Выступление на школьном ЦМО по теме Применение тестовых технологий в образовательном процессе

Синявская С.В. МКОУ «Немировская СОШ»

Приложение
Применение тестовых методик в образовательном процессе
(выступление на школьном ЦМО)
Одним из важнейших направлений реформирования системы российского образования является совершенствование контроля и управление качеством образования. В настоящее время в России одновременно с существующей традиционной системой оценки и контроля результатов обучения начала складываться новая эффективная система, основанная на использовании тестовых технологий. Это вызвано потребностью в получении независимой объективной информации об учебных достижениях обучающихся, о результатах деятельности образовательных учреждений.
Для учителя подобная объективная информация служит не только основой для анализа результатов обучения, прогнозирования уровня достижения государственного стандарта, обоснованных выводов об эффективности использования тех или иных инновационных образовательных технологий, методов, дидактических приемов, организационных форм обучения, но и средством проектирования собственной педагогической деятельности с конкретным контингентом учащихся.
Традиционная система, имеющая богатый опыт в области контроля результатов обучения, носит преимущественно субъективный характер и в силу своих организационных и технологических особенностей не может обеспечить удовлетворения потребности в объективной информации об учебных достижениях учащихся. Подобную информацию позволяет получить контроль на основе тестовой технологии, предусматривающий

Синявская С.В. МКОУ «Немировская СОШ»
компьютерную обработку данных тестирования и предоставления результатов обработки.
Преимущества тестового контроля
- объективность оценки, так как в тестовом контроле влияние субъективных факторов (например, таких, как осведомленность экзаменатора о текущей успеваемости экзаменующегося, учет его поведения на уроках и т. п.) исключено;
- достоверность информации об объеме усвоенного материала и об уровне его усвоения;
- эффективность – можно одновременно тестировать большое число учащихся, причем проверка результатов при этом производится гораздо легче и быстрее, чем при традиционном контроле;
- надежность – тестовая оценка однозначна и воспроизводима;
- дифференцирующая способность – так как в тестах содержатся задания различного уровня;
- реализация индивидуального подхода в обучении – возможна индивидуальная проверка и самопроверка знаний учащихся;
- сравнимость результатов тестирования для различных групп учащихся, обучаемых по разным программам, учебникам, с использованием различных методов и организационных форм обучения.
В последние десятилетия в большинстве развитых стран мира уделяется особое внимание проблемам оценки качества образования и повышению эффективности образовательных систем, создаются национальные службы для контроля за результатами образования и мониторинга его качества, использующие тестовые технологии.
Предлагаемая технология дополняет традиционную систему текущего контроля системой тестов различного назначения, что позволит получить



Синявская С.В. МКОУ «Немировская СОШ»
достоверную и оперативную информацию об уровне усвоения знаний, достигнутом каждым учащимся.
Система включает тесты следующих видов:
БАЗОВЫЕ ТЕСТЫ – тесты, позволяющие проверить усвоение базовых понятий на репродуктивном и алгоритмическом уровнях; время проведения – 10-15 минут;
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ – тесты, дающие возможность выявить не только пробелы в знаниях по теме, но и уровень ее усвоения, учебные возможности обучаемого; время проведения – 20-30 минут;
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ – тесты для проведения в конце изучения темы, позволяющие зафиксировать объем и уровень ее усвоения; время проведения – 45 минут;
ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ - тесты для проведения в конце полугодия, года, за курс основной (средней) школы с целью выявления объема и уровня усвоения материала. Итоговый контроль уровня усвоения учебных знаний учащихся лишь констатирует определенный результат, но не дает способа достижения учащимися необходимого уровня знаний.
Наряду с проведением тестирования самим педагогом технология предусматривает проведение и административного тестирования как итогового контроля со стороны заместителя директора школы по УВР. Объективный контроль результатов обучения позволит повысить эффективность управления учебным процессом в школе.
Разработанные и апробированные задания и тесты могут накапливаться в компьютерных базах данных и образовывать банки тестов для педагогического и административного контроля учебного процесса.
Выбор типов тестов определяется:
- особенностями инструментальных тестовых программ;
- особенностями предметной области;
- опытом и мастерством экспертов.
Синявская С.В. МКОУ «Немировская СОШ»

Хорошим считается тест, если:
- он восприимчив к угадыванию тестируемым;
- он восприимчив к невнимательности и ошибочным действиям тестируемого;
- он положительно влияет на тестируемого и педагога, который использует тест.
При это тест используется обучаемым, как:
- обучение;
- контроль.
Для учителя тест служит:
- корректировке учебного процесса;
- использованию как вспомогательного средства для контроля (текущего);
- использованию как дидактического средства для обучения;
- для дистанционного обучения.
Сейчас к заданиям в тестовой форме предъявляется следующий набор требований:
- краткость;
- технологичность;
- правильность формы;
- корректность содержания;
- логическая форма высказывания;
- одинаковость правил оценки ответов;
- наличие определенного места для ответов;
- правильность расположения элементов задания;
- одинаковость инструкции для всех испытуемых;
- адекватность инструкции по форме и содержанию задания.


15