тема урока: Внешнее и внутреннее строение семени биологиЯ 6 класс


тема урока: Внешнее и внутреннее строение семени биологи 6 класс
Цель:
содержательная: с помощью лабораторной работы обеспечить понимание учащимися отличия в строении семян двудольных и однодольных растений.
деятельностная (формирование умений новых способов действий):
- формировать у учащихся умения определять внутреннее и внешнее строение семян.
развивающая: формировать ключевые компетенции учащихся: информационную (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемную и коммуникативную.
Задачи:
Формировать умения выделять и планировать этапы учебного исследования;
Формировать понятие о зародыше семени как зачаточном организме, о его функциях;
Фомировать умения работать с лабораторным оборудованием и раздаточным материалом
ПЛАН УРОКА: (оформление доски)
Семя и его значение в жизни растений.
Лабораторная работа «Особенности строения семян двудольных и однодольных растений»
Запасные питательные вещества семени.
Ход урока:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ проверка готовности к уроку
1 этап урока Создание учебной ситуации – дидактическая игра «Лови подсказку»
Ребятам нужно догадаться, о чем пойдет речь на уроке, используя как можно меньше подсказок. Ответ можно записать на листочке в любой момент сдать, предварительно подписав фамилию и число понадобившихся подсказок.
Подсказки
1.Этот орган является важнейшим достижением в эволюции у высших растений.
2.Это орган растения, который ему жизненно необходим.
3.Этот орган появляется в определённый период жизни растения.
4. » Спит волшебным сном малютка. Кто бы разбудил?
Солнце грело, грело. Не встаёт малютка!
Дождик брызгал, брызгал. Крепко спит малютка.
Ветер дул-дул. Как мертва малютка.
А пришли все вместе – сразу разбудили».
ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА МАЛЮТКА?
5. Этот орган называют зачаточным растением.
6. С помощью него растения могут распространяться по Земле.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Почему этот орган жизненно необходим растениям?
Почему его называют зачаточным растениям?
Насколько важно растениям иметь такие органы?
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ:
-Давайте вместе сформулируем тему нашего урока, так, чтобы она выражала главные вопросы изучения (результат совместной деятельности)
Например:
Строение семян цветковых растений
Строение и функции семян.
Значение семян в жизни растений
ПЛАНИРОвАНИЕ ХОДА УРОКА
записываю ключевое слово «Семя». Предлагаю вспомнить, что уже известно по данному вопросу.
Какие вопросы по этой теме вас интересуют, прежде всего?
(результат совместной деятельности)
Например:
1.Как устроено семя?
2. Одинаково ли по строению семена различных растений (ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ ЗНАНИЙ
Какие источники знаний могут помочь нам найти ответ?
Натуральные объекты, коллекция семян, учебник, интернет
ЗНАКОМСТВО С НОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ…
2 этап урока: Изучение нового материала – стадия осмысления
Как мы уже сказали, что семя является важнейшим достижением в эволюции у высших растений. Это достижение заключается в устройстве самого семени. Какую структуру представляет собой семя? Докажите, что семя состоит из небольшого, но сформировавшегося растения и запаса питательных веществ на первое время обоснования на новом месте.
«Коробочка запечатана
А ней растенье спрятано
С ветками листочками
С белыми цветочками»
Чтоб найти нам ответ
Мы исследуем объект.
Групповая работа Лабораторная работа «Особенности строения семян двудольных и однодольных растений»
Цель: познакомиться со строением семян; типами семян; особенностями строения семян однодольных и двудольных растений.
Оборудование: сухие и набухшие семена фасоли, бобов, зерновки пшеницы и ржи, препаровальные иглы, лупы, текст учебника, рисунки учебника,
Работа с информационными листами. Провести самостоятельное исследование в виде эксперимента по заданному алгоритму. При постановке опыта учащиеся отвечают на вопросы.
1. Какова цель опыта?
2.В чем заключается условие опыта?
3. Какие действия проводились, в какой последовательности?
4. Какие выводы следуют из опыта?
Как объяснить результат опыта?
При выполнении работы отрабатывается прием анализа. В самостоятельной работе учащиеся рассматривают натуральные сухие и набухшие объекты, затем описание в учебнике, рисунки на слайде презентации.
Продумать продукт вашей работы – схемы, таблицы и т.д.
Алгоритм действий
1, 2группа
1. Рассмотрите набухшие и сухие семена фасоли или бобов. Сравните их размеры и внешнюю форму.
2. Найдите рубчик. Снимите блестящую плотную кожуру. Изучите зародыш. Найдите семядоли, зародышевый корешок, стебелек, почечку. Обратите внимание на микропиле(семявход). Зчем нужен семявход?
3.Сверните текстовую информацию о строении семени фосоли в схему или таблицу.
4. Выясните, в какой части семени фасоли находятся питательные вещества.
5. Читая учебник, выясните, в каких частях семени могут запасаться питательные вещества у других двудольных растениях. Какие растения будут называться двудольными?
6. Докажите, что фасоль относится к двудольным растениям
7.Можно ли по наличию эндосперма судить о принадлежности растения к однодольным?
8. Выясните стратегию поведения зародыша фасоли и гороха при прорастании
3,4 группа
1. Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы.
2. Препаровальной иглой попробуйте снять часть плодовой оболочки с набухшей и сухой зерновки. Объясните, почему она не снимается.
3. Рассмотрите в лупу разрезанную вдоль зерновку. Найдите эндосперм и зародыш. Пользуясь рисунком учебника, изучите строение зародыша. Что такое щиток?
4. Сверните текстовую информацию о строении семени пшеницы в схему или таблицу.
5. Пользуясь учебником, выясните, какие особенности строения могут иметь семена других однодольных растений.
6. Докажите, что пшеница относится к однодольным растениям. Какие растения будут называться однодольными?
7. Чем отличается семенная кожура однодольных растений от двудольных.
8.Что вырастет из корешка, стебелька и почечки семени?
Учащиеся представили аналитические схемы строения. Для формирования и развития биологических понятий отрабатывается прием сравнения, используя вопросы.
1. Реши, в чем основное сходство семян разных растений.
2. Выдели существенные части семян фасоли и пшеницы
3. Сопоставь эти части у одного семени с такими же частями другого семени.
4. Отметь, что в них сходного, чем они отличаются?
Семя фасоли
Зерновка пшеницы
После групповой работы учащиеся предлагают свой продукт совместной деятельности. Актуализация и фиксирование затруднения.
- На какие вопросы вы смогли ответить? Что вызвало затруднения? Определите спорные выводы?
Предполагаемые затруднения: не все учащиеся смогли выявить стратегию поведения прорастания зародыша фасоли и гороха. Работа с учебником.
-Спрогнозируйте содержание текста по фотографиям, где дается описание прорастание семян. При прорастании семядоли в одних случаях выносятся на поверхность и фотосинтезируют, а в других – остаются в земле. Важность обстоятельств состоит в том, что семядоли служат источником энергии (с одной стороны как кладовая питательных веществ, а с другой стороны — как фотосинтезирующий орган) и отражают путь эволюционного становления конкретного вида.
Первичное закрепление. Работа в парах Выделение причинно-следственных связей.
Установите соответствие между растениями и характерными признаками строения семян/
ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЯ
1. Запас питательных веществ содержится А. Фасоль
в семядолях. Б. Пшеница
2.Зародыш семени состоит из 1 семядоли.
3. Околоплодник невозможно
отделить от семенной кожуры.
4. При прорастании семени семядоли
выносятся на поверхность.
5. Зародыш состоит из корешка, стебелька,
почечки и 2 семядолей.
-Объяснить смысл загадок и поговорок.
Выделите и запишите признак в загадке, который помог найти ответ. Выдвижение гипотез о значении запаса питательных веществ в семени.
Загадка
1. «В малой хатке – спаленке
Спит ребёнок маленький
В кладовой еда лежит
Как проснётся, будет сыт.»Поговорки
2.»От доброго семени – добрый всход»
3. «Каково семя, таково и племя»
4. «По семенам и всходы»
5.От худого семени не жди доброго племени
ФИЗМИНУТКА
Организую самостоятельную деятельность учащихся по самооценке, взаимооценке новых и отрабатываемых знаний, побуждаю к выявлению и исправлению ошибок, поиску и устранению их причин, оказанию взаимопомощи одноклассникам; доброжелательной и принципиальной оценке деятельности друг друга и своей собственной. Учащиеся оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников, учатся взаимодействию. Данные рисунки в виде подсказки показаны на слайде презентации
Вставьте пропущенные слова
Основными частями семени двудольных растений являются семенная ….и…
Семенная кожура …семя растения от…..
Эндосперм – это …для развития зародыша.
Запасные вещества накапливаются в …. и …..
Однодольными называют растения, в семени которых……
Зародыш семени однодольного растения состоит из ……., ……..,….. и ……
Различие семени однодольных и двудольных растений в количестве…..
……- это след от семяножки.
Околоплодник срастается с семенной кожурой у……..растений
Двудольными называют растения, в семени которых…….
Взаимопроверка тестов. (Правильные ответы показываются на отдельном слайде)
ошибок нет «5»
1-2 ошибки «4»
3 ошибки «3»
Рефлексия
Над какой темой работали?
Удалось ли выполнить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё?
В чём испытывали трудности?
Где можем применять полученные знания?
Я хотел бы узнать…
Домашнее задание &