Конспект урока по ОРКСЭ на тему Добро и зло (4 класс)


Урок по модулю «Основы светской этики»
Урок №5
Тема урока: Добро и зло
Ямилова Ирина Платоновна,
учитель начальных классов, МБОУ «Мари Булярская СОШ»
Цель урока: Формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
личностные
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
- воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру
- формирование уважительного отношения к интересам, ценностям, свободе других людей.
метапредметные- развивать умения работать в группах, коммуникативные компетенции учащихся и культуру выражения мысли;
- формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию;
- развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;
Предметные
- формировать знания о добре и зле как основных этических понятиях;
- знакомить учащихся с закономерностями проявления «добра» и «зла» в личности человека и в окружающей жизни
- формировать умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
Оборудование: учебник, рабочие тетради, ноутбук, проектор, презентация, разноцветные полоски, таблички со словами, карточки с пословицами, карточки с притчей, чашечные весы, фасоль двух цветов, лист ватмана, готовые детали для аппликации.Интернет-ресурсы:
1.http://go.mail.ru/search_images?q=%EF%EE%EC%EE%F9%FC+%EF%EE%E6%E8%EB%FB%EC+%EB%FE%E4%FF%EC&is=0&type=all&rch=l
2.http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8&rpt=image
3.http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D1%8C&rpt=image
4.http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B7%D0%BB%D0%BE&rpt=image
5.http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%BE&rpt=image
6.http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%8
7.http://www.rozaelf.ru/a/blagotvoritelnost/b06d6b994bd91af6572b4713b63737d5_big/
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Я рада видеть всех вас, ведь каждый из вас, словно маленькое солнышко, которое согревает всех своими тёплыми лучами. А вы своими улыбками и добрыми делами согреваете сердца окружающих.
2. Сообщение темы урока.
- Тему урока, о которой мы будем говорить сегодня, узнаете, если внимательно прослушаете следующее стихотворение.
Гласит легенда, в смутное то время,
Воды с тех пор немало утекло,
Сев на коней, слегка поправив стремя,
Сражались на Земле Добро и Зло.
И белого коня вперед направив,
Добро открыто мчалось на врага.
Но Зло, оно не соблюдает правил,
Ударило ножом исподтишка.
Добро едва успело увернуться,
А может, ему просто повезло,
С тех пор они сражаются, дерутся,
И кто из них сильней, Добро иль Зло. (слайд 2)
- О чем же мы с вами будем говорить сегодня на уроке?
-Вы догадались верно, Мы попытаемся сегодня ответить на вопросы: что есть добро, а что зло, почему нужно стремиться к добру и избегать зла, что мы можем сделать, чтобы наш мир стал добрее?
- Ответы на эти вопросы мы будем искать не только сегодня на уроке, но и всю жизнь.
3. Изучение нового материала
- Понятиями «добро» и «зло» руководствуются люди, совершая поступки. С точки зрения добра и зла человек оценивает как свои поступки, так и поступки других людей. Благодаря тому, что люди понимают, что такое добро и зло, они могут поддерживать добрые отношения друг с другом и запрещать, предотвращать ссоры, насилие, проявление жестокости. Рассмотрим подробнее, что же такое добро и что такое зло.
- А как вы думаете, что такое добро? (мозговой штурм) (слайд3)
А) Работа над понятием «добро»
- Начнем с добра. Выберите из предложенных тот цвет, которым мы можем обозначить «добро», обоснуйте свой выбор.
(красный, черный, желтый, зеленый, фиолетовый, голубой, розовый, коричневый, золотой)
- А теперь посмотрите, как объясняется слово доброта в толковом словаре.
(В.И. Даль: «Доброта – добродушие, доброжелательство, наклонность к добру, как качество человека. Не ищи красоты, ищи доброты».
 С.И.Ожегов: «Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».) (слайд4)
Прочитай текст учебника стр. 12 от слов «Добро- это…» до слов стр. 13 «Например, если…».
- Прочитайте. Сделайте вывод, что такое добро. (слайд5)
-Доброта-это стремление человека дать полное счастье всем людям
-Итак, на маршруте Добра мы сделаем 3 остановки.
(на доске таблички : «Добрые слова», «Добрые мысли», «Добрые поступки»)«Добрые слова»
--В обиходе культурного человека всегда присутствуют добрые слова. Какие? ( дети называют волшебные слова ) - Для чего они нужны людям?
- Они поднимают настроение. Говорят об уважении говорящего к окружающим. Говорят о чуткости. А так же, если у человека радость -добрыми словами можно его поздравить. А наоборот, если горе, неудача, то добрые слова могут утешить, успокоить.
Вывод: Говорите друг другу как можно больше добрых слов.
Игра «Аукцион добрых слов»
А сейчас встаньте в круг и скажите как можно больше добрых слов своему соседу.
Вывод: Не скупитесь и стесняйтесь, говорить добрые слова.
«Добрые мысли»
Работа над пословицами.
- С древних времён наш народ ценил добро. Народная мудрость воплощена во многих пословицах и поговорках.
- Какие пословицы и поговорки о добре и зле вы знаете? (высказывание ребят)
Игра «Собери пословицу»
(каждый учащийся на карточке стрелками соединяет начало пословицы с её концом)
Кто любит добрые дела, будешь и сам без беды.
Делай другим добро – тому и жизнь мила.
Доброе слово человеку, на добрые дела.
Жизнь дана а злое калечит.
Доброе слово лечит, что дождь в засуху
Добро помни, а пожнёшь.
Что посеешь, то и зло забывай.
За добро добра не делает никому.
Худо тому, кто добром платим.
(Проверка по слайду 6)
Вывод: В согласии должны быть с мудрыми словами не только уста, но и наши мысли.
«Добрые поступки»
– Только ли хорошие слова нужно говорить, чтобы быть добрым?– Научиться быть добрым сложно. Добро и зло всегда идут рядом. Дорога к добру нелегка, поэтому важно осознавать свои действия и их результаты.– Не раз мы убеждались в том, что добро побеждает зло. Но и добро нужно уметь делать правильно.
Ученик.
Добрым быть совсем – совсем не просто,Не зависит доброта от роста,Не зависит доброта от цвета,Доброта не пряник, не конфета.
Понять и исполнитьЖелание другого —Одно удовольствие —Честное слово!
Ученица. Добро, сделанное втайне, отплатится явно. Делать людям хорошее — хорошеть самому. Красоту уносят годы, доброту не унесут.
Работа в группах. ( слайд 7)
Учитель. Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в ситуациях. Что вы сделали бы, если:
расстроенная подруга плачет;
приятель в компании беззастенчиво врёт;
родители несправедливо сердятся;
брат (сестра) надел(а) твою новую куртку, которой ты очень дорожишь.
Вывод: Вы должны с уважением относиться друг к другу, понимать и чувствовать человека.
Физминутка.
Б) Работа над понятием «зло».
- Выберите из предложенных тот цвет, которым мы можем обозначить зло. (красный, черный, желтый, зеленый, фиолетовый, голубой, розовый, коричневый, золотой)
- Как вы думаете, что такое зло? ( слайд 8)
- Обратимся к толковому словарю.
(В. И. Даль: «Худое, лихое; противоположное добру»
 С.И.Ожегов: «Нечто дурное, вредное, противоположное добру. Беда, несчастье, неприятность». (слайд 9)
- Как с точки зрения русского языка называются слова «добро» - «зло»? (антонимы)
- Прочитай текст учебника стр.13 от слов «Зло - это…» до конца стр. 13.
Вывод : Встречаться со злом, жестокостью- страшно! И люди, которые творят зло, должны знать, что оно к ним обязательно вернется, только умноженное в сотни раз. Всегда помните и творите добро.
4. Закрепление нового материала
1) Задание в тетради.
Учитель. Ребята, распределите сказочных героев. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас, мы с вами поиграем в игру и проверим правильно ли вы сделали задание. Я буду называть имя сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — закрываете лицо ладошками. Итак, начали: Иван-царевич, Кащей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, баба-яга, Золушка, Морозко, Мальвина. .2) Работа с произведениями
Добро и зло можно увидеть в художественных произведениях, в устном народном творчестве – притчах.
- Возьмите карточку. Прочитайте притчу. Посовещайтесь и ответьте на поставленный вопрос.
Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.
– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?
– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Ответить на вопросы:
- Как вы понимаете слова вождя: «В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная»?
- Почему в притче сравнивается «битва» светлой и темной сторон человека с битвой двух волков?
- Понял ли внук сравнение «битвы» светлой и темной сторон человека с битвой двух волков?
- Как вы понимаете заключительные слова притчи: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»?
3) Практикум
Учитель. Теперь представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнце. Это солнце — доброта. Она очень нужна и вам самим, и близким вам людям. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце. Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? (слайд 10)
Может быть, нам помогут это узнать старинные весы? На одну чашу будем класть “зло”
- Сначала мы ответим на вопрос: "Что такое зло?" (В ходе ответов детей на чашечку весов кладется темная фасоль)
- Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, по капельке положим их на чашу весов с “добром”.
(Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу белую фасоль. Вскоре, чаша весов “добра” перевешивает чашу “зла”.) -Давайте задумаемся, а что мы с вами можем сделать, чтобы избежать зла, чтобы его не прибавлялось в мире?
Учитель. Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море, моря – в океан добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело. (слайд 11)
На чистый лист ватмана каждый учащийся наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, фигурки птиц и зверей, цветы. Получается общая красивая аппликация.
Учитель. Ребята, как мы назовём эту картину? (высказывание ребят)
Учитель. Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (высказывание ребят)
Учитель. Наш урок подходит к концу. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми.
(слайд 12)
Добро, как Божья благодать,
Спасеньем в жизни может стать,Друг, не жалей огня души,Дарить добро всегда спеши.И слово доброе, и делоТы применить сумей умело,Их не жалей любому дать,Добром их души исцелять.С обидой в сердце трудно жить,Добром за зло умей платить.
Тот, кто добро творить умеет,Зла сотворить уже не смеет,Дари, дружок, добро дари,За все добром благодари.
7. Подготовка к выполнению домашнего задания:
- О чем вы расскажете членам своей семьи и друзьям, которые не изучают новый предмет?
- Какой ответ вы дадите на главный вопрос нашего урока, что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?
8. Домашнее задание: (слайд 13)
1. Прочитать и обсудить с членами семьи и друзьями текст в пособии (с. 12-13).
2. Ответить на вопросы (с. 13)
3. Подобрать и записать пословицы о добре и зле.
4. Нарисуй символы добра и зла (по желанию)
9. Итог урока:
- Какой самый главный вывод вы сегодня сделали для себя?
- Какую же дорогу в жизни мы выберем?
- Оцените урок. Удовлетворены ли вы результатом своей работы? (слайд 14)
- Спасибо за урок!  (слайд 15)