Методика развития двигательных качеств на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности






Методика развития двигательных качеств учащихся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности


учителя физической
культуры СОШ №1
Герасёвой Татьяны
Александровны










Скопин
2010


План
1. Цели и задачи.
2. Вступление.
3. Методы работы учителя.
4. Методика проведения подвижных игр.
5. Игровые формы.
6. Использование элементов национальных игр на уроках и во внеурочной деятельности.
7. Работа классного руководителя по развитию двигательных качеств учащихся 5А класса.
8. Приложение.
9. Использованный материал.















Цели и задачи
Укрепление здоровья учащихся;
популяризация активного здорового образа жизни;
повышение уровня физической подготовки;
сплочение классного коллектива.
















Введение
Физическое воспитание является одной из составляющих культуры общества. Находясь в определённых взаимоотношениях с другими социальными подсистемами (общекультурными, политическими, социально-экономическими) в процессе накопления духовных и материальных ценностей складывается физическая культура как совокупность специфических духовных и материальных ценностей, в том числе и система физического воспитания.
Условия возникновения
В век научно-технического прогресса и компьютеризации наши дети все меньше времени проводят на воздухе . Недостаточно внимания уделяется развитию двигательных способностей , игре. Подросток проводит свободное время у монитора компьютера , который заменяет ему друзей , книги ,подменяя живое общение виртуальным . В таких условиях физическое развитие ребенка затормаживается .
Актуальность темы не вызывает сомнений , так как никакая виртуальная действительность не заменит ребенку живого человеческого общения . Укрепление здоровья подрастающего поколения – одна из главных задач школы и общества .
Ведущая педагогическая идея заключается в повышении уровня физической подготовки .
Основная цель политики государства в области физической культуры – оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения. И это не случайно. Статистические данные свидетельствуют о том, что в последние годы в России ухудшилось состояние здоровья населения. В связи с этим должны поменяться формы и методы работы учителя физической культуры.
Необходимость обобщения опыта вызвана рядом следующих противоречий .
Школьный возраст – один из самых сложных этапов возрастного развития организма человека, который охватывает достаточно большой период времени и включает и рост, и дифференцировку органов и тканей, и приобретение организмом характерных для него форм. Все эти факторы находятся между собой в тесной связи. Подростки в это время очень ранимы , и взрослые стараются оградить их от любых перегрузок , окружая комфортом . Однако во всем нужна мера , чрезмерная забота родителей может лишь навредить . О чувстве меры не должен забывать и учитель физкультуры . Методика физического воспитания зависит от возрастных развития организма учащихся. Поэтому физические упражнения важно подбирать так, чтобы они активно содействовали укреплению здоровья и гармоничному физическому развитию, формировали необходимые двигательные качества. Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями, которые особенно важно учитывать при занятиях физическими упражнениями.
Теоретическую основу моей методики составили работы в области развития двигательных способностей, подвижные игры , обобщение опыта работы по возрождению и развитию национальных видов спорта , игр .
Методика практической деятельности
Особенностью методики моей работы на уроках является прежде всего обучение основными видами двигательных действий. Ведущее место занимают гимнастика с основами акробатики, лёгкая атлетика, спортивные и подвижные игры, лыжный спорт, лапта, волейбол, баскетбол. Не надо забывать, что игра в жизни человека играет важную роль. Ребёнок познает окружающий мир с помощью игры. Поэтому я с учениками младшего возраста на уроках физической культуры много играю, знакомлю их с новыми играми, стимулируя тем самым интерес к занятию спортом.
Методические приемы
В своей работе я использую при объяснении нового материала методы наглядные, объяснительно – иллюстративные, репродуктивные. Идёт объяснение техники выполнения, показ учителем, затем учащиеся пытаются выполнить упражнения сами. Активно использую метод ролевой игры (имитационный метод). Играя, ребята, следуя правилам, выполняют отведённую игрой роль, создают определённый образ (“Морская фигура”, “Лягушка и цапля”, “Кот и мыши”, “У медведя во бору”, “Гуси – лебеди”, “Воробьи и вороны”).
Знакомя учащихся с различными видами спорта, рассказывая историю возникновения олимпийского движения, использую эвристический метод. Ребята показывают свои познания в этой области. Подключаю к работе учащихся, освобождённых от занятий, они собирают материал на определённую тему, а затем знакомят с ним одноклассников. В качестве разминок на уроках провожу викторины на различные темы. К урокам стараюсь относиться творчески, пытаюсь внести разнообразие, так как дети в возрасте от 7 до 9 лет быстро утомляются.
Уделяю особое внимание выбору игр, отбираю их в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Учитываю и степень организованности детей, их дисциплинированность.
Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребёнком знаний и представлений об окружающем мире, развитие мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально – волевых качеств. Подвижные игры развивают интеллект, будят фантазию, формируют социальные качества, приучая ребёнка к жизни в обществе. Подвижные игры – прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать движения, упражнения, связанные с бегом, прыжками, бросками и ловлей мяча и так далее. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, то есть повышению жизнедеятельности организма.
Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно – психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других (“День и ночь”, “Кто быстрей”). В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместные действия в играх сближают детей, сплачивают детский коллектив, доставляют радость от преодоления трудностей и достижения успеха.
Работая в основном с младшими школьниками, я использую метод от простого к сложному при выборе игр. Вот некоторые из них.


Возраст
Игра
Что развивает


7 - 8
“Два Мороза”


“К своим флажкам”


“Морская фигура”

Скоростные способности, координацию движений.

Внимание, ориентирование в пространстве.

Воображение, координацию движения.


8 - 9
“У медведя во бору”

“Удочка”

“Великаны и гномы”


“Кто дальше”

“Салки”


Быстроту, ловкость.

Прыгучесть, сноровку.

Внимание, слух, координацию движений.

Меткость, ловкость, силу.

Быстроту, прыгучесть, переключение скорости.




9 - 10
“Пятнашки”

“Городки”

“Казаки – разбойники”
Меткость, координацию движения.

Меткость, внимание, силу.

Коллективизм, быстроту, внимательность.


10 - 11
“Ручной мяч”

“Салки в тройках”


“Третий лишний”

“Вышибалы”

“Пять палочек”
Меткость, ловкость, быстроту.

Скорость, меткость, коллективизм.

Внимательность, быстроту.

Меткость, силу, выносливость.

Коллективизм, скорость, ловкость.



11 - 12









Спортивные игры

Пионербол


Волейбол


Футбол


Баскетбол

Лапта




Координацию, ловкость, силу, интеллект.

Прыгучесть, сплочённость, реакцию, силу.

Меткость, выносливость, быстроту.

Силу, меткость, выносливость.

Прыгучесть, сплочённость, быстроту, реакцию, силу, интеллект, меткость, скоростные качества.


С 5 класса начинается обучение технико – тактическим действиям спортивных игр. В качестве базовых рекомендуют баскетбол, футбол, волейбол. В нашей школе одной из самых популярных игр является русская лапта. Уже в начальных классах я постоянно использую ручной (теннисный) мяч на уроках физкультуры. В 5 классе ребята знакомятся с историей этой старинной русской игры и её правилами. В отличие от других спортивных игр лапта универсальна: она развивает меткость, быстроту реакции, силу, выносливость, все виды бега, внимание, ловкость, коллективизм и главное - интеллект. Неслучайно именно лапта легла в основу бейсбола.
Знакомя младших школьников с этой игрой, я решаю такую важную задачу, как воспитание национальной гордости.
Не надо забывать, что народные игры создавались с целью подготовки подрастающего поколения к взрослой жизни, проверки готовности человека к труду.
Подвижные игры, в основе которых лежат народные, всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребёнка в движении, необходимость найти выход из любой проблемной ситуации. Играя, ребёнок не только познаёт окружающий мир, но и преображает его . Наибольшая эффективность при этом достигается во время работы учащихся как на уроке , так и во внеурочное время .
Внеклассная работа
Я являюсь классным руководителем 5А класса. Это очень активные подвижные ребята. Больше всего они любят играть, находятся в постоянном движении. Основная воспитательная задача – сплочение классного коллектива . Чтобы направить их энергию в нужное русло, я использую игровые методы работы. Так, например, два классных часа в месяц мы проводим в спортивном зале или на игровой площадке. Почти каждый день после уроков мои ребята остаются, чтобы поиграть в баскетбол, футбол, волейбол, лапту. Я лишь приветствую их интерес к спорту, стараюсь поощрять их. Среди пятых классов мы постоянно проводим эстафеты, товарищеские встречи по футболу, пионерболу. В апреле состоится малый турнир по лапте для учащихся 5 - 7 классов.

Результативность

Учащиеся овладевают рядом приемов, позволяющих осознанно и самостоятельно анализировать , обобщать материал ,создают условия для проявления разного рода способностей учащихся , их индивидуальности , для формирования активной жизненной позиции. Я веду спортивные секции: в прошлом году по баскетболу (девушки СОШ №1 заняли первое место в городских соревнованиях), в этом году по волейболу (наши девушки – четвёртые).
Моя ученица Лебедькова Татьяна в осеннем лёгкоатлетическом кроссе заняла третье место. В 2007 году была тренером секции лапты, до сих пор помогаю проводить тренировку среди учащихся 5 – 7 классов.
Методические рекомендации
Представленный мной опыт работы могут использовать учителя физкультуры при подготовке к урокам и во внеурочное время.

Использованная литература:
В.И. Ковалько “Поурочные разработки по физической культуры 5 класса”, Москва “ВАКО” 2007.
М.С. Блудилина, С.В Емельянов “Физкультура 4 класс”.
В.И. Лях “Комплексная программа физического воспитания”.
В.Г. Чайцев, И.В. Пронина “Физическая культура как средство оздоровления школьной среды”.
“Методика и организация проведения подвижных игр в школьном уроке”. Fitness.ucoz.ru/publ/2-1-0-31.
“Русские народные игры”.www.portal – slovo.ru/pedagogy/38186.php.
“Подвижные игры для детей и их родителей – MoiKompas.ru”.
















Открытый урок по физической культуре в 4А классе на тему “Подвижные игры”.
Цели и задачи урока:
Развитие двигательных качеств: силы, ловкости, общей выносливости.
Совершенствовать броски и ловлю мяча.
Повторить метание теннисного мяча в цель.
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь: гимнастические маты, 2 баскетбольных мяча, 2 волейбольных мяча, 2 теннисных мяча, 4 обруча, 2 кубика.
Часть урока

Содержание урока
Дозировка
Организационно – методические указания


Вводная часть.
1.Построение, приветствие, сообщение задач урока.
1 мин.
Смотреть вперёд, лопатки сведены.
Выявление больных освобождённых. Форма.


2.Строевые упражнения: повороты направо, налево, кругом.
1 мин.
По команде учителя.


3.Ходьба:
на носках, руки на пояс.
на пятках, руки за голову.
на внешней стороне стопы, руки к плечам.
на внутренней стороне стопы, руки в стороны.
3 мин.
Следить за осанкой, спину держать прямо, голову не опускать.


4.Бег:
умеренный бег.
бег змейкой.
бег восьмёркой.
бег с захлёстыванием голени.
бег с подниманием высокого бедра.

5 мин.


Основная часть.
1.Упражнение №1
поднимание туловища из положения лёжа на мате.
2.Упражнение №2
сгибание и разгибание рук.

3.Эстафеты встречные и по кругу, в том числе с преодолением препятствий:
ведение мяча до стены и обратно.
броски теннисного мяча в обруч.


передача мяча над головой.
бег через обручи.

ведение баскетбольного мяча обручем.

смена предметов (кубик и мяч).

15-20 р. (3 мин.)

10-15 р. (2 мин.)

15 мин.


















Руки за голову, ноги согнуты в коленях.

В упоре лёжа на полу (мальчики), из виса стоя (девочки).
Класс делится на две команды.

Баскетбольный мяч.

Обруч лежит на расстоянии трёх метров, капитан возле обруча возвращает мячи команде.
Волейбольный мяч.
В каждой команде по 2 обруча.
Бег спиной вперёд, мяч в обруче.

Первый бежит с кубиком и меняет его на мяч, второй бежит с мячом и меняет его на кубик.


Заключениеьная часть.
1.Построение в колонну по одному.
2.Ходьба по кругу в колонне средним шагом.
3.Подведение итогов урока и выставление оценок.
4.Домашнее задание.
30 сек.

30 сек.

3 мин.

1мин.
За направляющим.





Поднимание туловища, прыжки на скакалках.


Открытый урок по физической культуре в 5Б классе на тему: “Знакомство с русской игрой Лапта”.
Цели и задачи:
1.Обучение сочетанию технических приёмов: передача ловли – броска.
2.Развитие скоростно – силовых качеств, координации.
3.Воспитание самостоятельности, трудолюбия, коллективизма.
Место проведения: спортивная площадка.
Инвентарь и оборудование: теннисные мячи, бита, секундомер, свисток.
Часть урока
Содержание урока
Дозировка
ОМУ

Вводная часть
1.Построение, сообщение задач урока.

1 мин.
Учитель проверяет спортивную форму, освобождения.


2.Бег со средней скоростью.
2 мин.
Бег равномерный.


3.ОРУ:
наклоны головы влево, вправо, вперёд, назад;
круговые движения головы (на 4 счёта);
круговые вращения согнутых рук вперёд, назад;
наклоны туловища влево, вправо;
наклон туловища вперёд, доставая носки;
приседания на месте;
прыжки на двух ногах;
ходьба на месте.
7 мин.
6 – 8 р.

6 – 8 р.

6 – 8 р.


8 р.

8 р.

20 р.
15 р.

Руки на поясе, ноги на ширине плеч.


Обратить внимание на осанку.

Руки на поясе, ноги на ширине плеч.


Спина прямая.

Основная часть
1.Специальные беговые упражнения:

бег с высоким подниманием бедра;

бег переставными шагами левым, правым боком;
бег с подскоками (прыгать выше);
“ Олений шаг”;
бег с захлёстыванием голени;
ходьба с носка на пятку.
5 мин.
Класс выстраивается в две шеренги.


2.Основные упражнения с теннисным мячом:


метание мяча друг другу;
метание мяча отскоком об пол;
метание мяча подбрасыванием вверх;
метание мяча змейкой;
10 мин.
Учащиеся становятся в пары друг напротив друга (расстояние 5 м.).


П/и “Мини - лапта”
15 мин.
Класс делится на 2 команды

Заключительная часть
1.Подведение итогов, построение.

2.Домашнее задание.



3.Выставление оценок.
2 мин.


1 мин.



1 мин.



Бег до 5 мин., отжимание, прыжки на скакалках


15