А.П. Чехов Вишневый сад


«Вишневый сад» А.П. ЧеховПухальская Л.В., учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ№73» г. Оренбурга Пусть на сцене всё будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как в жизни. А.П.Чехов. Особенности драматургии А. П. Чехова проявляются1. В раскрытии сложных образов персонажей не через борьбу контрастных страстей, а в обычной жизни.2. В иллюзии течения жизни, которая создается бытовыми деталями, бытовыми темами разговоров, — психологическая детализация.3. В общем эмоциональном тоне, который создается музыкой, звуками, паузами и т. п.4. В смысловой роли пауз, которые раскрывают взаимоотношения героев.5. В многотемности диалогов: каждый герой ведет свою тему в разговоре, их реплики внешне не связаны.


Особенности драматургии А. П. Чехова проявляются 6. В отсутствии описания и объяснения психологии действующих лиц.7. В скупых художественных средствах, способствующих редкой психологической достоверности.8. В поведении героев, которые в минуты особого напряжения почти не говорят или не выражают в словах своих истинных чувств. Автору важен подтекст, то, что за словами.9. В сложном подтексте, передающем не мысли героя, а суждения автора.

Особенности драматургии А. П. Чехова проявляются 10. В отсутствии стремительно развивающегося действия. Наиболее важные события происходят за сценой — внутренний динамизм.11. Во внешней и внутренней сути героев.12. В лирически окрашенном пейзаже, в эмоциональности и психологичности финалов действий и пьесы в целом.

Замысел «Вишневого сада» возник у Чехова весной 1901 года (первые заметки в записной книжке появились на шесть лет раньше. В письме О.Л.Книппер он сообщил, что собирается писать «4-актный водевиль или комедию». Основная работа была закончена к октябрю 1903 года.История создания Определите жанр, жанровое своеобразие пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» (ответ один)1.Комедия: представления героев «Вишневого сада» не совпадают с реальным ходом вещей.2.Драма: гибнет сад, все навсегда теряют общий дом; торжествуют идеалы новой – лопахинской – жизни, старые идеалы предаются забвению.3.Комедия: в пьесе имеют место комические положения и даже фарс.4.Комедия: в пьесе используются приемы площадного театра, балагана (падение с лестницы, фокусы, УДАРЫ ПО ГОЛОВЕ).5.В ПЬЕСЕ ОСОБЫМ ОБРАЗОМ СОЕДИНЯЮТСЯ ДРАМАТИЧЕСКОЕ И КОМИЧЕСКОЕ. Жанровая природа «Вишневого сада» сложна. Жанровое своеобразие Вышла у меня не драма, а комедия. Последний акт будет веселый, да и вся пьеса веселая, легкомысленная. А.П. ЧеховЭто не комедия, не фарс, как Вы писали, – это трагедия, какой бы исход к лучшей жизни Вы ни открывали в последнем акте. К.С. Станиславский Жанровое своеобразие Автор отказал персонажам «Вишневого сада» в праве на драму: они представлялись ему неспособными на глубокие чувства. Чехов подчеркивает, что грусть его героев часто легковесна, что в их слезах скрывается обычная для слабых и нервных людей слезливость. Сочетание комического и серьезного – отличительная черта чеховской поэтики. Это ЧЕХОВСКИЙ ЖАНР , сочетающий вечные драматические противоположности – СМЕХ и СЛЕЗЫ. Характерная черта сюжета «Вишневого сада» – внешняя «бессобытийность». Главное событие пьесы – продажа вишневого сада – происходит на сцене; герои только говорят о нем. Отсутствует в пьесе и традиционный персонифицированный конфликт. Особая природа конфликта позволяет обнаружить в чеховских произведениях внутреннее и внешнее действие, внутренний и внешний сюжеты. Причем главным являетсяне внешний сюжет, разработанный достаточно традиционно, а внутренний, которыйВл.И. Немирович-Данченко назвал «вторым планом», или «подводным течением». Сюжет и конфликт Сюжет и конфликт
В развитии сюжета пьесы необходимо учитывать и значение внесценических персонажей. К ним стягиваются многие сюжетные линии комедии: Раневская — «парижский любовник»; Аня — ярославская бабушка — Раневская;Лопахин — Дериганов; Симеонов -Пищик — Дашенька. Все они участвуют в развитии действия.Чеховские персонажи обычно раскрываются не в действиях, а в монологах- самохарактеристиках. Диалоги в пьесе Чехова — иллюзия общения. За «случайными» репликами персонажей — одиночество героя в мире, неспособность услышать и невозможность быть услышанным. Каждый персонаж ведет свою речевую партию. Она может быть статична илидинамична. В чеховской пьесе значима каждая реплика; проигрываясь в речевых партиях персонажей, она получает полифоническое звучание.
Центром чеховской комедии, ее главным персонажем является безмолвный вишневый сад. В этом образе слиты воедино конкретное («И в «Энциклопедическом словаре»упоминается про этот сад») и вечное («прекрасней которого ничего нет на свете») —молодость, воспоминания, чистота... счастье.Вокруг образа вишневого сада строится интрига пьесы, он объединяет все персонажи. У каждого из них складываются свои отношения с садом. Он высвечивает духовныевозможности каждого из действующих лиц. В саду не живут, его не созидают, но им грезят, его созерцают. Среди героев пьесы есть представители разных социальных слоев и поколений. Владельцы усадьбы, дворяне Раневская и Гаев – милые добрые люди. Они не могут жить без вишневого сада, однако ничего не делают, чтобы спасти его: их время уже прошло.Образная система.Главные герои. Раневская лишена воли, она не способна ничего изменить и исправить. Она упрекает себя за то, что бессмысленно тратит деньги в то время, как Варя «из экономии кормит всех молочным супом, на кухне старикам дают один горох», и тут же отдает золотой. Она вначале рвет телеграммы из Франции, не читая их, а затем опять собирается в Париж. Она привязана к Ане и Варе, но оставляет их, забрав с собой последние деньги, которые, она знает, скоро кончатся. Ее, казалось бы, оправдывает любовь (любовь самоотверженная, преданная), но это любовь к человеку подлому, бесчестному. Раневская действительно «ниже любви», как она сама говорит о себе. Странным образом она порождает цепную реакцию развращенности и паразитизма в других: в лакее Яше, парижском любовнике... И все же в Раневской многое вызывает симпатию. При всей безвольности, сентиментальности ей свойственна широта натуры, способность к бескорыстной доброте. Это привлекает Петю Трофимова. И Лопахин о ней говорит: «Хороший она человек. Легкий, простой человек». Двойником Раневской, но личностью менее значительной, является в пьесе Гаев, не случайно в списке действующих лиц он представлен по принадлежности к сестре: «брат Раневской». И он способен иногда говорить умные вещи, быть иногда искренним, самокритичным. Но недостатки сестры — легкомыслие, непрактичность, безволие — становятся у Гаева карикатурными. Любовь Андреевна только целует в порыве умиления шкаф, Гаев же произносит перед ним речь в «высоком стиле». В собственных глазах он аристократ самого высокого круга, Лопахина словно и не замечает и старается поставить «этого хама» на место. Но его презрение — презрение аристократа, проевшего свое состояние «на леденцах» — смешно.. Гаев инфантилен, нелеп. Купец Лопахин – деловой и практичный человек. Он любит Раневскую «больше, чем родную» и пытается ей помочь. Но Раневская не слушает его, и Лопахин поступает, как настоящий капиталист: покупает имение, чтобы разбить вишневый сад на дачные участки. Петя Трофимов и Аня – честные и благородные молодые люди. Их помыслы устремлены в будущее: Петя говорит о «непрерывном труде», Аня – о «новом саде». Однако красивые слова не приводят к конкретным действиям и потому не внушают абсолютного доверия. "Раневская – сад в прошлом. Лопахин – в настоящем. Петя Трофимов – в прекрасном будущем". -Объясните, как вы понимаете это высказывание. Интересен принцип, на котором основана образная система «Вишневого сада»: не контраст, а сходство. Общие черты можно заметить у Раневской, Ани и Шарлотты Ивановны, Гаева, Епиходова и Пети Трофимова. Кроме того, героев пьесы объединяет внутреннее одиночество и ощущение кризисности бытия. Последняя пьеса А.П.Чехова «Вишневый сад» стала одним из самых знаменитых произведений мировой драматургии ХХ века. Благодаря общечеловеческому содержанию и новаторским чертам она получила известность за рубежом еще при жизни автора. Характерно, что уже тогда ей предрекали долгую творческую жизнь