1 39 3 Решение задач по темам «Световые кванты», «Атомная физика» 1 13. Физика атомного ядра. Элементарные частицы 7 40 1 Лабораторная работа № 5: Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям 1 41 2 Радиоактивность 1 42 3 Энергия связи атомных ядер 1 43 4 Цепная ядерная реакция. Атомная электростанция 1 44 5 Применение физики ядра на практике. Биологическое действие радиоактивных излучений 1 45 6 Элементарные частицы 1 46 7 Контрольная работа № 4: Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра 1 14. Значение физики для развития мира и развития производственных сил общества 1 47 1 Физическая картина мира 1 15. Строение и эволюция вселенной 10 48 1 Небесная сфера.
Звездное небо. 1 49 2 Законы Кеплера 1 50 3 Строение солнечной системы 1 51 4 Система Земля – Луна 1 52 5 Общие сведения о Солнце, его источники энергии и внутреннее строение 1 53 6 Физическая природа звезд 1 54 7 Наша Галактика 1 55 8 Происхождение и эволюция галактик. Красное смещение 1 56 9 Жизнь и разум во Вселенной 1 57 10 Контрольная работа № 5: Строение и эволюция вселенной 1 16. Обобщающее повторение 11 58 1 Уроки обобщения и систематизации знаний. Решение задач по теме: Кинематика 1 59 2 Уроки обобщения и систематизации знаний. Решение задач по теме: Динамика 1 60 3 Уроки обобщения и систематизации знаний. Решение задач по теме: Законы сохранения 1 61 4 Уроки обобщения и систематизации знаний. Решение задач по теме: Основы МКТ 1 62 5 Уроки обобщения и систематизации знаний. Решение задач по теме: Термодинамика 1 63 6 Уроки обобщения и систематизации знаний. Решение задач по теме: Электростатика 1 64 7 Уроки обобщения и систематизации знаний. Решение задач по теме: Постоянный ток 1 65-66 8 Уроки обобщения и систематизации знаний. Решение задач по теме: Магнитное поле. Электромагнитная индукция 1 Т.к. 11 классы учатся до 25 мая
67-68 9 Уроки обобщения и систематизации знаний. Решение задач по теме: Колебания и волны. Оптика 1 Т.к. 11 классы учатся до 25 мая

Учебно-методический комплект:
учебник Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; под ред. В.И.Николаева, Н.А. Парфентьевой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
Кирик Л.А. Физика-11. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. М.: ИЛЕКСА, 2009.
Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.
Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008.
Программы и примерное поурочное планирование для общеобразовательных учреждений. Физика. 7 – 11 классы / (авт.-сост. Л.Э. Генденштейн, В.И. Зинковский). – М.: Мнемозина, 2010.
Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы. – М.: «Просвещение», 2009.
Учебно-методическое обеспечение:
Основная литература по физике:
для учителя:
Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.
Программы и примерное поурочное планирование для общеобразовательных учреждений. Физика. 7 – 11 классы / (авт.-сост. Л.Э. Генденштейн, В.И. Зинковский). – М.: Мнемозина, 2010.
Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы. – М.: «Просвещение», 2009.
для учащихся:
учебник Физика. 11 класс:учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил.уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; под ред. В.И.Николаева, Н.А. Парфентьевой. – 18-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008.
Дополнительная литература по физике:
для учащихся:
Кирик Л.А. Физика-11. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. М.: ИЛЕКСА, 2009.