Разработка урока Исторический портрет Петра Первого

Тема урока: Исторический портрет Петра 1.
Цели урока:
Разобраться в различных точках зрения на роль Петра 1 в российской истории и проведенные им реформы.
Способствовать воспитанию объективного подхода к историческим событиям, воспитывать терпимость к мнению других.
Получить навыки участия в диспуте; развивать ораторские способности учащихся;
Умение аргументировать свои высказывания.

Тип урока: урок-диспут.
Методы преподавания: частично-поисковый, исследовательский метод, метод проблемного изложения.
Форма обучения: групповая.
Применяемые педагогические технологии: технология проблемного обучения:
Технология обучения: Технология проектной деятельности.

Оборудование урока:
Портреты Петра 1
Карта Российской империи 18 в.
Исторические документы
Памятки – инструкции для учащихся.

Опережающее творческое задание:
В классе заранее выделяются две группы противоположные по своему отношению к личности Петра 1. Учащимся дается список литературы, необходимой для дискуссии и для поиска в ней цитат. Одна группа – обвинители – считают, что император Петр 1 прежде всего тиран, другая группа – защитники – считают, что Петр 1 был великим реформатором. Каждая их групп подбирает теоретический материал и цитаты из документальных материалов, чтобы в ходе дискуссии отстоять и доказать свою позицию.
План
1. Вступительное слово преподавателя.
За почти три столетия, прошедшие со дня смерти императора Петра1 и в общественном сознании, и в научной литературе возникло множество различных мнений и оценок его личности и деятельности. Оценки эти зачастую противоположны, причем так было изначально и между собой спорили уже современники Петра 1. Личность и деятельность Петра 1 постоянно находится в центре общественного внимания. В одной из дореволюционной работ, был отмечен характерный научный парадокс: с одной стороны, «эпоха Петра Великого давно уже стала достоянием прошлого», но, с другой – «мы как будто все еще стоим под обаянием этого времени, как будто все еще не пережили этой тревожной, лихорадочной поры и не в силах отнестись к ней вполне объективно.»
2.Постановка цели:
Выяснить в процессе диспута кем был Петр 1 – тираном или реформатором.
3.Задачи: На основе теоретических материалов и документов в ходе диспута отстоять и доказать свою позицию.

Учащиеся знакомятся с правилами ведения дискуссии ( правила дискуссии вывешиваются на доске или показываются с помощью ИКТ)
Правила ведения дискуссии
Нельзя критиковать людей – только их позиции и мнения.
Каждый участник имеет право и возможность высказаться.
Участники имеют право изменить свою позицию под воздействием фактов и аргументов.
Не забывай , что лучшим способом убедить противника является четкая аргументация и логика.
Имей мужество признать правоту оппонента, если ты оказался не прав.
Никогда не навешивай ярлыков и не допускай уничижительных высказываний, перепалок, высмеивания.
Говори ясно, точно, просто и своими словами, а не по «бумажке».



Также учащимся раздаются памятки по участию в диспуте.
Памятка участника диспута
Перед тем, как спорить, подумай, что именно ты должен сказать.
Говори просто и ясно, логично и последовательно.
Говори только то, что ты знаешь, в чем уверен, не утверждай того, в чем ты сам не уверен.
Спорь честно: не перекручивай мысли человека, с которым ты не согласен.
Не повторяйся и не повторяй слов других.
Помни,что лучшее доказательство – точные факты.
Уважай того, кто спорит с тобой.



Проведение диспута.
Алгоритм проведения диспута:
1. Выступление группы 1 , которая защищает позицию положительных аспектов в деятельности Петра 1, приводит высказывания современников Петра 1, свидетельства иностранцев, мнение историков.
Например : высказывание историка 19 в. М.П.Погодина.В книге «Петр Великий « он писал:»Да, Петр Великий сделал много в России. Смотришь и не веришь, считаешь и недосчитаешься. Мы не можем открыть своих глаз, не можем сдвинуться с места, не можем оборотиться ни в одну сторону без того,чтобы он везде не встретился с нами, дома, не улице, в церкви, в училище, в суде, в полку, на гулянии. Мы просыпаемся, Какой нынче день? 1 января 1841 года – Петр Великий велел считать месяцы от января, Петр Великий велел считать годы от Рождества Христова. Пора одеваться – наше платье сшито по фасону, данному Петром Великим. Сукно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которых развел он. Попадается на глаза книга – Петр Великий ввел в употребление этот шрифт.Вы начинаете читать ее – этот язык при Петре Великом сделался писменным, литературным, вытеснив прежний, церковный»
2Группа 2 ( обвинители) задают вопросы, цель которых принизить значение аргументов команды защитников. Команда защитников отвечает на эти вопросы.

2. Выступление группы 2, которая защищает позицию отрицательных аспектов в деятельности Петра 1, приводят высказывания современников Петра 1, свидетельства иностранцев, мнение историков.
Например: высказывание историка Н.М.Карамзина «К несчастью, сей государь, худо воспитанный, окруженный людьми молодыми, узнал и полюбил женевца Лефорта, который от бедности заехал в Москву, и весьма естественно, находя русские обычаи для него странными, говорил ему об этом с презрением, а все европейское возвышал до небес, Вольные общества Немецкой слободы, приятные для необузданной молодости, довершили Лефортово дело и, пылкий монарх с разгоряченным воображением, увидев Европу, захотел сделать Россию – Голландией»
3. Группа 1(защитники) задают свои вопросы, представители группы 2 на них отвечают.
4. Подведение итогов дискуссии
5. Заключительное слово преподавателя.
Царь Петр 1 воплотил в себе столько разных и порой противоречивых качеств, что трудно его охарактеризовать однозначно. Заслуги Петра 1 настолько велики, что его стали называть Великим, а государство превратилось в империю. Петр естественно был реформатором, но методы, которые он выбрал для проведения реформ были радикальными. Петр 1предстает перед нами неистовым и жестоким, но таков был век. Новое пробивало себе дорогу. Так же свирепо и беспощадно, как цеплялось ха жизнь отжившее старое. Нашу дискуссию можно завершить ловами М.Горького: « Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо».
6. Выставление оценок.
7. Домашнее задание. На основе материалов дискуссии составить таблицу:

Петр был реформатором Петр был тираном