Рабочая программа по спецкурсу Географическое краеведение. Крым для 10-11 класов


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Широковская школа» Симферопольского района Республики Крым
ул.Ленина , д.11, с.Широкое, Симферопольский район, РК, 297510
тел: 3(652) 32-48-40, е-mail: shirokoe11@mail.ru, ИНН 9109009625, ОГРН 1159102022749
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
естественно-математического цикла
Протокол № от ___________
Руководитель МО
Положай Н.Н. СОГЛАСОВАНО
Зам.директора поУВР_________Ф.И.О
«___»__________ 20 г «УТВЕРЖДАЮ»
Директор
Приказ от _______ № _____
__________Н.С.ПерминоваР А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
учебного курса «Географическое краеведение. Крым. 10-11 классы»
Класс: 10-11
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы – 2 года 2016/2018 гг.
Количество часов по учебному плану:
всего – 68 ч/год; 1ч/неделю
Планирование составлено на основе:
Программы, утверждеой коллегией МО АРК от 29.10.2003г. № 5/5
Рабочую программу составила Тисняк Марина Николаевна,
учитель географии
2016
Результаты освоения курса географическое краеведение 10-11 классов
знать/понимать:
Источники получения информации о своей малой родине;
выдающихся исследователей Крымского полуострова;
особенности географического положения Крымского полуострова и своего города (района);
особенности уникальной природы Крымского полуострова и своей местности;
названия наиболее распространенных и эндемичных растений и животных Крыма и своей местности;
основные этапы и ключевые события истории Крыма в контексте российской истории с древности до современности;
особенности национальных обычаев, обрядов, верований и быта народов Крыма;
художественные произведения и произведения искусства, посвященные крымской тематике;
виды хозяйственной деятельности и традиционные занятия населения;
элементы природоохранного законодательства и правила поведения на природе.
Уметь:
показывать на карте территорию Крымского полуострова и крупные природные объекты Крыма, основные населенные пункты и пути сообщения;
работать с различными источниками знаний о природе, населении, истории своей местности;
оценивать вклад выдающихся людей в изучение, развитие и прославление своего края;
находить на карте наиболее известные природные объекты, памятники истории и культуры своей местности;
анализировать негативное влияние хозяйственной деятельности человека на природу Крыма;
излагать в устной и письменной форме полученные знания, участвуя в мини-конференциях, дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах, выполняя творческие работы (рефераты, отчёты об экскурсиях, электронные презентации).
Содержание учебного курса «Географическое краеведение. Крым» 10-11 класс, 68 часов
№ СОДЕРЖАНИЕ кол.
часов
1.
Введение. Объект и предмет исследования. Методы исследования. Место географического краеведения в системе общегеографических наук. История развития краеведения.
Практическая работа №1
Составление схемы общегеографических наук и определение места краеведения в системе географических дисциплин. 4
Раздел I. Крым и его исследование. Общая характеристика природы Крыма. 30
2.
Тема №1. Образ Крыма с древнейших времён и до наших дней. Топонимика Крыма: происхождение названия «Крым», населённые пункты, гидрография и орография полуострова. Выдающиеся исследователи полуострова: географ, путешественник-энциклопедист, натуралист П.С. Паллас писатель и краевед К.И. Габлиц, ботаник и естествоиспытатель Х.Х. Стевен, географ, путешественник-исследователь
Д.М. Городецкий, геохимик и минералог В.И. Вернадский, географ и геолог В.А.Обручев, гидрогеолог Н.А. Головкинский, географ и лесовод Г.Ф. Морозов, географ и карстолог В.Н. Дублянский, географы-ландшафтоведы В.Г. Ена и др. 6
3. Тема №2. Особенности природы Крыма (краткий обзор). Физико-географическое и экономико-географическое положение Крыма. Геологическое и тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые полуострова. Особенности климата, внутренних вод, почв, растительного и животного мира. 8
4.
Тема №3. Туристическо-рекреационные ресурсы: климатические (продолжительность солнечного сияния, температурный и осадочный режим, чистота воздуха), морские и пляжные (разнообразие пляжей, купальный сезон, чистота морской воды), ресурсы минеральных вод (виды, запасы, качество), целебные грязи (запасы, качество разнообразие лечебных грязей), ландшафтно-туристические (природные, исторические, культурные, археологические и др.).4
5.
Тема №4. Ландшафтные комплексы Крыма. Классификация ландшафтов: по характеру контакта геосфер (земных оболочек), по характеру рельефа, по характеру растительного покрова. Особенности основных крымских ландшафтов: степных, предгорных, лесных крымских яйл, южнобережных, прибрежных, карстовых, агроландшафтных, городских. 4
6.
Тема №5. Природно-заповедные территории: природные заповедники (Крымский, Лебяжьи острова, Ялтинский горно-лесной, мыс Мартьян, Карадагский, Казантипский, Опукский); Никитский ботанический сад; заказники (Аюдаг, Большой каньон, горный карст Крыма, Новый Свет, урочище Караби-яйла и др.); памятники природы (Кизил-Коба, Мангуп-Кале, урочище Демерджи, карстовая пещера Солдатская и др.); парки-памятники садово-паркового искусства (Алупкинский, Гурзуфский, Ливадийский, Массандровский, Форосский, Утёс, Мисхор и др.).8
7.
Раздел II. Хозяйственное освоение Крыма.
Тема №6. Характеристика основных туристических объектов Крыма: природные (Большой каньон, вулкан Карадаг, карстовый рельеф горного Крыма, реликтовые рощи сосны Судакской, грязевые вулканы Керченского полуострова),
археологические (пещерные города Крыма), исторические памятники, связанные с крымскими войнами (города-герои Севастополь и Керчь, Аджимушкайские каменоломни, Перекопский вал, Массандровский, Ливадийский, Алупкинскийдворцовые комплексы), места, связанные с историей культуры (дома-музеи: М.А. Волошина, А.С. Грина, А.П. Чехова, картинная галерея имени И.К. Айвазовского, краеведческие музеи), архитектурные (Бахчисарайский дворец, Генуэзская крепость, Херсонес), социально-экономические (детский лагерь Артек, завод шампанских вин в Новом Свете, винные подвалы в Массандре и Солнечной долине), научные(астрофизическая обсерватория в п.Научный, институт биологии Южных морей, морской гидрофизический институт, институт «Магарач», Никитский ботанический сад, Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского и др.).
Практическая работа №2.
Построение картосхемы основных туристических объектов Крыма 30
6
Тема № 7. Современные черты населения (изменение численности, особенности движения населения, половозрастная структура, национальный состав, размещение и трудовые ресурсы). Населённые пункты Крыма. Краеведческое значение городов. 4
Тема № 8. Особенности современного промышленного, сельскохозяйственного и транспортного развития Крыма. Влияние хозяйственной деятельности человека на природные компоненты и их изменение во времени.
Практическая работа №3.
Изучение местного предприятия в ходе экскурсии. Определение влияния деятельности предприятия на окружающую среду. 5
Тема № 9. Рекреационное хозяйство Крыма. История развития и современное состояние рекреационного хозяйства и рекреационной инфраструктуры. Рекреационные подрайоны. Перспективы развития рекреационной отрасли.
4
Тема № 10. Современные экологические проблемы Крыма, связанные с загрязнением воздуха, почвы, воды, горно-лесных и прибрежных районов, городов. Предполагаемые пути решения экологических проблем.
Практическая работа №4.
Анализ геоэкологической ситуации в Крыму. Нанесение на контурную карту основных природоохранных объектов полуострова. 3
Тема № 11. Политические, экономические и культурные связи Крыма. Геополитическое положение Крыма и векторы развития полуострова в XXI веке. 2
Практикум. Разработка и оформление экскурсионно-туристических маршрутов по Крыму (по выбору учителя).
1.Выбор экскурсионно-туристического маршрута.
2.Постановка цели, задач и составление плана экскурсии.
3.Предварительное ознакомление с достопримечательностями по маршруту.
4.Подбор необходимого оборудования и снаряжения.
5.Распределение обязанностей между участниками экскурсии.
6.Инструктаж по технике безопасности в ходе экскурсии.
7.Составление и оформление экскурсионно-туристических маршрутов.
8.Защита творческих проектов в ходе конференции «Экскурсионно-туристические маршруты Крыма». 10
Тематический план
№ раздела Название тем Общее кол-во часов Практические работы
Введение
4 1
I. Крым и его исследование. Общая характеристика природы Крыма. 30 -
II. Хозяйственное освоение Крыма. 24 3
Практикум 10 Итого 68 4
Календарно-тематическое планирование
10 класс 1ч.в неделю 34 ч.
№ урока Тема урока Сроки изучения
План Факт
10 класс
Введение (4ч.) 1 Объект и пре6дмет исследования. Методы исследования 2 Место географического краеведения в системе общегеографических наук. 3 Практическая работа №1
Составление схемы общегеографических наук и определение места краеведения в системе географических дисциплин. 4 История развития краеведения. Раздел I. Крым и его исследование. Общая характеристика природы Крыма. (30ч.)
Тема 1. Образ Крыма с древнейших времён и до наших дней (6ч.) 5 Древний Крым, Крым в средние века 6 Крым в составе Золотой Орды. Крымское ханство 7 Крым в составе Российского государства, СССР, Украины, России 8 Топонимика Крыма 9 Исследователи Крыма 10 Исследователи Крыма Тема №2. Особенности природы Крыма (8ч.) 11 Географическое положение Крыма 12 Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые 13 Климат 14 Внутренние воды 15 Водные ресурсы 16 Почвы 17 Растительный и животный мир 18 Обобщение по теме «Введение, Образ Крыма с древнейших времен и до наших дней, Особенности природы Крыма» Тема №3. Туристическо-рекреационные ресурсы (4ч.) 19 Климатические ресурсы 20 Морские и пляжные ресурсы 21 Ресурсы минеральных вод, лечебные грязи 22 Ландшафтно-туристические ресурсы Тема №4. Ландшафтные комплексы Крыма (4ч.) 23 Степные ландшафты, приморские ландшафты 24 Предгорные, лесные ландшафты 25 Ландшафты крымских яйл, карстовые ландшафты 26 Южнобережные ландшафты Тема №5. Природно-заповедные территории (8ч.) 27 Общая характеристика природно - заповедного фонда Крыма 28 Заповедники Крыма 29 Заповедники Крыма 30 Заказники 31 Памятники природы 32 Парки-памятники садово-паркового искусства 33 Обобщение по теме «Туристическо-рекреационные ресурсы, Ландшафтные комплексы Крыма, Природно-заповедные территории» 34 Итоговый урок, повторение пройденного материала 11 класс
Раздел II. Хозяйственное освоение Крыма (22ч.)
Тема №6. Характеристика основных туристических объектов Крыма (6ч.) 1 Природные объекты 2 Археологические памятники. Исторические памятники 3 Архитектурные сооружения 4 Достопримечательности, связанные с историей и культурой 5 Социально-эконмические объекты, научные центры 6 Практическая работа №2. Построение картосхемы основных туристических объектов Крыма Тема № 7. Современные черты населения (4ч.) 7 Современные черты населения (изменение численности, особенности движения населения, половозрастная структура) 8 Современные черты населения (национальный состав, размещение и трудовые ресурсы). 9 Населённые пункты Крыма 10 Краеведческое значение городов. Тема № 8. Особенности современного промышленного, сельскохозяйственного и транспортного развития Крыма (5ч.) 11 Особенности современного промышленного, сельскохозяйственного и транспортного развития Крыма. ПромышленностьиКрыма12 Сельское хозяйство и транспорт Крыма 13 Влияние хозяйственной деятельности человека на природные компоненты и их изменение во времени. 14 Практическая работа №3.
Изучение местного предприятия в ходе экскурсии. Определение влияния деятельности предприятия на окружающую среду. 15 Обобщение по теме «Характеристика основных туристических объектов Крыма, Современные черты населения, Особенности современного промышленного, сельскохозяйственного и транспортного развития Крыма» Тема № 9. Рекреационное хозяйство Крыма (4ч.) 16 Общая характеристика рекреационного хозяйства Крыма 17 Южно-Причерноморский подрайон 18 Западно-Крымский подрайон 19 Восточно-Приазовский подрайон Тема № 10. Современные экологические проблемы Крыма (3ч.) 20 Современные экологические проблемы Крыма, связанные с загрязнением воздуха, почвы, воды, горно-лесных и прибрежных районов, городов. 21 Предполагаемые пути решения экологических проблем. 22 Практическая работа №4.
Анализ геоэкологической ситуации в Крыму. Нанесение на контурную карту основных природоохранных объектов полуострова. Тема № 11. Политические, экономические и культурные связи Крыма (3ч.) 23 Политические, экономические и культурные связи Крыма. 24 Геополитическое положение Крыма и векторы развития полуострова в XXI веке. 25 Обобщение по теме «Рекреационное хозяйство Крыма, Современные экологические проблемы Крыма, Политические, экономические и культурные связи Крыма» Практикум(9ч.) 26 Разработка и оформление экскурсионно-туристических маршрутов по Крыму. Выбор экскурсионно-туристического маршрута. 27 Постановка цели, задач и составление плана экскурсии 28 Предварительное ознакомление с достопримечательностями по маршруту 29 Подбор необходимого оборудования и снаряжения 30 Распределение обязанностей между участниками экскурсии 31 Инструктаж по технике безопасности в ходе экскурсии 32 Составление и оформление экскурсионно-туристических маршрутов. 33 Защита творческих проектов в ходе конференции «Экскурсионно-туристические маршруты Крыма». 34 Итоговый урок