Методическая разработка урока музыки «Русские народные инструменты

Методическая разработка урока музыки:
«Русские народные инструменты»


Цели:
Воспитательные:
- воспитание грамотного слушателя;
- воспитание музыкального вкуса;
- воспитание интереса и любви к русской народной музыке;
Обучающие:
- познакомить с историей создания русских народных инструментов;
- формировать сравнительные навыки;
- развивать исполнительские навыки;
Оборудование:  музыкальный центр, проектор, компьютер; музыкальные инструменты: бубен, трещотка, ложки,  треугольник, балалайка, аккордеон.
 


Наглядный материал: мультимедийная презентация, музыкальные инструменты.
 
Ход урока

1.Организационный момент.
Музыкальное приветствие:
Сейчас музыкальный начнется урок,
Об этом сказал нам веселый звонок.
Сказал, заливаясь на ноте высокой:
«Друзья, поздравляю с началом урока».

Звучит стихотворение Г. Серебрякова из сборника "Стихи о музыке".

          Ты откуда, русская, зародилась музыка?                
          То ли в поле чистом, то ли в лесе мглистом?
         В радости ли? В боле?
        Или в птичьем свисте? 
        Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль
         В чьем ты сердце билось с самого начала?
           Как ты появилась? Как ты зазвучала?
           Прилетели утки - уронили дудки.
           Прилетели гуси - уронили гусли.
           Их порою вешней нашли,
           Не удивились. Ну, а песня? 
           С песней на Руси родились.
         



       Показ презентации.
                                   
2.Основная часть.
 Работа по теме урока. Беседа учителя. 
Русская народная инструментальная музыка в большинстве случаев непосредственно связано с песней, с военными и охотничьими фанфарными сигналами древней Руси, а так же с пастушескими сигналами и наигрышами на дудках, жалейках и рожках. Русский народный инструментарий достаточно многочисленный и разнообразен. 
Ребята, а какие вы знаете русские народные инструменты? (Ответы детей)
Древнерусские летописи свидетельствуют о том, что у древних славян существовали струнные, духовые и ударные инструменты: гусли, трубы, рога, дудки, сопели, свирели, сиповочки, а позднее в 16-17 вв. - гудок, домра, ложки с бубенчиками, представляющие своеобразный тип русских кастаньет.
Показ слайдов.
Любимым струнным инструментом древневосточных славян были гусли. 
Показ слайда с описанием.
В былине о богатыре Добрыне Никитиче, которому приписывалось умение складывать песни и играть на гуслях, звучит такой текст: (читают чтецы)
 
1. Как берёт Добрыня во белы руки
Те звончатые гуселышки яровчаты,           
Поподернет да во струнки золочёные,
Заиграет стих еврейский по унылому,
По унылому да по умильному –
Во пиру все призадумались
Заиграл Добрыня по весёлому,
Игрище завёл от Ерусолима,
Игрище другое от Царя-града,
Третие от стольна града Киева –
Во пиру привёл всех на весельице.
 
2. В другой былине  «Садко» говорится:

Брал Садке гуселышки яровчаты,
Яровчаты гу
·селки, звончаты:
Струночку ко струночке налаживал,
 Стал он в гуселышки поигрывать, Играет-то Садке в Нове-городе, А выигрыш ведет от Царя-града. Стал царь Водяник поскакивать, А царица Водяница поплясывать.

 
Известный Русский композитор  Н.А. Римский - Корсаков написал оперу "Садко", в которой звучит фрагмент "Заиграйте мои гусельки". Послушайте его.
Как звучит этот инструмент? (ответы детей).
Другим распространенным  инструментом был древне русский смычковый инструмент - гудок (более позднего происхождения чем гусли). Появился он в 17 веке и сохранился до 19 века. Это трех струнный инструмент: на самой высокой струне исполнялся мотив песни, а на двух других исполнялся аккомпанемент. 
Слайд.
Слушание балалаечных наигрышей: "Камаринская" М.И.  Глинки, увертюра на три русские темы  М.А. Балакирева.
- Ребята вы узнали какой звучал инструмент?
- Да, это третий тип струнных: домра и балалайка - инструменты тамбуровидного типа, состоящего из кузова и шейки. На домре играли плектром (медиатор) и пальцами на балалайке. В 18 веке домру вытесняет балалайка. Она была проще и удобнее. Ребята давайте исполним русскую народную песню "Ах, вы сени" используя разные народные инструменты.
Многочисленны и разнообразны духовые инструменты русского народа. К их числу относятся рога, трубьи рожки, многообразные инструменты флейтового типа (свистящие), как дудки, свирели, сиповочки, кувички и наконец язычковые - жалейки (инструмент кларнетного типа, сделанный из камыша или дерева и снабженный одиночным бьющим язычком. Имитирование жалейки можно найти в произведениях русских классиков.
Слушание фрагментов из оперы "Снегурочка" Римского - Корсакого.
Из инструментов флейтового типа наибольший интерес представляет многоствольная свирель очень древнего происхождения, известная в литературе под названием"флейта Пана".В 60-е годы она была обнаружена в Курской области под названием кувички. (Взгляните на этот инструмент и послушайте его звучание).
Излюбленным массовым инструментом является гармонь. Завезенная в Тульскую губернию в 50-е годах. В Туле появилась хроматическая гармонь, которая стала прообразом баяна. А создал ее музыкант- самородок  Н.И. Белобородов.
-Исполнение на гармони песни" Во кузнице".
Особенно великая роль гармошечных аккомпанементов и наигрышей в одном из наиболее распостранненных в настоящее время жанров-частушек.
- Исполнение частушек.

-А сейчас мы закрепим сведения, которые вы получили на уроке и отгадаем кроссворд.
-Вопросы вертикали:
1. Духовой инструмент русского народа.
2. В Древние времена так называлась многоствольная свирель.
3. Струнный инструмент тамбуровидного типа.
4. Инструмент, который завезли в г. Тулу в 50-х годах.
5. В г. Туле есть фабрика по изготовлению этого инструмента.
6. В этой опере главный герой умел играть на гуслях.
7. Свистящий инструмент.
8. Духовой инструмент.
9. Древнерусский смычковый инструмент.
10. Инструмент тамбуровидного типа.
11. Инструмент флейтового типа.
Если вы правильно отгадаете кроссворд, то в ключевом слове вы прочтете фамилию изобретателя хроматической гармони.
 
 




4

6






1


Г

С
7





Т
2
3
А

А
С

9

11

Р
Ф
Б
Р

Д
В
8
Г
10
К

У
Л
А
М
5
К
И
Р
У
Д
У

Б
Е
Л
О
Б
О
Р
О
Д
О
В

А
Й
А
Н
А

Е
Ж
О
М
И


Т
Л
Ь
Я

Л
О
К
Р
Ч


А
А

Н

Ь
К

А
К



Й







И



К











А











Итог урока. Таковы характерные особенности русского народного музыкального творчества. На основе этих самобытно- национальных черт выросла русская классическая музыкальная школа, занявшая в 19 столетии передовое место в мировой культуре.











15