Рабочая программа по спецкурсу Компьютерная графика для 10-11 кл


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Владимировская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано: _________/О.Н.Трусова/
заместитель директора по УВР
«_____» _______________ 2015 г. Утверждаю: директор
МОУ «Владимировская СОШ»
__________ /Н.Н.Бысько/
«____» ____________ 2015 г.
Рабочая программа
по спецкурсу для 10-11 классов
«Компьютерная графика»
Учебный год: 2015 – 2016
Учитель: Харлампьева Лариса Николаевна.
Рассмотрено на заседании ММО
Протокол № ____ от «___» ______ 2015 г.
Руководитель ММО: _________ /Н.А.Коценко/
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы элективного курса «Компьютерная графика» (автор – Л.А. Залогова).
Актуальность, обоснование необходимости введения курса.
Знания, полученные при изучении курса «Компьютерная графика», могут использоваться учащимися в дальнейшем при создании рекламной продукции, для визуализации научных и прикладных исследований в различных областях знаний – физике, химии, биологии и др. Созданное изображение может быть использовано в докладе, статье, мультимедиа презентации, размещено на web-странице или импортировано в документ издательской системы. Знания и умения, приобретенные в результате освоения данного курса, являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования, анимации, видеомонтажа, создания систем виртуальной реальности.
Место и роль курса в системе образования (соотношение с общеобразовательными предметами). Спецкурс «Компьютерная графика» входит в школьный компонент учебного плана образовательного учреждения.
Цель курса: формирование у учащихся творческого мышления, способности к самостоятельному решению проблем, умения использовать типовые инструментально-технологические средства для эффективной работы в графических программах, личностного развития и профессионального самоопределения.
Задачи курса:
организация деятельностного обучения, т.е. включения учащихся в реализацию деятельности по созданию своего личного и командного проекта ;ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
приобретение практических навыков в работе с современными типовыми инструментальными и технологическими средствами создания изображений;
приобретение навыков в индивидуальной и групповой деятельности.
Требуемый начальный уровень:
основные навыки работы с файлами и приложениями.
Структура изложения содержания: смешанная.
Обоснование отбора содержания и общей логики в последовательности его изучения:
В рамках курса предполагается развитие пользовательских навыков работы с ПЭВМ, использование готовых программных продуктов, облегчающих создание и обработку изображений. Занятия включают лекционную и практическую часть. Практическая часть курса организована в форме уроков. Важной составляющей каждого урока является самостоятельная работа учащихся. Кроме того, отводится время для публичной презентации итогов самостоятельных и коллективных проектов учеников.
Общая характеристика учебного процесса: методы и формы работы, средства обучения
Тема урока определяется приобретаемыми навыками. В каждом уроке материал излагается следующим образом:
Повторение основных понятий и методов для работы с ними.
Самостоятельное выполнение заданий для получения основных навыков работы; в каждом задании формулируется цель и излагается способ ее достижения.
Упражнения для самостоятельного выполнения.
Проекты для самостоятельного выполнения.
Предполагаемые результаты
Учащиеся будут знать:
особенности, достоинства и недостатки растровой графики;
особенности, достоинства и недостатки векторной графики;
методы описания цветов в компьютерной графике – цветовые модели;
способы получения цветовых оттенков на экране монитора и принтере;
способы хранения изображений в файлах растрового и векторного форматов;
методы сжатия графических данных ;проблемы преобразования форматов графических файлов;
назначение и функции различных графических программ.
Учащиеся будут уметь:
1. Создавать собственные иллюстрации, используя главные инструменты векторной программы Open Office.org Draw, а именно:
создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг и т.д.);
выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, масштабирование и др.);
формировать собственные цветовые оттенки в различных цветовых моделях;
создавать заливки из нескольких цветовых переходов;
использовать узорчатые и текстурные заливки;
работать с контурами объектов;
получать объемные изображения;
применять различные графические эффекты.
2. Редактировать изображения в программе GIMP, а именно:
выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов (Область, Лассо, Волшебная палочка и др.);
перемещать, дублировать, вращать выделенные области;
редактировать фотографии;
монтировать фотографии;
ретушировать фотографии;
выполнять цветовую коррекцию фотографий;
выполнять обмен файлами между графическими программами.
Инструментарий для оценивания результатов:
Теоретические зачеты, зачеты по практическим работам.
Продолжительность реализации учебной программы:
Курс рассчитан на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Формы подведения итогов реализации программы: презентация и защита проектов.
Тематическое планирование
по курсу «Компьютерная графика»
10 - 11 класс
(1 час в неделю, всего 34 часа)
№ п/п Название темы
Количество
часов
Лекционная часть курса
1 Методы представления графических изображений 1
2 Форматы графических файлов 6
3 Монтаж и улучшение изображений 6
Итого: Практическая часть курса
Практические занятия по векторной графике
4 Рабочее окно Open Office. org Draw 4
5 Основы работы с объектами 1
6 Закраска рисунков 8
7 Создание рисунков из кривых 7
8 Различные графические эффекты 1
Практические занятия по растровой графике
9 Рабочее окно GIMP 10 Работа с выделенными областями 11 Маски и каналы 12 Работа со слоями 13 Рисование и раскрашивание 14 Ретуширование фотографий 15 Обмен файлами между графическими программами Итого: 34
Календарно - тематический план
по курсу «Основы программирования»
10 - 11 класс
(1 час в неделю, всего 34 часа)

урока №
Урока в разделе Тема урока Кол-во часов Дата
(№ недели)
планируемая фактическая
Раздел № 1. Введение в систему программирования Паскаль АВС. 1 1 1 Инструктаж по ТБ. Паскаль АВС 1 1 Раздел № 2. Введение в алгоритмику. 6 2 1 Линейные алгоритмы 1 2 3 2 Алгоритмы ветвления 1 3 4 3 Алгоритмы ветвления 1 4 5 4 Алгоритмы ветвления 1 5 6 5 Циклические алгоритмы 1 6 7 6 Циклические алгоритмы 1 7 Раздел № 3. Графический модуль Паскаль АВС. Графические примитивы. Графики функций. 6 8 1 Графика и графическиеоператоры в языке Паскаль 1 8 9 2 Графика и графическиеоператоры в языке Паскаль 1 9 10 3 Построение графиков функций. 1 10 11 4 Построение графиков функций. 1 11 12 5 Степенные функции. Тригонометрические
функции. 1 12 13 6 Степенные функции.
Тригонометрические
функции. 1 13 Раздел № 4. Программирование исполнителей. 4 14 1 Исполнители алгоритмов.
Исполнитель «Чертежник» 1 14 15 2 Исполнители алгоритмов.
Исполнитель «Чертежник» 1 15 16 3 Исполнители алгоритмов.
Исполнитель «Робот» 1 16 17 4 Исполнители алгоритмов.
Исполнитель «Робот» 1 17 Раздел № 5. Знакомство с программной средой «Scratch» 1 18 1 Знакомство со средой программирования Scratch и её исполнителем. Интерфейс программы 1 18 Раздел № 6. Команды и алгоритмы 8 19 1 Импорт и экспорт костюма исполнителя. Работа с фоном. Сохранение проекта 1 19 20 2 Команды движения и поворота. Работа в графическом редакторе Scratch. 1 20 21 3 Система координат экрана. Команды рисования 1 21 22 4 Внедрение музыки и звука. Запись и импорт звука 1 22 23 5 Команды движения, пера, контроля, внешность. 1 23 24 6 П/р. «Создание координатных изображений» 1 24 25 7 П/р. «Создание простейших графических изображений» 1 25 26 8 Программа рисования ряда квадратов 1 26 Раздел № 7. Выполнение индивидуальных и коллективных проектов 7 27 1 Индивидуальный проект1 27 28 2 Индивидуальный проект1 28 29 3 Индивидуальный проект1 29 30 4 Индивидуальный проект1 30 31 6 Коллективный проект 1 31 32 7 Коллективный проект 1 32 33 8 Коллективный проект 1 33 Раздел № 8. Зачетные мероприятия. Подведение итогов 1 34 1 Зачетные мероприятия. Подведение итогов 1 34 Информационное обеспечение:
Овчинников А. А. Основы программирования на Паскаль АВС: пособие для учащихся.- Волгоград, 2012.
Пенкрат В.В. Программирование на языке Pascal ABC: Электронное учебное пособие для студентов завочной формы обучения.- Минск, 2011
Руководство системы помощи Scratch "Getting Started with Scratch".(Пер. И.Н. Амитан) Патаракин Е.Д. «Руководство для пользователя Скретч» (http://www.supercode.ru/download/scratch_by_patarakin.pdf).
Prezentation.Ru/Учитесь со Scratch. (http://prezentation.ru/articles/scratch_29_09_07.html)