Пояснительная записка, распределение часов по темам, практическая часть по химии 8-9кл, Рудзитис.


Химия 8-9 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии (2006г.).
Кроме этого, исходными документами для составления данной рабочей программы явились:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
- Региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Мурманской области, утвержденный приказом комитета по образованию Мурманской области от 30.06.2006 № 811;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2013/2014 учебный год, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2080;
- Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»
Данная программа рассчитана на 136 учебных часа (68ч - 8 класс, 68 ч - 9 класс) – 2часа в неделю.
Реализация рабочих программ по химии обеспечивается использованием УМК - линия Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. – издательство «Просвещение»
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: Неорганическая химия: 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2016 гг.
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: Неорганическая химия: Органическая химия: 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2016гг.
Методическое сопровождение линии Рудзитиса Г.Е.
Сборник программ и примерное тематическое планирование к учебникам химии Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана для 8-9 классов / Под ред. Гара Н.Н. – М. Просвещение, 2008-2010 гг. – 54 с.
Гара Н.Н. Уроки в 8 классе: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008-2010 гг.
Гара Н.Н., Габрусева И.И. Химия: Задачник с «помощником»: 8-9 классы: Пособие для учащихся общеобразовательных заведений. – М.: Просвещение, 2008-2010 гг.
Гара Н.Н. Уроки в 9 классе: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008-2010 гг.
Радецкий А.М. Дидактический материал: 8-9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных заведений. М.: Просвещение, 2008-2010 гг.
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: Неорганическая химия: Органическая химия: 9 класс: CD – 2010 (Электронное пособие).
Диск творческой группы учителей химии 2011-2012 учебный год:
«Систематизация медиаресурсов для создания индивидуальной медиатеки учителя химии»
Техническое оснащение кабинета химии: Телевизор, компьютер, принтер; лаборатория «Архимед».
Особенности организации учебного процесса по курсу
Данная программа адаптирована для учащихся вечерней школы, контингент которой, весьма разнородный по уровню и структуре подготовленности; развитию познавательных способностей, мотивации учебно-познавательной деятельности. Это:
1. Педагогически запущенные школьники, у которых в дневной школе были серьезные проблемы в учебе, Более половины контингента – подростки группы риска, нуждающиеся в социальной защите, большинство из них физически ослаблены.Дидактическая запущенность сопровождается психологическими проблемами: понижением мотивации к учебе; возникновением психологических барьеров.
2. Молодые мамы, работающие молодые люди Эти обучающиеся в свое время не смогли своевременно, по различным причинам, окончить школу. У таких обучающихся большой перерыв в обучении, из-за которого выявляются серьезные пробелы в знаниях.
3. Молодые люди отслужившие в армии.
4. Воспитанники детских домов.
5. Обучающиеся, вернувшиеся из мест заключения.
6. Обучающиеся, работающие на предприятиях города, имеющие большой перерыв в учебе.
Для них предусмотрены консультации, индивидуальные задания, позволяющие лучше понять и усвоить материал по предмету; .В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
Фактологическая часть программы включает сведения о неорганических и органических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение. Периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.
Изучение органической химии основано на учении А.М. Бутлерова о химическом строении веществ. Указанные теоретические основы курса позволяют учащимся объяснять свойства изучаемых веществ, а также безопасно использовать эти вещества и материалы в быту, сельском хозяйстве и на производстве.
В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов; соблюдению норм и правил проведения в химических лабораториях
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании сочетания современных образовательных технологий, позволяющих реализовать принципы компетентностного подхода и обеспечивающих освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. В основе планирования уроков лежит проблемный метод, принципы развивающего обучения, использование компьютерных технологий.
Изучение химии на второй ступени направлено на достижение следующих целей:
а) вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, научного миропонимания
б) заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний в старших классах, правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде
Задачи:
а) Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике
б) овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций
в) развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями
г) воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры
д) применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решение практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений наносящих вред здоровью человека и окружающей среде
Требования к уровню подготовки выпускников:
В результате изучения химии ученик должен знать/понимать:
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и воссановитель, окисление и восстановление;- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
Уметь:
- называть химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемент, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакции ионного обмена
- характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ
- определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элементов в соединениях, вид химической связи в соединениях, возможность протекания реакции ионного обмена;
- составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20-ти элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем кислород, водород, углекислый газ, аммиак, растворы кислот и щелочей; хорид-, сульфат- и карбонат-ионы;
- вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
Использовать приобретены знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
- безопасного обращения с веществами и материалами
- экологически грамотного поведения в окружающей среде
- оценке влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценке информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации
Контроль и оценивание.
Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
Контроль за уровнем подготовки учащихся предусматривает устный опрос, проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ. В рабочей программе не предусмотрено проведение отдельных практикумов. Практические работы включаются в содержание изучаемых тем курса и позволяют последовательно формировать умения учащихся обращаться с лабораторным оборудованием и реактивами, что особенно актуально на первоначальном этапе изучения предмета и будет способствовать поддержанию интереса к изучению химии. Все практические работы являются оценочными, каждый учащийся получает отметку в журнал. Лабораторные опыты (продолжительность 10-30 минут) носят обучающий характер, также способствуют формированию практических умений и оцениваются выборочно.
Результаты обучения оцениваются по 5-бальной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
-глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
-осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
-полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа.
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа: оговорки, описки, допущенные по невнимательности.
Результаты проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а так же при выполнении ими химического эксперимента.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Наименование разделов и тем Содержание Количество часов Демонстрации, лабораторные опыты Формы контроля
Всего Из них
практические работы РАЗДЕЛ I. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии 8 4 Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.
Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.
Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.
Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.
Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.
Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.
Получение газообразных веществ.
Практические занятия
1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории.
2. Очистка загрязненной поваренной соли.
3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.
4. Получение, собирание и распознавание газов (кислорода) Демонстрации
Образцы простых и сложных веществ.
Горение магния.
Растворение веществ в различных растворителях.
Лабораторные опыты
Знакомство с образцами простых и сложных веществ.
Разделение смесей.
Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой).
РАЗДЕЛ II. ВЕЩЕСТВО 26 Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.
Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.
Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.
Качественный и количественный состав вещества. Простые вещества (металлы и неметаллы). Сложные вещества (органические и неорганические). Основные классы неорганических веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.
Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.
Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления. Составление формул соединений по валентности (или степени окисления).
Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).
Расчетные задачи
Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.
Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Демонстрации
Химические соединения количеством вещества в 1 моль.
Модель молярного объема газов.
Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей.
Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.
Возгонка йода.
Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.
Образцы типичных металлов и неметаллов.
РАЗДЕЛ III. ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ 19 2 Химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
Практические занятия
5. Признаки химических реакций
6. Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений.
Демонстрации
Реакций, иллюстрирующих основные признаки характерных реакций
Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.
Лабораторные опыты
Взаимодействие оксида магния с кислотами.
Взаимодействие углекислого газа с известковой водой.
Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств. РАЗДЕЛ IV. ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ 62 5 Водород, физические и химические свойства, получение и применение.
Кислород, физические и химические свойства, получение и применение.
Вода и ее свойства. Растворимость веществ в воде. Круговорот воды в природе.
Галогены. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли.
Сера, физические и химические свойства, нахождение в природе. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Сернистая и сероводородная кислоты и их соли.
Аммиак. Соли аммония. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота. Оксиды азота (II и IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.
Фосфор. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли.
Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ – свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода.
Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и силикаты. Стекло.
Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Ряд напряжений металлов.
Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения.
Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.
Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III).
Практические занятия
Получение, собирание и распознавание газов (водорода)
Получение, собирание и распознавание углекислого газа.
Практическая работа №5 «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппы азота и углерода
Решение экспериментальных задач по химии теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств».
Решение экспериментальных задач по теме: «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств».
Демонстрации
Взаимодействие натрия и кальция с водой.
Образцы неметаллов.
Аллотропия серы.
Получение хлороводорода и его растворение в воде.
Распознавание соединений хлора.
Кристаллические решетки алмаза и графита.
Получение аммиака.
Лабораторные опыты
Знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями).
Растворение железа и цинка в соляной кислоте.
Вытеснение одного металла другим из раствора соли.
Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, сульфидами, сульфатами, нитратами, карбонатами, силикатами).
Знакомство с образцами металлов, рудами железа, соединениями алюминия.
Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат-анионов и катионов аммония, натрия, калия, кальция, бария.
РАЗДЕЛ V. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ 10 1 Первоначальные сведения о строении органических веществ.
Углеводороды: метан, этан, этилен.
Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений.Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.
Представления о полимерах на примере полиэтилена.
Практические занятия
12. Изготовление моделей углеводородов.
Демонстрации
Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Модели молекул органических соединений.
Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.
Образцы изделий из полиэтилена.
Качественные реакции на этилен и белки.
РАЗДЕЛ VI. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
6 2 Наименование разделов Количество часов по примерной программе Количество часов в 8 классе Количество часов в 9 классе
РАЗДЕЛ I. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии 8 5 3
РАЗДЕЛ II. ВЕЩЕСТВО 26 26 РАЗДЕЛ III. ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ 19 9 10
РАЗДЕЛ IV. ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ 62 23 39
РАЗДЕЛ V. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ 10 10
РАЗДЕЛ VI. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
6 6ВСЕГО 141 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ХИМИИ ДЛЯ 8 – 9 КЛАССОВ
№ ТЕМА Пр. работы Лаб.опыты Контр. р. Кол. часов
8 – й класс(72 ч.) 1. Первоначальные химические понятия 2 6 1к.р. 17
2. Кислород 1 1 5
3. Водород 3 2 3
4. Растворы. Вода. 1 1к.р. 6
5. Основные классы неорганических соединений. 1 7 1к.р. 9
6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома. 1 7
7. Строение веществ. Химическая связь. 1к.р. 8
8. Закон Авогадро. Молярный оббьем газов. 3
9. Галогены 1 1 1к.р. 6
10. Повторение материала 4
9-й класс(70ч.) 1. Повторение. 2
2. Электролитическая диссоциация. 1 1 1к.р. 8
3. Кислород и сера. 1 2 1к.р. 9
4. Азот и фосфор. 2 1к.р. 9
5. Углерод и кремний. 2 1 1к.р. 7
6. Общие свойства металлов. 1 5 1к.р. 13
7. Органические соединения. 1 1 1к.р. 9
8. Химия и жизнь. 2 6
9. Повторение. 1к.р. 3
10. Резервное время. 2
ВСЕГО: 17 30 11 к.р. 136ч
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПО ХИМИИ 8 КЛ.
Практические работы Лабораторные опыты Демонстрационные опыты Расчетные задачи
Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории.
Очистка загрязненной поваренной соли.
Признаки химических реакций
Получение, собирание и распознавание газов (кислорода).
Получение, собирание и распознавание газов (водорода).
Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.
Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений.
Решение экспериментальных задач по теме: «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств (соляной кислоты)». 1. Разделение смесей.
2. Химические явления(прокаливание медной проволоки; взаимодействие меди с кислотой).
3.Знакомство с образцами простых и сложных веществ.
4. Реакции иллюстрирующие основные признаки характерных реакций.
5.Разложение основного карбоната меди(II).
6. Реакция замещения меди железом.
7. Ознакомление с образцами оксидов.
8. Получение водорода и изучение его свойств.
9. Взаимодействие водорода с оксидом меди.
10. Взаимодействие оксида магния с кислотой.
11. Взаимодействие углекислого газа с известковой водой.
12. Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.
13. Разложение гидроксида меди при нагревании.
14. Действие кислот на индикаторы.
15. Отношение кислот к металлам.
16. Взаимодействие кислот с оксидами металлов.
17. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.
18. Знакомство с образцами природных хлоридов.
19. Растворение железа и цинка в соляной кислоте.
20. Распознавание хлорид-анионов. 1. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография.
2. Образцы типичных металлов и неметаллов.
3. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ.
4. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.
5. Дем. химических соединений, количеством 1 моль.
6. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды.
7. Определение состава воздуха.
8. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка его на чистоту, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.
9. Горение водорода.
10. Взаимодействие натрия и кальция с водой.
11. Знакомство с образцами оксидов.
12. Знакомство с образцами оснований.
13. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.
14. Знакомство с образцами кислот.
15. Знакомство с образцами солей.
16. Образцы типичных металлов и неметаллов.
17. Сопоставление физических и химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.
18. Ознакомление с моделями кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.
19. Модель молярного объема газов.
20. Получение хлороводорода и его растворение в воде.
21. Распознавание соединений хлора.
22. Возгонка иода. 1.Объемные отношения газов при химических реакциях.
2.Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества.
3. Расчеты по термохимическим уравнениям.
4. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.
5. Вычисление массовой доли химического элемента в соединении.
6. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
7. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе.
8. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.
Практическая часть по химии 9 е классы.
Практические работы Лабораторные опыты Демонстрационные опыты
1.Решение экспериментальных задач по теме: « Электролитическая диссоциация».
2. Решение экспериментальных задач по теме: «Кислород и сера».
3. Получение, собирание и распознавание углекислого газа.
4.Экспериментальные задачи по теме: « Подгруппа азота и углерода».
5. Решение экспериментальных задач по теме: «Получение соединений металлов и изучение их свойств».
6. Изготовление моделей углеводородов.
7. Знакомство с образцами лекарственных препаратов.
8. Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены. 1. Реакции обмена между растворами электролитов.
2.Знакомство с образцами природных соединений неметаллов – сульфидами.
3. Распознавание сульфат-анионов.
4. Распознавание катионов аммония.
5. Ознакомление с природных нитратов.
6. Распознавание карбонат – анионов.
7. Знакомство с образцами металлов.
8.Распознавание катионов натрия, калия, кальция, бария.
9. Вытеснение одного металла другим из раствора соли.
10. Знакомство с рудами железа.
11. Знакомство с образцами сплавов.
12. Взаимодействие с крахмала с иодом. 1. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.
2.Реакции, иллюстрирующие основные признаки химических реакций.
3. Аллотропия кислорода.
4.Аллотропия серы. Знакомство с образцами природных сульфидов, сульфатов.
5. Знакомство с образцами природных соединений неметаллов- сульфатами.
6. Получение аммиака.
7. Кристаллические решетки алмаза и грфита.
Ознакомление с различными видами топлива.
8.Знакомство с образцами природных карбонатов.
9.Знакомство с образцами природных силикатов..Ознакомление с видами стекол..
10. Знакомство с соединениями алюминия.
11. Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
12. Образцы молекул метана и других углеводородов..
13. Образцы природных и синтетических органических веществ.
14. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.
15. Качественные реакции на этилен ( взаимодействие с бромной водой и раствором перманганата калия).
15. Образцы изделий из полиэтилена..
17. Образцы этанола и глицерина.
18. Качественная реакция на многоатомные спирты.
19. Качественные реакции на белки (цветные реакции белков, горение белков(шерсти или птичьих перьев).
20.Образцы упаковок пищевых продуктовс консервантами.
21. Образцы лекарственных препаратов.
22. Образцы поделочных материалов.