Урок географии тема Калининградская область


Урок географии в 9 классе
Тема «Калининградская область»
Цель: познакомить с историей образования Калининградской области. Дать понятие о ОЭЗ и анклаве. Сформировать представление о специализации промышленности и сферы услуг. Показать проблемы области и возможные перспективы развития хозяйства.Развивать умение работать с экономическими картами.
Оборудование: политико-административная карта, экономическая карта России, карта Калининградской области и Северо-Западного района, компьютер.
Ход урока
1. Орг. момент.
Отсутствующие Готовность класса к уроку. 
Внимание. Тема нашего урока: «Калининградская область как особая экономическая зона».Это завершающий урок в изучении Северо-Западного экономического района. Сегодня мы повторяем и закрепляем свои знания.
Домашнее задание:Повторить пар. №27,28.Опережающее задание: используя рис. 38 стр.132 и каты атласа  оценить ЭГП Центральной России.
Начинаем наш сегодняшний урок с небольшой разминки. Открыли атласы и начали работу:
--- море, омывающее Северо-Западный район /Балтийское/--- залив, омывающий Северо-Западный район /Финский/--- областной центр Ленинградской области /Санкт-Петербург/--- статус Санкт-Петербурга /город федерального подчинения/--- области, входящие в состав Северо-Западного района.
2. Проверка домашнего задания. 
Класс делится на 3 группы для выполнения индивидуальных заданий для каждой группы.
Задание для первой группы.
1 вариант.
Тест.
1.Северо-Западный район состоит из…А) 3 областей,Б) 4 областей,В) 3 областей и города федерального значения.
2.Северо-Западный район имеет…положениеА) приморское,Б) сухопутное.
3.Самый древний город Северо-Запада…А) Санкт-Петербург,Б) Псков,В) Новгород.
4.Отраслью специализации промышленности района является…А) электроэнергетика,Б) машиностроение,В) химическая промышленность,Г) металлургия.
5.Экономика Северо-Запада базируется на…А) собственном сырье,Б) привозном сырье.
6.Пригороды Санкт-Петербурга являются…А) промышленными центрами,Б) технополисами,В) рекреационными районами.
7.Половина населения Северо-Запада проживает в…А) Ленинградской области,Б) Псковской области,В) Новгородской области,Г) в Санкт-Петербурге.
8.Проблемами Северо-Запада являются…А) защита Санкт-Петербурга от наводнений,Б) создание нового порта,В) восстановление памятников архитектуры.
9.Укажите наиболее важное преимущество ЭГП Северо-Западного района…А) богатство минеральными ресурсами,Б) благоприятные природные условия,В) расположение на важных торговых путях.
10.Найдите ошибку в перечне отраслей специализации промышленности Северо-Запада:А) чёрная металлургия,Б) машиностроение,В) химическая промышленность.
Ответы: 1-в, 2-а, 3-в, 4-б, 5-б, 6-в, 7-г, 8-а,б,в, 9-в, 10-а.
2 вариант.
Условными значками /+/ заполнить таблицу.
Субъект Электро-энергети-каТоплив-наяЧёрн.Метал-лургияЦветн.Металл. Маши-ностр. ХимпромПище-ваяЛенинградская              
Новгородская              
Псковская              
Санкт-Петербург              
Вывод: какие отрасли, определяют «лицо»Северо-Западного района?
Задание для второй группы /карта/
На экономической карте Северо-Западного района подписать:
1  административные территории и их центры, 2  пограничные     государства.
Задание для третьей группы /работа с учителем/.
1.В чём суть выражения: «Санкт-Петербург «сам создал себе» удобное географическое положение?
/Санкт-Петербург возник  « на пустом месте», на неосвоенной территории. Создание морского порта, системы каналов, связывающих Петербург с Волгой, столичное положение улучшили географическое положение города/.
2. Почему промышленность города привязывалась к морскому побережью
/Промышленные предприятия дореволюционного Санкт-Петербурга ориентировались на импортное сырьё: английский уголь, американский хлопок./
3.Назовите ведущую отрасль промышленности Санкт-Петербурга?
/Машиностроение, особенно судостроение, энергетическое машиностроение. Особенно высока доля военной продукции – боевые корабли, танки, самоходные орудия/.
4. В чём отличие пригородных районов Санкт-Петербурга и Москвы?
/Пригороды Санкт-Петербурга это бывшиецарские резиденции, ныне дворцово – парковые города; пригороды Москвы-это технополисы и промышленные города с развитым ВПК/.
5.Назовите достопримечательности Санкт-Петербурга?
/Эрмитаж, Исаакиевский собор, Петропавловская крепость, мосты, Дворцовая площадь, памятник Петру 1, Казанский собор…/.
6. Каковы проблемы Санкт-Петербурга?
/Защита города от наводнений, сохранение памятников культуры, конверсия военного производства, экологическая/.
Подводим итог устному опросу
Через компьютер проверяем задания первой и второй групп.
Оценим сами себя по критериям:Всё правильно или одна ошибка-------------------- 5Две ошибки----------------------------------------4Три-четыре ошибки---------------------------------3Пять и более ошибок-------------------------------2
Поднимите руку у кого 5,4,3,2.  Выставьте оценки в дневник.Поставьте оценки в дневник.
3. Изучение новой темы
Итак, ребята продолжим работу. /На экран выводится карта Калининградской области/.Кроме Северо-Западного экономического района, Россия выходит к Балтийскому морю в его юго-западной части, на территории Калининградской области. Калининградская область как особая экономическая зона – тема  нашего урока. Верно ли это утверждение и можно ли это доказать? Ответ на данный вопрос является главной задачей сегодняшнего урока, и мы вместе постараемся её решить. Для работы нам необходимо иметь:
Учебник
Атлас
Подготовленное вами опережающее задание в виде мультимедийных слайдов.
А теперь, внимание! Через какие вопросы мы будем строить своё доказательство?/ответ ребят/
--- через характеристику ЭГП---через оценку природных условий и ресурсов для развития хозяйственной деятельности населения--- каковы перспективы развития области.
Таким образом, мы вместе определили план изучения новой темы.Работаем следующим образом:
Выполняя опережающее задание к уроку, вы уже объединились в группы, в которых продолжаем дальнейшую работу./Образовалось 3 группы/
Каждая группа в соответствии с нашим планом получает задание.Используя карты атласа, дополнительное мультимедийное приложение
Задание 1 группыопределить ЭГП Калининградской области, выделить особенности ЭГП.
Задание 2 группыоценить природные условия и ресурсы для развития хозяйственной деятельности. Выделить основные отрасли хозяйства.
Задание 3 группыДоказать, что Калининградская область является рекреационным районом.
В это время вниманию уважаемых гостей предлагаем небольшое путешествие по одному из красивейших городов России – Калининграду.
Презентация о г.КалининградеГруппы готовы к работе.Слушаем отчёт 1-3 группы.  Мы прослушали отчёт всех трёх групп.
Подводим общий итог работы
Калининградская область-часть бывшей Восточной Пруссии была образована в 1946 году по решению Ялтинской и Потсдамской конференций. Сначала область называлась Кёнигсбёргской, а затем её административный центр был переименован в Калининград, а область в Калининградскую.Калининград, бывший Кёнигсбёрг знаменит тем, что в нём родился, жил и умер известный философ  Эммануил Кант.Калининградская область - самый западный и одна из самых маленьких  регионов Российской Федерации. Она отделена  территориями соседних государств и поэтому является анклавом, а если быть более точными, то – полуанклавом, так как имеет выход в Балтийское море.
Обратившись к карте, мы сделали следующий вывод.
Калининградская область на западе и юго-западе омывается Балтийским морем и его заливами – Куршским и Калининградским, которые отделены от моря песчаными косами Куршской и Балтийской. На севере и востоке граничит с Литовской республикой, а на юге с республикой Польша. Расстояние до Польской границы – 35 км., а до Москвы – 1289 км. Является полуанклавом. Калининград – самый западный порт РФ, через который проходят транспортные магистрали к странам Западной и Восточной Европы. С Россией связана водным путём /через Балтийское море/ и транзитными коридорами через Литву.
Таким образом Калининградская область имеет особенное ЭГП, которое определяется близостью к странам Европы, наличием незамерзающих городов – портов, таких, как Калининград, Приморск, Балтийск, Светлогорск. Выходом в Балтийское море, благоприятными природными ресурсами для развития туризма.
Географическое положение области, незамерзающее побережье, близость к Атлантическому океану и странам Европы создают чрезвычайно благоприятные предпосылки для развития многих отраслей экономики, внешнеторговых связей и курортного хозяйства.Оценки работы  групп. 
4 . Итог урока
Теперь вернёмся к нашему основному вопросу урока: смогли-ли мы доказать то, что Калининградская область действительно является особой экономической зоной?
/Да. На основе выработанного нами плана урока мы доказали данное утверждение. Это даёт нам возможность сказать, что Калининградская область живёт и развивается особым экономическим порядком в непосредственной близости от стран Европы/.