Конспект урока музыки в 4 классе по теме:Русские народные инструменты


Тема: Русские народные инструменты.
Цель урока:
познакомить с составом народного оркестра, с тембрами народных инструментов;
Задачи:
учить внимательно слушать музыкальные произведения от начала до конца, воспринимать музыку, делать посильный разбор произведения;
формировать навыки исполнительских приёмов на простейших музыкальных инструментах;
побуждать интерес к инструментальному творчеству и музицированию в оркестре;
воспитывать чувство единения, интерес к музыке.
Тип урока - урок обобщения и систематизации.
Музыкальный материал:
«Светит месяц»-р.н.п.;
«Ах, вы сени»- р.н.п.;
«Как у наших у ворот»-р.н.п.;
«Самовар»-песня в народном стиле
«Ромашки»-танец
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Музыкальное приветствие.
«-Прозвенел звонок, начался урок.
-Добрый день, ребята!
-Добрый день!»
2.Беседа: «Кто сочиняет музыку?»
-А народ какую музыку сочиняет?
Давайте вспомним, какие народные песни мы уже исполняли? ( ответы
учащихся)
Учитель: – О чём нам могут рассказать народные песни?
Об историческом прошлом наших предков, традициях, обрядах. «Видите, как много песен сложено в России. Ни в одной другой стране нет таких песен и мы все должны гордиться своей народной музыкой, ее песнями, ее певцами.
- Музыка – волшебная страна
Пусть тебе откроется она!
Обо всём, что слышишь ты вокруг.
Музыка тебе расскажет, друг!
2. Исполнение песни «Как у наших у ворот»
ІІ. Основная часть урока.
1. Вступительное слово учителя. Презентация.
- Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие на один волшебный остров. Сели все поудобнее, итак, в путь.
- А вот вдалеке уже виднеется этот остров. Интересно, кто же живёт на нем?
Заглянем туда?
- Давайте заглянем.
- Ребята! Посмотрите, какое необычайное чудо – дерево растёт на этом острове. Давайте рассмотрим его повнимательнее. Плоды какие – то интересные растут на нем, фрукты это или овощи, понять никак не могу?
2. Работа с загадками.
- Точно! Это же музыкальные инструменты! Давайте рассмотрим их повнимательнее.
- Ребята, а вы сможете угадать о каком инструменте я буду вам говорить?
- Давайте попробуем:
В руки ты её возьмёшь;
То растянешь, то сожмёшь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная. (Гармонь, баян)
Ой, звенит она, звенит!
Всех игрою веселит
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
(Балалайка, домра)
Очень весело поёт,
Если дунете в неё,
Вы все в неё играете
И сразу отгадаете.
(Дудочка, рожок, жалейка)
Несколько слов об этих инструментах.
- Молодцы! Хорошо справляетесь!
- Ребята, а вы знаете, что все эти музыкальные инструменты входят в состав народного оркестра.
Несколько слов о народном оркестре.
- Ребята, а как вы думаете, когда эти инструменты заиграют, то что мы услышим?
- Правильно, мы услышим звук. А хотите послушать как они звучат?
Сядьте все как слушатели. Мы послушаем с вами в исполнении этих инструментов русскую народную песню «Светит месяц».
Слушайте внимательно, а потом мне расскажете звуки каких инструментов вы услышали.
3. Слушание р.н.п. «Светит месяц».
4. Беседа по прослушанному.
- Звучание каких музыкальных инструментов вы услышали?
- Понравилась ли вам музыка? А чем она вам понравилась?
- Какое настроение вызвала у вас эта музыка? (предлагаются карточки с прилагательными, чтобы охарактеризовать эту музыку)
- Ребята, а вы хотели бы стать участниками такого вот инструментального народного оркестра?
- Хорошо, ребята вы сегодня станете участниками, т.е. исполнителями народного оркестра, но если только отгадаете несколько загадок. Вы согласны?
- Итак, слушаем загадку:
Внутри пустой, голос густой
Сам молчит, бьют, ворчит.
(Барабан)
Каким инструментом можно и щи хлебать, и музыку играть?
(Ложки)
Несколько слов об этих инструментах.
- Ребята, а когда мы играем на барабане, на ложках, то, что мы слышим?
- Да, правильно, мы слышим шум, и поэтому эти инструменты называют – шумовые. К шумовым инструментам так же относятся и трещотки, и маракасы, и колокольчики.
Все эти инструменты так же входят в состав народного оркестра.
- Итак, у нас есть все необходимые инструменты и мы сейчас попробуем подыграть народному оркестру русскую народную песню «Ах вы , сени».
5. Исполнение в ансамбле с учителем р.н.п. «Ах вы, сени».
6. Беседа.
Ну, что, понравилось вам быть исполнителями народного оркестра?
- А каким стало ваше настроение?
Эх, оркестр народный,
Раздольно – хороводный!
Если грянет плясовую –
Я со всеми затанцую,
Если песню грустную –
Грусть в душе почувствую!
То он плачет,
То хохочет –
С нами делает,
Что хочет.
- Вот такое замечательное стихотворение сочинил про народный оркестр Леонид Яковлев.
- «То он плачет, то хохочет…» Как вы понимаете эти слова?
- Так, значит народный оркестр исполняет музыку разного характера: и весёлую, задорную, и грустную, и спокойную, хороводную.
7. Исполнение песни «Самовар»
-Пока вас еще не было на уроке, ветер ворвался к нам и разлетелись листы, на которых был записан текст одной известной вам песни. Нужно правильно сложить их и угадать название песни.
(выполнение задания подгруппой учащихся)
А мы с вами споем и подыграем с помощью инструментов, которые у вас на столах. Согласны?
- Итак, приготовились.
8. Беседа.
- Ну как, понравилось вам?
- Да, ребята, как же хорошо нам на этом чудо - острове, но всё- таки пора возвращаться домой. А чтобы путь домой был удачным, чтобы по пути нам не встретились пираты, мы должны выполнить небольшое задание. На дереве растут музыкальные инструменты, а вы ничего такого не заметили?
- Правильно здесь растут не только инструменты, входящие в состав народного оркестра, но и инструменты симфонического оркестра.
- Так вот задание следующее: мы должны отправить каждый инструмент в свой оркестр. Сгруппировать инструменты: народный оркестр и симфонический оркестр ( работа с карточками).
- Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданием, и вот мы дома.
9. Игра: «Инструменты, соберитесь!»
У каждого ребенка – роль какого-то инструмента народного оркестра. Дети заранее делают шапочки с рисунком и названием своего инструмента. Все танцуют под музыку, периодически прерываемую паузами. На паузах “инструменты” должны быстро собраться по группам в свои “домики”. Какая группа собралась быстрее всех – та и выиграла.
10. Исполнение русского народного танца «Ромашки»
ІІІ. Итог урока.
- Скажите, вам понравилось сегодняшнее путешествие? А чем оно вам понравилось?
- Что вам запомнилось больше всего?
(Отметить детей.)
-С какими русскими народными инструментами вы познакомились сегодня?
-Домашнее задание нарисовать рисунки, на которых вы изобразите любимые русские народные инструменты.
Весь урок мы пели и плясали,
И от счастья кружится голова,
Потому что каждый понимает,
Рядом с нами музыка была.
Пусть музыка повсюду путь нам открывает,
Ни капли грусти и фальшивых нот,
А только радостный, уверенный аккорд.
Пусть вечно длится музыки урок!
- На этом наш урок окончен, всем спасибо за работу!
.
КС(К)ОУ «Цивильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2»

«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. дир. по УР Директор
Е.Е.Ильина И.Г.КонстантиноваЦивильской школы-интерната№2
_______________ _________________ И.Г. Константинова
22 ноября 2012 года23 ноября 2012 года _______________________
22 ноября 2012 года
План-конспект открытого урока по музыке
в 4 классе по теме:
«Русские народные инструменты»
Провела учитель музыки
Чуркина Лия Геннадьевна