Роль художественного образования в процессе обучения иностранному языку.

«Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков». В. А. Сухомлинский
Именно поэтому огромное значение в обществе придается развитию литературы, музыки, изобразительного искусства и архитектуры, в которых воплощаются идеалы прекрасного.
Сущность художественного образования состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства.
Задачи художественного образования:
эстетические потребности знаний по основам эстетики, мировой и отечественной культуры;
развитие способности понимать и отличать прекрасное в искусстве;
формирование эстетических чувств, вкусов;
развитие интереса к художественно-творческой деятельности;
поддержка одаренных детей.
Цель художественного образования формировать культурно-развитую личность.
Я веду уроки английского языка, работаю в разных классах (со 2-го по 11-й) и с уверенностью отмечаю, что каждый мой урок связан с эстетическим воспитанием. Воспитательное воздействие может осуществляться в форме рассказа по темам: «Мой внешний вид», «Школа», «Образование», «История», «Древние цивилизации», «Праздники», «Традиции», «Обычаи», «Будь вежливым», «Мораль»; Это может быть описание достопримечательностей страны изучаемого языка(музеев, картинных галерей, дворцов, замков). Изготовление газет, плакатов, презентаций к различным праздникам и событиям. Обсуждение художественных произведений - лучших образцов мировой литературы. Прослушивание различных музыкальных композиций от классики и джаза до современных поп и рок исполнителей . Хоровое исполнение песен на английском языке. Просмотр художественных фильмов на английском языке, снятых по изучаемым романам. Знакомство с историческими, географическими, экономическими и культурными особенностями различных стран.

Учебно-методическое обеспечение нравственно-эстетического воспитания в процессе обучения иностранному языку средствами художественной культуры построено на интеграции дисциплин Изобразительное искусство, Музыка, Мировая Художественная Культура и включает в себя следующую систему заданий:
Аналитико-продуктивные задания, предусматривающие сравнительно-сопоставительный анализ средств художественной культуры.
Например, изучая в VI классе тему «Искусство и Культура» (Английский язык. VI класс; В. Эванс, Дж. Дули - М.: - Просвещение, 2013) обучающиеся знакомятся с видами искусства, предлагается сопоставить названия с их определением. Слайд
С музыкальными инструментами, с такими понятиями как струнные, духовые, ударные музыкальные инструменты. Слайд
Обучающиеся читают тексты о современной классической и популярной музыке 21 века. Сравнивают, находят общее и отличия в этих музыкальных направлениях. Слайд
Например, изучая в VI классе тему «Изобразительное искусство и Дизайн» (Английский язык. VI класс; В. Эванс, Дж. Дули - М.: - Просвещение, 2013) обучающиеся знакомятся с различными направлениями изобразительного искусства: Сюрреализм, Импрессионизм, Экспрессионизм. Слайд
Продуктивно-проектировочные задания, требующие от учащихся способности представлять ценности родной культуры и других национальных культур, отраженных в средствах художественной культуры.
Например, изучая в VI классе тему «Изобразительное искусство и Дизайн» (Английский язык. VI класс; В. Эванс, Дж. Дули - М.: - Просвещение, 2013) обучающиеся знакомятся со скульптурой «Родина-мать зовет» на Мамаевом Кургане в Волгограде. Выполнение задания требует обращения к истории создания скульптуры, к тем событиям на фоне которых скульптор Е. В. Вучетич и инженер Н. В. Никитин создали свой монумент. Слайд
Продуктивно-творческие задания с элементами подготовленного и неподготовленного ролевого общения.
Например, изучая в V классе тему «Изобразительное искусство и Дизайн» (Английский язык. V класс; В. Эванс, Дж. Дули - М.: - Просвещение, 2013) обучающиеся знакомятся с органической архитектурой. Органическая архитектура видит свою задачу в создании зданий и сооружений, раскрывающих свойства естественных материалов и органично вписанных в окружающий ландшафт. Слайд
Обучающиеся, вдохновленные лучшими образцами мировой архитектуры охотно делают презентации и проекты на эту тему. Слайд
Уже во 2 классе (Английский язык. II класс; В. Эванс, Дж. Дули - М.: - Просвещение, 2013) есть задание запомнить названия музыкальных инструментов, а затем самим изготовить музыкальные инструменты из доступных материалов. (показать)
Я стараюсь прививать детям бережливое отношение к книгам и тетрадям, школьной мебели, относиться друг к другу доброжелательно и быть вежливым. Но необходимо отметить значимую роль родителей в процессе эстетического воспитания, их сотрудничество с педагогами, классным руководителем, завучем по воспитательной работе. Именно под влиянием родителей у ребенка формируются эстетические вкусы и склонности, развивается интерес к тому или иному виду искусства. Конечно, каждая семья имеет разные возможности. И успех воспитательных воздействий не зависит от количества книг или предметов искусства, а от заинтересованности родителей в культурно-эстетическом развитии своих детей, от атмосферы, которая царит в семье.
В.С. Сухомлинский обращаясь к учителю советует: «Воспитывайте у детей чуткость к эмоциональной окраске слова. Добивайтесь, чтобы слово звучало для ученика, как музыка! Образно говоря, ученик должен быть музыкантом слова, дорожить его правильностью, чистотой, красотой»

15