Конспект логопедического занятия Предложение. Текст


КГКОУ ШИ № 12
Учитель-логопед: Жидкова Л.В.
Конспект логопедического занятия с использованием технологии развития критического мышления по коррекции дисграфии смешанного вида для учащихся 4 класса
Тема: Логопедическая - «Анализ структуры предложения »
Грамматическая - «Предложение. Текст»
Лексическая– « Перелётные птицы»
Цель: совершенствование навыка анализа структуры предложения.
Задачи:
Коррекционно – образовательные: закрепление понятий о предложении, тексте. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме, развитие грамматического строя речи, связной речи.
Развивающие:развитие речевой активности, слухового и зрительного внимания, пространственной ориентировки, мелкой и общей моторики, критического мышления, творческого воображения.
Воспитательные: воспитание культуры речи, бережного отношения к живой природе.
Используемые педагогические технологии:
-технология развития критического мышления
-элементы игровых технологий
-здоровьесберегающие технологии (самомассаж, динамические паузы)
-элементы технологии разноуровневого обучения (дифференцированный подход)
Оборудование урока: Демонстрационные карточки с изображением птиц, карточкиcо схемами предложений, словами длясоставления предложений, тексты о птицах,звуковая запись пения птиц, учебные принадлежности.
Этапы Деятельность Оборудование урока Вре-мя
Учителя-логопеда Учащихся 1.Организационный момент
Приветствие.
-Какой сегодня день? Назовите подходящие определения.-А теперь попробуем повторить все эти слова в предложении: «Сегодня.…, …,…,…, день». - Назовите единицу речи, при помощи которой вы выразили мысль. - Сегодня мы будем работать по теме «Предложение».
По очереди называют определения.
Повторяют предложение с однородными определениями.
-Предложение.
СЛАЙД 1 Осенний пейзаж за окном.
1мин
2. Подготовительный этап. Стадия «Вызов»2.1.«Верные-неверные высказывания»(Приём ТРКМ)
2.2.Развитие слухового внимания и слуховых дифференцировок
2.3.Составление простых двусоставных предложений.
2.4.Распространение предложений.
Работа в тетради.
Взаимопроверка.
2.5. «Четвёртый лишний»
Релаксация «ЖУК»
3. Основной этап. Стадия «Осмысление».
3.1.
Определение границ предложений в тексте
Динамическая пауза+
Самомассаж
.(чистое лицо и руки)
3.2. Составлениепредложений по схеме с использованием сложных слов
3.3 «Рассказ-предположение по ключевым словам» (Приём ТРКМ)
-Определите, верны ли утверждения. Заполните таблицу.В конце занятия мы вернёмся к этой таблице и посмотрим, изменились ли ваши предположения.
Включает для прослушивания аудиозапись с пением птиц. -Что вы сейчас слышали?-Перечислите птиц, которых узнали.-В какое время года чаще всего мы слышим, как они поют?-Объясните,почему осенью всё реже слышны голоса певчих птиц?-Как называют птиц, которые улетают на юг?
-Продолжите предложение: «Птицы улетают на юг потому что…
- Предположите, что будет, если эти птицы не будут улетать на юг?
-На доске записаны слова в два столбика. В первом-названия птиц, во втором - как подают они голос. Соотнесите названия птиц с действием. Подберите к словам первого столбика подходящие из второго.
-Все ли слова первого столбика называют перелётных птиц?
-Прочитайте, что получилось. Можно ли назвать это предложениями?-Докажите. Чем похожи предложения? Как называется член предложения. Стоящий на первом месте? На втором месте?
Выберите одно их этих предложений.добавьте в него 3-4 слова. Произнесите новые предложения. Сколько слов в предложении? Назовите: 1-е(2-е слово.,3-е…по выбору логопеда)На каком месте стоит предлог?-Запишите придуманное предложение в тетрадь, придумайте ещё одно, запишите. -Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга. Отметьте, что понравилось в работе соседа. -Посмотрите на картинки с изображением птиц. Назовителишнюю птицу.Упражнение «Жук» -Представим, что мы птицы. Нужно проследить за жуком
-Связаны ли между собой понятия «предложение» и «текст»? Докажите.
-Прочитайте текст. Разделите его на предложения.
-Приготовимся выполнять массаж)
-Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.
Аист какой? –…
У грача черные глаза –….
У лебедя длинная шея – …
У журавля широкие крылья
У цапли длинные ноги – ...
У лебедя короткие лапы – …
-Придумайте предложения о перелётных птицах по заданным схемам, используя слова, которые называли. Запишите их в тетрадь.Назовите е главные члены предложения, подчеркните их.
Используя данные слова, составьте небольшой рассказ
-.Почему птиц называют друзьями человека?
-Предположите.что может произойти, если птицы не вернуться к нам весной? Заполняют таблицу, ставят «+», если согласны с утверждением, «-»- если не согласны.
Слушают
-Пение птиц.
Называют.
-Летом, весной.
-Потому что они улетают в тёплые края.
-Перелётные.
….становится холодно и нет насекомых, которыми они питаются»
-Они погибнут.(и др. всевозможные высказывания)
Подбирают, соединяют линиями.
-Нет, есть зимующие.
Называют.
Читают простые двусоставные предложения.
-Можно, потому что предложение состоит из слов, которые связаны между собой и выражают законченную мысль.
Придумывают устно предложения, называют количество слов, определяют слово по порядковому номеру.
Записывают 2 предложения в тетрадь.
Проверяют тетради друг друга.
Называют лишнюю птицу, объясняют
Путешествуют глазами по клеткам, показывают, где остановился жук.
-Текст состоит из предложений, связанных между собой по смыслу. Делят текст на предложения
Выполняют
комплекс
«Осенний дождь»
длинноклювый черноглазый длинношеий ширококрылый длинноногая коротколапый
Составляют устно, потом записывают. Называют главные члены предложения, подчёркивают их
Составляют предложения и рассказ
Радуют нас своими песнями, поедают насекомых- вредителей.
-Произойдёт экологическая беда. Некому будет защищать парки, сады, леса. Урожай будет уничтожен.
СЛАЙД 2 Таблица «Верные и неверные высказывания»
Аудиозапись голосов разных птиц
СЛАЙД 3
кукушка курлычет ласточка воркует журавль кукует воробей крякает голубь щебечет утка чирикает
Тетради
СЛАЙД 4
СЛАЙД 5
СЛАЙД6Карточки с текстом
СЛАЙД 7
влажные салфетки для рук
СЛАЙД 8 Схемы предложений, карточки
СЛАЙД 9 Ключевые слова
СЛАЙД 10 Приблизительный вариант рассказа
2мин
2мин
4. Этапрефлексии
4.1.«Синквейн»(Приём ТРКМ)
Работа в тетрадях
4.2.Соотнесение старых и новых представлений. «Верные-неверные высказывания»(Приём ТРКМ)
5. Итог урока
5.1.Самооценка работы
 
- А сейчас предлагаю порассуждать на тему занятия в поэтической форме. Запишите на первой строчке
предложение, состоящее из одного слова, название темы занятия «Предложение».
Вернёмся к таблице, которую вы заполняли в начале занятия. Заполните вторую графу.
-Ваши предположения изменились?
-О чём мы говорили сегодня на занятии? - Что нового узнали? –Что было сложно? - Какие задания больше понравились?
- Оцените свою работу на занятии.
Высказывает согласие или несогласие с учеником. Благодарит за работу на занятии.
Выполняют работу в тетради.
1. Предложение.
2. Простое, распространенное
3.Называет, уточняет, объясняет
4. Каждый может по-своему выражать
5. Мысли.
Ставят «+» или «-» во второй графе.
Проверяют, как изменились убеждения.
-О предложении.
-О перелётных птицах.
Каждый оценивает свою работу.
СЛАЙД11Инструкция к написанию синквейна
СЛАЙД 12 Приблизительный вариант
СЛАЙД 13 Таблица «Верные и неверные высказывания»
СЛАЙД 14
мин
Приложения
Приложение 1.
Верные или неверные высказывания
Список убеждений В начале занятия
+/ - В конце занятия
+/ -
Предложение состоит из слов Предложение не может состоять из одного слова Слова в предложении не всегда связаны между собой Предложение выражает законченную мысль Первое слово в предложении иногда пишется с заглавной буквы В конце предложения ставятся . ? ! … Интонация, с которой произносится предложение, важна. Главные члены предложения - подлежащее и определение Предложение - это одно или несколько слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль Из предложений, связанных между собой по смыслу, можно составить текст Приложение 2.
Картинки с изображением птиц - ( Тематический словарь в картинках «Перелётные и зимующие птицы России» С.А.Васильевой)
- Голубь*, ласточка, скворец, кукушка.
- Ворона, воробей, голубь, скворец*.
- Соловей, жаворонок, воробей*, ласточка.
- Сорока, грач*, снегирь, синица.
- Лебедь, цапля, дятел*, аист.
Приложение 3.Упражнение «Жук»
-Сейчас мы будем играть в такую игру. Перед тобой поле, расчерченное на клеточки.
По этому полю ползает жук. Он ползает по команде. Жук может двигаться вверх, вниз, влево, вправо. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Водить пальцем по полю нельзя!
Например: Начали! Одна клеточка вверх, одна клеточка влево,одна клеточка вниз, одна клеточка
влево, одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук?
Приложение 4. Текст для деления на предложения
Ласточки - семейство птиц отряда воробьиных клюв у них треугольной формы, короткий и плоский рот у ласточки широкий крылья птиц узкие и длинные хвост у ласточки обычно с вырезом или вильчатый в России встречается семь видов ласточек большую часть времени ласточки проводят в полёте, который отличается быстротой и маневренностью
Приложение 5.Самомассаж «Осенний дождь»
Туча в небе появилась (поглаживание лба пальцами обеих рук от середины к вискам).
Тень на землю опустилась (поглаживание вокруг глаз указательными пальцами-«очки»).
Разбегаться надо нам (поглаживание от носа по щекам по направлению к ушам).
Очень быстро по домам (поглаживание от крыльев носа по носогубным складкам к углам губ).
Как из бочки хлынул дождь (спиралевидное растирание лба от середины к вискам).
Сразу лужи - не пройдёшь (круговое растирание щёк по направлению от носа к ушам).
К нам в окошко постучал (пальчиковый «душ» над верхней и под нижней губами).
И внезапно перестал (прерывистое надавливание по краю ушных раковин от мочек вверх).
Приложение 6.схемы предложений


──── ════ ~~~~~──── .

~~~~~ и ~~~~~─────════ ──── .

───── ═════и════~~~~~ ─────.

──── и ──── ═════~~~~~~ ────.
Приложение 7.Ключевые слова:
Ваня, утро, рыбалка,
караси, щуки,
камыши, лебеди,
один, кричал,
лапа, сети,
подплыл, лодка, спас
Приблизительный вариант рассказа:
Случай на рыбалке.
Ранним утром Ваня отправился на рыбалку. Хорошо ловились караси и щуки. Вдруг в камышах мальчик заметил двух лебедей. Один лебедь сильно кричал. Его лапа попала в сети. Ваня подплыл к лебедю на лодке и спас его.
Приложение 8. Правила написания дидактического синквейна:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по – возможности, эмоциональной.