Урок по рисованию в классе предшкольной подготовки по теме Рыбки в аквариуме


Образовательная область: творчество
Раздел: аппликация
Тема: Рыбки в аквариуме.
Цель: выполнить творческую работу
Задачи:
Образовательная: формировать словарный запас – названий рыб, расширить представление о том, из каких частей состоит тело рыбы и для чего каждая часть.
Развивающая: развитие внимания, памяти, мелкой моторики, глазомера, аккуратности.
Воспитывающая: воспитание любви к природе.
Оборудование: цветная бумага, клей, ножницы, заготовки частей рыбы.
Предполагаемый результат: интересные творческие работы.
Этапы занятия Деятельность воспитателя Действия детей
Организационный (эмоциональная мотивация) Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
Получение и закрепление знаний по изучаемой теме Вильну хвостиком туда-сюда,
И нет меня, и нет следа.
Ловко движется всегда
В синей речке без следа
От хвоста и плавников
Нет ни ям ни бугорков
Как вы догадались?
Каких рыб вы знаете?
Давайте выучим названия этих рыб.
Рыбы бывают разные по размеру, по форме, по цвету.
Из каких частей состоит тело рыбы?
Чем покрыто тело рыбы?
Тело у рыбы обтекаемое, сжато с боков , заострено спереди и сужено сзади. Такая своеобразная форма помогает рыбам хорошо плавать.
Что рыбке помогает при плавании?
Какие вы знаете сказки, где упоминается про рыбок?
Чем питаются рыбы? Рыба
Рыба
Говорилось про хвост и плавники, что плавает в речке.
Окунь, щука, акула, карась, лещ, судак, скумбрия и т.д.
Заучивают названия рыб
Из хвоста, плавников, туловища, головы
Тело покрыто чешуёй
Хвост и плавники помогают рыбке при плавании.
Я знаю сказки «По щучьему велению», «Сказка о рыбаке и рыбке»
Рыбы питаются водорослями.
ФизминуткаПять маленьких рыбок ныряли в реке
(имитация рыб).
Лежало большое бревно на песке
(развести руки в стороны).
Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко
(имитация ныряния).
Вторая сказала:- ведь здесь глубоко
(грозят указательным пальцем).
Третья сказала:- мне хочется спать
(руки лодочкой под ухо).
Четвертая стала чуть-чуть замерзать
(потереть кистями плечи).
Пятая крикнула:- здесь крокодил
(руками имитируют пасть крокодила).
Плывите скорее, чтоб не проглотил
(убегают).
Практическая работа На листе ватмана изображён аквариум и часть водорослей и рыбок для образца. Дети выполняют своих рыбок и наклеивают на лист ватмана.
Выполняют практическую работу, вырезают камешки для аквариума, водоросли и рыбок. Наклеивают на лист ватмана или в своих альбомах.
Итог занятия. Рефлексия. Что узнали интересного и нового?
У кого получилось всё выполнить? Кто затруднился при выполнении работ?
Краткое описание ресурса: 
 <p> занятие по ИЗОдеятельности(аппликация) с элементами математики</p>
Программное содержание:
1.Развивать цветовое  восприятие ,упражнять в подборе разных оттенков одного цвета
2.Развивать  у детей чувство композиции,учить распологать фигурки на листе,группируя их вместе или одна за другой.
3.Закреплять приемы вырезывания и аккуратного наклеивания ,дополнять аппликативное изображение графическим(дорисовывать чешуйки,глаза) по желанию дети могут вырезать водоросли ,камешки.
4.Продолжать развивать умение рассматривать и оценивать исозданные изображения
5.Учить работать в группе,всем вместе,воспитывать чувство товарищества
6.Повторить счет в пределах десяти,закреплять понятие формы.
 
 
материал:
цветная бумага,ножницы,кисть для клея,салфетка на каждого ребенка,большой лист голубой бумаги - общий,фломастеры на  каждого ребенка.
 
Предварительная работа:
вырезывание в свободное  от занятий время,беседа о рыбках.
 
Связь с другими занятиями и видами деятельности:
знакомство с оттенками цветов в  одежде,игрушках,в  окружающей  обстановке.Рассматривание игрушек рыбок.
 
 
Методика проведения занятия:
 
В начале занятия  педагог загадывает детям загадку:
-Вильну хвостом туда-сюда
И нет меня , и нет следа.
 
 
-Ловко движется всегда
В синей речке без следа,
От хвоста и плавников
Нет ни ям , ни бугорков.
 
Педагог рассказывает детям, что давным -давно,примерно 250 лет назад путешественники -европейцы обратили внимание на красоту маленьких рыбок в теплых странах и привезли в Европу для разведения в аквариумах.
Посмотрите какие разные рыбки по цвету ,по форме.
-кто знает чем покрыто тело рыб?
-какая у рыб форма тела?
Дети отвечают, затем пегагог говорит,что тело у рыбки обтекаемое,сжато с боков ,заострено с переди и сужено сзади.Такая свеобразная  форма позволяет рыбкам хорошо плавать.
-что рыбке помогает при плаванье? (хвост,плавники)
-как вы думаете рыбки нас видят?(у рыб есть глаза)
-рыба любит жить в воде,это ее дом
Затем  педагог просит обвести жестом контур рыбок
-покажите мне  какая форма  у тела рыбок....
-а можно ли вырезать рыбок из бумаги?
 
Педагог предлагает кому либо из детей  показать приемы вырезывания,проговаривая при этом ,что рыбки бывают разного цвета и разного оттенка,например:
-синего,сиренегво,голубого,
-красного,розового,оранжевого и т.д.
После  повторения приемов вырезования дети самостоятельно выполняют работу на местах.. Используя фломастеры дети  грфически дополняют аппликативное изображение.
 
Физкультминутка.
отгадайте ,ребята ,загадку:    он мохнатой лапою
                                                       рыбку в речке хапает                                                       слышен только громкий плеск,
                                                       кто туда с утра залез?
                                                        И ревет из середины:
                                                        рыба лучше ,чем малина.   (медведь)
 
вышли из-за столов и поиграли в игру пантомиму "Сидели два медведя":
                                                            Сидели два медведя на тоненьком  суку
                                                           Один читал газету
                                                           другой месил муку
                                                            Раз ку-ку,два ку-ку
                                                            оба шлепнулись в муку.
 
Приступили ко второй части   занятия.
Педагог обращает внимание  детей на то ,что все своих рыбок размещают в одном аквариуме. Большой лист   голубого цвета расположен мольберте.Каждый ребенок берет своих рыбок и наклеивает ,подбирая по цвету и оттенку стайки рыб.
Затем педагог обращает внимание детей на то ,чего же не хватает в аквариуме (водорослей,ракушек,камней)
-необходимо сделать аквариум уютным домом для рыб.
-какие по форме бывают ракушки?
-а камушки?
-какого цвета бывают водоросли?
Дети дают ответы и самостоятельно вырезают камешки и водоросли,ракушки.Затем наклеивают на большой лист,в "аквариум".
После того как работа по аппликации закочена педагог предлагает сделать пальчиковую гимнастику,чтобы размять пальчики:
 
-Рыбки плавали,ныряли (пальцы обеих рук сложены щепотью,руки двигаются)
-в чистой,тепленькой воде (от плеча,изображая  ныряющих рыбок.)
-то сожмуться,
-разожмуться-то зароются в песке.
 
После небольшого отдыха педагог обращает внимание детей,что в аквариума несколько стаек рыбок,разного  оттенка (синего,красного,желтого).
В каждой стайке разное колличество рыб
-Давйте пересчитаем наших рыбок ,сколько появилось жильцов у нас в аквариуме.....
Дети считают рыбок ,определяют в какой стайке больше рыб.
В заключении занятия дети рассматривают рыбок, выссказываются:
-чья рыбка самая красивая?
-чья самая большая?
-чья самая игривая? И т.д.
-какая понравилась больше всех и почему
Так же педагог заостряет  внимание детей на том ,что аквариум  большой и красивый ,уютный потому что трудились все дружно,вместе,правильно и аккуратно наклеивали  рыбок.
в заключении занятия стихотворение  
      
       Рыбы.
  Плавниками водят рыбы
Воду чистую мутят.
Пообедают -спасибо
Никому не говорят.
Так живут они веками.
И куда не бросишь взгляд,-
Рыбы только плавниками
Благодарно шевелят.
Почему такие рыбы?
Да во рту у них вода!
И сказать они спасибо не сумеют ни когда.
Аппликация на тему «Рыбки в аквариуме»
Цель: Формировать у детей положительное отношение к живым существам(рыбкам); Исходя из опыта детей передавать образ рыбки в виде аппликации. Развивать в детях, видеть все живое в красках. Закреплять геометрические фигуры.
Материал: цветная бумага, клей, ножницы, лист ватмана.
Ход занятия:
Воспитатель: отгадайте загадку
У родителей и деток, вся одежда из монеток   (рыбка)
Правильно ребята, это рыбка. Давайте посмотрим, у рыбки все тело покрыто чешуей, а они словно маленькие монетки. А что делает рыбка? (плавает). А что помогает рыбке двигаться, плавать? (плавники, хвост). Молодцы, ребята, рыбки действительно плавают, двигая телом, плавниками, хвостом.
Ребята, а как вы думаете, где живут рыбы? (в реке, в море). А у нас в группе? (в аквариуме).
Послушайте внимательно стих  
И.Токмаковой «Где спит рыбка?»:
Ночью темень, ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе,
След собачий - к конуре.
Белкин след ведет к дуплу,  
          Мышкин - к дырочке в полу.
Жаль, что в речке, на воде,
Нет твоих следов нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что находится в аквариуме, куда может спрятаться рыбка, где может спать (грунт, камешки, водоросли).  
 Ребята, а что такое водоросли? / травка, которая растет в воде/.
 А для чего нужны рыбкам водоросли? /чтобы дышать/
Правильно, люди дышат воздухом, а в воде воздуха мало, рыбкам дышать трудно. Травка-водоросль дарит этот воздух рыбкам. А еще травку можно кушать, можно в травке выводить маленьких деток. Очень полезная водоросль-трава, без нее рыбки погибнут. Посмотрите, как растут водоросли, снизу вверх. Какого они цвета?/зеленого/.
Воспитатель (показывает картинки).  Рыбки могут быть самыми разнообразными: большими и маленькими, разного цвета, они могут плавать в разных направлениях. Дети, давайте покажем, как плавают  рыбки. /Складывают ладони вместе и шевелят ладошками/.
Гимнастика для пальчиков
Как приятно в речке плавать.
 Берег слева, берег справа.
 Речка лентой впереди,
 Сверху мостик – погляди.
 Чтобы плыть ещё скорей,
 Надо нам грести быстрей.
 Мы работаем руками.
 Кто угонится за нами?
 А теперь пора нам, братцы,
 На песочке поваляться.
 Мы из речки вылезаем.
          И за партой продолжаем.
Предложите ребёнку рассмотреть рисунок и показать где у рыбки голова, туловище, и хвостик.
А сейчас, выполним коллективную аппликацию «Рыбки в аквариуме» и каждый сможет посадить свою рыбку в аквариум. Оригинальность аппликации может быть и в том, что рыбки могут быть разной формы: из ромбов и треугольников (как у нас), из овалов, из кругов, что даёт ребёнку возможность ещё ближе познакомиться с геометрическими фигурами. Также желательно, чтобы выбор цветовой гаммы для рыбок был достаточным. Заодно есть возможность понаблюдать за цветовыми пристрастиями ребёнка и сделать определённые выводы. Когда аппликация готова, мелкие детали можно подрисовать фломастером (чешуйки у рыб, пузырьки и т.п.)
Итог: Молодцы, ребята, посмотрите, мы все вместе сделали такой замечательный аквариум. Воспитатель отмечает самых больших, самых ярких, самых маленьких, самых подвижных, самых смешных и задиристых рыбок.