Методика подготовки и проведения деловых игр в процессе обучения профессии, специальности.


Преподаватель ГПОУ «Енакиевский Политехнический Техникум»Лазаренко Елена Сергеевна
Методика подготовки и проведения деловых игр в процессе обучения профессии, специальности.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1.Понятие "деловая игра".
1.2 Классификация деловых игр
1.3.Определение темы, целей и задач деловой игры в соответствии с ее разновидностью.
1.4. Разновидности деловой игры
1.5.Советы проектировщику и пользователю обучающих деловых игр. Этапы деловой игры.
1.6. Разработка игровых правил и системы оценивания студентов.
1.7. Разработка методических рекомендаций студентам по подготовке и проведению деловой игры.
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
В теории и практике обучения студентов сформировалось общепринятое мнение о том, что активные методы обучения - это совокупность приемов и способов, посредством которых учебно-познавательная деятельность студентов носит продуктивный, творческий, поисковый характер. Практика убедительно свидетельствует о том, что активные методы обучения :-развивают творческую активность студентов, формируют у них особый стиль умственной деятельности - продуктивное мышление;
-включают их в поисковую, учебно-исследовательскую деятельность, развивают их самостоятельность и способность к самообразованию;
-создают возможности для творческого сотрудничества преподавателя и студентов , обеспечивают глубокое, прочное усвоение учебного материала и развитие необходимых компетенций.
Методика использования деловых игр в процессе обучения профессии, специальности является актуальной и востребованной ,так как применение деловых игр в процессе обучения способствует развитию профессиональных компетенций, формирует умение аргументировано защищать свою точку зрения,анализировать и интерпретировать получаемую информацию, работать коллективно.
Деловая игра также способствует привитию определенных социальных навыков и воспитанию правильной самооценки.
Методически грамотное проведение деловых игр обеспечивает рациональную форму подготовки студентов к будущей профессии. В процессе их проведения формируется особый тип отношений обучающихся, качественно отличающийся от традиционных учебных форм. Это отношения конструктивного сотрудничества, созидания и профессионального развития личности каждого студента.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1.Понятие "деловая игра".
Смысл феномена деловой игры в обобщенном виде зафиксирован в психологических словарях, например: «Деловая игра — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.
К этому определению необходимо добавить, что, являясь средством моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности, аспектов человеческой активности и социального взаимодействия, деловая игра выступает и «методом поиска новых способов ее выполнения», и «методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности».
Образовательная функция деловой игры очень значима, поскольку деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условие формирования личности специалиста.
В деловой игре «обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре — это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом — общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Деловая игра - это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества».
В последнее время деловые и имитационные игры находят все более широкое применение в самых разных областях: в основном в экономике и политике, а также в социологии, экологии, администрировании, образовании, городском планировании, истории. Имитационные игры используются для подготовки специалистов в соответствующих областях, а также для решения задач исследования, прогноза, апробирования намечаемых нововведений. Разрабатываются имитационные игры и как способ коммуникации между специалистами разных областей, как особый язык будущего.
При описании этого метода встречаются разные термины. Обычно, если игра проводится экономистами, то она называется деловой игрой (businessgame), реже - управленческой (managementgame) или операционной. В сфере политики, городского планирования, как правило, используется термин "имитационная игра" (simulationgame). Наиболее распространенным и общим, пожалуй, на Западе является термин "имитационная игра", или "игровая имитация", хотя единого мнения по вопросам терминологии среди специалистов нет. Использование термина "имитационная игра" связано с выделением существенных характеристик этого метода. С одной стороны, имитация понимается очень широко как замена непосредственного экспериментирования созданием и манипулированием с моделями, макетами, замещающими реальный объект изучения. В социальных науках широкое распространение получила машинная имитация, реализующая формальную модель той или иной исследуемой системы. С другой стороны, существуют собственно игровые методы, в которых участники принимают на себя определенные роли, вступают в непосредственное взаимодействие друг с другом, стремясь достигнуть своих ролевых целей. Предполагается, что "игровая имитация" или "имитационная игра" объединяет эти два подхода. Она основывается на конкретных ситуациях, взятых из реальной жизни, и представляет собой динамическую модель упрощенной действительности. Таким образом, в основе деловой игры лежит имитационная модель, однако реализуется данная модель благодаря действиям участников игры. Они берут на себя роли административных работников или политических деятелей и разыгрывают заданную хозяйственную, управленческую или политическую ситуацию в зависимости от содержания игры. Традиционно также подчеркивание того факта, что деловые или имитационные игры являются "серьезными" играми для взрослых, а не развлечением, не отдыхом и т.п.
Следует специально отметить, что деловую или имитационную игру необходимо отличать от других активных методов обучения, с одной стороны, и от методов социально-психологического тренинга - с другой. Надо признать, что в этом вопросе существует большая путаница: термины употребляются небрежно и подчас такие разные методы как групповая дискуссия, ролевые игры (также сама по себе достаточно разнородная область) и деловые игры попадают в одну компанию и обозначаются общим понятием "деловая игра". Трудность заключается как в недостаточной теоретической рефлексии данных эмпирически сложившихся методов, так и в отсутствии тех теоретических критериев, на основе которых можно было бы проводить сравнение подобных практик и их классификацию. Существующие попытки классификации носят или сугубо эмпирический (перечисление разных методов как они исторически сложились в разных областях знания и практики) или квазитеоретический характер.
Как уже отмечалось выше, отличительным признаком собственно деловой или имитационной игры является наличие имитационной модели (ни в так называемых организационно-деятельностных, ни в ролевых играх имитационные модели не строятся). Является ли данный признак достаточно формальным или конституирующим моментом метода? Определяет ли наличие имитационной модели сущность игрового метода? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, что психологически "стоит" за понятием имитационной модели и какую роль она играет в организации деятельности человека в игре. Представляется, что с психологической точки зрения имитационная модель может быть рассмотрена как заданная в специфической материальной форме ориентировочная структура воспроизводимой деятельности. Действительно, создатель игры проделывает огромную работу по анализу норм, организующих ту или иную профессиональную деятельность. И только выявив скрытые механизмы, пружины, определяющие "законы" функционирования и развития той или иной деятельности, представив ту или иную подлежащую изучению область или проблему как самостоятельно функционирующую систему, разработчик может сконструировать деловую игру; часто для того чтобы создать имитационную модель, приходится провести серьезную исследовательскую работу. Организованная на основе, таким образом, выделенной имитационной модели игра и позволяет задать жесткую систему правил, учет которых приводит игрока к необходимости отражения игры как целого, т.е. к усвоению ориентировочной структуры воспроизводимой деятельности.
Если представлять себе игру как такую реальность и социальное пространство, в котором не испытывается "сопротивление" материала при реализации замысла и в котором поэтому все возможно, то знакомство с деловыми играми должно сильно поколебать такое убеждение. В отличие от распространенной точки зрения о том, что игра представляет собой царство неограниченной свободы, представленная выше структура, механизм деловой игры показывают, что она воспроизводит особую ситуацию не столько все возможности, сколько столкновения о жестко детерминированной жизненной реальностью (пожалуй, эта ситуация даже "жестче", чем реальная жизнь, ведь в так называемой реальной жизни часто можно уйти от решения той или иной проблемы, реально или психологически, можно прибегнуть к обману, игру же обмануть нельзя, нельзя отсрочить решение.
Сложность понятия "деловая игра" привела к несогласованности в многочисленных попытках его определения. В настоящее время деловую игру можно рассматривать и как область деятельности и научно-технического знания, и как имитационный эксперимент, и как метод обучения, исследования, решения практических задач.
Деловая игра – это имитация реальной производственной ситуации. Создание упрощенной модели рабочего процесса позволяет каждому участнику,в рамках определенных правил, сыграть какую-либо роль, принять решение, совершить действия. Деловые игры (ДИ) являются эффективным методом практического обучения и применяются довольно широко.
1.2 Классификация деловых игр
На сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий и классификаций деловых игр. Приведем примеры некоторых из них. «В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают деловые игры учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные».
Принципиально зафиксировать, что данная типология «вписывает» деловую игру в широкий контекст социальной деятельности, фиксируя ее возможности не только как метода обучения, но и как метода оценки, изучения, управления.
Помимо указанной типологии, в основу которой положены критерии типа практики и целей, исследователи выделяют и такие критерии как: время проведения, результат, методология и т.п. Например, классификация деловых игр Л.В. Ежовой:
1. «По времени проведения:
· без ограничения времени;
· с ограничением времени;
· игры, проходящие в реальное время;
· игры, где время сжато.
2. По оценке деятельности:
· балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;
· оценка того кто как работал, отсутствует.
3. По конечному результату:
· жесткие игры – заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила;
· свободные, открытые игры – заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.
4. По конечной цели:
· обучающие – направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников;
· констатирующие – конкурсы профессионально мастерства;
· поисковые – направлены на выявление проблем и поиск путей их решения
5. По методологии проведения:
· луночные игры – любая салонная игра (шахматы, “Озеро”, “Монополия”). Игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;
· ролевые игры – каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием;
· групповые дискуссии – связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии (например, игра “Координационный Совет”, “Кораблекрушение”);
· имитационные – имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях ("Межцеховое управление" — для обучения специалистов ПДО, "Сбыт" — для обучения менеджеров по продажам и т.д.);
· организационно-деятельностные игры (Г.П. Щедровицкий) — не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность;
· инновационные игры (В.С. Дудченко) — формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации;
· ансамблевые игры (Ю.Д. Красовский) — формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия методом организации делового партнерского сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб».
В качестве оснований классификаций деловых учебных игр используют и такие признаки как:
– степень формализации процедуры («жесткие» и «свободные» игры);
– наличие или отсутствие конфликта в сценарии (деловые игры в кооперативных ситуациях, конфликтных ситуациях с нестрогим соперничеством, в конфликтных ситуациях со строгим соперничеством);
– уровень проблемности («первый уровень предполагает обнаружение и постановку проблем, требующих разрешения при анализе конкретной игровой ситуации»; второй уровень «характеризуется вовлечением студентов в соразмышление, в активный поиск путей и средств решения поставленных вопросов»;
– степень участия студентов в подготовке деловых игр (игры с и без домашней подготовки);
– длительность процедуры игры (мини-игры, длящиеся несколько минут, игры длящиеся несколько дней) и т.п.;
– характер моделируемых ситуаций (игра с соперником, с природой, игра-тренаж);
– характер игрового процесса: игры с взаимодействием участников и без взаимодействия;
– способ передачи и обработки информации (с применением текстов, ЭВМ и т.п.);
– динамика моделируемых процессов (игры с ограниченным числом ходов, с неограниченным, саморазвивающиеся);– тематическая направленность и характер решаемых проблем («игры тематические, ориентированные на принятие решений по узким проблемам»; «игры функциональные, в которых имитируется реализация отдельных функций или процедур управления»; «игры комплексные, моделирующие управление определенным объектом или процессом в целом»На сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий и классификаций деловых игр. Приведем примеры некоторых из них.
В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают деловые игры учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные.
Традиционно деловую игру относят к числу методов активного обучения. Область применения деловых игр как особого метода обучения довольно широка: экономика, управление, педагогика, психология, инженерные дисциплины, экология, медицина, история, география и т. д.Для типологизации методов активного обучения обычно используют два основных критерия:
- наличие имитационной модели изучаемого процесса, трудовой деятельности;
- наличие ролей.
Таким образом, различают неимитационные и имитационные методы обучения, а в рамках последних выделяют игровые и неигровые. Важно также отметить, что деловая игра - это и коллективный метод обучения. В деловых играх решения вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите решений собственной группы, а также при критике решений других групп.
Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения, например дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции, разбор почты и т. п.
Деловая игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах.
В игре формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка.
Традиционные методы предполагают доминирование интеллектуальной сферы, в игре проявляется вся личность.
Метод провоцирует включение рефлексивных процессов, представляет возможность интерпретации, осмысливания полученных результатов.
Опыт, полученный в игре, может оказаться даже более продуктивным в сравнении с приобретенным в профессиональной деятельности. Это происходит по нескольким причинам. Деловые игры позволяют увеличить масштаб охвата действительности, наглядно представляют последствия принятых решений, дают возможность проверить альтернативные решения. Информация, которой пользуется человек в реальности, неполная, неточная. В игре ему предоставляется хотя и неполная, но точная информация, что повышает доверие к полученным результатам и стимулирует процесс принятия ответственности.
Рассмотренные преимущества определили успешность применения данного метода в учебном процессе.
Указанные выше и многие иные особенности деловых игр обусловливают их преимущества по сравнению с традиционными методами обучения. В общем виде этот образовательный ресурс деловых игр усматривается в том, что в них моделируется более адекватный для формирования личности специалиста предметный и социальный контекст.
Изучение опыта проведения деловых игр по определенным темам свидетельствует о наличии множества разнообразных вариантов, подходов к определению их содержания и структуры. Вместе с тем, творческая методическая деятельность преподавателя по разработке и проведению деловых игр предполагает учет и использование систематизированного позитивного опыта, отраженного в публикациях ряда авторов в педагогической и методической литературе. По сути совершенствование методики проведения деловой игры охватывает все ее элементы: определение целей, разработка правил деловой игры, определение ролей, разработка системы оценивания деловой игры, разработка сценария, плана деловой игры, подведение итогов и др.
1.3.Определение темы, целей и задач деловой игры в соответствии с ее разновидностью.
Как свидетельствует практика, качественная методическая разработка ряда этих элементов вызывает у преподавателей определенные трудности. К ним относится, прежде всего, проблема целеполагания. Цель – это заранее запланированный результат деловой игры. Как правило, опытные преподаватели целями деловых игр определяют углубление и систематизацию знаний, формирование у студентов общих и профессиональных компетенций, приобретение опыта освоения определенных видов профессиональной деятельности в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины и темой занятий. Эти цели по сути и определяют задачи, содержание и структуру деловой игры, что способствует достижению запланированного результата.
Организация учебно-профессиональной деятельности студентов по реализации цели в соответствии со сценарием и правилами - это стержень проведения деловой игры. Сложность заключается в том, что в деловой игре пересекаются реальность и условность, модель и имитация. И самое трудное, на наш взгляд,- найти оптимальный баланс между ними при разработке сценария, содержащего жизненную ситуацию (фабулу) для практического разрешения. Действительно, если будет « перевешивать» игровая процедура , то деловую игру можно сравнить с любительским спектаклем. Если же произойдет «перевес» учебно - профессиональной составляющей -будет сходство с семинаром. И только при достижении этого баланса деловая игра наполняется интересным игровым и учебным содержанием, реализует системно-деятельностный подход, с помощью которого студенты реально приближаются к условиям будущей профессиональной деятельности.
Итак, для разработки деловой игры принципиальным моментом является определение темы и целей. Так, например, в теме могут быть отражены:характер деятельности; масштаб управления; состав инстанций и условия обстановки. При определении целей разработчику важно ответить на несколько принципиальных вопросов.
Для чего проводится данная деловая игра? Для какой категории обучаемых?
Чему именно следует их обучать? Какие результаты должны быть достигнуты?
Поскольку в литературе нет единства по вопросам о сущности деловой игры и методике ее конструирования, то нет и общепринятого представления о структуре игры, хотя многие структурные элементы являются общими при разных подходах. Как правило, авторы исходят из своего эмпирического опыта и здравого смысла, конструируя игру или заимствуя ее структурные компоненты у других авторов.
Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру деловой игры.
Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе.
Игровая модель является фактически способом описания работы участников с имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалистов.
Педагогические цели
дидактические:
- закрепление системы знаний в области конструирования ДИ;
- выработка системных умений по конструированию и методическому описанию игры;
- обмен опытом создания ДИ;
- совершенствование навыков принятия коллективных решений;
- развитие коммуникативных умений разного рода.
воспитательные:
- порождение творческого мышления;
- выработка установки на практическое использование ДИ:
- воспитание индивидуального стиля поведения в процессе взаимодействия с людьми;
- преодоление психологического барьера по отношению к формам и методам активного обучения.
Игровые цели
- разработка вариантов проекта ДИ;
- демонстрация разработчикам приемов создания игрового контекста.
Предмет игры - это предмет деятельности участников игры, в специфической форме замещающей предмет реальной профессиональной деятельности.
Сценарий - это базовый элемент игровой процедуры, в нем находят отражение принципы проблемности, двуплановости, совместной деятельности. Под сценарием ДИ понимается описание в словесной или графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру. В сценарии отображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная в виде блок-схемы.
Роли и функции игроков должны адекватно отражать "должностную картину" того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре.
Правила игры - отражают характеристики реальных процессов и явлений, имеющих место в прототипах моделируемой действительности. При этом в правилах игры должно найти отражение того, что как создаваемые в игре модели, так и сама игра являются упрощением действительности.
Система оценивания должна обеспечивать, с одной стороны, контроль качества принимаемых решений с позиций норм и требований профессиональной деятельности, а с другой - способствовать развертыванию игрового плана учебной деятельности. Система оценивания выполняет функции не только контроля, но и самоконтроля профессиональной деятельности, обеспечивает формирование игровой, познавательной и профессиональной мотивации участников деловой игры.
1.4.Разновидности деловой игры
Деловая беседа – это специально организованный предметный разговор, направленный на решение управленческих задач.
Целиделовой беседы:
1. Стремление одного собеседника посредством слова оказать определенноевлияние на другого.
2. Необходимость выработкируководителем соответствующих решений наосновании анализа мнений и высказываний сотрудников.
Видыделовой беседы:
1. Собеседование при приеме на работу.
2. Собеседование при увольнении с работы.
3. Проблемные и дисциплинарные беседы (они вызваны сбоями в деятельности сотрудника, необходимостью критической оценки его работы, фактами нарушения дисциплины).
Деловые переговоры и совещания
Деловое совещание является одной из форм делового общения, которое можно изучать при помощи деловой игры Цель делового совещания – коллективное обсуждение, осмысление проблем и вопросов предприятия (организации) и принятие соответствующего решения. Виды деловых совещаний выделяются по основной цели или задачам, которые необходимо решить: планирование, мотивация, внутренний распорядок деятельности, контроль за деятельностью сотрудников и другие. Проведение и подготовка делового совещания имеет определенную технологию, придерживаясь которой можно без труда овладеть этой формой делового общения.
Деловая игра нацелена на выработку навыков проведения совещаний и переговоров. Игрокам необходимо проявлять такие качества, как стремление к сотрудничеству, лояльность и в то же в реи умение отстаивать свою точку зрения. Проявление же таких качеств, как противоборство, упрямство, нежелательно. Выступления игроков должны обладать смысловой точностью, быть логически построенными и выразительными. Излишняя эмоциональность, грубость являются нежелательными во время проведения переговоров и совещаний. Игрокам также следует избегать применения в речи различных слов-паразитов.
Данная деловая игра поможет научиться правильно вести себя на переговорах и совещаниях, находить совместное решение проблем.
Во время проведения игры все участники делятся на две группы шесть человек, одна из которых проводит переговоры, а другая - совещание.
Переговоры будут идти между двумя предприятиями. Участникам переговоров необходимо договориться о взаимовыгодных условиях создания совместного предприятия. По завершении переговоров участники заключают соглашение о создании совместного предприятия, в котором отражают основные условия.
Во время деловой игры участники проходят тестирование на умение вести деловую беседу, определение тактики ведения переговоров, терпимость. Тесты помогут участникам лучше понять себя, выявить свои достоинства и недостатки, решить, в чем им необходимо совершенствоваться.
Порядок проведения совещания
В начале игры преподаватель объясняет правила игры. Затем игрокам предлагается вытянуть по одной карточке, некоторой написана роль каждого участника в игре и номер группы (1 или 2). Преподаватель раздает материал, собирает карточки с результатами тестирования, заносит данные в оценочные таблицы.
После истечения отведенного времени игроки из группы садятся за большой стол (несколько парт, стоящих рядом) и начинают вести переговоры. По окончании переговоров участники должны заполнить соглашение о создании совместного предприятия).Преподаватель должен внимательно следить за переговорами и вносить все замечания в оценочную таблицу.
Преподаватель собирает у игроков группы № 2 карточки с результатами тестирования, игроки рассаживаются по одному и им раздастся материал. Во время подготовки к совещанию игроки не должны общаться между собой.
Группа № 2 проводит совещание. По итогам совещания игроки должны заполнить протокол совещания, директор должен подписать его. Протокол выдается директору во время совещания. После окончания совещания игра заканчивается.
На протяжении всей игры, преподаватель должн заполнять оценочные таблицы, а затем выставить оценки всем игрокам.
Совещание будет проводить директор, но это не значит, что вы во всем должны с ним соглашаться. Если вы считаете свою точку зрения правильной, вы должны ее доказывать, но ваше доказательство должно быть логичным и аргументированным.
ДИ Выступление
Цель игры - научиться коротко и аргументировано излагать свою точку зрения на поставленный вопрос.Порядок проведения игры
Каждый игрок получает (методом жеребьевки) карточку с номером вопроса.
В соответствии с полученным номером игроку выдается вопрос, который он будет защищать.
Все игроки делятся в зависимости от своей точки зрения данный вопрос на две команды «да» и «нет». Их задача - набрал максимальное количество баллов.
Выступление каждого игрока оценивается независимым жюри (каждым членом отдельно). Штрафные баллы ставятся в неограниченном количестве.
Игрок защищает свою точку зрения (да/нет) на поставленный вопрос. Пример: игрок, получивший карточку с вопросом 4, должен уложившись в 5 мин, аргументировано убедить аудиторию в том, что самым очевидным, простым, естественным и логическим в том на 4-й вопрос будет ответ «да/нет».
Перед началом выступления команда имеет 15 мин на общее обсуждение вопросов. В это время игроки могут советовать другу тактику ответа, вместе находить убедительные аргументы.
После выступления первого игрока (1, «да») выступает его оппонент (1, «нет»). Далее без перерыва аналогично по всем вопроса
Жюри оценивает игроков по мере их выступления. В кое игры из оценок, полученных командой в сумме, вычитаются штрафные баллы. Выиграла та команда, у которой больше очков.
Регламент игры Общее время - 1ч 30 мин. Объяснение правил - 10 мин.
Коллективное совещание - 15 мин. Выступление каждого игрока - 5 мин.
Подведение итогов - 5 мин.
ДИ Доклад
Доклад-форма публичного выступления, в ходе которого студенты приобретают основные навыки делового общения. Учитывая специфику дисциплины «Русский и украинский язык профессиональной направленности» ,студенты представляют доклады как на русском языке так и на украинском .
Выступление студентов комментируют эксперты :-эксперт по содержанию (оценивает актуальность темы доклада)
-эксперт по восприятию речи (анализирует четкость речи, грамотность , невербальные способы общения)
-эксперт по фактам и аргументам( оценивает доказательную базу доклада).
ДИ «Отдел кадров» . Цель-усвоить правила оформление документовличного характера как на русском языке так и на украинском , выработка навыка создания документов в WORD.
В процессе проведения деловой игры решаются учебные задачи, в частности:
- развивается активность обучаемых;
- формируется умение анализировать специальную литературу;
- активизируется творческое мышление обучаемых;
- вырабатывается способность практически оценивать различные точки зрения и пути их сопоставления;
- прививаются навыки поиска оптимального варианта решения.
Для деловых игр характерны:
- жизненность и типичность конкретных ситуаций, рассматриваемых в ходе игры;
- регулярное повторение задач и процедур, составляющих сущность игры;
- конфликтность и скрытые резервы; как правило, отсутствие конфликтности исключает саму постановку проблемы.
Преимущества деловых игр по сравнению с традиционными методами обучения
-игра позволяет радикально сократить время накопления профессионального опыта;
-игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т. д.;
-в деловой игре не абстрактный, а реальный для участника процесс информационного обеспечения его игровых действий, динамика развития сюжета деловой игры, формирование целостного образа профессиональной ситуации;
-игра позволяет формировать у будущих специалистов целостное представление;
-игра позволяет приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т. п.).
1.5.Советы проектировщику и пользователю обучающих деловых игр. Этапы деловой игры.
Можно сформулировать следующие практические советы преподавателю как проектировщику и пользователю обучающих деловых игр:
Деловые игры достаточно трудоемкая и ресурсозатратная формаобучения, поэтому ее стоит использовать только в тех случаях, когда иными формами и методами обучения невозможно достичь поставленных образовательных целей. Это означает, что деловые игры имеет смысл использоватьв тех случаях, когда важны:
- получение целостного опыта выполнения будущей профессиональной деятельности;
-систематизация уже имеющихся у обучающихся умений и навыков;
-получение опыта социальных отношений;
-формирование профессионального творческого мышления.
дисциплины, экология, медицина, история, география и т. д.
Этапы деловой игры
1Этап проблематизации, когда участники должны осмыслить те проблемы, которые мешают развиваться организации и ее подразделениям. Класс действий, в которые участники вовлечены как представители сообщества или какого-либо рода деятельности. Понятия, с помощью которых общие цели или проблемы определяются и осмысливаются авторами в совместном действии
2 Этап оптимизации, целеполагания,когда участники генерируют оптимальную модель развития. Общие цели или проблемы, для разрешения которых участники создают или применяют общий язык
3 Этап поиска ресурсов, с помощью которых можно достичь поставленных целей Средства или ресурсы, посредством которых выполняются проекты,значимые для участников.
4 Этап когда участники "привязывают"
найденные в игре решения к конкретным производственным условиям и связям, отвечаяна вопрос: "Кто конкретно, что должен сделать, чтобы изменить реальную ситуацию в организации"
В деловой игре нельзя играть в то, о чем обучаемые не имеют представления, это ведет к профанации деловой игры. Это означает, чтокомпетентностное участие обучающихся в игре требует заблаговременной их подготовки (например, следует предварительно учить дискуссии, методам анализа ситуации, методам разыгрывания ролей и т. п.).
Преподаватель наиболее активен на этапе разработки, подготовки игры и на этапе ее рефлексивной оценки. Чем меньше вмешивается преподаватель в процесс игры, тем больше в ней признаков саморегуляции, тем вышеобучающая ценность игры.
Деловая игра требует изменения отношения к традиционномупредставлению о поведенииобучаемых. Главным становится соблюдение правил игры. Дисциплинарные нарушения с привычной точки зрения (например, самовольный выход из аудитории) в деловой игре утрачивают таковой свой статус (дисциплинарная беседа).
1.6.Важным элементом совершенствования методического обеспечения деловой игры является качественная разработка игровых правил как определенных норм для поведения обучающихся. Эти правила могут варьироваться, дополняться в зависимости от конкретных условий, направленности и порядка проведения деловой игры. Обобщая передовой опыт, правила игрового поведения для студентов можно сформулировать следующим образом:
-точно выполнять ролевое задание в соответствии со сценарием;
-активно и инициативно участвовать в работе, обоснованно предлагать свои варианты в решении поставленных учебно-профессиональных задач;
-на индивидуальном уровне игры выполнять всю работу самостоятельно;
-объективно оценивать результаты своей работы, умело разрешать профессиональные споры, не допускать конфликтных ситуаций;
- соблюдать учебно-трудовую дисциплину, четко выполнять указания преподавателя - руководителя, не отвлекаться от деловой игры и др.
И особенно важно - при проведении деловой игры все студенты без исключения должны реализовать главное правило: нет актеров и зрителей - все активные участники.
Необходимо подчеркнуть, что учебно-игровая деятельность студентов-участников деловой игры подлежит системной и объективной оценки со стороны преподавателя - руководителя деловой игры. Система оценивания непосредственно связана со всеми основными параметрами деловой игры: решение конкретного задания, достижение целей профессионального испытания, исполнение ролей и правил, соблюдение регламента, создание атмосферы уважения и др.
Исходя из этого, в основу оценивания студентов-участников деловой игры можно положить следующие показатели: уровень выполнения задания; производительность учебно-профессионального труда; своевременность выполнения задания, соблюдение игровых правил; активность и инициативность; культура делового общения; учебно-трудовая дисциплина.
1.7. Разработка методических рекомендаций по подготовке и проведению деловой игры
Как было отмечено, деловая игра наиболее сложный вид аудиторных занятий и ее эффективность, уровень выполнения ролевых обязанностей обучающихся, в конечном счете, определяется качеством предварительной подготовки, мобилизованностью и заинтересованностью в оптимальном решении той или иной учебно-профессиональной проблемы. В этом отношении трудно переоценить значение качественной разработки преподавателем методических рекомендаций студентам по подготовке и проведению деловой игры. Решение этой задачи непосредственно зависит от методического творчества и профессионального мастерства преподавателя. Наряду с конкретными указаниями преподавателя на подготовительном этапе (цель, задачи, условия, процедуры, особенности подготовки, изучения необходимого материала, выполнения конкретных заданий и др.) важно сформулировать и довести до студентов и обобщенные рекомендации руководителя деловой игры, которые, как показывает практика, приносят студентам большую пользу.
Например:
-Получив роль, необходимо, выражаясь языком артистов, осознано войти в нее, не торопясь вновь прочитать сценарий, представить себя в роли соответствующего должностного лица, какими знаниями, навыками и умениями он должен обладать.
-Следует тщательно изучить все рекомендованные нормативные акты, инструкции в части, касающиеся ролевых должностных обязанностей. При необходимости составить четкую последовательность работы или опорную схему. Тщательно подготовиться к возможному выступлению, которое должно быть мотивированным, интересным, насыщенным по возможности примерами и фактами.
-Необходимо иметь в виду, что игра будет протекать строго в соответствии с ее сценарием. При этом следует проявлять активность и находчивость, включаться в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, соблюдая этику деловых отношений.
Выполнение этих и других рекомендаций, в значительной мере, повышает качество деловой игры. Замечено, что живо, интересно проведенная деловая игра оставляет у студентов хорошее впечатление и вызывает стойкий интерес к дальнейшему участию в таких формах аудиторных занятий.
ВЫВОД
Образовательная функция деловой игры очень значима, поскольку деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалистаПедагогическая ценность деловой игры заключается в том, что в ее содержании находят отражение разнообразные виды человеческой деятельности, реализующие определенные способности личности и деловая игра обладает большими образовательными возможностями. Использование деловых игр в процессе обучения и развития способствует тому, что повышается интерес к учебным занятиям и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются на деловых играх; мотивация, интерес и эмоциональный статус участников деловой игры обуславливаются широкими возможностями для целеполагания и целеосуществления. Деловая игра как интерактивный метод обучения приобретает особое значение в образовании, она требует от студентов теоретической подготовки в области базовых дисциплин: экономики, лингвистики, межкультурной коммуникации, теории и практики. Нисколько не умаляя достоинство проведения классически методических занятий, считаю, что игровые формы занятий в качестве зачетных, обобщающих уроков вызывают у учащихся большой интерес к профессии, так как деловые игры выполняют три основных требования творческого обучения: 1. Каждый учащийся должен отдавать себе отчет, для чего он учится. 2. Учеба должна сопровождаться положительными эмоциями, радостью познания и достижения желаемого. «Самостоятельные мысли вытекают из самостоятельно приобретенных знаний», - говорил К.Д.Ушинский. В наше время как никогда нужны инициативные, решительные, смелые, творчески работающие личности. Именно эти качества помогают развивать деловые игры, и именно эти цели мы ставим перед собой и своими студентами.
Таким образом очевидны достоинстваделовых игр:
-мотивируют, стимулируют и активизируют познавательные процессы - внимание, восприятие, мышление, запоминание и воображение;
-задействуется “ближняя перспектива” в обучении;
-позволяют гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего учащиеся получают прочные, осознанные и прочувствованные знания;
-дают возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем;
-позволяют радикально сократить время накопления предметного и профессионального опыта;
-позволяют приобрести социальный опыт.
Хорошо известно, что творчески мыслящих, ответственных и инициативных специалистов могут подготовить такие же творчески мыслящие, ответственные и инициативные преподаватели. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что преподаватель образовательного учреждения не может быть только специалистом в узкопрофессиональной области своего предмета. Он должен быть педагогом мастером, методистом, умеющим работать со студентами, организовывать их самостоятельную учебно-познавательную деятельность, творчески разрабатывать методику и применять активные методы современных педагогических образовательных технологий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ, 2001.
2. Бабанова И.А. Разработка и организация деловых игр. Методист. 2009. №1. С. 44-47.
3. Ю.Д.Гавриченков, Н.Г.Калабухова Деловая игра как способ развития информационной компетентности. Профессиональное образование. Столица. 2010. №2. С.40-42.
4. Клищевская М.В., Солнцева Г.Н. Профессионально важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 1999. №4. С. 61-66.
5. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2005. – 360 с