Введение в социологию (10 класс)

К А Л Е Н Д А Р Н О – Т Е М А Т И Ч Е С К И Й П Л А Н
Спецкурс «Введение в социологию» 10 класс (34 часа)

ЦЕЛЬ КУРСА: дать учащимся общее представление о социологии как науке, о её специфике по сравнению с другими науками о человеке и обществе, её задачах, целях, методах, значении для общества и для развития общественных наук (политологии, социальной психологии, философии, культурологии, этики и т.д.); познакомить их с важнейшими направлениями исследований в социологии на теоретическом и эмпирическом уровнях. Основное внимание в курсе уделяется человеку, его социальным связям и отношениям с учётом собственного опыта социализации учащихся, затем рассматривается общество как специфический продукт всестороннего социального взаимодействия людей.
Темы занятий
Цели и содержание занятий
Формы работы
Срок
Примечание

РАЗДЕЛ 1.Основные понятия социологии (12 ч).





1-3.
Социология как наука.
Цели и задачи спецкурса.

Объект, предмет и методы социологии. Задачи социологии: поиск закономерностей или «понимание»?

Социология – наука о различных общественных явлениях в их взаимосвязи и взаимодействии. Актуализация знаний в области социологии, уровня осведомлённости и интереса. Смена позиции обучаемого на позицию участника процесса познания.

Основные понятия и проблемы социологии. Социальное и общественное. Потребности и интересы людей, их многообразие. Общение, общность, общество. Понятия «деятельность», «жизнедеятельность», «социальное взаимодействие», «социальные отношения», «социальный субъект», «социальный институт». Социальный процесс.




Информационная беседа, дискуссия. Вопросы для самопроверки.

04.09-
09.09.


11.09-
16.09





18.09-
23.09





Конспект лекций.
Учебное пособие Г.О. Перов, С.И. Самыгин «Социология», стр.
Пособие для сдачи экзаменов, стр. 3.
Словарь школьника, стр. 151.


4.Предмет современной социологии. Социология и другие науки об обществе.

Место социологии в совокупности наук о человеке и обществе. Уровни социологического познания. Структура современного социологического знания. Функции социологии.
Формирование позиции взаимодействия на занятиях. Выбор модели работы группы в режиме постановки задач, исследования реального общения.


Лекция. Дискуссия «Заключение договора».
Вопросы для самопроверки.


25.09-
30.09

Методическое пособие, с. 66.
Хрестоматия, стр. !2-15, стр. 35.

5-8.
Из истории социальной мысли. Возникновение социологии.
Социальное знание в Античности и в эпоху средневековья.

Социальные учения Возрождения и Нового времени – теоретические предпосылки социологии.

Возникновение социологии в первой половине 19 века.
Классический этап в развитии социологии.



Лекция
02.10-
07.10

09.10-14.10

16.10-
21.10

23.10-
28.10
Пособие для сдачи экзаменов, стр. 8-16.
Уч.пособ., стр. 22, 39

9.Основные направления мировой социологии.
Развитие социологии в России. Первые эмпирические социологические исследования. Основные проблемы современной социологии.
Международные социологические организации, совместные исследования, тенденция к интеграции социологического знания.





Лекция

30.10-
02.11
Пособие для сдачи экзаменов, стр. 17-26.
Уч.пособ., стр. 58

10-11.Прикладная социология. Эмпирическое социологическое исследование.
Постановка проблемы и выдвижение гипотезы. Определение цели и задач исследования. Выбор объекта и предмета исследования. Составление плана проведения исследования. Определение выборки и методов сбора информации (социальный эксперимент, интервью, опрос, тестирование, наблюдение, анализ документов и т.д.).
Сбор социологической информации, её обработка. Описание результатов исследования, их первичный научный анализ, объяснение. Проверка гипотезы. Отчёт о результатах исследования. Практические рекомендации.













Лекция
Анкета
«Ваш научный и творческий потенциал»
13.11-
18.11







20.11-
25.11


Уч.пособ.,
стр. 298-317.

Пособие для сдачи экзаменов, стр. 64-73.

12.Обобщение материала.






Вопросы и тесты для самопроверки.
Контрольный тест.

27.11.-
01.12



РАЗДЕЛ 2. Социология общества (8 часов).





13-14.Общество как социальная система.
Теории происхождения общества. Понятие и содержание общества как целостной системы. Личные, групповые (коллективные), общественные интересы и потребности - побудительные стимулы к общению и совместной деятельности людей, их всесторонняя зависимость, социальные факторы их изменений. Виды потребностей и интересов.
Типы человеческих обществ. Этническая социология. Социология города и деревни. Социальные институты и социальные организации. Типы организаций.
Лекция

Соцопрос «Потребности и интересы»,
«Общественное мнение».
04.12-
09.12



11.12.-
16.12

Пособие для сдачи экзаменов, стр. 30, 35, 43, 53-57, 73-75.

Уч.пособ., стр.77,
81, 87.
Учебник Ж. Годфруа /Раздел «Человек и другие люди»/, стр. 71.

Учебник В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев «Психология человека» /раздел «Человек среди людей»/, стр. 154.

Лекции «Человек и производство», стр. 181.

15.Основные социоструктурные образования.
Социальная общность и социальная группа. Малые группы. Социальная мобильность и её каналы. Маргинальность. Понятие социальной структуры. Подходы к структурированию общества. Социальная эволюция, социальный конфликт, социальная революция. Социальные законы. Возможные сценарии развития России.
Лекция
Дискуссия
18.12-
23.12
Пособие для сдачи экзаменов, стр. 33.
Уч.пособ., стр. 92, 97, 121, 125.

16-17.Мир социальных конфликтов.
Природа социального конфликта. Теории конфликтов. Функции и последствия социальных конфликтов, их классификация. Механизмы социального конфликта и его стадии. Субъекты конфликтных отношений и управление социальным конфликтом.
Конфликты на производстве: их виды и типы. Разрешение конфликтов.


Лекция




Тест Томаса.

25.12-28.12


15.01-
20.01



Уч.пособ., стр. 216-235.
Пособие для сдачи экзаменов, стр. 60-64.
Учебн. «Психология», стр. 375.

18.Практикум по разрешению конфликтов.



22.01.-
27.01


19.Социальные изменения.
Причины социальных изменений. Социальные движения и их типология. Общая характеристика мирового сообщества и мировой рынок. Постиндустриальное общество. Современные тенденции международных экономических отношений. Место России в мировом сообществе.

Лекция
29.01-
02.02
Уч.пособ., стр. 240-259.
Учебник «Психология» /Раздел «Человек в политике»/, стр. 547.

20.Обобщение материала.

Вопросы и тесты для самопроверки.
Контрольный тест.

05.02-
10.02


РАЗДЕЛ 3. Социология политики (6 часа).





21- 22.
Социология политики и политология.
Политика как социальное явление и социальный институт. Потребности и интересы, лежащие в основе политического взаимодействия людей и политических отношений. Политическая власть. Политическое поведение в системе общественных отношений.
Политическое сознание: политическая идеология и политическая психология. Политические ценности, идеалы, обычаи и традиции.

Лекция.
Дискуссия.
12.02-
17.02


19.02-
24.02


Пособие для сдачи экзаменов, стр. 38-41.
Уч.пособ., стр.

Учебник «Психология» /Раздел «Человек в политике»/, стр. 528.

23-24. Личность в политике.
Политическая социализация личности: усвоение ею определённой политической роли, политического опыта других субъектов политики, политической культуры, формирование её политических качеств, выработка собственного отношения к политическим явлениям и процессам в обществе.
Общественно-политическая активность личности- показатель уровня её политической социализации. Российское гражданство.

Лекция.
Соцопрос
«Я и права других»
Вопросы для самопроверки.

26.02.-
03.03


05.03-
10.03


Уч.пособ., стр.

Пособие для сдачи экзаменов, стр. 57.
Учебник «Граждановедение», стр. 26, 66, 70. Учебник


26. Обобщение материала.

Вопросы и тесты для самопроверки.
Контрольный тест.

12.03-
17.03


25.
Психология политической деятельности и массовидных явлений.






Психологические средства в политике. Определение психолого-политических массовидных явлений. Психология совокупности людей, повинующихся политике.

19.03-
23.03
«Психология» /Раздел «Человек в политике»/, стр.
528, 535.

РАЗДЕЛ 4. Социология культуры (4 часа).





27-28.
Понятие культуры. Основные элементы и формы культуры. Субкультура.
Культура как выражение духовной жизни человека и общества, как социальный институт, система духовных ценностей.
Культурная деятельность и отношения. Субъекты и институты культуры. Социокультурные суперсистемы.


Лекция

02.04-
07.04

09.04-
14.04

Пособие для сдачи экзаменов, стр. 41.
Уч.пособ., стр. 185, 195.

29-30.
Культура как фактор социализации.
Культурная социализация личности, её содержание, условия, показатели эффективности. Духовные нормы, ценности, идеалы в системе культуры. Современные тенденции развития культуры, их социальные последствия.
Культурный потенциал личности и общества. Место культуры в обществе.









Лекция
Дискуссия
Соцопрос «Культурный потенциал личности»
16.04-
21.04



23.04-
28.04

Уч.пособ., стр. 199.

Учебн-к. «Психология», стр. 21- 31, 241, 256, 274.

РАЗДЕЛ 5. Социология религии и науки (4 часа).





31-32.Социология религии. Религоведение.
Религия – форма сознания, деятельности и отношений в обществе, специфическое явление духовной жизни людей. Церковь как социальный институт. Функции религии в обществе. История религии, многообразие религий в современном мире, условия их сосуществования. Атеизм.
Уровни религиозного сознания: религиозная идеология и психология. Религиозные ценности. Религия как регулятор человеческого поведения (нормы религиозной морали, мнение религиозной общности). Религия в системе духовной жизни людей, общества.

Рефераты.
Дискуссия

Анкета
«Иерархия ценностей».

30.04-
05.05




07.05-
12.05


Учебник В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев «Психология человека» /раздел «Духовное бытие человека»/, стр. 332.

Учебн.пособие «Человек», стр. 225, 274.
Словарь школьника «Философия. Политология».

33-34.Социология науки. Науковедение.
Наука- форма сознания, деятельности и отношений в обществе. Функции науки в обществе. Социальная роль науки. История науки, специфика её формирования, связь с повседневной жизнью людей. Многообразие мира и дифференциация науки. Субъекты научной деятельности. Наука как социальная ценность. Научный потенциал общества. Нравственные аспекты научной деятельности. Новаторство в науке. Ответственность учёного.
Процессы глобализации. Информационное общество. Электронное правительство. Социальная общность киберпространства. Специфика социальных связей и отношений в сетевом обществе.


Рефераты.
Анкета
«Мой научный потенциал».
Соцопрос
«Верю ли я в прогресс общества?». Вопросы для самопроверки.

14.05-19.05









21.05-
26.05

Уч.пособ. «Социология», стр. 265-297.
Учебн.пособие «Человек», стр. 137-162.


К А Л Е Н Д А Р Н О – Т Е М А Т И Ч Е С К И Й П Л А Н
Спецкурс «Введение в социологию» 11 класс
(34 часа)





РАЗДЕЛ 6. Социология труда (10 часов).





1.Труд и общество.
Факторы развития труда в истории. Место и роль труда в системе других форм жизнедеятельности человека и общества, особенности их взаимодействия. Законы развития сферы труда и современные тенденции её изменений.

Лекция
04.09-
09.09
Пособие для сдачи экзаменов, стр. 45.

2-3.Трудовой коллектив и трудовые отношения.
Субъекты трудовых отношений. Многообразие отношений в трудовом коллективе. Социальные условия труда, их изменения в истории, современное состояние.

Особенности социального развития трудового коллектива. Человек в сфере труда.
Лекция
11.09.-
16.09



18.09-
23.09
Учебн. «Психология», стр. 463, 484.

4-5.Социальные конфликты в трудовом коллективе.
Социальные конфликты в трудовом коллективе, их причины. Дать рабочее определение конфликта; показать различие рабочего определения и бытового понимания конфликта; проанализировать конфликт с точки зрения положительного воздействия на межличностные отношения и на отношение к самому себе.
Способы предотвращения и ликвидации конфликтов.

Лекция
25.09-
30.09






02.10-
07.10
Методическое пособие, стр. 110.
Хрестоматия, стр. 87-88, 92-95.

Лекции «Человек-Труд-профессия», стр. 194-200.

6-7.Труд как способ социализации и самореализации личности.
Труд, профессия. Отношение к труду. Удовлетворённость трудом, условия и причины, влияющие на неё. Социальные аспекты производительности труда. Проблема перепрофилирования работников и трудовых коллективов как социальная проблема.
Условия личностной самореализации.
Социальная защита в сфере труда и трудовых отношений.


Лекция
Таблица «Формы разделения труда».
Соцопрос «Отношение к труду».
09.10-
14.10





16.10-21.10


Лекции «Человек-Труд-профессия», стр. 35, 41, 57-62, 87-90, 97-106.

Учебн. «Психология», стр. 283.

8-9.
Человек в экономике. Основы менеджмента.
Исторический аспект. Экономическое сознание и экономическое поведение. Психология денег. Психология предпринимательства.
Профессионально важные качества и подготовка менеджеров. Управление мотивацией. Обеспечение качества.

Информационная беседа. Сообщения учащихся. Дискуссия.
23.10-
28.10

30.10-
03.11
Учебн. «Психология», стр. 515-525, 547-560.

Словарь школьника «Философия. Политология. Экономика».

10. Обобщение материала.

Вопросы и тесты для самопроверки.
Контрольный тест.




13.11-
18.11


РАЗДЕЛ 7. Социология брака и семьи (9 часов).





11-12.
Изучение брака и семьи в социологии и других науках.
Брак – форма правового регулирования семейных отношений со стороны общества, установления супружеских и родительских прав и обязанностей. Типы семьи в истории.
Современные тенденции развития семьи в мире. Место семьи в системе других социальных общностей и институтов.




Информационное сообщение.
Рефераты.
Дискуссия.
20.11-
25.11



27.11-
01.12
Пособие для сдачи экзаменов, стр. 47.


13-14. Семья как важнейший институт социализации.
Социальные функции семьи. Субъекты семейных отношений, их роли и функции в семье.
Количественный и возрастной состав семьи, социальные факторы его изменения.



Лекция
04.12-
09.12

11.12-
16.12
Учебн. «Психология», стр. 252.
Пособие для сдачи экзаменов, стр. 47.

15-16.Семейные связи и отношения. Психологическая совместимость супругов.
Социально-психологический и нравственный климат в семье. Духовные ценности и ориентиры семейной жизни.
Внутрисемейные конфликты, способы их разрешения. Внутренние и внешние факторы, влияющие на состояние и развитие семейно-брачных отношений.


Дискуссия
Соцопрос
«Отношения в семье».
18.12-
23.12


25.12-
28.12

Пособие для сдачи экзаменов, стр. 48.

Хрестоматия «Основы конструктивного общения» /раздел «Общение в семье»/, стр. 53.

17-18.Психологический практикум.
Научить: анализировать своё поведение в общении с родителями; понимать типичные причины возникновения конфликтов; подбирать формы ответов, адекватные конкретной ситуации. Коррекция взаимоотношений в семье.





Психотехнические упражнения

15.01-
20.01

22.01-
27.01
Практикум«Основы конструктивного общения», стр. 54.

19. Обобщение материала.

Вопросы и тесты для самопроверки.
Контрольный тест.









29.01-
02.02


РАЗДЕЛ 8. Социология личности (15 часов).





20-21.Социология личности и науки, изучающие человека.
Теории личности. Понятия «человек», «личность», «индивид», «субъект», «индивидуальность», «универсум». Личность – продукт и субъект социальных отношений, результат самовоспитания, самосовершенствования.
Дать представление о многомерности и многообразии личности.


Лекция.



05.02-
10.02




12.02-
17.02
Пособие для сдачи экзаменов, стр. 49-53.

Учебник «Социология», стр. 141.
Учебник В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев «Психология человека» /раздел «Духовное бытие человека»/, стр. 10.



22.Биологические и социальные факторы формирования личности.
Внутренняя структура личности (мотивы, установки, ориентации, идеалы, ценности). Потребности и интересы личности, их место среди потребностей и интересов других социальных субъектов.
Методы изучения личности.

Дискуссия.
Таблица «Древо» наук о человеке.
19.02-
24.02

Лекции «Человек-Труд-Профессия», стр. 12-14, 18-26.

23-24.
Сознание личности.
Категория сознания в философии и психологии. Психологическая структура сознания. Взаимодействие сознания и подсознания. Рефлексивное сознание в человеческой жизни.
Социально-ролевой конфликт и социальная адаптация. Состояния сознания. Раздвоение личности, его преодоление.

Лекция.
26.02-
03.03



05.03-
10.03
Учебник «Социология», стр. 153.
Учебник В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев «Психология человека» /раздел «Духовное бытие человека»/, стр. 177.

Учебник Л.Д. Столяренко «Основы психологии», стр. 57.


25.Социальное положение (статус) личности.
26-27.
Социализация личности.
Социальные роли, причины и условия их изменения, их единство и конфликтность. Возраст и социальная роль. Понятие «социальная роль» и ролевые концепции личности.
Механизмы и стадии социализации личности. Социальные институты и регуляторы процесса социализации.


Лекция.
12.03-
17.03



19.03-
23.03

02.04-
07.04
Пособие для сдачи экзаменов, стр. 50.
Учебник «Социология», стр. 150, 161-173.
Учеб-к Ж.Годфруа, стр. 29-45.
Учебн. «Психология», стр. 256, 301.

28-29.
Личность в группе.
Референтные группы и личность. Виды групп и их функции. Психологическая совместимость в группе.
Социально-психологический климат группы. Групповой подход к принятию решений.



Лекция.
Социометрия.
09.04-
14.04

16.04-
21.04





Учебник «Психология», стр. 301.

30.Социальное поведение личности.
Свобода и личность. Социальная ответственность личности, социальный контроль и самоконтроль личности. Личность и творчество. Социальные факторы, разрушающие личность. Психическое здоровье личности. Психологические факторы долголетия.

23.04-
28.04

Учебник «Социология», стр. 166-177.
Учеб-к Ж.Годфруа, стр. 71-88.
Учебник «Психология», стр.372, 454-462.

31-32.Обобщение материала курса.

Вопросы и тесты для самопроверки.


Контрольный тест.


30.04-
05.05

07.05-
12.05


33-34.Психологический практикум.
Приобретение опыта эффективного взаимодействия при решении групповых задач.
Психотехни-ческие упражнения
14.05-
19.05

21.05-
26.05
Психтренинг «Ступени личностного роста».
Учебник Л.Д. Столяренко «Основы психологии» /Практикум/, стр. 433.



13PAGE 14115



·
·
·
·
·
·
·H Заголовок 1B Заголовок 215B Основной текстF Основной текст 2F Основной текст 3D Верхний колонтитул, Номер страницыКатяNC:\WINDOWS\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Введение в социологию.asdКатя1C:\WINDOWS\Рабочий стол\Введение в социологию.docКатя1C:\WINDOWS\Рабочий стол\Введение в социологию.docКатя1C:\WINDOWS\Рабочий стол\Введение в социологию.docКатя1C:\WINDOWS\Рабочий стол\Введение в социологию.docКатя-C:\WINDOWS\Рабочий стол\КТП по социологии.docКатяJC:\WINDOWS\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия КТП по социологии.asdКатя-C:\WINDOWS\Рабочий стол\КТП по социологии.docКатя-C:\WINDOWS\Рабочий стол\КТП по социологии.doc
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·