Конспект логопедического занятия на тему Зимние забавы


ТЕМА: «Зимние забавы»
Область «Коммуникация»
Задачи:
Развитие лексического запаса: расширение предметного, предикативного и атрибутивного словаря;
Развитие грамматического строя речи: навыков словообразования (однокоренных слов), употребления предлогов, правильного построения предложений;
Развитие связной речи (навык рассказывания);
Сформировать навык четкого произношения звука [с] в словах, фразах предложениях;
Уточнить артикуляционные и акустические признаки звука [c];
Развитие фонематического слуха;
Развитие звукового и слогового анализа и синтеза.
Область «Физическая культура»
Задача:
Развитие мелкой и общей моторики.
Область «Чтение художественной литературы»
Задача:
Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Область « Познание»
Задачи:
Уточнить и расширить знания и представления детей о признаках зимы;
Развитие высших психических функций: внимания, мышления, памяти;
Воспитание умения слушать своих товарищей, уважать свое и чужое мнение, обучение умению смело высказывать свои мысли.
Материал. Картинки, сюжетные картинки (кружки трёх цветов: красный, синий, зеленый), буквы, компьютерная программ « В городском дворе».Ход занятия
Оргмомент. Дети, а какое у нас сейчас время года? (Зима). Посмотрите на картинку (раздел «Типичная картинка»): здесь какое время года? (зима), а почему вы так думаете (потому что мальчики играют в хоккей). Правильно. А давайте вместе сделаем картинку «Зимы». Какой у нас главный признак зимы? Что у нас светит солнышко? Идет дождь? Светит радуга? Или идет снег? Посмотрите что у нас на небе зимой (тучи, пасмурно, идет снег, светит солнышко и идет снег), а что у нас с деревьями? У нас зимой растут зеленые листики? Нет. (Деревья стоят голые без листьев). Что у нас зимой еще? Лужи, зеленая травка? (везде сугробы). Как у нас одеты детки? (дети одеты в тепло).
2. Сообщение темы занятия
Вы узнаете, какой звук мы будем изучать, если отгадаете загадки. Этот звук есть в отгадках. «Сели детки на карниз и растут все время вниз». (Сосульки.) Какой звук дважды повторяется в этом слове? (Звук с.) «Скатерть бела, весь свет одела». (Снег.) Какой первый звук в слове снег? (Звук с)
3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам (когда мы произносим звук с, наши губки улыбаются, язычок находится внизу, воздушная струя холодная)
4. Развитие фонематического восприятия. Слушать внимательно, чтобы услышать слова с «С»
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики
Сегодня — посмотри!
Как розовые яблоки
На ветках снегири.
(В. Александрова)
В каких словах вы услышали звук с? –
Произношение звука с в слогах. Синтез слогов
Я «бросаю» вам звуки, а вы мне «возвращаете» слоги: с, а ... (са), с, у ... (су), с, о ... (со). А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Наоборот». Я буду называть слоги а вы их поменяйте местами, например, са ... (ас): су ... (ус), сы ... (ыс), со ... (ос).
5. Произношение звука с в словах
Посмотрите на нашу картинку, которую мы составили и придумайте детям имена, со звуком с (Саша, Света, Софья, Степан, Слава.)
А теперь посмотрите на картинки на доске. Какое здесь у нас время года? (зима) Правильно! А есть ли на картинке птицы, в названии которых слышится звук с ? Назовите их. (Снегири, синицы, сорока). А животные (Собака).
6. Подбор родственных слов.
Посмотрите на картинки и назовите слова, созвучные со словом снег. (Снегири, снег, снежок, снежинки, снежки, снеговик.) Я скажу вам два слова, а вы из них составьте одно (пример свой: по типу самолёт – сам летает): снег падает... (снегопад). А теперь назовите машину, которая ходит по снегу. (Снегоход.)
7. Игра « Светофор». Определение позиции звука с. А сейчас мы поиграем в игру светофор. Я буду назвать вам слова, а вы определяйте позицию звука с в слове, если звук в начале поднимаем зеленый кружок, если в середине желтый, а если в конце красный (снеговик, санки, снегири, сугробы, снег, собака, нос.)
8. Анализ слова. А сейчас мы будем делить слова на слоги, хлопая при этом в ладоши. ( санки, снеговик, снег).
9. Согласование существительных с прилагательными и причастиями. Словообразование задавай вопросы (какая, какой, какое?)
Посмотрите на картинку. Снег на солнышке искрится, значит, он какой? (Искристый, искрящийся.) Снег сверкает ... (сверкающий), серебрится ... (серебристый), рассыпается ... (рассыпчатый), хрустит ... (хрустящий). А снежинка какая? (Хрустальная, серебристая, искристая.)
10. Физминутка.
Логопед читает стихотворение, а дети сопровождают чтение имитацией движений в соответствии с текстом (вначале вместе с логопедом).
Выпал беленький снежок, Снег, снег, белый снег
Соберемся мы в кружок. Кружит, падает на всех.
Снег, снег, белый снег Мы из снега ком слепили,
Засыпает он нас всех. Потом куклу смастерили.
Мы на саночки садимся Снег, снег, белый снег,
И под гору быстро мчимся. Кукла вышла лучше всех.
Снег, снег, белый снег, Дети к вечеру устали,
Мчимся мы быстрее всех. Все в кроватках задремали.
Дети все на лыжи встали, Снег, снег, белый снег.
Друг за другом побежали Спят ребятки крепче всех.
11. Звук с в предложениях – по картинке из компьютерной программы (раздел «Картинка и текст») + обычная картинка. Используются наводящие вопросы, нацеленные на употребление предлогов. На чем катаются дети? С чего катаются дети? Куда упали дети? Где сидят снегири?
13. Составление коллективного рассказа по картине картинке из компьютерной программы (раздел «Текст и картинка»): варианты рассказов (ребёнок сам комбинирует картинку и рассказывает, потом другой составляет своё предложение по новой вариации картинок)
14. Итог занятия - Поиграем в снежки. Каждый ребенок кидает снежок и называет запомнившееся слово со звуком с!