Презентация к уроку развития речи в 5 классе Сочинение по картине А. М. Герасимова После дождя.


Урок развития речи 5 класс Пишем сочинение-описание по картине А.М.Герасимова «После дождя» («Мокрая терраса») Картина называется «После дождя». Каким бывает дождь? Что значит описывать?Подберите синоним к этому слову? Какой тип речи будем использовать в сочинении? Описание- детальное изображение какого-либо явления. Дождик прошел по садовой дорожке.Капли на ветках висят, как сережки.Тронешь березку – она встрепенетсяИ засмеется. До слез засмеется.Дождь прошуршал по широкому лугу.Даже цветы удивились друг другу:В чашечках листьев, на каждой травинкеПо огонечку, по серебринке. . Л.Н. Толстой «Отрочество» (отрывок).Но вот дождь становится мельче; туча начинает разделяться на волнистые облака, светлеть в том месте, в котором должно быть солнце, и сквозь серовато-белые края тучи чуть виднеется клочок ясной лазури. Через минуту робкий луч солнца уже блестит в лужах дороги, на полосах падающего, как сквозь сито, мелкого прямого дождя и на обмытой, блестящей зелени дорожной травы. Чёрная туча так же грозно застилает противоположную сторону небосклона, но я уже не боюсь её. ˂…˃ Душа моя улыбается так же, как и освежённая, повеселевшая природа. Структура сочинения1.Вступление ( сведения о художнике).2.Основная часть ( описание изображенного на картине).3.Заключение ( впечатление от картины). Александр Михайлович Герасимов(1881-1963) – живописец, художник театра, архитектор. А.М. Герасимов родился в купеческой семье в Козлове (ныне Мичуринск), учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Портретист, пейзажист, мастер тематической картины. Народный художник СССР, действительный член АХ СССР, доктор искусствоведения. А.М. Герасимов «После дождя» («Мокрая терраса)» Картина относится к лучшим полотнам художника. История создания картины «После дождя» Я сделал этюд в два часа. Произошло это так: я писал на террасе групповой портрет моей семьи. Припекало солнце, яркими пятнами разбегаясь по зелени. И вдруг набежали тучи. Порывистый ветер, срывая лепестки роз и рассыпая их по столу, опрокинул стакан с водой. Хлынул дождь, и моё семейство скрылось в доме. А меня охватил неожиданный восторг. От свежей зелени и сверкающих потоков воды, залившей стол с букетом роз, скамейку и половицы. К счастью, оказался под руками подрамок с холстом, и я лихорадочно начал писать. Не понадобилось ничего переставлять или добавлять, - настолько было прекрасно всё, что находилось перед моими глазами. А.М. Герасимов. Семейный портрет. Беседа по картинеКрасота природы Как называется картина? Почему? У картины два названия. Какое из них вам кажется наиболее подходящим?Что такое терраса?Что происходит незадолго до изображенного на картине?По каким деталям мы можем судить об этом явлении природы?Как вы думаете, это был небольшой дождь или ливень? Почему? Краски, детали картины Что находится на переднем плане? Опишите предметы, находящиеся на террасе.Что находится на заднем плане картины? Какие краски,оттенки использовал художник для создания картины? Подберите прилагательные, описывающие воздух после дождя. Что изображено на картине?Как описать? Кругом яркий блеск, неяркий солнечный свет; щедрый летний ливень; обновленная природа.Круглый стол на резных ножках; букет цветов в кувшине; видны часть террасы,перила, угол дома;Тени на полу, мокрый пол блестит; разбросаны по столу лепестки роз; опрокинутый стакан с водой; пушистый букет роз; Сад; кусочек светлого неба виднеется сквозь ветки кустов; густые цветущие кусты во дворе; густая зелень сада; ветви деревьев, обнимающие террасу. Терраса, на которой любил работать художник Словарная работа Терраса Перила Графин . Какое впечатление произвела на вас картина А.М.Герасимова? Опишите свои чувства, ассоциации( может, вы что-то вспоминаете, глядя на этот пейзаж). Подберем синонимы, чтобы избежать повторов. Картина - полотно, пейзаж Художник - живописец, пейзажист Нарисовал - изобразил, показал Только что прошёл сильный летний дождь. Он оставил свои следы всюду и на всём. Но выглянуло солнце, и всё ожило. Кругом влажный блеск, неяркий солнечный свет. А как хорошо на террасе после дождя. Здесь всё пропитано влагой: перила, скамья, пол и крышка стола. На всех предметах ещё много воды. Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже капли дождя. А рядом лежит опрокинутый стакан: видно, что дождь был сильный. Пропитались влагой кусты и деревья в саду. На мокрых ветвях блестит свежая, умытая ливнем листва. Вспоминаются строки из стихотворения А. Яшина «После дождя»: «Капли на ветках висят, как серёжки», «В чашечках листьев на каждой травинке по огонёчку, по серебринке». Ощущается свежесть воздуха и тишина того момента, который бывает только после дождя. Подбери нужное слово Домашнее задание Написать сочинение по картине А.М. Герасимова «После дождя»,используя материалы урока. СПАСИБО ЗА УРОК!