Рабочая программа по геометрии 7 класс 68 часов(учебник Л.С. Атанасян)



1.Пояснительная записка
Настоящая программа по геометрии для 7 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ) Приказ от 25.03.2004г. №1019 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного)общего образования».
Примерные программы основного общего образования или среднего(полного) общего образования(2006г.).
Данная программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
2.Общая характеристика учебного предмета.
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование свойственных математической деятельности качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к предмету как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Задачи изучения:
введение терминологии и отработка умения ее грамотного использования;
развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
формирование умения доказывать равенство данных треугольников;
отработка навыков решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки;
формирование умения доказывать параллельность прямых с использованием соответствующих признаков, находить равные углы при параллельных прямых, что находит широкое применение в дальнейшем курсе геометрии;расширение знаний учащихся о треугольниках.
Согласно Федерального базисного учебного плана на изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане.
Количество учебных часов:
В год -68 часа (2 часа в неделю)
В том числе:
Контрольных работ – 6 (включая итоговую контрольную работу)
Формы промежуточной и итоговой аттестации:Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ.
Уровень обучения – базовый.
4.Предметные результаты
ГлаваI. Начальные геометрические сведения.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
знать: что такое прямая, точка, какая фигура называется отрезком, лучом, углом; определения вертикальных смежных углов;
уметь: изображать точки, лучи, отрезки, углы и прямые обозначать их; сравнивать отрезки и углы работать с транспортиром и масштабной линейкой; строить смежные и вертикальные углы.
Глава II. Треугольники.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
знать и доказывать признаки равенства треугольников, теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; определения медианы, высоты, биссектрисы треугольника; определение окружности;
уметь применять теоремы в решении задач; строить и распознавать медианы, высоты, биссектрисы; выполнять с помощью циркуля и линейки построения: биссектрисы угла, отрезка равного данному, середины отрезка, прямую перпендикулярную данной.
Глава III. Параллельные прямые.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
знать формулировки и доказательство теорем, выражающих признаки параллельности прямых;
уметь распознавать на рисунке пары односторонних и соответственных углов, делать вывод о параллельности прямых.
Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
знать теорему о сумме углов в треугольнике и ее следствия; классификацию треугольников по углам; формулировки признаков равенства прямоугольных треугольников; определения наклонной, расстояния от точки до прямой;
уметь доказывать и применять теоремы в решении задач, строить треугольник по трем элементам.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно - иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения курса геометрии 7 класса учащиеся должны:
знать
основные понятия и определения геометрических фигур по программе;
формулировки аксиом планиметрии, основных теорем и их следствий;
уметь
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач, осуществлять преобразования фигур;
решать задачи на вычисление геометрических величин, применяя изученные свойства фигур и формулы;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат и соображения симметрии;
проводить доказательные рассуждения, при решении задач, используя известные теоремы и обнаруживая способы их применения;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
владеть алгоритмами решения основных задач на построение;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов.
5.Содержание курса.
Начальные понятия и теоремы геометрии
Возникновение геометрии из практики. Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии. Точка, прямая и плоскость. Понятие о геометрическом месте точек. Расстояние. Отрезок, луч. Ломанная. Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и е свойства.параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярность прямых. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Перпендикуляр и наклонная к прямой. Многоугольники. Окружность и круг.
Треугольники
Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Высота, медиана и биссектриса. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Сумма углов треугольника. Зависимость между величинами сторон и углов треугольника.
Измерение геометрических фигур
Длина отрезка. Длина ломанной, периметр многоугольника. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Величина угла. Градусная мера угла.
Построения с помощью циркуля и линейки
Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение треугольника по трем сторонам, построение перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы.
Тематическое планирование учебного материала для учебника Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, Э.Г. Позняка, И.И. Юдиной «Геометрия 7 - 9»
Номер параграфа Содержание материала Количество часов
Глава I. Начальные геометрические сведения 11
Глава II. Треугольники 18
Глава III. Параллельные прямые 13
Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника 20
Повторение курса геометрии за 7 класс 6
6.Календарно-тематическое планирование.

урока Тема урока дата
По плану фактически
Начальные геометрические сведения(11) 1 Прямая и отрезок 2 Луч и угол 3 Сравнение отрезков и углов 4 Измерение отрезков 5 Решение задач по теме: «Измерение отрезков» 6 Измерение углов 7 Смежные и вертикальные углы 8 Перпендикулярные прямые 9 Обобщающий урок по теме: «Основные свойства простейших геометрических фигур. Смежные и вертикальные углы» 10 Контрольная работа №1 по теме: «Основные свойства простейших геометрических фигур. Смежные и вертикальные углы» 11 Анализ ошибок контрольной работы Треугольники(18) 12 Треугольники. 13 Первый признак равенства треугольников 14 Решение задач на применение первого признака равенства треугольников 15 Медианы, биссектрисы и высоты треугольника 16 Свойства равнобедренного треугольника 17 Решение задач по теме: «Равнобедренный треугольник» 18 Второй признак равенства треугольников 19 Решение задач на применение второго признака равенства треугольников 20 Третий признак равенства треугольников 21 Решение задач на применение признаков равенства треугольников 22 Окружность 23 Примеры задач на построение 24 Решение задач на построение 25 Решение задач на применение признаков равенства треугольников 26 Решение задач 27 Обобщающий урок по теме: «Треугольники» 28 Контрольная работа №2 по теме: «Треугольники» 29 Анализ ошибок контрольной работы Параллельные прямые(13) 30 Признаки параллельности прямых31 Признаки параллельности прямых32 Практические способы построения параллельных прямых 33 Решение задач по теме: «Признаки параллельности прямых» 34 Аксиома параллельных прямых 35 Свойства параллельных прямых 36 Свойства параллельных прямых 37 Решение задач по теме: «Параллельные прямые» 38 Решение задач по теме: «Параллельные прямые» 39 Решение задач 40 Обобщающий урок по теме: «Параллельные прямые» 41 Контрольная работы №3 по теме: «Параллельные прямые» 42 Анализ ошибок контрольной работы Соотношения между сторонами и углами треугольника(20) 43 Сумма углов треугольника 44 Решение задач по теме: «Сумма углов треугольника» 45 Соотношения между сторонами и углами треугольника 46 Соотношения между сторонами и углами треугольника 47 Неравенство треугольника 48 Обобщающий урок по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника» 49 Контрольная работа №4 по теме: «Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника» 50 Анализ ошибок контрольной работы 51 Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства 52 Решение задач на применение свойств прямоугольных треугольников 53 Признаки равенства прямоугольных треугольников 54 Решение задач по теме: «Прямоугольный треугольник» 55 Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми 56 Построение треугольника по трем элементам 57 Построение треугольника по трем элементам 58 Решение задач по теме: «Построение треугольника по трем элементам» 59 Решение задач 60 Обобщающий урок по теме: «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам» 61 Контрольная работа №5 по теме: «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам» 62 Анализ ошибок контрольной работы Повторение курса геометрии за 7 класс(6) 63 Повторение темы «Начальные геометрические сведения» 64 Повторение темы: «Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник» 65 Повторение темы: «Параллельные прямые» 66 Повторение темы: «Соотношения между сторонами и углами треугольника» 67 Повторение темы: «Задачи на построение» 68 Итоговая контрольная работа №6 7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения.
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия 7-9 классы: Учебник для общеобразоват. учрежд. – М.: Просвещение, 2009.
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Юдина И.И. Геометрия: Рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: Просвещение, 2010.
Зив Б.Г., Мейлер В.М., Баханский В.Ф. Задачи по геометрии 7-11 классов. – М.: Просвещение, 2010.
Зив Б.Г., Мейлер В.М. дидактические материалы по геометрии для 7 класса. – М.: Просвещение, 2004.
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Некрасов В.Б., Юдина И.И. Изучение геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя.– М.: Просвещение, 2003.
Алтынов П.И. Геометрия, 7-9 классы. Тесты: Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2004.
Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 7 класс. – М.: ВАКО, 2009.
Кукарцева Г.И. Сборник задач по геометрии в рисунках и тестах. – М.: Аквариум ГИППВ, 1998.
Журнал «Математика в школе».
Цифровые образовательные ресурсы.
Интернет – ресурсы:
Сайты для учащихся:
Интерактивный учебник. Математика 7 класс. Правила, задачи, примеры http://www.matematika-na.ruЭнциклопедия для детей http://the800.info/yentsiklopediya-dlya-detey-matematikaЭнциклопедия по математике http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/matematika/MATEMATIKA.htmlСправочник по математике для школьников http://www.resolventa.ru/demo/demomath.htmМатематика он-лайнhttp://uchit.rastu.ruСайты для учителя:
Педсовет, математика http://pedsovet.su/load/135Учительский портал. Математика http://www.uchportal.ru/load/28Уроки. Нет. Для учителя математики, алгебры, геометрии http://www.uroki.net/docmat.htmВидеоуроки по математике – 7 класс , UROKIMATEMAIKI.RU( Игорь Жаборовский )
Электронный учебник
Электронное пособие. Математика, поурочные планы 7класс. Издательство « Учитель»
3.5 Техническое обеспечение образовательного процесса
Материальное обеспечение кабинетов
Мультимедийный компьютер;
Проектор;
Экран;
Интернет;