Презентация Исторический и духовный портрет афонского старца схиархимандрита Макария


Исследовательская работа на тему:«Исторический и духовный портретафонского старцасхиархимандрита Макария» Выполнил:Трубицкой Иван25 января 2003 г.р.МКОУ «Ханинская СОШ»Тульской обл.Суворовского р-наУченик 7 класс, II группапедагог-консультант :Ильичева Надежда Андреевна8-903-421-17-88 Целью моей работы является повышение интереса к православной культуре, приобщение к её духовно-нравственным ценностям, нормам христианской морали.   Цели исследовательской работы:-формирование и развитие гражданско-патриотического сознания учащихся на основе знаний об истории и богатейших традициях Отечества, России;-осознание ответственности за судьбу своего края, страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; -развитие познавательного интереса, навыков работы с большим объёмом информации, используя знания, полученные в ходе изучения предметов естественно-научного, гуманитарного циклов. Задачи исследовательской работы:-изучить, обобщить материал,  литературу по данному вопросу;-раскрыть, доказать высокую духовность старца схиамандрита Макария (Сушкина);-способствовать восстановлению исторической памяти, предоставить как можно больше информации о старце схиархимандрите Макарии (Сушкине);-разработать пошаговую реализацию системы мероприятий по распространению знаний о старце схиархимандрите Макарии (Сушкине). Что такое Афон? Русский Афон является неразрывной и важной составляющей наследия Святой Горы как вселенской православной сокровищницы.Афон в течение многих столетий играл исключительно важную роль в развитии отечественной духовности и культуры, как в эпоху Киевской Руси, так и в последующие времена. Особенно важным было становление под воздействием Афона Киево-Печерского монастыря, который около 1000 лет назад стал своего рода «рассадником» и центром монашества, духовности, книжности, культуры и просветительства по всей Руси. В настоящее время Афон - главный центр и оплот восточно-христианского монашества. В связи с этим вполне оправдан интерес к нему не только православных, но и всех людей, имеющих помимо материальных и духовные интересы. Множество гостей со всех уголков земного шара ежегодно посещают Святую Гору. Их значительная часть под впечатлением от увиденного в той или иной степени меняет свою жизнь, а некоторые даже остаются на Афоне, становясь на путь монашества. Особенно тесными и плодотворними были традиционные связи с Отечеством у Русского на Афоне Свято Пантелеимонова монастыря. После непродолжительного пребывания обители в руках греческих монахов, в начале XIX ст. она возрождается как непререкаемый центр русского монашества на Святой Горе. Эта святая обитель по праву считается твердыней Святой Руси на Афоне, в Уделе Божией Матери. Еще одной цитаделью русского православия на Афоне в XIX веке был Свято-Андреевский скит. Под духовным водительством опытных старцев Свято-Пантелеимоновой обители Иеремии (Соломенцова) и Макария (Сушкина) в XIX веке начался процесс возрождения и подъема русского монашества на Афоне. Уже к концу XIX века численность русских монахов на Святой Горе становится равной численности греческих, а в дальнейшем стремительно растет и начинает значительно превосходить ее. В 1913 году число русских монахов на Афоне составило 5000 (из них свыше 2000 — в Пантелеимоновом монастыре), тогда как греков на Святой Горе было 3900, болгар – 340, румын – 288, сербов – 120 и грузин – 53. Так расцвел такой духовно-исторический феномен, как «Русский Афон». В 1913 г. на повестке дня стоял даже вопрос о предоставлении русскому Свято-Пантелеимонову монастырю статуса Лавры, а русским Андреевскому и Ильинскому скитам – самостоятельных монастырей. Однако последующие печальные события не дали этим планам осуществиться. Афонский старец схиархимандрит Макарий (Сушкин Михаил Иванович, 1820-1889), игумен Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Схиархимандрит Макарий (в миру Сушкин Михаил Иванович) родился 17 октября 1820 года в богатой купеческой семье в городе Туле. Так же как и отец Иероним, он с отроческих лет почувствовал влечение к иноческой жизни. Заветной мечтой его были путешествия по святым местам. Желание свое Михаил Иванович осуществил уже в более или менее зрелом возрасте. Родители его ничего не имели против этого и отпустили сына в дальний и неизвестный путь. В путешествие с ним отправился в качестве слуги один из приказчиков его отца. Путешественники посетили Иерусалим, окрестности его, Синай и вообще все более или менее замечательные места Палестины, после чего прибыли в Солунь. Здесь они остановились на Подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. Это было в последних числах октября 1851 года. В Руссике в то время было еще немного русских иноков. Сразу после прибытия Михаил Иванович познакомился с духовником русской общины старцем Иеронимом (Соломенцовым), который своими беседами произвел на него глубокое впечатление и окончательно утвердил в нем решение остаться здесь на жительство. Но для начала он пожелал пройти по Афону, чтобы поклониться всем святыням. По ходу этого путешествия, во время подъема на вершину Афона, Михаил Иванович простудился и почувствовал приступ сильной лихорадки. Путешественники едва добрались до монастыря Кутлумуш. Здесь он настолько разболелся, что не мог больше продолжать путь. Михаил Иванович уже отчаялся и написал письмо старцу Иерониму, прося приехать к нему. Но отец Иероним велел перенести больного в Пантелеимонов монастырь. Больного перенесли на носилках в Руссик. При посещении больного игуменом Герасимом и отцом Иеронимом Михаил Иванович решился просить отца игумена принять его в монастырь послушником. Отец игумен исполнил его просьбу. Между тем болезнь Михаила Ивановича усиливалась, не помогали никакие лекарства. Даже доктор сказал старцу Иерониму, что больной едва проживет до следующего утра. Тогда отец Иероним решил постричь его в великую схиму. Это случилось 27 ноября 1851 года, Михаил Иванович в схиме получил имя Макария. Сразу после пострига больной стал чувствовать себя лучше и после трехдневной бессонницы уснул спокойным продолжительным сном. Потом он быстро стал поправляться и уже к 4 декабря мог ходить и чувствовал себя легко. Так милостивый Господь оставил его жить, чтобы он прославил Бога и трудился во славу Его. Отец Макарий уже через месяц после своего пострига исполнял все послушания, которые ему давали: он и рыбу на кухне чистил, и лук в вязанки вязал, и кирпичи на стройке таскал, и пшеницу из сосудов выгружал - все прошло через его руки. 10 мая 1875 года умер игумен Герасим, и 20 июля отец Макарий был утвержден новым игуменом Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. После этого он принялся с еще большим усердием за устройство русской святогорской обители. Труды его в этом отношении были и громадны, и крайне полезны. В своей деятельности он был неутомим: лично руководил всеми стройками в монастыре, следил за учреждением подворий в Москве, Ростове и Одессе; вникал в детали жизни многочисленных метохов монастыря; сам контролировал постройки новых келлий и скита «Новая Фиваида»; и все это при том, что ни на секунду не оставлял духовного окормления своих многочисленных чад, и даже в глубокой старости, на 69-м году своей жизни, проводил строго постническую, подвижническую, воистину аскетическую жизнь. При этом он был везде и во всем первым. Участвовал, например, в служении всенощной, которая по афонскому уставу продолжалась почти всю ночь, затем служил обедню и присутствовал на трапезе. За самоотверженное служение Богу и людям отец Макарий был неоднократно утешаем видением Пресвятой Богородицы и Самого Спасителя. Отец Владимир (Колесников) в своем дневнике сообщает нам об одном из таких прекрасных моментов в жизни великого подвижника: «Игумен Макарий однажды в алтаре Покровского храма трижды видел дивный Свет от престола, а потом слышал и глас: первый свет - Бог-Отец, второй свет - Бог-Сын, третий свет - Бог-Дух Святой, Святая Троица неотступна от сего места». Если день был почтовый, отец игумен садился за письменную работу, которая, исключая время вечерни и повечерия, занимала иногда все его время вплоть до десяти часов вечера. Переписка отца Макария была разносторонней. В его личном фонде архива обители хранятся тысячи его писем к разным адресатам: он переписывался с благотворителями, с чадами своими в России, с родными, с некоторыми братьями обители, находящимися на подворьях и метохах обители, с официальными государственными и церковными деятелями. Одним из многих чад его был знаменитый философ Константин Леонтьев, который высоко ценил своего духовного отца и переписывался с ним, а после смерти горячо любимого им старца написал воспоминания о нем. Так проходили дни отца Макария, дни, полные трудов, физических и нравственных подвигов. И все братья монастыря по примеру своего начальника трудились каждый на своем послушании, стараясь для общего блага. Жизненный путь отца Макария постепенно приближался к концу. Глубокое впечатление на него произвела смерть старца Иеронима (Соломенцова), под руководством которого до сих пор он трудился. Он стал думать, что приближается и его кончина. С тех пор отец Макарий начал прихварывать, чему способствовало постоянное физическое и нравственное утомление. В январе 1888 года отец Макарий тяжко заболел и более двух месяцев не мог выходить из своей кельи. При этом он отказался от помощи докторов, предавшись воле Божией. Он все уже приготовил на случай своей смерти и попрощался с братией. Но Господь Бог воздвиг болящего, отец Макарий выздоровел, хотя болезнь оставила свои глубокие следы. Он сильно поседел, появились одышка и кашель. Несмотря на все это, подвижник не изменил своего обыкновенного аскетического образа жизни. Так же как и прежде, он не имел покоя ни днем ни ночью. Каждый день бывал за утреней, исповедовал, служил свою «игуменскую» раннюю Литургию, после которой был осаждаем разными посетителями. Крепился отец Макарий, но уже чувствовал приближение своей кончины. Особенно заметно это было, когда он служил панихиды на могиле отца Иеронима. В эти минуты казалось, что он всем существом своим переносился в загробный мир, куда ему в скором времени суждено было отправиться. Незадолго до своей кончины отец Макарий пожелал, чтобы при жизни его был избран преемник, который пока состоял бы помощником ему в управлении громадным хозяйством монастыря. Из всей братии были определены несколько старцев, способных, по мнению всех, понести высокий ответственный пост игумена. Из них по жребию был избран отец Андрей (Веревкин), который и был утвержден пока в должности помощника отца Макария, а после его смерти стал игуменом монастыря. За месяц до своей кончины отец Макарий стал чувствовать какую-то особенную слабость. Доктора объяснили ему и другим, что это происходит от чрезмерного утомления батюшки. Врачи и братия советовали отцу Макарию поменьше заниматься делами, не служить и отдохнуть где-нибудь на келлии. Отец Макарий уступил им и стал дня на два в неделю уезжать в любимое им монастырское поместье Крумицу. Там он мог спокойно отдохнуть, удаленный от хлопотливой монастырской деятельности. Но лишь только возвращался он в Руссик, как невольно, по привычке начинал лично входить во все дела и распоряжения. 18-го июля 1889 года, накануне кончины отца Макария, случилось празднество в Покровском храме в честь чудотворной иконы Боголюбской Божией Матери. Икону эту отец Макарий особенно чтил, потому что ею благословили его родители, когда он уезжал из дома. Так как 18-го числа было празднество в честь всех Новомучеников Византийских, то отец игумен распорядился праздновать память Боголюбской Божией Матери на другой день, 19-е июля. Сам он намерен был служить Божественную Литургию в храме Успения Божией Матери. С вечера на 19 число отец Макарий долго занимался написанием отдельных писем и разных деловых бумаг и заснул только за два часа, как и всегда, до начала утрени. Он чувствовал себя легко, отстоял утреню и приступил к совершению ранней Литургии. По обыкновению он прежде совершил молебен, затем начал продолжительную проскомидию и вполне благополучно окончил Литургию. Он с особенным умилением и благоговением совершал эту последнюю приносимую им бескровную жертву, точно чувствуя, что уже не придется ему больше священнодействовать. После окончания Литургии раздал присутствовавшим в церкви антидор и удалился в алтарь, где встал у окна и начал читать благодарственные молитвы. Диакон, потреблявший у жертвенника Святые Дары, вдруг услышал какие-то хрипящие звуки и, взглянув по направлению отца Макария, увидел, что батюшка как-то неестественно склонился у подоконника. В это время вошли в алтарь некоторые церковнослужители и, видя такое положение отца Макария, подошли к нему, понимая, что с ним очень дурно. Посадив его на стул, начали его разоблачать и потом отнесли его в келью. Печальная весть о предсмертном состоянии отца Макария быстро распространилась по обители. В келье его собрались почти все старшие братья. Они старались помочь ему, но Господу Богу было угодно призвать к Себе своего великого труженика. Через несколько часов после совершения им своей последней ранней Литургии отец Макарий мирно отошел ко Господу. Случилось это 19 июня ст.ст. (2 июля – н.ст.) 1889 года. С 1 на 2 июля в Афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре почитают память старца и игумена русской святогорской обители схиархимандрита Макария (Сушкина, 1820-1889), скончавшегося 2 июля 1889 г., В этот день вот уже более 100 лет в Свято-Пантелеимоновом монастыре ежегодно совершается панихида по почившему старцу. Святая Гора Афон в Греции для жителей Тулы второй половины XIX века -это не только величайшая православная обитель с мудрыми старцами, известными всему миру. Туляки на протяжении долгих лет называли Афон «нашим». Знакомые с настоятелем монастыря Михаилом Сушкиным -отцом Макарием не скупились на пожертвования. Великолепные храмы на территории монастыря, издательский центр и многое другое, что сегодня поражает паломников, были отреставрированы или построены заново, в том числе и на средства тульских купцов, мещан и дворян. Мощи старца Макария покоятся в особой усопохранительнице вместе с честными останками игуменов и почитаемых старцев русской святогорской обители. Как справедливо отмечает духовник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря иеромонах Макарий: «Русская земля связана со Святою Горою непосредственным духовным родством, поскольку русская монашеская традиция является летораслью, или отростком, святогорского монашества, пересаженным на русскую землю Божией, а не человеческой рукою. В силу этого духовного родства Русь искони имела пристанище, богодарованный уголок в Уделе Пречистой Девы Богородицы - русскую обитель, которую видимо хранил на протяжении веков Промысл Божий, судивший и определивший быть ей достоянием и отчиною наших соотечественников, ищущих спасения на Святой Горе». В ходе своей исследовательской работы я пришёл к следующим выводам: - история жизни родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю. По особому становятся дороги те места, которые связаны со святынями, где происходили события, повлиявшие на жизнь наших предков. - народ, не помнящий своего прошлого, не вправе надеяться на будущее. Таким образом, изучение жития святых даёт все основания предположить, что великие духовные подвиги старца схиархимандрита Макария действительно служат для подрастающего поколения примером для подражания и деятельного созидания.