Статья по теме : Правовая игра Детский вклад в демократию: формы влияние детей на процесс принятия решений

Статья по теме: Правовая игра «Детский вклад в демократию:
формы влияния детей на процесс принятия решений»

Автор учитель истории и обществознания МБОУ Лицея №25 города Димитровграда, Ульяновской области Томилина Лариса Анатольевна.

«Мы, дети, хорошо знаем, каково жить в современном обществе, когда тебе 8, 12 или 17 лет. Если вы будете советоваться с нами, ваша работа станет эффективнее и даст лучшие результаты для детей. Предлагаю вам принять нас в вашу команду». Хейди Гранде, 17 лет, делегат от Норвегии на специальной сессии по положению детей Генеральной Ассамблеи ООН.

В школах города проводятся мероприятия по вопросам защиты прав детей с участием самих детей. Обязательным элементом таких акций является правовая игра, где волонтёры – учащиеся «полицейских» классов - объясняют сверстникам их права и обязанности. В акциях на равных участвуют руководители как государственных, так и негосударственных структур, детских общественных организаций, творческих объединений. Одна из главных задач таких мероприятий - обязательная преемственность.
Правовая игра «Детский вклад в демократию: формы влияния детей на процесс принятия решений», посвящена – Дню защиты детей. Игру могут проводить сотрудники полиции вместе с учащимися старших классов.
В игре могут принять участие до 30 детей – активистов правозащитной работы 10 классов.
Игра начинается с проведения круглого стола по теме «Анализ мирового опыта влияния детей на решение проблем» с участием взрослых, которые знакомятся с материалами Детского форума, который проходил в Нью-Йорке в рамках специальной Сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Ученики выступают с докладами по данной проблеме.
Мария Пичугина, ученица 10 класса, в своём докладе «Зачем нужно участие и почему именно сейчас?» рассказала о том, что если ребёнку с раннего детства прививать активный интерес к тому, что происходит в мире, то он приобретает такие качества, как уверенность, целеустремлённость и способность вносить вклад в практику демократических отношений дома, в лицее и стране. Дети уже доказали, что, когда их привлекают к участию, они способны многое изменить в окружающем мире. При закрытии Специальной Сессии по положению детей Генеральная Ассамблея ООН дала обещание построить «мир для жизни детей», а мировые лидеры заявили о своей решимости изменить мир не только в интересах детей, но и с их участием. Поэтому необходимо, чтобы взрослые создали условия для участия детей.
Алёна Лядвейкина, ученица 10 класса, рассказала о возможностях участия детей по данной проблеме. Алёна отметила, что для оптимизации участия детей требуется основательная перестройка мира взрослых. Это, в свою очередь, предполагает, что взрослые будут прислушиваться к мнению детей и создавать возможности для претворения в жизнь их предложений. А для того чтобы дети могли иметь свое мнение и были способны его выразить, им необходимо иметь достоверную, одновременно актуальную и понятную им информацию, на конкретном этапе их интеллектуального развития.
Набиева Юлия, ученица 10класса, отметила в своём докладе, что в общественно-политическом плане, когда речь идёт об участии детей, чаще всего имеются в виду подростки, а не шестилетние дети, но по вопросам, затрагивающим их жизнь, важно советоваться с детьми всех возрастов. Это предполагает их участие на уровне школы, семьи, когда там обсуждаются решения по тем или иным вопросам. В любом возрасте дети способны на большее, чем принято считать, и, как правило, они справляются с поставленными задачами, если взрослые помогают.
Степанов Денис, ученик 10 класса, в докладе «Международные механизмы реализации прав человека» познакомил ребят с международными документами по защите прав человека и отметил, что непременным условием существование демократии является эффективная реализация и защита основных прав и свобод человека, особенно ребёнка. Но для этого сам должен знать свои права и уметь защищать их. Обсуждение докладов проходило открыто . Ребята с интересом рассматривали разные ситуации из жизни детей и взрослых, предлагали свои примеры в подтверждении сказанного. После обсуждения ребята взялись поработать над проектами. Они разбились на две команды и пытались найти ответы на вопрос: как вовлечь детей в процесс принятия решений, касающихся их жизненности?
Команды выдвинули такие предложения:
Организовать массовую детскую акцию, в рамках которой выйти на улицы Димитровграда с лозунгом «Пусть взрослые думают о нас!»
Создать детские СМИ, где будут рассматриваться проблемы и идеи детей, публиковаться информация для детей; где заинтересованные взрослые могут приглашать детей к участию в своей общественной работе.
Освоить практику диалога ребят с людьми из сферы политики для лоббирования своих интересов.
Организовать открытое консолидированное выступление детей по защите своих прав вместе с заинтересованными взрослыми, включая политиков.
Активнее сотрудничать со взрослыми, готовыми поделиться с детьми необходимой информацией, оказать поддержку и создать благоприятные условия для обеспечения подлинного участия детей в процессе принятия решений.
Закончивается правовая игра викториной «Конвенция о правах ребёнка», в процессе которой у детей обнаружился высокий уровень знаний Конвенции о правах ребёнка.
Все вместе подводили итоги правовой игры.
Правовая игра «Детский вклад в демократию: формы влияния детей на
процесс принятия решений» показала, что участие детей может принимать различные формы сопричастности и сотрудничества. Правовая игра укрепила у детей ощущение собственного самоуважения и достоинства. Ребята заявили, что подлинное детское участие должно исходить от самих детей и молодёжи, осуществляться на их собственных условиях, исходя из собственных реалий и в соответствии с их собственными представлениями, мечтами, надеждами и заботами. Дети – участники игры показали, что они способны создавать и реализовывать общественные проекты по вовлечению других детей в процесс принятия решений, касающихся их жизни.



15