Выступление на педагогическом совете по теме: « Особенности работы с детьми группы риска».




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Золотухинская средняя общеобразовательная школа»
Золотухинского района Курской области









Выступление на педагогическом совете учителя математики Карцевой А.Ф.
по теме:
« Особенности работы с детьми группы риска».

















2016г.



















Особенности работы с детьми группы риска.
   Детей нет – есть люди, но с иным масштабом понятия, иным запасом опыта, иными впечатлениями, иной игрой чувств. ПОМНИ, что мы их не знаем.                         Ш.А.Амонашвили
Вот уже многие десятки лет в каждом классе работает учитель предметник, он же классный руководитель. Определяя место классного руководителя в системе воспитания обучающихся, нужно видеть прежде всего главную линию - взаимодействие с самим ребёнком.
Не секрет, что основное влияние на ученика идёт через культуру, науку, деятельность, творчество.
Что такое творчество? Словари отвечают на этот вопрос: Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных или духовных ценностей».
Какие же новые ценности создаёт своим трудом учитель? Учитель математики? Что позволяет говорить о творческом характере учительского труда?
Ответственная задача учителя – готовить сегодня человека к решению задач, которые ещё только будут поставлены жизнью. Он должен предвидеть потребности быстро развивающегося и изменяющегося общества.
Предвосхищать требования, которые оно в будущем предъявит к человеку, сидящему сегодня за школьной партой. Решая на практике эти важнейшие задачи, учитель должен быть постоянно готов к поиску новых решений, к применению нестандартных приёмов работы.
В этом – главный признак педагогического творчества.
Творчество – высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. В психологическом аспекте нет различия между творческой деятельностью учёного, создающего продукт творчества, характеризующийся объективной новизной, и творческой деятельностью учащегося, делающего новое открытие для себя, но не для общества.
Творчество – необходимое условие становление самого педагога, его самопознания, развития и раскрытия личности. Сущность педагогического творчества заключается в сочетании умения при реализации проекта действовать самостоятельно и при этом адекватно в неповторимых учебных ситуациях.
Мотивы творческой деятельности педагога, особенно учителя математики, чрезвычайно многообразны. Они основываются на сознании педагогом своих обязанностей и задач, которые ставит перед ним современная школа.
В связи с этим уместно вспомнить притчу Плутарха о работниках, которые везли тачки с камнями. Их было трое. К ним подошёл человек и задал каждому из них один и тот же вопрос:
- Чем ты занимаешься?
Один ответил так:
- Везу эту проклятую тачку.
Другой работник сказал:
- Зарабатываю себе на хлеб.
Третий воодушевлённо провозгласил:
- Строю прекрасный храм!
В этой притче древнегреческий философ противопоставляет мотивы, которыми руководствуются работники, совершая одинаковый физический труд.
Для одного такой труд – изнурительная обязанность; для другого – средство к существованию; для третьего – радость созидания.
Радость созидания, особенно творческого труда, служит источником вдохновения в нелёгком педагогическом деле.
В настоящее время в педагогической практике имеются следующие трудности:
- нежелание родителей помогать учителю, классному руководителю в воспитании детей, отказ от сотрудничества;
- сильная загруженность учителей из-за низкой заработной платы (учитель вынужден работать на полторы-две ставки);
- пропаганда в средствах массовой информации жестокости, секса, насилия;
- экономическая нестабильность в стране;
- разобщенность поколений ребят, а также обособленность семьи от жизни школы, которая создаёт не просто преграды в воспитании детей школой, учителями, но и ставит некоторые воспитательные моменты в полное противоречие с требованиями школы;
- ограниченность материальных средств, выделяемых на воспитательный процесс.
Все эти проблемы, безусловно, заслуживают обсуждения. Однако трудности для того и даны, чтобы их преодолевать.
Чего же хотят от нас, учителей, учащиеся и родители?
Творчество – это исследование. Человек исследует, т.е. наблюдает и познаёт окружающий мир. Каждый учитель (математики) вправе претендовать на индивидуальный педагогический почерк. Поисковая творческая деятельность способствует созданию всех материальных и духовных ценностей. Педагогический труд не бывает не творческим, ибо неповторимы воспитанники, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение исходит из этих всегда нестандартных факторов. Педагогическое творчество имеет много общего с деятельностью учёного, писателя, артиста. Это прежде всего свобода и самостоятельность в самоактулизации сил и возможностей, становление духовной сферы личности, поиск новых форм, методов и средств педагогической деятельности. Не случайно появилось выражение «муки творчества». Творчество – это труд ума и эмоций, волевых усилий личности. Труд напряжённый, полный переживаний, не только радостных, но и горьких. Потребность в творчестве не всегда совпадает с возможностями воспитателя. Отсюда и возникают муки творчества.
Творчество учителя (математики) – это нередко стихийная или определённым образом организованная практическая деятельность. Цель творческого поиска – способствовать развитию личности учащегося. Тот педагог, который сам обладает ярко выраженной потребностью в творчестве, умеет замечать в каждом ростки таланта. Педагогическое творчество не есть свойство избранных, овладеть мастерством может каждый. Опыт учителя математики , выросший из его профессиональной интуиции, углубленный и отточенный до мастерства, позволяет создать свою индивидуальную воспитательную систему. Чтобы развить творческий потенциал каждого учащегося, каждому педагогу важно стать творческой личностью.
Чем отличается творческий учитель от нетворческого? Прежде всего тем, что хорошо знает пути достижения цели, постоянно анализирует собственные ошибки и просчёты, стремится на научной основе решать повседневные задачи воспитания. Его не пугают временные неудачи. Точно так же, как не обольщают «видимость дела» и мнимый успех. Он всегда в поиске. Творческий учитель работает с перспективой; он не распыляется на сиюминутные педагогические задачи, знает им цену и место. Учитель математики ставит перед собой сложные психолого-педагогические и методические задачи, связанные с воспитанием творческой личности, подготовкой учащихся к творческому труду.
Как утвердить в классном коллективе ценности, развивающие творческий подход и помогающие стать творческой личностью?
Активность, инициатива, творчество учителя – не только необходимое условие успешного решения практических задач по воспитанию подрастающего поколения, развития теории и методики воспитания. Творчество педагога, его рационализаторский, неформальный подход к делу во многом будут определять дальнейший прогресс в области обучения и воспитания молодого поколения.
Творчески можно разнообразить любое дело: например, расставить в классе парты, провести генеральную уборку, оформить класс к Новому году, распределиться на группы для выполнения задания и др. Тогда и получается не скучно, весело – для детей, и очень просто и даже приятно для педагогов.
Творчество педагогов в воспитательном процессе не удел талантливых одиночек, оно становится массовым. Наша профессия творческая, учитель – человек ищущий. Без настойчивого повседневного поиска, без инициативы и выдумки в каждой педагогической ситуации невозможно решить задачи, поставленные перед современной школой.
Каждый учитель может добиться успеха в воспитательной деятельности своего класса, если он любит свою профессию и детей. « Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам - он совершенный учитель». Слова Л.Н.Толстого.
Прежде чем воспитывать детей своего класса, каждый учитель должен хорошо изучить возрастные и индивидуальные особенности детей. Поэтому я как учитель и классный руководитель 8В класса постоянно наблюдаю за обучающимися своего класса, за их взаимоотношением друг с другом, анализирую их поступки. В классе 3 девочки и 4 мальчика, в этом учебном году пришёл новые ученик – Кучкин Иван, который обучался в другой школе. В адаптационный период Иван привыкал к одноклассникам, не всегда их отношения между собой были доброжелательны друг к другу, поэтому часто приходилось вести беседы на такие темы как: «Добро и зло», «Что такое дружба?», психолог Марина Вячеславовна проводила с классом различные занятия на сплочение классного коллектива.
Большое внимание уделяю изучению чувственно-эмоциональной сферы детей и своевременно выявляю их, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание характера каждого ребенка с тем, чтобы учитывать его при организации коллективной деятельности, распределение общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.
Зная характеры детей, мне легче строить свои отношения с ними, вести с ними воспитательную работу. В чём же она заключалась? Конечно же, в ежедневном общении с ними, проводя беседы, классные часы, узнавая больше о каждом из них каждый день. Мои мальчики любят заниматься спортом.
Таким образом, у детей идёт раскрытие их физических способностей, а это всё также помогает объединить, сплотить класс.
Изучение детей должно охватывать также ознакомление с условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительные влияния на их воспитание и развитие. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет всю последующую жизнь. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится значительную часть своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Хорошо когда воспитание полученное ребенком в семье не противоречит воспитанию, полученному в школе, а наоборот оно совпадает и где то дополняет друг друга.
Узнать об особенностях воспитания в семье можно разным способом: просто поговорить с родителями ребёнка или же предложить заполнить анкету. На последнем родительском собрании был рассмотрен один из видов отношений между детьми, где некоторые родители учат «давать сдачи» и не жаловаться родителям. Я была против этого, так как это ведёт к агрессии и ненависти друг другу, и можно ударить так, что ребёнок может упасть и неизвестно какие ещё после этого будут последствия. Пришлось учить родителей общению друг с другом. Отношения детей между собой, никаким образом не должно влиять на отношения родителей. Дети в день могут несколько раз, и поругаться и помириться. Родители наоборот должны показать как нужно правильно вести себя, а не выяснять отношения, между собой ругаясь перед детьми. Мы взрослые должны настраивать детей на дружбу, взаимопомощь, взаимоуважение.
Учитель всегда должен иметь тесную взаимосвязь с семьёй и совместно с родителями решать проблемы, возникшие с их детьми.
Я, как классный руководитель класса, стараюсь учить детей порядку и аккуратности, уважению и взаимопомощи друг к другу. Девочек приучаю к общественной работе в классе: подготовить доску к уроку, намочить тряпку, раздать тетради.
К ученикам своим отношусь всегда честно, улавливаю их настроение и настрой к учёбе. Если ребёнок заслужил - похвалю его, если провинился - могу и поругать. Учитель должен быть одновременно требовательным и тактичным человеком.
Думаю, что большую роль в воспитании детей играет и личный пример. Если наши слова идут врозь с делами, то грош им цена. Ребёнка не обманешь, если мы их учим доброте, честности, аккуратности - значит мы сами должны быть такими. .
Нельзя оберегать ребят и от реальных трудностей - надо учить преодолевать их, нельзя скрывать противоречий общества - надо учить видеть их, отыскивать причины их возникновения и находить путь к их разрешению.
В целом же в создании атмосферы дружбы и уважения в классном коллективе определяющую роль играет, конечно, сам учитель. Отношения классного руководителя с ребятами складываются не только в беседах, но и в деле. Легко с теми детьми, которые по натуре своей деятельны: работа видна. Сделали дело - молодцы! Труднее с теми, кто «показать» себя не умеет. Дело классного руководителя заметить таких, публично похвалить, подчеркнуть ответственность, нужность и важность их работы.
Например, Фатеева Алина, девочка из приёмной семьи, ёё воспитанием занимается дедушка по линии мамы, очень скромная, стеснительная. Обучение ей деется трудно, особенно уроки математики. Иногда, даже, зная ответ на вопрос учителя, она не поднимает руку для ответа. Боится, не уверена в своих знаниях. Но стоит её похвалить, глазки сразу же «загораются» и тогда её рука постоянно поднята для ответа. В результате работы с детьми как классный руководитель и как учитель математики советую:
Никогда не унижайте, не оскорбляйте детей – своё негативное отношение к тому или иному поступку лучше выразить в доброжелательном, уважительном разговоре.
Стремитесь понять расстановку сил в вашем классе, определите микрогруппы класса, выясните, кто является лидером. (У меня в классе лидер –Жмыхов Денис),
Старайтесь отталкиваться от положительных черт характера конкретного ребёнка, отмечайте успехи и положительные сдвиги в учёбе, организованности, в каком – либо деле.
Не берите на себя больше, чем вы в состоянии сделать.
Работайте в тесном сотрудничестве с родителями учащихся.
Поощряйте детскую самостоятельность с умом, учите их этой самостоятельности.
Будьте гибкими в отношениях с ребятами, умейте определять, где нужно быть строгим, а где можно посмеяться. Не повышайте голос никогда.
Стремитесь быть справедливым во всём и ко всем, никогда не доводите ситуацию до конфликта.
Прийти вместе – это начало,
Остаться вместе – это развитие,
                                Работать вместе – это успех.
                             
                     Г. Форд.        


                                                                                                















15