Конспект урока по русскому языку по темеСоздание текста типа описания художественного и делового стилей речи — ФГОС -(5 класс)


Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа п. Бакшеево
Шатурского муниципального района
Московской области
КОНСПЕКТ
урока русского языка
Создание текста типа описания предмета художественного и делового стилей.
5 класс (ФГОС)
Учитель русского языка и литературы
Скоренко Наталья Николаевна
Апрель 2015 г
Цель: обобщить сведения о типах и стилях речи.
Тип урока : обобщение
Технологии: ИКТ, проблемно-поисковый
Методы : словесный, наглядный, частично-поисковый, практический
Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная
Оборудование : Мультимедийный проектор, презентация «Типы речи», раздаточный материал
Результаты обучения :Различать художественное и деловое описание предмета. Для повышения выразительности художественного описания использовать определительные словосочетания в составе «данного». Правильно строить художественные и
деловые тексты с описанием предмета: создавать этюды-зарисовки по данному началу, по картине, включать эти зарисовки в письма к друзьям;
составлять деловые описания предмета (животного) в жанре объявления.
Предметные: научиться конструировать текст типа описания предмета художественного и делового стилей.
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.
Личностные: формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.
Ход урока :Организационный момент. Деление на группы , выбор руководителя, коммуникатора и оценщика.
Мотивационный.
Учитель : Ребята, у нас на уроке гости, улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи, используя стратегию «Ладошка к ладошке».
Ладошка в ладошку мы руки возьмём,
Дружной семьей мы в классе  живём.
Учитель : Начинается урок.Он пойдёт ребятам впрок.Постарайтесь всё понять,Интересное узнать
В тетрадях запишите число, классная работа, оставим две строчки для темы урока.
3. Актуализация знаний
Учитель : 1) Выполните словесную задачу для определения ключевого слова темы урока
СОБЕРИТЕ ИЗ БУКВ СЛОВО : КЕТТС - ТЕКСТСлайд № 1
- Что вы знаете о тексте? Текст – это 2 или более предложений, связанных по смыслу и грамматически
- Чем отличаются тексты ? ( Принадлежностью к стилям и типам речи).
- Какие стили речи существуют в русском языке? (Разговорный и книжные : художественный, деловой, публицистический, научный)
Стадия вызова .2) Для того, чтобы найти следующие ключевые слова для темы урока предлагаю работу в группах для создания мини-проекта.
Учитель : запишите задание № 1 в тетради : Прочитать текст, определить его тип, дать краткую характеристику данному типу речи.Слайд № 2
Что вам поможет ? ( Информационный материал в учебнике, опорный конспект)
- Прошу подойти коммуникаторов и выбрать раздаточный материал
1 группа. Вчера я был в цирке и видел тигров. Чего они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже сквозь горящие кольца. А в конце дрессировщик положил всех тигров в ряд и ходил по ним, как по ступенькам.
2 группа. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они сильные и красивые! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зеленым огнем, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые острые клыки.  
3 группа. Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может быть, потому, что человек их не боится? Или потому, что дрессировщик о них заботится? Только сильные и смелые люди работают с хищниками.
( дать 5 минут. Руководитель назначает выступающего.)1 группа. (п.п. 68, 86) В данном тексте используется повествование, говорится о следующих друг за другом действиях, отвечает на вопрос «О чем?», используется большое количество глаголов. Например : Я был, видел Тигры вставали, прыгали. Дрессировщик положил, ходил.
2 группа. ( п.п. 68, 101 )В данном тексте используется описание, говорится об одновременных признаках тигра. В текста типа описания используются прилагательные, изобразительные средства языка : сравнения, метафора, эпитеты. Мы посчитали и увидели, что в тексте всего 32 слова, из них 8 прилагательных
3 группа. (п.п. 68 70) В данном тексте используется рассуждение о свойствах и явлениях. Такие тексты строятся по плану : тезис (Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика?). Аргументы (Может быть, потому, что человек их не боится? Или потому, что дрессировщик о них заботится? ). Вывод (Только сильные и смелые люди работают с хищниками).
Результат: Какие ключевые слова на шли? Текст, типы речи , стили речи.
Чтобы сформулировать тему урока, возьмем первое ключевое слово (ТЕКСТ), тип речи, о котором рассказали ребята 2 группы ( ОПИСАНИЕ), стиль речи 2 текста ( ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ) и стиль речи, при котором пишем заявления, объяснения (ДЕЛОВОЙ)Слайд № 3
Слайд № 4
Тема урока «Создание текста типа описания предмета художественного и делового стилей». (записать в тетрадь)
Физминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре- руки шире,
Пять- руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
Стадия осмысленияСлайд № 5
  Петух был такой красивый и смелый . На шее огненное ожерелье. Спина серая в мелких белых пестринках , а в пышном хвосте длинные, серпообразные сине-чёрные перья. Он выступал вперёд широкой отливающей бронзой грудью, высоко , будто на параде, поднимал лапу с загнутыми острыми шпорами. Пету́х—небольшая птица. Длина самца 66 см, вес 900—1250 г; вес самки — 500—750 г. Окраска самца красновато-золотистая на спинной стороне, черновато-бурая — на брюшной. Перья на голове, шее, затылке и на верхней стороне хвоста — золотисто-жёлтые. Спина пурпурно-бурая, грудь и рулевые перья чёрно-зелёные, крылья бурые. Гребешок на голове красный, клюв буроватый.
Учитель .
Что общего в этих текстах? (описывается петух)Чем различаются? (в одном тексте автор описывает петуха, его красоту, восхищается им, а в другом перечисляет признаки петуха, его расцветку, не высказывает свое отношение к нему)Какой текст вам понравился больше, почему?ВЫВОД  Описание бывает Деловое - излагает факты, в нем отсутствует оценка автора. Основная функция официально-делового стиля — информационная (передача информации)Художественное - применяется в художественной литературе. Текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора.
Учитель : Мы с вами пытались разрешить проблемную ситуацию Давайте проверим, правильны ли на размышления. Работа с учебником : п. 101 стр. 268.
Творческая мастерская
Создание текстов описания художественного и делового стилей.
Учитель:   Однажды, писатель долго работал и заснул за письменным столом. Ночью он нечаянно толкнул стоящий на столе стакан молока. Часть рукописи оказалась смытой, но, к счастью, кое-что все же  сохранилось. Помогите автору восстановить текст.   
Необходимо восстановить тест, используя те части речи в соответствии со стилем и типом речи. Коммуникаторы, возьмите раздаточный материал. Обратите внимание на слова, которые даны для справок. Все ли слова вы будете использовать? Форму слов изменяем .1 группа
(Текст – описание художественного стиля)
   Живёт в соседском доме очень _______________кошка. Ее зовут____.  Шубка у нее ____,  а мордочка _______. Глаза похожи на ____________ пуговицы ___________ цвета. Ушки у нее ___________, усы ________________. На лапках ________________коготки, хвостик_________________.     Я давно дружу с_____________.
Слова для справок: Добрая, пушистая, длинные, ласковая, умная, чуткие, ловкая,   красивая, капризная,  острый, добывать, взвешивать.2 группа ( Текст описание делового стиля)
Как сохранить срезанные цветы, купленные за неделю до праздника? ? Стебли цветов _____________ наискось острым ножом и _______________цветы на два часа в воду ______________температуры. Затем заворачивают букет в газету и кладут на нижнюю полку ______________________.Через ___________________дней ________________ букет.
Слова для справок : подрезать, комнатная, несколько, ставить, проверить, холодильник, нарядный, синий
3 группа. Составьте из данных предложений текст.
А) На вершине пологого холма, сверху донизу покрытого только что зацветшей рожью,  
 виднелась небольшая деревенька.
Б) Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе; но поля еще блестели росой, из недавно проснувшихся долин веяло  душистой свежестью,  и в лесу весело распевали ранние птички.
В) Было тихое летнее утро.
Г) К этой деревеньке, по узкой проселочной дороге, шла молодая женщина, в белом платье, круглой соломенной шляпе и с зонтиком в руке.
Ответ: В Б А Г
Учитель: Итак, вы сегодня работали с готовым текстом, восстанавливали текст, а сейчас попробуете составить текст типа описания самостоятельно.
Я предлагаю вам самим составить текст описание по опорным словам. Итак, у нас два героя. Кто они?Вертится, стрекочет,Весь день хлопочет. (СОРОКА) Не дровосек, не плотник, А первый в лесу работник. (ДЯТЕЛ) слайд № 6Выберите, о ком бы вы хотели рассказать,  в каком стиле будет ваш текст: в деловом или  художественном.
Сорока1.Худ.описание.Слайд № 7Слова-помощники: красивая, белобока, белые, хвост черные, как у вороны, длинный, прямой, будто стрела, зеленоватым, нарядная.Сорока.2.Деловое описание.Слова-помощники:, черно-белая ,длинный,  белоснежные,  красивый, 160—260 г,  длинный,  мягкое оперение,   черное, белые, Европа,  Азия,   Индия, в Северо-Западная  Африке.  Дятел1.Худ.описание.Слова-помощники: нарядный,  ярко-красная, черные, атласные, острый, упругий, прямой, длинный и липкий,  красивая, доктор.Дятел2.Деловое описание.Слова-помощники: Длина 22—27 см, черный, белый, красный, буровато- белые, белые пятна, клюв черный, ноги тёмно-бурые,  длинный и липкий, личинки, насекомые, добывает на стволах и на земле, повсюду в России
В)Чтение и обсуждение текстов
РефлексияВыскажите свое отношение к нашему уроку, используя слова:МНЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОНРАВИЛОСЬ…….НА УРОКЕ Я НАУЧИЛСЯ……МОИ ДОСТИЖЕНИЯ НА УРОКЕ…… слайд № 8
Домашнее задание : п. 101, упр. 777 или 778 (на выбор)
1 группа. Вчера я был в цирке и видел тигров. Чего они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже сквозь горящие кольца. А в конце дрессировщик положил всех тигров в ряд и ходил по ним, как по ступенькам.
2 группа. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они сильные и красивые! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зеленым огнем, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые острые клыки.  
3 группа. Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может быть, потому, что человек их не боится? Или потому, что дрессировщик о них заботится? Только сильные и смелые люди работают с хищниками.
1 группа. Задание: списать в тетрадь восстановленный текст. Определить тип, стиль
   Живёт в соседском доме очень _______________кошка. Ее зовут____.  Шубка у нее ______,  а мордочка _______. Глаза похожи на ____________ пуговицы ___________ цвета. Ушки у нее ___________, усы ________________. На лапках ________________коготки, хвостик _________________.     Я давно дружу с_____________.
Слова для справок: Добрая, пушистая, длинные, ласковая, умная, чуткие, ловкая,   красивая, капризная,  острый, добывать, взвешивать.2 группа Задание : Записать в тетрадь восстановленный текст, определить тип речи, стиль речи.
Как сохранить срезанные цветы, купленные за неделю до праздника? Стебли цветов _____________ наискось острым ножом и _______________цветы на два часа в воду ______________температуры. Затем заворачивают букет в газету и кладут на нижнюю полку ______________________.Через ___________________дней ________________ букет.
Слова для справок : подрезать, комнатная, несколько, ставить, проверить, холодильник, нарядный, синий
3 группа. Составьте из данных предложений текст и запишите его.
А) На вершине пологого холма, сверху донизу покрытого только что зацветшей рожью,   виднелась небольшая деревенька.
Б) Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе; но поля еще блестели росой, из недавно проснувшихся долин веяло  душистой свежестью,  и в лесу весело распевали ранние птички.
В) Было тихое летнее утро.
Г) К этой деревеньке, по узкой проселочной дороге, шла молодая женщина, в белом платье, круглой соломенной шляпе и с зонтиком в руке.
Сорока .Художественное описание.
Слова-помощники: красивая, белобока, белые, хвост черные, как у вороны, длинный, прямой, будто стрела, зеленоватым, нарядная.Сорока. .Деловое описание.Слова-помощники:, черно-белая ,длинный,  белоснежные,  красивый, 160—260 г,  длинный,  мягкое оперение,   черное, белые, Европа,  Азия,   Индия, в Северо-Западная  Африке.  
Дятел .Художественное описание.Слова-помощники: нарядный,  ярко-красная, черные, атласные, острый, упругий, прямой, длинный и липкий,  красивая, доктор.Дятел Деловое описание.Слова-помощники: Длина 22—27 см, черный, белый, красный, буровато- белые, белые пятна, клюв черный, ноги тёмно-бурые,  длинный и липкий, личинки, насекомые, добывает на стволах и на земле, повсюду в России
Сорока .Художественное описание.Слова-помощники: красивая, белобока, белые, хвост черные, как у вороны, длинный, прямой, будто стрела, зеленоватым, нарядная.Сорока. .Деловое описание.Слова-помощники:, черно-белая ,длинный,  белоснежные,  красивый, 160—260 г,  длинный,  мягкое оперение,   черное, белые, Европа,  Азия,   Индия, в Северо-Западная  Африке.  Дятел .Художественное описание.Слова-помощники: нарядный,  ярко-красная, черные, атласные, острый, упругий, прямой, длинный и липкий,  красивая, доктор.Дятел Деловое описание.Слова-помощники: Длина 22—27 см, черный, белый, красный, буровато- белые, белые пятна, клюв черный, ноги тёмно-бурые,  длинный и липкий, личинки, насекомые, добывает на стволах и на земле, повсюду в России
  Петух был такой красивый и смелый . На шее огненное ожерелье. Спина серая в мелких белых пестринках , а в пышном хвосте длинные, серпообразные сине-чёрные перья. Он выступал вперёд широкой отливающей бронзой грудью, высоко , будто на параде, поднимал лапу с загнутыми острыми шпорами.
Пету́х—небольшая птица. Длина самца 66 см, вес 900—1250 г; вес самки — 500—750 г. Окраска самца красновато-золотистая на спинной стороне, черновато-бурая — на брюшной. Перья на голове, шее, затылке и на верхней стороне хвоста — золотисто-жёлтые. Спина пурпурно-бурая, грудь и рулевые перья чёрно-зелёные, крылья бурые. Гребешок на голове красный, клюв буроватый.
  Петух был такой красивый и смелый . На шее огненное ожерелье. Спина серая в мелких белых пестринках , а в пышном хвосте длинные, серпообразные сине-чёрные перья. Он выступал вперёд широкой отливающей бронзой грудью, высоко , будто на параде, поднимал лапу с загнутыми острыми шпорами.
. Пету́х—небольшая птица. Длина самца 66 см, вес 900—1250 г; вес самки — 500—750 г. Окраска самца красновато-золотистая на спинной стороне, черновато-бурая — на брюшной. Перья на голове, шее, затылке и на верхней стороне хвоста — золотисто-жёлтые. Спина пурпурно-бурая, грудь и рулевые перья чёрно-зелёные, крылья бурые. Гребешок на голове красный, клюв буроватый.