Планирование урока по математике с использованием приёмов эйдетики


Изучение состава числа
Приёмы эйдетики
Вера Ивановна Шеенкова, учитель-методист средней школы №135, г. Днепропетровск.
Шестилетний ребенок идет в школу. На него обрушивается разный поток информации, когда нужно запоминать большой объем таких сложных и непривлекательных для них заданий. Как с этим справиться? Можно ли выработать умения легко без напряжения воспринимать и воспроизводить информацию? Можно. Создано уже много техник и методик, которые творят чудеса с памятью людей.
Одной из таких методик, которая создаёт возможность для успешного использования памяти, является эйдетика. Эйдетика – это методика, развивающая образное мышление. В основе всего лежит воображение. Чем ярче образ, тем эффективнее он работает. Основателем и руководителем украинской «Школы эйдетики» является Евгений Всеволодович Антощук. Он утверждает, что не бывает плохой памяти, есть лишь неумение использовать её возможности. И учитель должен не только объяснять новый материал, но и показывать детям, как можно его легко запоминать и использовать. Опыт этого автора меня заинтересовал по нескольким причинам:
- детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста как никому свойственна способность представлять и фантазировать;
- эта методика способна помочь детям не потерять интерес к обучению из-за большой сложности нынешних программных требований, не потерять веру в собственные силы;
- с помощью элементов эйдетики можно превратить неинтересные для детей учебные обязанности на захватывающую развивающую игру-сказку.
У большинства людей преобладает зрительно-образная память, потому мыслить образами для них естественно, особенно для детей младшего школьного возраста. Поэтому эйдотехнические приёмы запоминания органично вплетаются в систему обучения таких детей, вызывая у них толчок бурного развития фантазии и творчества, не сковывая ребенка.
Поэтому каждую цифру по правилам «Школы эйдетики», преобразовываем в образ – яркий, смешной или сказочный и оживляем его. Внешне этот образ напоминает цифру.
Изучение цифр с помощью воображения и фантазии.
(образцы цифр-образов смотрите в уроке, который прилагается ниже)
один - единица
Единица – это сказочный деревянный мальчик Буратино, весёлый выдумщик. Вот он вытянул длинный любопытный нос и стал разглядывать вокруг: чтобы такое сделать?
2 – два – двойка
Двойка напоминает нам лебедя, который плывёт по морю.
3 – три – тройка
Тройка похожа на перевёрнутые очки. Они стали на одну дужку, потому что очень любопытные и хотят всё – всё увидеть.
4 – четыре – четверка
А четверка – как будто перевёрнутое кресло. Такое весёлое, мягкое. Оно хочет всем помочь, посадить, чтобы отдохнули.
5 – пять – пятёрка
Пятёрка – это надкусанное яблоко с листочком, которое упало на землю и отбило бочок.
6 – шесть – шестёрка
Эта цифра очень похожа на чайник. Кругленький, с ручкой. А как дорисуем носик, то наш чайник будет кипятить воду, пускать пар и свистеть.
7 – семь – семерка
Семёрка очень похожа на маленький флажок.
8 – восемь – восьмёрка
Эта цифра – как два кольца, очень похожа на снеговичка. Такая холодная, круглая, рыхлая и веселая.
9 – девять – девятка
Цифра 9 очень похожа на кита, который стал на хвостик и танцует.
0 – ноль
Эта цифра – как легкий круглый воздушный шар.
10 – десять – десятка
Буратино с воздушным шариком.
Итак, каждая цифра по правилам «Школы эйдетики» превратилась в определённый образ. Образ яркий, подвижный, живой и знакомый. А это детям интересно.
Так как дети шестилетнего возраста имеют зрительно-образное мышление, поэтому при изучении состава числа в пределах 10 использую игры с цифрами-образами. Задание состоит в том, что дети рассматривая интересный рисунок-изображение, слышат ключевую фразу, включают творческое воображение и начинают составлять свою собственную сказку или интересный рассказ.
Вот примеры интересных рассказов из опыта работы с детьми по такому направлению.
Для числа «5»
На реке.
В жаркий летний день Буратино (1) пошёл на речку освежиться. Там он от удивления сел в кресло (4), потому что по озеру плавал большой белый лебедь (2) в очках (3).
Каждый ребенок может составить свою собственную сказку. Главное – образ должен соответствовать той цифре, которую он олицетворяет. Приведу примеры таких сказок. Для числа «6» составили сказку «В гостях», для числа «7» - «Цирковая арена», для числа «8» - «Спортивная эстафета», для числа «9» - «На катке», для числа «10» - «Веселый праздник».К статье прилагаю разработанный урок по теме «Состав числа «7», на котором развитие творческого воображения, мышления и памяти происходило с помощью приёмов «Школы эйдетики».