Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: Автоматизация звука Р в словах и предложениях

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука [р] в словах и предложениях».

Цель:
Автоматизировать звук [р] в словах и предложениях.

Задачи:
Образовательные: закреплять знания о механизме образования звука, его акустических особенностях, формировать умение строить связное высказывание при анализе звука, вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука [р] в словах и предложениях.
Коррекционно – развивающие: закреплять правильное произношение звука [р] в словах и предложениях; развивать общую и мелкую моторику, мимическую мускулатуру, моторику и подвижность артикуляционного аппарата, умение производить анализ артикуляции звука, фонематический слух, слухоречевое восприятие, внимание и память; формировать силу и продолжительность выдоха, кинестетические ощущения и правильные артикуляционные движения на данный уклад, навыки звукового анализа и синтеза.
Воспитательные: воспитывать интерес к логопедическим занятиям, усидчивость, умение сосредоточится на задании, трудолюбие, настойчивость, самоконтроль.

Оборудование.
Зеркало, карандаш, предметные картинки, мяч.

Ход занятия.

I. Организационный момент.
Логопед: Здравствуй Иван! Какое у тебя настроение? Ты настроен, работать на занятии?
Ребенок: Ответ ребенка.
Логопед: Тогда начнем с разминки.

II. Подготовительная часть.
Разминка.
Пальчиковая гимнастика «Карандаш».
Логопед: Разомнем наши пальчики и ручки. Повторяй за мной. Берем карандаш и легкими движениями раскатываем его между ладонями.
Мимическая гимнастика «Зайчик».
Зайчишка – мальчишка такой озорной,
Сначала нахмурил он брови с тобой,
Потом удивился, потом восхитился,
А напоследок развеселился!
Упражнения артикуляционной моторики.
Движения для челюстей: вниз – вверх, вправо – влево.
Движения для губ: «Улыбочка – Трубочка».
Движения для языка: «Качели», «Чьи зубы чище?», «Маляр», «Лошадка», «Грибок».
Дыхательное упражнение «Бегемотики».
Надули мы животики как у бегемотиков,
Мы животики сдуваем – воздух тихо выпускаем.
Изолированное произношение звука [р].
Произносить звук [р] длительно на одном выдохе с переменной силой голоса (громко-тихо).

III. Основная часть.
1.Объявление темы занятия.
Логопед: Сегодня мы будем закреплять правильное произношение звука [р] в словах и предложениях. Давай вспомним как же мы произносим звук [р] (артикуляция звука).
2. Автоматизация звука на материале слов.
Выделение звука [р] в словах. Упражнение «Поймай звук» .
Логопед: Перед тобой разные картинки. Посмотри внимательно и покажи картинки в названии которых есть звук [р], определи место звука в слове.
Игра «Чего не стало?»
А теперь еще раз внимательно посмотри на картинки, запомни их. Закрой глаза. Можешь открывать. Скажи, чего не стало?
Игра с мячом «Поменяй звук».
Логопед: Я произнесу слово, а ты меняй в нем первый звук на звук [р] и называй новое:
Дом – ром; мычать – рычать;
Хобот – робот; высь – рысь;
Пугать – ругать; нога – рога;
Кот – рот; пыжик – рыжик;
Мак – рак; козы – розы;
Танец – ранец; мука – рука.
Работа со стихотворением.
Логопед: Послушай стихотворение, ответь на вопросы, назови слова со звуком [р].
За окошком забор,
За забором старый бор.
Я забор уберу,
Чтобы дом стоял в бору!
(А. Клюшев).
Вопросы:
- Что за окошком? (забор).
- Что за забором? (бор).
- Что находится между окошком и бором? (забор).
Задание 1.
Логопед: Найди на картинке, как можно больше предметов со звуком [р].















3. Автоматизация звука на материале предложений.
Выделение звука [р] в предложениях.
Работа со звукотаблицей.
*
















13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415




Логопед: С любым одним предметом из звукотаблицы придумай предложение.
Логопед: Усложненный вариант задания: придумай предложение, используя одновременно два слова из звукотаблицы.
Игра «Эхо».
Логопед: Ваня поиграем в игру, где ты будешь мое эхо. Четко произноси предложения:
Федор метет двор.
В корзине арбузы.
Петр играет на трубе.
Мурка стащила сыр.
Пошла муха на базар и купила самовар.
В Крыму растет крупный виноград.
Роме подарили цветные карандаши.
Игра «Путаница».
Логопед: Иван, послушай предложения и исправь их.
В розах растут сады.
Мусор убирает Рому.
Куры кормят Марусю.
Рыба поймала рыбака.
Торт подарил Раю на день рождения.
В помидорах и огурцах растут огороды.
Задание 2.
Логопед: Посмотри на картинки и придумай предложения.





13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

















IV. Заключительная часть.
Итог занятия.
Логопед: Ваня, какой звук мы учились правильно говорить?
Ребенок: Звук [р].
Логопед: Что сегодня на занятии больше всего понравилось?
Ребенок: Ответ ребенка.
Логопед: Ваня, ты сегодня на занятии был внимателен, правильно произносил звук [р] в словах и предложениях. Ты молодец!
15