Рабочая программа элективного курса Исторический портрет: Петр I — личность и государственный деятель


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Голосновская основная общеобразовательная школа

«Утверждаю»
 Директор МКОУ Голосновская ООШ
 
_________ Чепрасова Е.И.
«______» _____________2013 г.
Рабочая программа элективного курса

« ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ:
ПЕТР ВЕЛИКИЙ – ЛИЧНОСТЬ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ»
9  класс
Составитель: учитель истории
и обществознания
Чеботарь Елена Ивановна
с. Голосновка2013-2014  учебный год
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ:
ПЕТР ВЕЛИКИЙ – ЛИЧНОСТЬ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ
Пояснительная записка
Программа курса предназначена для учащихся 9 класса. Разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями Концепции профильного обучения, на основе социального заказа учащихся.
Необходимость   данного курса объясняется тем, что в программе основной общеобразовательной школы невозможно подробно и объективно оценить ту или иную личность, всесторонне рассмотреть историческое событие,  в связи с большим объемом программного материала и ограниченным количеством часов. 
Актуальность: В настоящее время наблюдается повышенный интерес к личности, ее месту и роли в истории. Это характерная черта рубежа эпох. Петр 1 – реформатор, чьи деяния заслужили самые противоречивые оценки как современников, так и потомков. Но при всей противоречивости и сложности характера Петр был удивительно цельной натурой и яркой индивидуальностью во всем, именно это позволило ему ломать устоявшиеся традиции, обычаи, привычки; обогащать старый опыт новыми идеями и деяниями, заимствовать нужное и полезно у других народов. Именно в его царствование Россия решила главнейшую внешнеполитическую задачу, прочно вошла в круг европейских держав, теперь с ее могуществом считались, с ней стремились установить дружественные отношения, заручиться ее поддержкой. Ни один вопрос на международной арене не решался без участия России. Поколению, живущему в период смены эпох, как никогда ранее важно обращение к историческому прошлому, сходному по масштабу цивилизационных потрясений. Цель:
- формирование патриотизма и национального самосознания на основе исторических судеб выдающихся личностей российской истории;
- формирование у учащихся целостное представление о тенденциях и закономерностях развития исторического процесса.
Задачи:
- сформировать навыки составления комплексной исторической характеристики исторического деятеля;
- способствовать пониманию учащимися ценности человеческой жизни, ее сложности и многогранности;
- помочь учащимся выработать способность правильно оценивать события, факты, делать вывод;
- содействовать формированию умений самостоятельно работать с историческими источниками, умений сравнивать факты, давать оценки;
- научить объективно анализировать, систематизировать и умело использовать информацию любого вида
Учащиеся должны уметь:
- находить и обрабатывать информацию на различных носителях;
- сравнивать и анализировать данные различных источников, выявляя сходства и различия;
- систематизировать материал, составляя таблицы и схемы;
- уметь презентовать собственные исследования;
Получить опыт:
- участия в групповой работе;
- планирования при проведении индивидуальных или групповых исследований;
- участия в дискуссиях;
- рефлексия собственной деятельности.
Основные методы работы: анализ исторической литературы, подготовка и обсуждение сообщений учащихся, уроки-лекции с элементами беседы и регламентированной дискуссии, урок-путешествие и урок-экскурсия.
Основные формы отчетности:  тетрадь  с  конспектами  и  заданиями (эссе, решение проблемных заданий), творческие работы (электронные презентации, исторические  портреты).
Условия успешного освоения содержания элективного курса: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе; возможность создания и демонстрации электронных презентаций; наличие раздаточного материала
Тема Содержание Организация учебной деятельности
Детство и отрочество Петра Личность Петра 1. Особенности воспитания. Интересы и увлечения. Правительница Софья Урок-лекция с элементами беседы
Рождение флота Деятельность Петра в Воронежском крае. Урок-экскурсия
3-4. Трудный путь к Балтике Внешняя политика. Северная война и ее полководцы. Народные бунты в период войны и их опасность для государства Комбинированные уроки с элементами семинарского занятия
5. Петровские реформы Внутренняя политика Петра: реформы или революция? Урок-рассуждение
6. Город Петра Северная столица: Петропавловская крепость, Петергоф, Кронштадт, Царское Село Урок-путешествие
7. Освоение новых земель Важные географические открытия петровской эпохи Семинарское занятие
8. Государь и его окружение А.Д . Меньшиков, Ф.М. Апраксин, Н.И. Репнин, П.П. Шафиров ,
П.И. Ягужинский, Ф.Я. Лефорт,
Я.В. Брюс и др. Лекция с элементами регламентированной дискуссии
9. Личная жизнь и характер Петра Развод по-петровски (Евдокия Лопухина). Роль Петра в судьбе царевича Алексея Лабораторная работа с историческими документами
10. Итоговое занятие Учащиеся готовят проекты о роли личности в истории на переломе эпох Круглый стол
Литература
Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – Л. – 1989
Анисимов Е.В. Петр Великий: рождение империи// История Отечества. Люди, идеи, решения.- М. – 1991
Базилевич К.В. Петр I – государственный деятель, преобразователь и полководец. – М. – 1946
Загоровский В.П. Петр Великий на Воронежской земле. – Воронеж. – 1996
Карпов Г.М. Петровская эпоха в российской истории и культуре // ПИШ. – 1996, № 5, 6, 8
Павленко Н.И. Петр 1 и его время. – М. – 1989
Петр Великий. История России в 8 томах. Том 3. / Сост. Е. Колисова. –М. – ОЛМА Медиа Групп, 2014
Петр 1 (император) // Письма и бумаги императора Петра Великого со всеми статьями и примечаниями. – М. – 1987
Тюрин В.А. А был ли заговор? // Знание – сила. - № 4. - 1994