Конспект классного часа на тему: Моя малая Родина — гордость земли Рязанской. (3 класс)


Муниципальное образовательное учреждение
«Ряжская средняя общеобразовательная школа № 4»
Сценарий классного часа на тему:
«Моя малая Родина –
гордость земли Рязанской»

Учителя начальных классов Архипкиной Т.Н.
Цели и задачи:
формирование понятия о малой родине как части большой страны России;
воспитание любви к Родине и малой родине, уважительного отношения к себе, к людям, к тому, что сделано руками человека;
расширение знаний о своём родном городе;
воспитание у учащихся коммуникативности.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, документ-камера, цифровой фотоаппарат, мультимедийная презентация фильма о Ряжске (автор Сергей Петров), репродукции с изображением любимых уголков России, герб Ряжска, фотографии с видами уголков города, края (лес, поле, пруд, и т.п.) , стенд «Промышленные предприятия г. Ряжска».
Планируемый результат: оформление фотоальбома «Наш край глазами детей и родителей»
Ход классного часа:
Орг. момент
1-ый чтец: Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой растём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
2-ой чтец: Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
3-ий чтец: Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И скворцов весенних песни
За распахнутым окном.
Слово классного руководителя:
- Ребята, вы догадались, о чём мы с вами сегодня будем говорить? (Ответы детей).
- У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться. Но бывают мгновенья, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом, городом…
- А что для вас, ребята, значит слово Родина? (Ответы детей) Репродукции с изображением любимых уголков России.
- И сразу вспоминаются строки, написанные Юрием Яковлевым: «В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина.
… Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама …»
Наша малая Родина.
(Ученик читает стихотворение Серафимы Шейдиной, жительницы г. Ряжска «Наш город»)
- Ребята, мы в прошлом году побывали с вами в Ряжском краеведческом музее. Что вы узнали о нашем славном городе? Что вам понравилось в музее? (Ответы детей)
Слово учителя:
- Ряжск - один из древнейших городов, возник в XVI веке как город-крепость, защитник южных рубежей русского государства. В XVI-XVII веках государство крайне нуждалось в создании мощной оборонительной системы, в укреплении и защите своих южных границ.
Упоминается впервые в 1502 под названием Рясск. Возник на севере Рясского поля как укреплённый пункт, контролировавший волок, соединявший бассейны рек Ока и Дон. В XVI—XVII вв. входил в Большую Засечную черту, защищая Русское государство от набегов крымских и ногайских татар. С 1778 Ряжск — уездный город Рязанского наместничества (затем — губернии). В 1779 году был учреждён герб Ряжска, а 31 августа 1780 г. Екатерина II утвердила генеральный план развития и застройки города.
- Ребята, символом нашего города является герб г. Ряжска. Что на нём изображено? (Ответы детей).

Описание герба г. Ряжска: Исторический герб Ряжска: "В 1-й части щита в золотом поле часть герба Рязанского: серебряный меч и ножны, положенные накрест, над ними зеленая шапка, какова на князе в наместническом гербе. Во 2-й части щита в серебряном поле построенный на реке ряж, означающий имя сего города".
Словом "ряж" (или "реж") называется сруб из бревен. Такие срубы, заполненные внутри землей и камнями, служили в старину основными элементами оборонительных сооружений русских городов. Герб Ряжска напоминает, что город был защитным укреплением русской земли.
(Ученик читает стихотворение Ольги Бирюковой, жительницы города Ряжска «Отчий край») Показ слайдов с видами уголков города, края (лес, поле, пруд, и т.п.)- Сегодня Ряжск – город и административный центр Ряжского района, это значительный ж/д узел.
- У кого родители работают на ж/д? (Ответы детей)
- В городе есть АРЗ, где тоже работают ваши мамы и папы.
(Учитель рассказывает и показывает другие промышленные предприятия города и выпускаемую продукцию на стенде «Промышленные предприятия г. Ряжска).
- В городе есть консервный завод, хлебокомбинат, печатная фабрика «Гознак», четыре средних школы, дорожный техникум, в который вы, возможно, будете поступать, окончив школу; центральная районная больница с современным медицинским оборудованием, детские сады, железнодорожный музей, краеведческий музей, благодаря которому мы узнаём историю родного города. Наш город – это наша малая Родина.
Презентация фильма о Ряжске (автор Сергей Петров)

Заключительная часть. Слово классного руководителя.
- Ребята, вы посмотрели документальный фильм о г. Ряжске. Вам понравился фильм? Что нового вы узнали о родном городе? (Ответы детей)
- Почему ваш город так называется?
- Что вы можете рассказать о культурно – исторических зданиях нашего города?
- Есть памятники Великой Отечественной войны?
- Что можете рассказать о памятных местах нашего города?
- Почему наш город мы называем малой Родиной?
- Почему место, где ВЫ родились, Вам так дорого?
- Что вы можете сказать о сегодняшнем облике города? Как он меняется?
- Ребята, я думаю, что у каждого из вас есть любимый уголок в родном городе, куда хочется возвращаться снова и снова. Предлагаю вам принять участие в создании фотоальбома «Наш край глазами детей и родителей». Совместно с родителями фотографируйте исторические и памятные места нашего города, природу нашего края. Через месяц жду ваш фотоотчёт.- И в заключении, я хотела бы, чтобы мы вместе прочитали эти строки:
Малая Родина
В родимом краю и березки другие
И душистей сирень, зеленей тополёк.
Много мест на земле, только в нашей России
Может каждый по сердцу найти уголок.
Спасибо!