Рабочая программа и тематическое планирование по физической культуре 4 класс. Начальная школа XXI века

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол № ____
от «___»____201___г .
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
_____________________
«___»__________201_г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ № 8 г. Ишима
_________________
«____»__________ 201____г.
Приказ от «__» ___201____г.















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Барашиной Ирины Анатольевны, высшая категория
по физической культуре 3-й час, 4 а класс
 
 
 
 
 




















2015 - 2016  учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовой основой рабочей программы «Окружающий мир» являются:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N373 (в редакции от 29.12.2014 года) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Примерная основная образовательная программа начального общего образования;
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №8 г. Ишима, утвержденная приказом директора от 29.05.2015 №_____од;
Учебный план МАОУ СОШ№8 г. Ишима, утверждённый приказом директора от _____года № ___од ;
Положение о Рабочей программе педагога в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №8 г.Ишима», утверждённое приказом по школе №683 от 15.10.2014 года;
Авторская программа по учебному предмету УМК «Начальная школа 21 века» Лях В. И. «Мой друг физкультура»:
Общая характеристика учебного предмета

Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная система человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
С учётом этих особенностей целью программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
укрепление здоровья школьников посредством развития
физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
совершенствование жизненно важных навыков и умений
посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального образования по физической культуре являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умение доносить информацию в доступной, эмоциональнояркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Описание места учебного предмета в учебном плане

В учебном плане школы на изучение физической культуры в каждом классе начальной школы отводится 1 часа в неделю, всего 135 часов. В 4 классе - 34 часа.

ПРЕДМЕТ: Физическая культура (3-й час)

КЛАСС: 4 а

Всего часов на изучение программы: 34 часа

Количество часов в неделю: 1 час




Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Программа ориентирована на создание у школьников основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Принципиальное значение придаётся обучению младших школьников навыкам и умениям организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. В процессе самостоятельного использования учащимися приобретённых знаний, двигательных умений и навыков усиливается оздоровительный эффект физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня.
Согласно учебной программе в 4 классе школьники по преимуществу осваивают различные способы выполнения бега, ходьбы и прыжков, лазанья и ползания: разучивают комплексы упражнений утренней гимнастики и физкультминуток, комплексы для формирования и укрепления осанки, развитие гибкости, координации движений, быстроты, выносливости. Важной особенностью содержания обучения является освоение первоклассниками подвижных игр и навыков их самостоятельной организации и проведения. Освоение учебного материала практических разделов программы сочетается с усвоением основ знаний и способов двигательной деятельности.
Теоретический материал тесно связан с практическим материалом, который школьники осваивают в динамике от I к IV классу. Программа предлагает для изучения темы, связанные с историей физической культуры и спорта, личной гигиеной, организацией самостоятельных занятий физическими упражнениями.
. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

 В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 14 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты:
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
Метапредметные результаты:
- характеристика явления (действия и поступки), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
- общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организация самостоятельной деятельности с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и отдыха в процессе ее выполнения;
- анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
- видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;
- оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;
- управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильное выполнение двигательных действий из базовых видов спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
- овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости), в том числе подготовка к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО).
Учащиеся научатся:
организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей.
Личностные результаты
Учащиеся научатся:
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.
Учащиеся получат возможность научиться:
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты:
Учащиеся научатся:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
 организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий.
Учащиеся получат возможность научиться:
 планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.








Содержание учебного предмета

На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Парашютисты», «Догонялки на марше», «Увертывайся от мяча».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Защита укрепления», «Стрелки», «Кто дальше бросит», «Ловишка, поймай ленту», «Метатели».
На материале раздела «Лыжная подготовка»: «Быстрый лыжник», «За мной».
На материале спортивных игр:
Футбол: удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 м, длиной до 7 – 8 м) и вертикальную (полоса шириной 2 м, длиной 7 – 8 м) мишень; ведение мяча между предметами и с обводкой предметов; подвижные игры: «Передал садись», «Передай мяч головой».
Баскетбол: специальные передвижения, остановка прыжком с двух шагов, ведение мяча в движении вокруг стоек («змейкой»), ловля и передача мяча двумя руками от груди; бросок мяча с места; подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка баскетбольных мячей».
Волейбол: прием мяча снизу двумя руками; передача мяча сверху двумя руками вперед-вверх; нижняя прямая подача; подвижные игры: «Не давай мяча водящему», «Круговая лапта».



Раздел
Количество часов

Гимнастика.
7 ч

Спортивные игры.
6 ч

Лыжная подготовка.
2 ч

Лёгкая атлетика.
6 ч

Танцевальные упражнения.
5 ч

Упражнения для глаз.
3 ч

Эстафеты и соревнования.
5 ч














ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Гимнастика. 7 часов.

№ урока
Тема урока
Количество часов
Основные понятия
Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий)
УУД
Формы (вид) контроля
Дата.

1
Подвижные игры на свежем воздухе
1
Бег с препятствиями
Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности
Коммуникативные ууд: активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками
Регулятивные ууд: управлять своими эмоциями при общении со сверстниками взрослыми



2
Разучивание комплекса утренней гимнастики
1
Гимнастика
Осваивать УУД при выполнении упражнений
Коммуникативные ууд: активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками
Регулятивные ууд: управлять своими эмоциями при общении со сверстниками взрослыми



3
Разучивание комплекса утренней гимнастики
1
Гимнастика
Осваивать УУД при выполнении упражнений
Коммуникативные ууд: активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками
Регулятивные ууд: управлять своими эмоциями при общении со сверстниками взрослыми



4
Подвижная игра «Парашютисты»
1
Бег, прыжки
Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.
Организация и проведение подвижных игр с элементами соревновательной деятельности.
Коммуникативные ууд: активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками
Регулятивные ууд: управлять своими эмоциями при общении со сверстниками взрослыми



5
Подвижная игра «Догонялки на марше»
1
Бег на скорость

Коммуникативные ууд: активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками
Регулятивные ууд: управлять своими эмоциями при общении со сверстниками взрослыми



6
Подвижная игра «Увёртывайся от мяча»
1
Передача мяча

Коммуникативные ууд: активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками
Регулятивные ууд: управлять своими эмоциями при общении со сверстниками взрослыми



7
Весёлые старты
1
Гимнастика, бег, прыжки

Коммуникативные ууд: активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками
Регулятивные ууд: управлять своими эмоциями при общении со сверстниками взрослыми



Спортивные игры. 6 часов.

8
Ведение мяча между предметами и с обводкой предметов.
Подвижная игра «Передал-садись»
1
Ведение мяча
Проявлять качества силы, координации, выносливости
Коммуникативные ууд: активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками
Регулятивные ууд: управлять своими эмоциями при общении со сверстниками взрослыми




9
Ведение мяча между предметами и с обводкой предметов.
Подвижная игра «Передай мяч головой»
1






10
Ловля и передача мяча двумя руками от груди.
Подвижная игра «Попади в кольцо»
1
Ловля и передача мяча двумя руками от груди.
Различать и выполнять команды
Коммуникативные ууд: активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками
Регулятивные ууд: управлять своими эмоциями при общении со сверстниками взрослыми



11
Бросок мяча с места.
Подвижная игра «Гонка баскетбольных мячей»
1
Бросок мяча с места.


Коммуникативные ууд: активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками
Регулятивные ууд: управлять своими эмоциями при общении со сверстниками взрослыми



12
Приём мяча снизу двумя руками. Подвижная игра «Не давай мяча водящему»
1
Приём мяча
Развивать скоростно силовые способности;
Коммуникативные ууд: активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками
Регулятивные ууд: управлять своими эмоциями при общении со сверстниками взрослыми



13
Нижняя прямая подача.
Подвижная игра «Круговая лапта»
1
Нижняя прямая подача.


Коммуникативные ууд: активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками
Регулятивные ууд: управлять своими эмоциями при общении со сверстниками взрослыми



Лыжная подготовка. 2 часа.

14
Эстафета «Быстрый лыжник»
1
Эстафета.
Проявлять качества силы, координации, выносливости
Коммуникативные ууд: активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками
Регулятивные ууд: управлять своими эмоциями при общении со сверстниками взрослыми



15
Подвижная игра «За мной»
1
Ловкость, быстрота движений





Лёгкая атлетика. 6 часов.

16
Подвижная игра
«Метатели»
1
Метание в цель.
Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности
Коммуникативные ууд: активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками
Регулятивные ууд: управлять своими эмоциями при общении со сверстниками взрослыми



17
Подвижная игра
«Ловишка, поймай ленту»
1
Ловкость, быстрота движений





18
Подвижная игра «Защита укрепления»
1
Ловкость, быстрота движений





19
Подвижная игра
«Стрелки»
1
Меткость, цель





20
Подвижная игра
«Кто дальше бросит»
1
Меткость, цель, бросок





21
Эстафеты с мячом
1
Эстафеты с мячом





Танцевальные упражнения. 5 часов.

22
Разучивание танцевальных движений
1
Танцевальные движения
Осваивать УУД при выполнении упражнений. Различать и выполнять команды.
Коммуникативные ууд: активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками
Регулятивные ууд: управлять своими эмоциями при общении со сверстниками взрослыми



23
Разучивание танцевальных движений. Полька
1
Танцевальные движения

Коммуникативные ууд: активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками
Регулятивные ууд: управлять своими эмоциями при общении со сверстниками взрослыми



24
Азробика
1
Азробика

Коммуникативные ууд: активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками
Регулятивные ууд: управлять своими эмоциями при общении со сверстниками взрослыми



25
Разучивание танцевальных движений
1
Танцевальные движения

Коммуникативные ууд: активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками
Регулятивные ууд: управлять своими эмоциями при общении со сверстниками взрослыми



26
Разучивание танцевальных движений. Вальс
1
Танцевальные движения
Осваивать УУД при выполнении
Коммуникативные ууд: активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками
Регулятивные ууд: управлять своими эмоциями при общении со сверстниками взрослыми



Упражнения для глаз. 3часа.

27
Разучивание упражнений для глаз
1
Упражнения для глаз
Осваивать правила здорового и безопасного образа жизни;
Коммуникативные ууд: активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками
Регулятивные ууд: управлять своими эмоциями при общении со сверстниками взрослыми



28
Разучивание упражнений для глаз в стихотворной форме.
1
Упражнения для глаз
Осваивать правила здорового и безопасного образа жизни;
Коммуникативные ууд: активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками
Регулятивные ууд: управлять своими эмоциями при общении со сверстниками взрослыми



29
Разучивание упражнений для глаз
1
Упражнения для глаз
Осваивать правила здорового и безопасного образа жизни;
Коммуникативные ууд: активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками
Регулятивные ууд: управлять своими эмоциями при общении со сверстниками взрослыми



Эстафеты и соревнования. 5 час

30
Эстафеты со скакалкой
1
Эстафеты.
Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.
Организация и проведение подвижных игр с элементами соревновательной деятельности
Коммуникативные ууд: активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками
Регулятивные ууд: управлять своими эмоциями при общении со сверстниками взрослыми



31
Весёлые старты
1
Соревнование.





32
Подвижные игры с мячом
1
Бег, бросок





33
Соревнование «А ну –ка, мальчики»
1
Соревнование.





34
Соревнование «Папа, мама, я - спортивная семья»
1
Соревнование.








ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебно-методические и материально-технические условия реализации программы обеспечат возможность достижения обучающимися требований к результатам освоения программы, установленных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Материально-техническая база образовательной организации соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Печатные пособия:
Н.И. Дереклеева «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы». – М.: «ВАКО», 2007.
П.А.Киселев, С.Б.Киселева «Справочник учителя физической культуры». - Волгоград: «Учитель», 2008.
А.Ю.Патрикеев «Зимние подвижные игры 1-4 классы». – М.: «ВАКО»,2009.
А.Ю.Патрикеев «Подвижные игры 1-4 классы». – М.: «ВАКО»,2007.
Дидактические материалы:
- плакаты методические
- дидактические материалы по основным разделам и темам учебного предмета «Физическая культура»
- портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры спорта и Олимпийского движения
Цифровые ресурсы:
- аудиозаписи
- видеофильмы по основным разделам и темам учебного предмета «Физическая культура»
Оборудование:
- компьютер
Спортивное оборудование и инвентарь:
-Комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты).
-Мячи: набивной 1 и 2 кг, мяч малый (теннисный), мяч малый (мягкий), мячи баскетбольные, волейбольные, футбольные.
-Скакалка детская.
-Мат гимнастический.
-Акробатическая дорожка.
-Коврики: гимнастические, массажные.
-Кегли.
-Обруч пластиковый детский.
-Флажки: разметочные с опорой, стартовые.
-Лента финишная.
-Сетка для переноса и хранения мячей.
-Жилетки игровые с номерами.
-Аптечка.









13PAGE 15


13PAGE 141815




15