Конспект индивидуального логопедического занятия Автоматизация звука л в словах и предложениях

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука
Л в словах и фразе.
Цель: обучающийся научиться правильно произносить звук Л в словах и получит возможность автоматизировать его в предложениях. 1. Коррекционно-образовательные задачи:
автоматизировать произношение звука в словах, фразе;
закрепление навыка деления слов на слоги;
чтение односложных слов без стечения согласных;
закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
преодоление аграмматизмов в речи (словосочетание сущ.+ числит.);
уточнение и расширение лексического запаса (антонимы); 2. Коррекционно – развивающие:
развитие кинетическойй основы артикуляционных движений;
развитие сенсорных и моторных функций;
развитие функций языкового анализа и синтеза;
развитие познавательных процессов путём их постоянной активизации в процессе занятия;
развитие грамматического, лексического, синтаксического строя речи.
3. Коррекционно – воспитательные:
воспитание положительной мотивации в учебной деятельности;
воспитание правильной звуковой культуры речи.
Ход занятия
1. Орг. момент .  - Сегодня к нам на занятие прилетел новый гость. Послушай загадку и попробуй догадаться кто это?
Над цветком она жужжит, К улью быстро так летит,
Мед свой в соты отдала; Как зову её?... (пчела).
Сегодня наша пчелка будет задавать тебе разные задания, а постараешься их правильно выполнять.
2. Анализ артикуляции звука. Характеристика звука.
Логопед: - Звук [л]  согласный или гласный?
Логопед: - Звонкий или глухой?
Ребёнок:- Звонкий. Твердый или мягкий
3. Артикуляционные упражнения.
Перед тем как правильно говорить, давай разомнем наш язычок и сделаем артикуляционную гимнастику. А в этом тебе помогут «веселые картинки». Посмотри на них и делай так же. «Блинчик», «Часики», «Чистим зубки» и т.д.
4. Автоматизация звука [Л] в словах.
  - Пчелка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворение. Не забывай четко и правильно произносить [Л].
Ла-ла-ла, на цветке сидит (пчела).
Лу-лу-лу, мы увидели (пчелу).
Лы-лы-лы, не боимся мы(пчелы).
4. Дыхательные упражнения (развитие физиологического дыхания и речевого дыхания).
- А сейчас немного с тобою мы немного отдохнем и дыхательные упражнения вместе проведем.
Игра “Греем руки”: дуть на ладошки, меняя силу выдоха.
Игра “Дышим носом”: поочерёдное вдыхание и выдыхание воздуха, то правой, то левой ноздрёй.
Игра «Пчелка полетела» ребенок дует на ниточку с пчелкой. Дует на ветерок
5.   Игра «Скажи наоборот»:
- А сейчас наша пчелка предлагает тебе поиграть. И слова наоборот назвать. Только говорить их нужно правильно, выделяя слоги со звуком Л. Несмеяна грустная, а Буратино - веселый
силач сильный, а малыш - слабый
фея добрая, а колдунья -злая
дедушка старый, а папа - молодой
лужа мелкая, а река -глубокая
таблетка горькая, конфета -сладкая
перо легкое, штанга-тяжелая
чайник горячий, а мороженое - холодное
земля черная, а снег-белый
собака сытая, а волк – голодный.
Автоматизация звука [Л] в словах. Скороговорка.
Записана на доске. Ребенок читает её, потом повторяет.
Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
Прежде чем записать её в терадь давай разомнем наши пальчики и проведем для них гимнастику

5. Пальчиковая гимнастика.
- «Колечки - цепочки» Зацепить большой за указательный на правой руке и затем соединить подушечки указательного и большого пальца – на левой. Зацепив за правое колечко. Менять пальчики на руках, соединяя их с большим пальцем, образовывая цепочку.
- «Замок и змея» - Сцепить пальцы рук в замок, выполнять плавные движения имитируя движения змеи, или волну.
-  «Дни недели» В понедельник я стирал, (кулачки трём друг о друга) Пол во вторник подметал. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу) В среду я испек калач, (печём "пирожки")  Весь четверг искал мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк") Чашки в пятницу помыл, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)  А в субботу торт купил. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев) Всех друзей я в воскресенье Позвал к себе на день рождения. (машем ладошками к себе)
- А сейчас давай запишем нашу скороговорку в тетрадь.
6. Формирование навыка звукового анализа. Цветы
- Как много цветов растет на лужайке. Пчела летает от одного цветка у другому и не знает, какие ей выбрать, чтобы собрать цветочный сок. Давай ей поможем, выбрать те цветы, в названии которых есть звук [Л].
(ландыш, фиалка, колокольчик, гладиолус)
7. Игра «Измени слово». «Назови слово ласково» (уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных). На каждое слово надеваем и снимаем колечко с пальчика.
Речевой материал: лошадь - лошадка, яблоко - яблочко, футболка - футболочка, кукла - куколка, голова - головка, молоко - молочко, голубь - голубок, голос - голосок.
 
9. Игра «Где спрятался звук». Раздели картинки на три колонки так, чтобы звук находился в начале слова, в середине и в конце слова.
Даны картинки ребенок называет слова и раскладывает их в три колонки, определяя местоположения звука в слове.
10.Игра «Измени слово». «Назови слово ласково» (уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных). На каждое слово надеваем и снимаем колечко с пальчика.
Речевой материал: лошадь - лошадка, яблоко - яблочко, футболка - футболочка, кукла - куколка, голова - головка, молоко - молочко, голубь - голубок, голос - голосок.
Игра « Один – много» Развитие грамматического строя речи.
Логопед: - Я называю один предмет, а ты много таких же предметов:
По тем же картинкам ребенок образовывает слова во множественном числе.
Дятел- дятлы
Стол - столы
Мотоцикл - мотоциклы
Молоток- молотки
Слон – слоны
Волк- волки
Платок- платки.
Ландыш – ландыши
Стул - стулья

10. Автоматизация звука [Л] в предложениях.
- Пчелка решила посмешить тебя и придумала забавные предложения.
Послушай их внимательно и исправь ошибки. Четко проговаривай предложения выделяя звук Л
Салат ел Милу. – Мила ела салат.
Салазки везут Славу. – Слава везет салазки.
Пол упал на стул. - Стул упал на пол.
Футбол пошел на папу. – Папа пошел на футбол.
Лопатка взяла Милу. – Мила взяла лопатку.
Кукла купила Лушу. - Луша купила куклу.
 На белке сидела ёлка. – Белка сидела на елке.
11. Итог занятия. Ты молодец, в награду выбери себе наклейку со зв. [Л] (слон). На следующем занятии, я уверена, у тебя еще лучше все будет получаться.

15