Урок русского языка для 4 класса «Использование на уроках активных методов обучения»

Этюд - педагогическая зарисовка с урока
Тема: Использование на уроках активных методов обучения

Урок - первая искорка, зажигающая факел любознательности. В.А.Сухомлинский

Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя). Именно так формулируются задачи начального образования в Федеральных государственных стандартах общего образования.
Наблюдения за учебным процессом в начальной школе показали, что занятия русским языком не всегда привлекают к себе внимание учащихся и вызывают у них устойчивый интерес. Практика также показывает, что дети младшего школьного возраста не могут быстро включаться в учебу, целеустремленно отдаваться ей. Их психика требует чего-то неожиданного, особенного.
Поэтому, тщательно продумав содержание учебного материала, формы и методы его подачи, стараюсь применять дидактический материал, который не только интересен по содержанию, но и способствует изучению нового материала, развивает познавательную активность учащихся, наблюдательность, память, внимание, мышление.
Очень часто изучаемый материал объединяю одной темой, например: «Труд», «Животные», «Школа», «Зима» и т. д.
Приведу пример русского языка в четвертом классе .

Тема: «Правописание безударных окончаний е, и у имен существительных в родительном, дательном и предложных падежах».
Тип урока: Комплексное применение знаний и умений
Цели:
Образовательная: обобщить и закрепить  знания учащихся о правописании безударных окончаний имен существительных в Р.п., Д.п., П.п.;
отрабатывать умения самостоятельно в комплексе, применять ЗУН и переносить их в новые условия.
Воспитательная: воспитывать культуру общения, чувство доброты.
Развивающая: развивать умение сопоставлять падежные окончания имен  существительных в Р.п., Д.п., П.п., развивать орфографическую зоркость, логическое мышление и речь.
Оборудование: проектор, экран, слайды с ребусами, картина с зимним пейзажем, карточки для индивидуальной работы
Ход урока

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

Личностные УУД: проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу.
Регулятивные: планирование своего действияв соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Организационный этап

Приветствие. Наступил новый учебный день . Пусть он будет для вас радостным и удачным!
Проверка готовности рабочего места. Приветствие учителя. Эмоциональная отзывчивость на приветствие учителя.

Эмоциональный настрой
Один из учеников читает по строчке
Я способен!
Я со всем справлюсь!
Мне нравится учиться!
Я – хороший ученик!
Я хочу много знать!
Я буду много знать!
Повторяющаяся информация как приказ к действию.

Минутка чистописания
Индивидуальная работа по каллиграфии.
-Оцените свою работу: аккуратность, правильность выполнения.
Пишут слоги и слова с разным видом соединений, оценивают свою работу.

Познавательные: понимание ребуса, построение ответа.
Личностные: проявление интереса.
Коммуникативные: учет разных мнений, стремление сотрудничать.
Регулятивные: постановка учебной задачи

Актуализация знаний
- Лес и поле белые,
Белые луга,
У осин заснеженных
Белые рога

- В какое время года можно увидеть такую картину?

-А вот и первые зимние загадки:
1слайд
ЗИ13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415,





2слайд
П ,[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] , ша


3слайд
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


4слайд
мо 13 SHAPE \* MERGEFORMAT
· 1415,



5слайд
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


-Трудно ребус разгадать, надо ум свой напрягать!

Лексическое значение слова ПОРОША, работа над его правописанием.

(слой свежего снега, выпавшего за ночь)

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Сыплет, сыплет небо порошею  На цветы, на зарю.  Помни, помни только хорошее,  Я тебе говорю.

Эти слова принадлежат В. Солоухину




Разгадывают, включаются в работу, сотрудничают, выслушивают мнения друг друга.



































Пользуются толковым словарем



Воспринимают картину

Формулирование темы и цели урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся
-Определите склонение этих существительных. ( из ребусов)
-Какое существительное при изменении по падежам не требует проверки? (зима)
Почему?



-Кто сформулирует тему нашего урока?










-С какой целью мы изучаем эту тему?













-Что нужно для того, чтобы научиться правильно писать безударных окончания е, и у имен существительных в родительном, дательном и предложных падежах?




Устные ответы.

Учащиеся замечают, что в слове зима окончание ударное


Правописание безударных окончаний е, и у имен существительных в родительном, дательном и предложных падежах.

Учащиеся определяют цель урока:
Закрепить навыки правописания безударных окончаний е, и у имен существительных в родительном, дательном и предложных падежах

-Выполнять разные задания, уметь определять склонение, и падеж имени существительного, знать окончания падежей в разных склонениях.

Познавательные: принимать задания учителя, выполнять их.
Коммуникативные: взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога
Регулятивные: оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы,

Первичное закрепление в знакомой ситуации







1. -Измените существительные мороз, метель. пороша соответственно в и предложном, родительном, дательном и падежах, придумав предложения.


2. -Поставьте существительные, стоящие в скобках в нужном падеже. Укажите склонение, падеж, выделите окончание. (Задание на доске)
По легкой (пороша) от (березка) к (березка) ведут следы (белка). Вот она притаилась в (вершина) высокой (ель).

3.Работа с сигнальными карточками со всеми учащимися. Одновременно индивидуальная работа по карточке с отдельными учащимися.
КАРТОЧКА
В сторожк,
в кормушк,
из бумаг.,
в лагер.,
на лодк,
к пристан,
в музе.



ЗАДАНИЕ НА ДОСКЕ
На краю деревн,
в зимнем наряд,
на белой скатерт,
на опушк,
в теплой шубк...,
по первой порош,
на ветках березк,
на лапах ел.
на самой макушк...,
от елк. к елк,
в морозном воздух...
.


Взаимодействие с учителем, с одноклассниками, участие в диалоге.

Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.






Индивидуальная работа проверяется по цепочке.
Дети оценивают ответы.

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
Используя словосочетания из третьего задания и картину составить рассказ «Зимой в лесу» из 5-7 предложений
Самостоятельная работа.
Заслушивание нескольких сочинений.
Оценивание.

Рефлексия
Оцените свою работу на уроке.
Раскрасте смайлик зеленым цветом, если все было понятно, и вы легко выполнили все задания; желтым, если вам необходимо еще поработать над данной темой; красным, если вам необходима помощь учителя или одноклассников
Благодарю за активную работу. Спасибо!
Учащиеся раскрашивают смайлики нужным цветом


Такая организация работы на уроке оказывает положительное влияние на мотивационную сферу обучающихся, повышает их работоспособность, качество знаний, позволяет активнее использовать их в повседневной жизни.


 





Ребусы про зиму15