Подготовка к исторической олимпиаде(из опыта работы Париновой Е.Е.)


Подготовка к исторической олимпиаде (из опыта работы учителя истории Париновой Е.Е.)
Современная наука свидетельствует о том, что определенные задатки есть у каждого человека, но далеко не все умеют выявлять и развивать их. Развитие одаренности каждого ребенка является одним из важнейших заданий нашей работы. И одним из вариантов выявления интересов учащихся, их одаренности и таланта является школьная олимпиада ,а победе в ней одновременно сопутствуют несколько факторов. Превышение роли одного из них и недооценка других -ошибка, которая может негативно повлиять на достижение учащимся хорошего результата.
Прежде чем стать участником Республиканского тура Всероссийской ученической олимпиады по истории , учащийся проходит отбор в гимназии. Именно проведению I и II- го отборочного этапов необходимо уделить особое внимание, т.к. в это время и раскрываются научные наклонности ученика.
Несомненно, достаточно высокие требования ставятся перед учителем. Учитель не может работать с участником олимпиады по принуждению; наставнику необходимо заинтересовать ученика, чтобы он с интересом готовился к олимпиаде, необходимо предлагать задания, которые содержат в себе новые интересы, вопросы, которые не только б закрепляли знания, а и углубляли их. Счастье для учителя , когда он находит способного ученика, готового к сотрудничеству, девиз которого «Никогда не стесняйся спрашивать про то, чего не знаешь». А предусмотреть все возможные вопросы ученика не возможно, а это дает толчок к усовершенствованию, как первого ,так и второго.
Подготовка к олимпиаде должна проходить постоянно и на протяжении всего года. Тут предусматривается и вариант, когда учитель на летние каникулы рекомендует учащемуся список литературы, и при необходимости снабжает ученика дополнительной литературой на протяжении всего учебного года, проводит дистанционные занятия.
Подготовка к олимпиаде требует кропотливой индивидуальной работы, которая проводиться в основном в послеурочное время, а мы в меру своей занятости очень часто встречаемся с его нехваткой .К тому же, современные исследования показывают, что, к сожалению, большая часть учащихся не умеет работать с учебным материалом - правильно организовывать процесс работы, рассчитывать свои силы, анализировать. Поэтому, учителю - наставнику необходимо помочь ученику спланировать самообразовательную деятельность, которая, безусловно, является определяющим фактором в процессе самоподготовки.
Всем известно, что вести образовательную работу необходимо постепенно, от простого к сложному. Сначала необходимо подать базовый материал (даты, факты, события), а потом работать над понятиями исторических закономерностей, их анализом. С возможными претендентами учитель составляет план роботы. Здесь нет и не может быть универсального рецепта: каждая конкретная педагогическая ситуация требует своего решения, но можно выделить основные моменты в подготовке к исторической олимпиаде.
Первые занятия должны иметь теоретический характер, дальше идут практические занятия:
Работа с критериями оценивания ученических работ областного этапа ученических олимпиад;
Работа с памятками : участнику Республиканской ученической олимпиады по истории, формирования исторических понятий, план характеристики архитектурного памятника, схема анализа исторических событий, схема анализа исторических фотографий и карикатур, составления исторического портрета, памятка по использованию карты как исторического источника, как работать с историческими документами, как сравнивать разнообразные оценки исторических явлений, план описания денежных купюр, составления простого и развернутого планов, составлении тез, написание эссе и др.;
Работа над закреплением знаний основных дат, фактов, событий;
Формирование умения доказывать и подводить итоги;
Работа с определениями, терминами, понятиями;
«Портретная галерея исторических деятелей»;
Составление сравнительных характеристик, схем, таблиц;
Работа с картой;
Работа с документами;
Подготовка сообщений, мини - эссе, интервью, писем, кроссвордов, тезисных планов и др.;
Работа с художественной литературой, периодикой, просмотр документальных и художественных фильмов;
Особое внимание необходимо уделить изучению истории родного края.
Достаточно продуктивным методом систематизации знаний, как показывает практика, является использование и анализ заданий прошлогодних олимпиад. Такую форму работы можно использовать во время подготовки к любому этапу олимпиад.
Таким образом, постоянными участниками олимпиад по истории стают лишь те учащиеся, которые имеют стойкий интерес к истории, широкую общую эрудицию, собственный взгляд на мировые события, способность много, целеустремленно работать над собой.