«Методика подготовки и проведения деловых игр в процессе обучения профессии, специальности»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ»
Кафедра образовательного менеджмента
ИТОГОВАЯ ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
Тема: «Методика подготовки и проведения деловых игр в процессе обучения профессии, специальности»
Выполнил: Слушатель
Халявинский Александр Юрьевич
Группа: 0-II-8Пр
Руководитель: Кравченко Виктория Викторовна
Донецк 2016 г.
АННОТАЦИЯ
Данная работа посвящается активному методу обучения, такому как деловая игра и проблематике ее применения на занятиях производственного обучения.
В работе раскрывается само понятие деловой игры и ее структура, основные направления применения деловых игр, основные компоненты деловой игры, а также организация и проведение деловой игры.
Практическая часть выпускной работы представляет собой деловую игру
на уроке производственного обучения по профессии «Ремонтник горного оборудования».
Работа может быть интересной для преподавателей и мастеров производственного обучения, особенно для начинающих специалистов горного профиля СПО.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………...
Теоретическая часть………………………………………………………….
Определение деловой игры…………………………………………..
Основные направления применения деловых игр…………………
Основные компоненты деловой игры………………………………
Организация и проведение деловой игры………………………….
Практическая часть………………………………………………………..
План урока производственного обучения в виде деловой игры….
Блок – схема деловой игры по теме: Монтаж рудничных пускателей»…………………………………………………………….
Выводы …………………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
С каждым годом повышается требование к учебному процессу, профессиональных учебных заведений связанное с поиском путей решения задач, повышением качества обучения, развития активности как черты личности, становление новых отношений между преподавателем или мастером производственного обучения и обучающимися. Повышение умственной нагрузки на занятиях заставляет задуматься над тем, как поддерживать у обучающихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов и приемов обучения, которые активизировали бы мысль обучающихся. Внимание сосредотачивается на обнаружении нового неисследованного, интересного. Оно составляет окно, через которое обучающийся смотрит в мир знаний, открывает в них новое. Таковыми являются деловые игры при обучении.
Данная тема выпускной работы «Методика подготовки и проведения деловых игр в процессе обучения профессии, специальности», данная тема дает возможность раскрыть потенциал обучающихся на практическом обучении.
Объектом исследования выпускной работы является деловая игра, как имитационный метод подготовки обучающихся при овладении ими умениями и навыками в процессе производственного обучения.
Предметом исследования выпускной работы является понятие деловой игры и ее структура, основные направления применения деловых игр, основные компоненты деловой игры, а также организация и проведение деловой игры.
Цель выпускной работы - на основании рассмотренных теоретических аспектов, необходимо разработать деловую игру на уроке производственного обучения по теме «Монтаж рудничных пускателей».
Для достижения цели выпускной работы необходимо решить следующие задачи: рассмотреть вопросы понятия деловой игры и ее структуру, основные направления применения деловых игр, основные компоненты деловой игры, а также организация и проведение деловой игры, разработать деловую игру на уроке производственного обучения по теме «Монтаж рудничных пускателей».

1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Определение деловой игры (ДИ).
В последнее время деловые и имитационные игры находят все более широкое применение в самых разных областях: в основном в экономике и политике, а также в социологии, экологии, администрировании, образовании, городском планировании, истории. Имитационные игры используются для подготовки специалистов в соответствующих областях, а также для решения задач исследования, прогноза, апробирования намечаемых нововведений. Разрабатываются имитационные игры и как способ коммуникации между специалистами разных областей, как особый язык будущего.
При описании этого метода встречаются разные термины. Обычно, если игра проводится экономистами, то она называется деловой игрой (business game), реже -управленческой (management game) или операционной. В сфере политики, городского планирования, как правило, используется термин "имитационная игра" (simulation game). Наиболее распространенным и общим, пожалуй, на Западе является термин "имитационная игра", или "игровая имитация", хотя единого мнения по вопросам терминологии среди специалистов нет. Использование термина "имитационная игра" связано с выделением существенных характеристик этого метода. С одной стороны, имитация понимается очень широко как замена непосредственного экспериментирования созданием и манипулированием с моделями, макетами, замещающими реальный объект изучения. В социальных науках широкое распространение получила машинная имитация, реализующая формальную модель той или иной исследуемой системы. С другой стороны, существуют собственно игровые методы, в которых участники принимают на себя определенные роли, вступают в непосредственное взаимодействие друг с другом, стремясь достигнуть своих ролевых целей. Предполагается, что "игровая имитация" или "имитационная игра" объединяет эти два подхода. Она основывается на конкретных ситуациях, взятых из реальной жизни, и представляет собой динамическую модель упрощенной действительности. Таким образом, в основе деловой игры лежит имитационная модель, однако реализуется данная модель благодаря действиям участников игры. Они берут на себя роли административных работников или политических деятелей и разыгрывают заданную хозяйственную, управленческую или политическую ситуацию в зависимости от содержания игры. Традиционно также подчеркивание того факта, что деловые или имитационные игры являются "серьезными" играми для взрослых, а не развлечением, не отдыхом и т.п.
Следует специально отметить, что деловую или имитационную игру необходимо отличать от других активных методов обучения, с одной стороны, и от методов социально-психологического тренинга - с другой. Надо признать, что в этом вопросе существует большая путаница: термины употребляются небрежно и подчас такие разные методы как групповая дискуссия, ролевые игры (также сама по себе достаточно разнородная область) и деловые игры попадают в одну компанию и обозначаются общим понятием "деловая игра". Трудность заключается как в недостаточной теоретической рефлексии данных эмпирически сложившихся методов, так и в отсутствии тех теоретических критериев, на основе которых можно было бы проводить сравнение подобных практик и их классификацию. Существующие попытки классификации носят или сугубо эмпирический (перечисление разных методов как они исторически сложились в разных областях знания и практики) или квазитеоретический характер.
Как уже отмечалось выше, отличительным признаком собственно деловой или имитационной игры является наличие имитационной модели (ни в так называемых организационно - деятельностных, ни в ролевых играх имитационные модели не строятся). Является ли данный признак достаточно формальным или конституирующим моментом метода? Определяет ли наличие имитационной модели сущность игрового метода? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, что психологически «стоит» за понятием имитационной модели и какую роль она играет в организации деятельности человека в игре. Представляется, что с психологической точки зрения имитационная модель может быть рассмотрена как заданная в специфической материальной форме ориентировочная структура воспроизводимой деятельности. Действительно, создатель игры проделывает огромную работу по анализу норм, организующих ту или иную профессиональную деятельность. И только выявив скрытые механизмы, пружины, определяющие «законы» функционирования и развития той или иной деятельности, представив ту или иную подлежащую изучению область * или проблему как самостоятельно функционирующую систему, разработчик может сконструировать деловую игру; часто для того чтобы создать имитационную модель, приходится провести серьезную исследовательскую работу. Организованная на основе таким образом выделенной имитационной модели игра и позволяет задать жесткую систему правил, учет которых приводит игрока к необходимости отражения игры как целого, т.е. к усвоению ориентировочной структуры воспроизводимой деятельности.
Если представлять себе игру как такую реальность и социальное пространство, в котором не испытывается «сопротивление» материала при реализации замысла и в котором поэтому все возможно, то знакомство с деловыми играми должно сильно поколебать такое убеждение. В отличие от распространенной точки зрения о том, что игра представляет собой царство неограниченной свободы, представленная выше структура, механизм деловой игры показывают, что она воспроизводит особую ситуацию не столько всевозможности, сколько столкновения о жестко детерминированной жизненной реальностью (пожалуй, эта ситуация даже «жестче», чем реальная жизнь, ведь в так называемой реальной жизни часто можно уйти от решения той или иной проблемы, реально или психологически, можно прибегнуть к обману, игру же обмануть нельзя, нельзя отсрочить решение той или иной задачи).
1.2 Основные направления применения деловых игр
Рассматривая вопрос о целях конструирования и применения деловых игр, следует выделить три основных направления:
исследования в области экономики, управления и т.д.;
обучение, подготовка и переподготовка руководящих кадров;
профотбор, аттестация кадров.
Деловая игра как метод исследования в психологии
1. Для психологического исследования оказывается крайне важным тот факт, то в деловых или имитационных играх воспроизводится некая экономическая или политическая ситуация и деятельность человека в ней в ее существенных компонентах. Игра (определенный класс деловых игр) воспроизводит взятые из действительности ситуации, что позволяет исследовать человека в условиях, максимально приближенных к жизненным.
2.Деловые игры задействуют личность участников. Наличиеличностной вовлеченности участников в разыгрываемые ситуации,выраженность и глубина переживаний в ходе имитаций являются яркимэмпирическим фактом.
Практически в каждой работе, посвященной методу деловой или имитационной игры, отмечается присущая им эмоциональная насыщенность, эмоциональная напряженность, указывается на повышение мотивации обучения, возбуждение интереса к изучаемому предмету.
Воспроизводимая деятельность осуществляется в условиях относительной неопределенности в отношении того решения, которое должно быть принято. В разных играх эта неопределенность задается по-разному. В случае «жесткой» имитации предполагается выбор из имеющихся альтернатив решения. В свободных» имитациях, более полно приближенных к условиям реальной действительности к воспроизводящих ее более целостно, участники сами формулируют проблемы и не ограничены в своих решениях и действиях. В одних случаях участникам четко задается игровая цель и способ выигрыша в данной игре, в других – ситуации, возникающие в игре, предоставляют игрокам большую свободу; они могут сами поставить перед собой цель и использовать для ее достижения те средства, которые им предоставляют правила игры. Каков характер неопределенности игровых ситуаций, предстоит решать в каждом конкретном случае специально.
Деловые игры представляют собой искусственные ситуации со специально разработанными правилами, в которых играющего постоянно ставят в неожиданные положения, «загружают» решением конфликтов, проблем и т.п. Следствия условности игровых ситуаций является ненаказуемость поведения участников со стороны социальных институтов, отсутствие санкций и последствий от игровых действий в реальной жизни. Психологическим следствием данных и ряда других особенностей игры является то, что она позволяет снять или уменьшить сознательный контроль личности за своим поведением.
Сравнивая имитационную игру с другими методами исследования личности, следует отметить, что деловые игры обладают рядом преимуществ как по сравнению с лабораторными методами, так и с исследованием личности в естественных условиях.
Имитационная игра предоставляет возможность наблюдать актуальные проявления личности, ее сиюминутную жизнь, а не ограничиваться результатами ретроспективного характера.
Игровые ситуации воспринимаются участниками не как особые экспериментальные ситуации, а как продолжение их обычной жизни, как реальные жизненные ситуации.
Можно выделить следующие приемы и подходы к использованию деловой игры в психологическом исследовании:
Игра выступает как модель реальных ситуаций и событий, исходкоторых известен; в имитациях принимают участие разные группыиспытуемых, подобранные на основе предварительно выявленныхпсихологических качеств к черт; исследуется роль тех или иныхпсихологических переменных в формировании реального решения.
Игра используется как модель возможных в будущем ситуаций, событий; в имитациях принимают участие психологически разные группы испытуемых; группы подбираются на основе данных тестирования; исследуется роль личностных факторов в формировании конкретных решений, прогнозируется возможный исход моделируемых событий в действительности.
Логика самого метода наталкивает исследователей на такой подход, когда изучение личности осуществляется в ходе ее направленного изменения, воздействия на нее в ходе имитационной игры.
Ряд исследований посвящен валидизации метода имитационнойигры, сравнению результатов данного метода с другими методами и споведением в реальной жизни.
В других работах, наоборот, именно игровая имитация выступает как аналог реального поведения и, таким образом, позволяет проверить валидность других «вербальных» тестов.
В последние годы появились работы, посвященные деловым иимитационным играм в советской психология. Деловые игры в нихвыступают прежде всего как метод исследования целостной деятельности.Предметом анализа является моделируемая сложно-организованная имногоуровневая деятельность человека.
Игровые цели
разработка вариантов проекта ДИ;
демонстрация разработчикам приемов создания игрового контекста. ПРЕДМЕТ ИГРЫ – это предмет деятельности участников игры, вспецифической форме замещающей предмет реальной профессиональной деятельности.
Сценарий – это базовый элемент игровой процедуры, в нем находят отражение принципы проблемности, двуплановости, совместной деятельности. Под сценарием ДИ понимается описание в словесной или графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру. В сценарии отображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная в виде блок-схемы.
Роли и функции игроков.
Роли и функции игроков должны адекватно отражать «должностную картину» того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре.
Правила игры – отражают характеристики реальных процессов и явлений, имеющих место в прототипах моделируемой действительности. При этом, в правилах игры должно найти отражение того, что как создаваемые в игре модели, так и сама игра являются упрощением действительности.
Система оценивания должна обеспечивать, с одной стороны, контроль качества принимаемых решений с позиций норм и требований профессиональной деятельности, а с другой – способствовать развертыванию игрового плана учебной деятельности. Система оценивания выполняет функции не только контроля, но и самоконтроля квазипрофессиональной деятельности, обеспечивает формирование игровой, познавательной и профессиональной мотивации участников ДИ.
1.3 Основные компоненты деловой игры
Деловая игра – это разновидность непродуктивной деятельности, в результате которой имитирующая конкретные производственные ситуации, реальные взаимоотношения между людьми, заданные их профессиональными обязанностями. Во время игры отрабатываются профессиональные, личностно – коммуникативные навыки, идеи и стратегии поведения.
Компоненты игровой деятельности:
Задание участникам – выиграть согласно правилам;
Распределение игровых ролей;
Определение игровых действий;
Определение механизмов и критериев деятельности учащихся; Тип взаимодействия – конкуренция; Результат – выявленный победитель.
Игровые действия определяются целевым аспектом игры. Они могут задаваться сценарием игры или формироваться самими игроками в зависимости от их личного понимания ситуации и поставленными перед конкретными задачами.
Моделирование в игре – это создание макетов, которые заменяют объекты реальной ситуации. Модель игры реализуется в соответствии правил которые относятся ко всем компонентам игры. Они могут быть перенесены в игру из реальной жизни или придуманы учащимися.
Задачи деловых игр:
Выявить индивидуальные и коллективные способности учащихся, степень их подготовленности и профессиональной деятельности;
Повысить интерес учащихся к учебному процессу;
Обучать учащихся в условиях имитации реальных ситуаций;
Развивать навыки решения проблем в условиях максимально приближенных к реальной ситуации.
Классификация деловых игр.
Признаки классификации Значение признаков Характеристика деловых игр
1.Цели игры Учебная Выявление и развитие навыков работы; развитие профессиональных знаний и умений; систематизация и углубление знаний
Практическая Развитие навыков решения практических задач
Исследовательская Выявление и анализ поведения группы
2.Тематические рамки Комплексная Охватывают комплекс взаимозависящих задач
Частная Охватывают частные задачи
3.Степень свободы решения Жесткая Предусматривают число строго ограниченых задач
Мягкая Предусматривают свободу участников в поиске возможных вариантов решения задач
4.Степень неопределенных ситуаций Определенные Предусматривают четкое решение задач в условиях четко регламинтированной ситуации
Вероятные Предусматривают использование вероятных факторов риска при решении задач
5.Характер коммуникации обучающихсяИнтерактивный Предусматривают зависимость поведения игрока от поведения других участников
Не интерактивный Не предусматривают зависимость поведения игрока от поведения других участников
6.Отрасли применения Общие Иммитируют отдельные функции работников
Функциональные Иммитируют отдельные функции работников
7.Открытость игры Открыта Предусматривают свободные контакты между группами участников
Закрыта Не предусматривают свободные контакты между участниками игры
1.4 Организация и проведение деловой игры
Проведение деловой игры базируется на принципах эффективности (реализации цели) и экономии с целью достичь максимальных результатов при минимальных затратах времени и финансов.
953135-1225550center0Организационные этапы деловой игры:
00Организационные этапы деловой игры:

462144220153600115302920153600208724520129500375904720153600
4053884176705укеуккукуку0укеуккукуку
-892501752600
411508516510Подведение итогов
и оценка результатов
00Подведение итогов
и оценка результатов
154546111738Подготовка игры
Подготовка игры

301336092003107953116533Руководство и контроль
за процессом игры
00Руководство и контроль
за процессом игры
1068705188245Формирование игровой группы
0Формирование игровой группы
818165114300
Подготовка игры:
Выбрать определенную методику с учетом учебных целей и уровнем подготовленности учащихся.
Проверить готовность аудитории к занятиям
Определите способ анализа игрового процесса и оценку действий игроков
Обеспечьте содержательную насыщенность
Адаптируйте требования к участникам игры
Определите приблизительное время игры.
При формировании игровой группы следует учитывать:
Уровень облученности учащихся
Индивидуальные качества учащихся
Степень подготовленности учащихся к игре
Мотивы игры
Функции руководителя игры:
Оценивает целесообразность проведения игры и формирует состав ее участников;
Знакомит с условиями и правилами игры, комменттирует учащихся.
2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Деловая игра
на уроке производственном обучении по профессии«Ремонтник горного оборудования»
План-конспект урока производственного обучения игровой технологией
Тема программы: Монтаж рудничных пускателей.
Тема урока: «Монтаж рудничных пускателей».
Цели урока:
Обучающая: проверить сформированность умений и навыков производственного обучения, готовность обучающихся к выходу на производственную практику на предприятие.Воспитательная: воспитывать у обучающихся интерес и к профессии.
Развивающая цель: способствовать развитию у обучающихся логики, памяти, мышления, самостоятельность.
Тип урока: контрольно – проверочный.
Вид урока: деловая игра.
Методы обучения: деловая игра с проблемными ситуациями.
Дидактическое оснащение урока: план – конспект урока п/о, правила ведения игры, вопросы по категориям дисциплин, электрические схемы рудничных пускателей, карточки задания.
Метериально – техническое оснащение урока: рудничные пускатели, набор инструментов, диоды, резисторы, кнопочные посты управления.
Межпредметные связи: МДК. 02.01 «Горное электрооборудование», МДК. 02.02 «Рудничная автоматика», ОП. 04 «Охрана труда», ОП. 06 «Материаловедение».
Ход игры
Мастер проверяет явку обучающихся, их внешний вид.
Мастер предлагает обучающимся самостоятельно сформировать команды по 3 человека, выбрать командиров.
Выбирается жюри из 2-х человек.
Мастер объясняет ход и правила игры: игра проводится в 4 этапа, соответствующих технологическому процессу по ремонту горного оборудования. В процессе игры обучающимся будут даны задания в виде вопросов по категориям, электрические схемы и карточки с проблемными ситуациями, таблицы для составления материала, инструментов, карточки задания по монтажу рудничных пускателей. На каждое задание и его выполнение выделяется определенное количество времени. Учитывается при оценивании дисциплина, слаженность в работы бригады, правильность и точность выполнения задания, соблюдение правил охраны труда, организации рабочего места. Каждое задание оценивается по 5-ти бальной системе.
Этап №1 «Разминка»
1. Каждой группе предлагается выбрать одну из предложенных категорий (дисциплины по профессии), в каждой из которых по 15 вопросов (Приложение 1). Ответить как можно быстрее и правильно на поставленные вопросы.
Критерии оценивания:
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Жюри подсчитывает ответы 1 этапа и оглашает итоги.
Этап №2 «Решение проблемных производственных ситуации» (Время на выполнение 30 мин.)
Каждой группе раздаются электрические схемы рудничных пускателей (Приложение 2),, при помощи которых можно будет найти причину и способы устранения неисправности пускателя.
Мастер называет ситуацию:
Пускатель ПВИ-125 Б не включается при нажатии кнопки «Пуск» КПУ. Светится сигнальная лампа HI. Найдите и устраните неисправность. Ответ обоснуйте. Возобновите работу пускателя.
При включении разъединителя пускателя ПВИ-125 Б, отключается напряжение с зажимов вводного отделения. Найдите наиболее рациональный алгоритм (порядок) поиска неисправностей. Устраните неисправности и возобновите работу пускателя.
Пускатель ПВИ-125А при нажатии кнопки «Пуск» КПУ включается, а при её отпускании отключается. Найдите и устраните неисправность. Ответ обоснуйте. Возобновите работу пускателя.
В смотровом окне пускателя ПВИ-250А светится лампа Н2 с белым светофильтром мигающим светом. Укажите возможную неисправность. Возобновите работу схемы рудничного пускателя.
Укажите состояние схемы пускателя ПВИ-63Б при коротком замыкании в цепи управления пускателем. Ответ обоснуйте. Возобновите работу пускателя.
Критерии оценивания:
1.Оценивается логическое мышление - 1 балл
2.Правильность технологии ремонта – 2 балла
3.Умение читать электрические схемы – 3 балла
Жюри проверяет правильность выполнения задания и подводит промежуточные итоги. В это время обучающиеся смотрят учебный видеофильм по выбранной профессии.Этап №3 «Подготовка к монтажу пускателя серии ПВИ-125» (Время на выполнение 20 мин.)
Каждой группе раздается таблица (Приложение 3),, в которую они должны вписать, по их мнению, необходимые материалы и инструменты, а также его назначение для выполнения монтажа магнитного пускателя серии ПВИ-125, подключении асинхронного электродвигателя и кнопочного поста управления КУ-92 к магнитному пускателю.
Оценивается правильность подбора инструментов и материалов.
Пример заполнения таблицы
Наименование инструмента, материала Назначение инструмента, материала
1.Ключи торцевые Для откручивания болтового соединения крышки моторной камеры магнитного пускателя
Критерии оценивания:
1.За каждый материал и инструмента - 1 балл
2.Назначение материала и инструмента - 1 балл
Жюри проверяет правильность выполнения задания и подводит промежуточные итоги. В это время звучит легкая музыка.
Этап №3 «Монтаж магнитного пускателя серии ПВИ-125» (Время на выполнение 50 мин.)
Каждой бригаде раздается инструкционно – технологическая карта (Приложение 4), при помощи которой группе необходимо выполнить сборку и подсоединение кнопочного поста управления КУ-92 и асинхронного электродвигателя к пускателю серии ПВИ-125А (Б).
Выполнить запуск электродвигателя.
Жюри оценивает последующим критериям:
Организация рабочего места – до 5 баллов;
Соблюдение охраны труда во время работы – до 5 баллов;
Правильность выполнения технологического процесса – до 5 баллов;
Время выполнения – до 5 баллов.
Жюри подводит итоги деловой игры и общие итоги в баллах. Дается возможность каждой бригаде дать анализ работы другой бригады, указать на их ошибки, причины возникновения и способы их устранения. Затем жюри объявляет результаты игры индивидуально по бригадам. Далее мастер производственного обучения анализирует работу бригад и членов бригад в целом. Кроме того, обращает внимание на ошибки, выделяет активных обучающихся. Объявляются победители.
2.2 Блок – схема деловой игры
по теме «Монтаж рудничных пускателей»
Этапы деловой игры игрыУчастники игры Мастер п/о
Бригады Жюри 1
Подготовительный Отвечают на вопросы по выбранным категориям (дисциплины по профессии) Организует разработку документации, критериев оценивания, инструкций деловой игры
2
Подготовительно-организационный Изучают правила игры, формируют бригады Изучают порядок выставления оценок, инструкцию Консультирует участников игры, жюри по системе оценок
3
Игровой Выполняют задания, решают проблемные ситуации. Оценивают членов бригад, бригады, по результатам задания подводят итоги Проводит деловую игру, выдает задания, консультирует участников игры
4
Подведение итогов Подведение итогов и анализа работы Подводят итоги игры:
1.Определяют баллы индивидуально и по бригадам.
2.Обьявляют результаты и победителей. Характеризует активность участников, указывает на ошибки, подводит итоги
ВЫВОДЫ
В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией.
Образовательная функция деловой игры очень значима, поскольку деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контекст будущей профессиональной деятельности.
Деловые игры достаточно трудоемкая и ресурсо-затратная форма обучения, поэтому ее стоит использовать только в тех случаях, когда иными формами и методами обучения невозможно достичь поставленных образовательных целей. Это означает, что деловые игры имеет смысл использовать в тех случаях, когда важны:
получение целостного опыта выполнения будущей профессиональной деятельности;
систематизация в целостную систему уже имеющихся у обучающихся наметок к умениям и навыкам;получение опыта социальных отношений;
формирование профессионального творческого мышления.
Важно избежать крайности редуцирования деловой игры, с одной стороны к тренажу, с другой стороны к азартной игре.
Преподаватель должен быть активен на этапе разработки, подготовки игры и на этапе ее рефлексивной оценки. Чем меньше вмешивается преподаватель в процесс игры, тем больше в ней признаков саморегуляции, тем выше обучающая ценность игры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе: Методика разработки и практика поведения. – М., 2002-306 с.
Заславская С.А. Подготовка мастера производственного обучения к занятиям (методические рекомендации). - Донецк, ДИПО ИПП. - 2003. – 34с.
Силаева И.Е., Шевчук С.С. Современный урок в профессиональной школе: проектирование, организация, анализ. – Донецк. 2007. - 170с
Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений.— М.: Высш. шк., 1991.- 320 с.
Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник.— М.: Профиздат, 1991. - 156 с.
Атаманова Р.И., Толстой Л.Н. Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения.
Третьяков В.Л. Деловая игра как средство творения образа, 1991.
Губко А.А., Губко Е.А. «Электрооборудование и электроснабжение горных предприятий», учебное пособие 2008 г.
Дзюбан В.С., Ширнин И.Г., Ванеев Б.Н., Гостищев В.М. «Справочник энергетика угольной шахты». В 2 томах – Донецк, Юго-Восток, 2001.
http://charko.narod.ru/tekst/an5/1.html
Приложение 1
1 Основы горного дела.
Как называется земная кора и часть верхней мантии Земли?
(литосфера)
2.Как называются породы, которые образовались после остывания жидкой расплавленной магмы?
(магматические)
3.Как называются породы, которые образовались в результате разрушения и нагромождения других пород, химического осаждения растворенных в водоемах веществ и деятельности микроорганизмов?
(осадочные)
4.Как называются породы, которые под действием высоких температур и давления изменили свой первоначальный состав и строение?
(метаморфические)
5.Как называют горную осадочную породу, которая залегает на значительной глубине и значительной площади, а сверху и снизу ограниченна двумя параллельными плоскостями.
(пласт)
6.Как называется кратчайшее расстояние между кровлей и почвой пласта?
(мощность пласта)
7.Как называется угольный пласт малой мощности, который разрабатывать не целесообразно?
(пропласток)
8.К каким пластам относится пласт с мощностью 1,5 метра?
(пласт средней мощности)
9.Какой угол падения имеют наклонные пласты?
(от 190 до 450)
10. Как называется горное предприятие, предназначенное для добычи полезных ископаемых подземным способом?
(шахта)
11. Какой уголь относится к наиболее высокой степени углефикации?
(антрацит)
12. Как называется выработка, пройденная по пустым породам?
(полевая)
13. Как называется выработка, гле добывается уголь?
(лава)
14. Как называется пласт пород, расположенный над угольным пластом?
(кровля)
15. При каком способе проведения выработки применяют электро-детонатор?
(при электрическом)
2 Горно шахтное оборудование.
1.Какой ручной механизированный инструмент применяется для отбойки угля различной прочности?
(отбойный молоток)
2.Что является рабочим органом отбойного молотка?
(пика)
3.С помощью какого инструмента бурятся шпуры по углю и мягким породам?
(ручные сверла)
4.Какое оборудование применяют для проветривания тупиковых выработок?
(вентиляторы местного проветривания)
5.Что является тяговым органом скребкового конвейеру?
(цепь со скребками)
6.Что является тяговым органом ленточного конвейеру?
(лента)
7.Какое устройство обеспечивает плавный пуск конвейера и защиту его от перегрузки?
(гидромуфта)
8.Какое устройство применяют для снижения шума во время работы осевых вентиляторов местного проветривания?
(глушитель)
9.Как называется сверло, которое расположено на колонке, которую во время работы распирают между кровлей и почвой выработки?
(колонковое)
10.Как называется бурильная машина ударно поворотного бурения, которая может бурить самые твердые породы?
(перфоратор)
11.Как называется процесс изменения направления движения воздушной струи?
(реверсирование)
12.Как называется выемочная машина для добычи угля?
(очистной комбайн)
13.Какие машины применяют в забоях сверхкатегорийних шахт?
(пневматические)
14.На каком напряжении работают ручные электроинструменты в шахтах?
(127В)
15. Какой вентилятор является вентилятором одностороннего вращения?
(центробежный)
3 Электромонтажное дело
1. Как называют прибор, который превращает электрическую энергию в световую?
(лампочка)
2. Как называется устройство для замыкания и размыкания электрических контактов?
(выключатель)
3. Как называют устройство для удобного присоединения и замены электрических лампочек?
(ламповый патрон)
4. Как называют электрическую сеть в доме, при которой все провода находятся под штукатуркой?
(скрытая)
5. Как называется соединение потребителей электрического тока, при котором все они присоединяются непосредственно к источнику?
(параллельное)
6. Как называется устройство для защиты электрических сетей от короткого замыкания, перегрузки?
(предохранитель)
7. Как называется соединение, при каком потребители электрической энергии присоединяются друг за другом?
(последовательное)
8 Как называют главную часть предохранителя, которая при возникновении опасности перегорает?
(плавкая вставка)
9. Как называют гибкий изолированный провод для присоединения бытовых приборов?
(шнур)
10.Что отмечается на электрической лампочке, кроме напряжения?
(мощность)
11. Как называется лампочка, которая используется при ремонте электроприборов?
(контрольная)
12 Как называется устройство, которое может выполнять работу без участия человека?
(автомат)
13. Как называется провод, который всегда находится под напряжением?
(фазный)
14. Как называется устройство, которое определяет количество потребленной электроэнергии?
(счетчик)
15. Как называют коробку, в которой происходит соединение проводов?
(распределительная)
4 Электротехника
1.Единица измерения электрического тока.
(Ампер)
2.Как называется прибор для измерения электрического тока?
(Амперметр)
3.Единица измерения напряжения?
(Вольт)
4.Какими приборами измеряется напряжение?
(Вольтметры)
5.Что представляет собой совокупность устройств, которые образуют движение электрического тока?
(Электрическая цепь)
6.Как записывается закон Ома для участка цепи?
(U=RI)
7.В каких единицах измеряется сопротивление?
(Ом)
8.Как подключают амперметр во время измерения тока?
(Последовательно с электроприемником)
9.Как подключают вольтметр во время измерения напряжения?
(Параллельно электроприемнику)
10.В каких единицах измеряется мощность?
(Вт)
11.Какие приборы применяют для измерения мощности?
(Ваттметри)
Как называется устройство для включения и выключения электрических цепей?
(Выключатель)
13.Какой материал используется для изготовления силовых контактов?
(Медь)
14.Для чего предназначен реостат?
для плавного регулирования сопроттивления)
15.Кем был сконструирован первый трансформатор?
(П.Н.Яблочковим)
5 Охрана труда
1.Как называется одежда, которую рабочий одевает во время работы?
(спецодежда)
2.Как называется устройство, которое рабочий использует для защиты глаз во время работы?
(очки)
3.Как называется устройство, которое закрывает движущиеся части станка?
(защитный кожух)
4.Как называют соединение корпуса электрооборудования с землей?
(заземление)
5.Как называют баллон со смесью для тушения пожара?
(огнетушитель)
6.Как называют пространство вокруг работника, в пределах которого, при удобном положении тела, можно достать инструмент, материалы?
(рабочая зона)
7.Как называют травму, которую работник получает во время работы?
(производственная)
8.Какое название имеет коробка, в которой хранятся лекарства в мастерской?
(аптечка)
9.Огнетушителем какого вида нельзя гасить приборы, которые находятся под напряжением?
(пенным)
Что должно быть под ногами рабочего во время работы на станке?
(деревянная подставка)
11.На каком расстоянии от конца ручки необходимо держать молоток во время работы?
(20-30 мм)
12.Как классифицируются несчастные случаи по количеству пострадавших?
(одиночные и групповые)
13.Какова минимальная ширина прохода для людей в горных выработках?
(0,7м)
14.При каком расстоянии от забоя до рабочего места необходимо перевозить людей?
(1000м)
15.Какое максимальное значение напряжения в цепях управления машинами?
(42В)
6 Материаловедение
1.Как называются материалы, которые используются для изготовления деталей машин и сооружений?
(конструкционные)
2.Как называется простое вещество, которое обладает электропроводимостью, теплопроводимостью, способностью коваться, а также характерным металлическим блеском?
(металл)
3.К какой группе металлов относятся медь и алюминий?
(к цветным металлам)
4.Что является основным материалом для выплавки чугуна?
(железная руда)
5.Как называют процесс перехода металла из твердого состояния в жидкое?
(плавление)
6.Какой металл находится в природе в жидком состоянии?
(ртуть)
7.Как называется явление разрушения металла под действием окружающей среды?
(коррозия)
8.Как называется сплав железа с углеродом, который содержит более | 2,14% углерода?
(чугун)
9.Как называется материалы, которые проводят электрический ток?
(проводники)
10.Как называется печь для выплавки чугуна?
(доменная)
11.Какие стали применяют для изготовления различных инструментов?
(инструментальные)
12.Как называются стали, в состав которых введены специальные добавки?
(легированные)
13.Как называют материалы, которые не проводят электрический ток?
(диэлектрики)
14.Какое свойство металла используется при изготовлении таких деталей, как автомобильные рессоры, пружины и др.?
(упругость)
15.Как называется чугун, в котором весь углерод находится в свободном состоянии?
(серый)
Приложение 2


Приложение 3
Наименование инструмента, материала Назначение инструмента, материала
Приложение 4
ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
сборка и подсоединение кнопочного поста КУ-92 и асинхронного электродвигателя к пускателю серии ПВИ-125А (Б)
Эскизы по переходам Инструктивные указания и
объяснение
1. Подготовка рабочего места электрослесаря
1.1 Одеть спецодежду, разложить рабочий инструмент (набор ключей, отвертка, плоскогубцы, бокорезы, монтажный нож, мультиметр) в удобном порядке для выполнения электромонтажных работ.
2. Произвести выбор резистора и проверку диода для кнопочного поста
КУ-92
2.1 Произвести измерение сопротивления резистора при помощи мультиметра.
Данные измеренного сопротивления занести в таблицу 1.
2.2 При помощи мультиметра проверить на работоспособность диод.
Зарисовать условное графическое обозначение диода с указанием электродов.
3. Сборка кнопочного поста КУ-92

2.1 Проверить наличие необходимых элементов для сборки схемы подсоединения кнопочного поста КУ-92:
- корпус КУ-92 - 1 шт;
- кнопки - 2 шт;
- диод «Д» - 1 шт;
- сопротивление «R» - 1шт;
-монтажный провод для соединения кнопок;
-кабель 3×2,5 для соединения КУ-92 и ПВИ-125;
- кабель 4×2,5 для соединения электродвигателя и пускателя ПВИ-125.

2.2 Выполнить сборку кнопочного поста КУ-92:
- соединить между собой кнопки «Пуск» и «Стоп»;

подсоединить сопротивление;

- подсоединить к кнопке «Стоп» диод «Д»;

- собрать кнопочный пост КУ-92;
4. Подключение кнопочного поста КУ-92 к пускателю серии ПВИ-125А (Б)

236791515259053
003
197104017932402
002
121201113537231
001
27362152034540Ввод кабеля
00Ввод кабеля

- открыть камеру выводов магнитного пускателя и найти выводы «1», «2», «3».
Эскизы по переходам Инструктивные указания и
объяснение
подсоединить кабель кнопочного поста КУ-92 к выводам «1», «2», «3» магнитного пускателя согласно схемы.
5. Подключение асинхронного электродвигателя к пускателю серии ПВИ-125А (Б)
26771601583690002635250154686000259461015011400024841201323340002713355140716000963930955040С100С111093451524000С200С22553970826770С3
00С3
23012401808480Ввод кабеля
00Ввод кабеля
4.1 Подсоединение кабеля к асинхронному электродвигателю:
- открыть борно электродвигателя и найти выводы «С1», «С2», «С3», и вывод заземления;
- подсоединить силовые жилы кабеля к выводам «С1», «С2», «С3» асинхронного электродвигателя;
- подсоединить заземляющую жилу кабеля к соответствующему выводу борна электродвигателя.
28136851784985002753360191770000276987019583400025984201706880008102601149350С3
00С3
904240666750В200В2963930275590А100А12708910187452000
751840835660Ввод кабеля
00Ввод кабеля

4.1 Подсоединение кабеля электродвигателя к магнитному пускателю серии ПВИ-125А (Б) :
- открыть камеру выводов магнитного пускателя и найти выводы «А1», «В2», «С3» и вывод заземления;
- подсоединить силовые жилы кабеля электродвигателя к выводам «А1», «В2», «С3» магнитного пускателя согласно схемы;
- подсоединить жилу заземления кабеля электродвигателя к выводу заземления камеры выводов магнитного пускателя согласно схемы.