Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей 6 – 7 лет по образовательной области «Познавательное развитие» (экологическая культура) совместно с МБУК «Музейным ресурсным центром» Тема: «Моя малая Родина – Ямал»


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОЯБРЬСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЛЫБКА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
629803, ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Высоцкого д.30-в; т.:34-53-86, E-mail: Ulibka_0@mail.ruОКПО 471983340, ОГРН 1028900708440, ИНН/КПП 8905023859 / 890501001
Конспект
непрерывной образовательной деятельности для детей 6 – 7 лет
по образовательной области «Познавательное развитие»
(экологическая культура)
совместно с МБУК «Музейным ресурсным центром»
Тема: «Моя малая Родина – Ямал»
Составитель: воспитатель
МБДОУ «Улыбка»
Чикота Н.С.
Г. Ноябрьск
2016 год
Цель. Повышение адаптационных возможностей детей, оказание помощи в преодолении трудности интегрирования в социуме посредством социального партнерства в рамках развития экологической культуры.
Задачи.
Обобщение и систематизация имеющихся у детей знаний о малой Родине - Ямал.
Развитие познавательной активности детей по экологическому воспитанию.
Формирование у детей навыков сотрудничества как средства социализации в обществе.
Способствовать развитию диалогической речи для обмена информации.
Развитие быстроты реакции, логического мышления, сообразительности, памяти.
Воспитание уважительного отношения к коренным жителям Севера.
Воспитание умения слушать взрослого и сверстников, говорить, не перебивая.

Форма проведения: интеллектуальная игра «Брейн - Ринг»
Оборудование и материалы: форма для участников игры, эмблемы, грамоты, карточки с изображением растений и животных Ямала, ребусы.
Информационное обеспечение: проектор, экран, презентация «Моя малая родина – Ямал»
Ход НОД:
В зал под музыку входят участники игры (на экране - название игры, слайд №1).
Воспитатель: (в национальном ненецком костюме).
Здравствуйте, уважаемые гости, дорогие ребята! Мы очень рады встрече с вами! Отгадайте, пожалуйста, загадку и вы узнаете, кто я.
«Она, как оленья шкура, от моря до моря лежит – то рыжей, то белой, то зеленой становится» (слайд № 2)
Правильно, это тундра, а я Хозяйка тундры. Пришла к вам в гости для того, чтобы проверить насколько хорошо вы знаете край, в котором мы с вами живем. Сегодня мы проведем интересную игру, она называется «Брейн - Ринг». Эта игра интеллектуальная, требует быстроты реакции, внимания и сообразительности. У нас две команды. Команда «Почемучки» и команда «Любознайки».
Капитаны представьте, пожалуйста, свои команды.
Команда «Почемучки», наш девиз:"Мы пытливые умы,Мы с вопросами на «ты»«Почему?» - вопрос любимый,Помогает нам расти".Команда « Любознайки», наш девиз:Пускай пока малы мы ростом,Хотим так много мы узнать,Быть любознайкой далеко не просто,Но как приятно познавать!  (дети садятся за столы)
Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня к нам в гости пришли представители коренного населения, которые тоже хотят задать вам свои вопросы.
А теперь, разрешите представить вам наше жюри (представление).
Воспитатель: Теперь, ребята, от вас не скрою,
И экзамен вам устрою!Я в таланты ваши верю и сейчас я вас проверю.
Итак, мы начинаем! Первый тур: «Разминка».
Я буду задавать вопросы поочередно каждой команде. За каждый правильный ответ, вы будете получать один балл.
Вопросы командам.
1. Как называется наша планета? (Земля)
2. В какой стране мы живём? (Россия)
3. Государственным языком России является? (русский)
4. Как называется город, в котором мы живём? (Ноябрьск)5. В какой детский сад вы ходите? («Улыбка»)6. На какой улице находится наш детский сад? (улица Высоцкого)
7. Как называется полуостров, который «говорит», что он маленький? (Ямал)
8. Что означает в переводе с ненецкого языка - Ямал? (край земли)
9. Какой город является столицей Ямала? (Салехард)10. Какие природные богатства есть на Ямале? (нефть, газ, песок, торф)11. Какой самый южный город Ямала? (Ноябрьск)12. Какие самые крупные реки протекают по территории Ямала? (Обь, Таз, Пур, Надым)
13. Что называют узорной письменностью народов Ямала? (орнамент)
14. Что едят олени? (мох - ягель)
15. Какое дерево называют «Северным исполином», а в старину его называли «хлебным деревом»? (кедр)
16. Какая птица из семейства журавлиных занесена в Красную Книгу? (стерх)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы успешно преодолели первый тур.
Второй тур: «Выбери правильно». В этом туре надо быть очень внимательными. В каждом задании надо из предложенных вариантов ответов, выбрать правильный. Каждая команда, получившая вопрос, должна обсудить ответ в течение одной минуты. По истечении времени, капитан команды назначает участника, который будет отвечать на вопрос. Принимаются досрочные ответы.
Вопрос команде "Почемучки".
1.Как называется наш округ? (Ямало – Ненецкий автономный округ)
На экране карта округа (слайд № 3)

Вопрос команде «Любознайки»
1.Что изображено на гербе ЯНАо?
(два белых медведя, олень, нефтяная вышка, полярная звезда, корона) (слайд № 4)
Вопрос команде "Почемучки".
2. Посмотрите на экран, подумайте, выберите правильный ответ и скажите: "Люди каких национальностей проживают на территории Ямала?" (ханты, удмурты, татары, ненцы) (слайд № 5)
Вопрос команде "Любознайки"
2. Посмотрите на экран, подумайте и скажите: "Какие памятники находятся в городе Салехарде?" (стела "Полярный круг", памятник мамонту, памятник северному оленю или памятник белым медведям) (слайд № 6)
Вопрос команде "Почемучки".
3. Посмотрите на экран, подумайте, выберите правильный ответ и скажите:
Какими видами деятельности занимаются женщины коренного населения? (бисероплетением, резьбой по кости или вышиванием)
В долгие зимние вечера женщины ханты и манси занимаются рукоделием, они делают различные украшения, обереги, шьют одежды, обувь, украшают свои работы бисером, тесемками, делают традиционные куклы (слайд № 7)
Вопрос команде "Любознайки"
4. Как называется женская и мужская верхняя одежда и чем они отличаются друг от друга?
(малица – мужская одежда, цельнокройная, с капюшоном и варежками. Ягушка – женская одежда. У нее нет капюшона, варежек. Она украшена орнаментом, меховым воротником, обязательно имеет застежку спереди) (слайд № 8)
Вопрос команде "Почемучки".
5. Посмотрите на экран, подумайте, выберите правильный ответ и скажите:
Какими видами деятельности занимаются мужчины коренного населения? (охотой, рыболовством, установкой чума, оленеводством). Установкой чума занимаются женщины (слайд № 9)
Вопрос команде "Любознайки"
6. Как называется обувь коренных жителей Севера и из чего она шьется? (тапочки, кисы, пимы, ботинки, босоножки). Пимы и кисы, они шьются из оленьей шкуры (слайд № 10)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы хорошо ответили на вопросы. А сейчас мы перейдем к следующему третьему туру (загадки) нашей игры.
- Ребята, сейчас я буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать их и показывать ответы с помощью картинок. Загадки буду задавать по очереди обеим командам. Прошу не подсказывать и быть внимательными.
1. Зимой, как ягель, серая, летом, как лист осины, коричневая (белка) .
2. Он для всех хороший друг в тундре, где Полярный круг.
Есть рога и теплый мех, что зимой так греет всех (северный олень)
3. Эту ягодку найдете не в саду, а на болоте.
Круглая, как пуговка, красненькая... (клюковка)
4. Много темно-синих бус кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка. Эти бусины — (черника)
5. Похожа на малину, живу в низине,
Люблю болото! Коль сорвать охота - не ленись, наклонись,
Желтой ягодкой насладись. Подумай немножко: как меня зовут? (морошка)
6. Словно мелкий виноград, гроздья красные висят.
В сентябре их соберешь, витамины запасешь.
Средь валежника - смотри-ка! - Что за ягодка? (брусника)
7. Есть у родственницы елки неколючие иголки,Но, в отличие от елки, опадают те иголки (лиственница)
8. Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней май сережки дарит ей (береза)
9. Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять (снегирь)
10. Спинкою зеленовата, животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка и полоска шарфика (синица)
11. Ночью на небе не зря разгорается заря: землю освещает и небо украшает (северное сияние)
12. На тундру загляделось – целых три месяца спать не ложится (летнее солнце)
Воспитатель: Очень хорошо, ребята. И с загадками вы справились. А сейчас мы с вами отдохнем.
Физминутка музыкальная.
Молодцы, ребята. Переходим к четвертому туру (ребусы). Я напомню вам основные правила решения ребусов. Каждой команде раздаю задание. Вы должны обсудить в течение двух минут и дать ответ. По истечении времени, капитан команды назначает участника, который будет отвечать на вопрос. Принимаются досрочные ответы (слайд № 11, № 12)
Ягода
Олень
Снег
Р Песец

Теперь, ребята, мы переходим к последнему туру.
Пятый тур «Угадай по описанию». Но вас, ребята, ждет небольшой сюрприз. К нам на игру пришла представитель коренного населения. Давайте предоставим ей слово.
Педагог МБУК «Музейного ресурсного центра». Здравствуйте дети и взрослые! Меня зовут Октябрина. Я живу в тундре, в чуме. Посмотрите, какая на мне красивая одежда. Вы много знаете про наш северный край, про природу, про коренных жителей Ямала. Правильно отвечали на поставленные вопросы, отгадывали загадки. Я тоже хочу задать вам несколько вопросов и посмотреть, справитесь ли вы с моими заданиями.
Посмотрите, ребята, у меня на столе стоят разные предметы. Я буду описывать их, а ваша задача, догадаться о каких предметах идет речь, найти их, назвать и показать их всем. А еще мне хочется рассказать о двух представителях животного мира севера (картинки с изображением белого медведя и глухаря).
Вопрос команде «Почемучки»:
2. Он такой длинный, выточенный из березы. На одном конце есть костяная насадка, а на другом - железная (хорей)
Вопрос команде «Любознайки»:
2. Он сплетен из тонких полосок кожи, предназначен для ловли оленей. На конце есть петля (аркан)
Вопрос команде «Почемучки»:
3. Сшита из оленьей шкуры, с отделкою, по колено. Есть капюшон и варежки. Носится шерстью к телу (малица)
Вопрос команде «Любознайки»:
3. Он похож на шалаш. Тонкие шесты поставлены конусом и обтянуты оленьими шкурами. В нем люди отдыхают, греются, поют песни, вырезают фигурки из моржовой кости, рассказывают сказки. Он легкий, теплый, быстро разбирается и собирается. (Чум).
Вопрос команде «Почемучки»:
4. Он живет в хвойном лесу, ест хвоинки, с приходом весны перелетает в лиственный лес и живет и кормится там до самой поздней осени. Ноги короткие, все в перышках, будто в валенках, чтобы не мерзли зимой. Размером с индюка. У него красная полоска над глазами. Весной движется по – особому, поет и издает крики. В это время становится как бы глухим, ни на что не обращает внимание. Зимой прячется в снежные норы. (Глухарь)
Вопрос команде «Любознайки»:
Он приспособился жить в суровых условиях белой Арктики, среди снегов и льдов, когда трещат морозы и дуют холодные ветры. Их совсем не много. Занесен в Красную книгу. Самый крупный хищник на нашей планете. У него огромные лапы, крупная голова, черный нос и очень маленькие умные глаза, великолепный мех. Под шубой прячется толстый слой подкожного жира. Его называют хозяином бескрайних снежных пустынь. (Белый медведь)
Спасибо вам, ребята, за теплый прием. Как жаль, но мне пора прощаться. До свидания.
Воспитатель: Пока жюри подводит итоги, я скажу вам несколько слов.
Как жаль, что быстро пролетело время. А ведь играя, мы с вами многое узнали о своем красивом крае, закрепили все то, что знали. Я очень рада, что наша встреча прошла с пользой. И в заключении мне хочется закончить словами, которые близки всем нам.
Дороже нет родного края,
Где отчий дом, семья, друзья.
Его я славлю, воспеваю –
Ведь это Родина моя!
Ожидаемый результат. Дети с интересом участвуют в викторине. Умеют быстро принимать правильное решение, отвечать на поставленные вопросы. Развивается связная речь, выразительное чтение стихотворений. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение. Пополнен опыт умения отгадывать загадки, воспроизводить диалог. Активно взаимодействуют с взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных задач.