Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения у детей дошкольного возраста


Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения у детей дошкольного возраста
Кашкина М.И.,
воспитатель,
МКДОУ «Бродовский детский сад ОРВ»
Аннотация. Автор рассматривает театрализованные игры как средство развития речевого общения у детей дошкольного возраста. Каждый педагог видит результаты своей образовательной и воспитательной деятельности в развитии личности ребенка, его способностей и интересов, творческого потенциала. В процесс развития речи ребенок продолжает осваивать содержательную, эмоциональную, образную сторону родного языка. Выразительность речи у ребенка развивается в течение дошкольного возраста и включает в себя вербальные средства (лексика, интонация, синтаксис) и невербальные (поза, жесты, мышление) средства. Для развития выразительной составляющей речи нужно создать особые условия, при которых каждый малыш будет иметь возможность проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды в присутствии посторонних слушателей. Огромную помощь в этом оказывают театрализованные занятия в детских образовательных учреждениях.
В психологии принято положение, что основным средством формирования сознания и произвольности является речь. Младший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития сложных коммуникативных связей детей, умений общаться не только с отдельными детьми, но и с коллективом сверстников, со взрослыми, в соответствии с социально одобряемыми нормами поведения [1, С.89-93].
В связи с этим считают, что средством формирования произвольного, осознанного поведения является речевое общение. Первым шагом на этом пути может стать совместная с взрослым игра, которая является традиционным, признанным методом обучения и воспитания дошкольников [2, С.87].
В классификации, разработанной Новоселовой С.Л., в основе лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребёнка или взрослого). Именно в этой классификации особое место занимают театрализованные игры.
По мнению Артёмовой Л.В., театрализованные игры учат детей анализировать, развивают эмпатийные и эстетические способности. То есть способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях. Театрализованные игры подразделяет на группы: режиссерские игры и игры-драматизации [3, С.20].
Театрализованные игры - это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Потребность в игре у детей, несомненно, велика и проявляется очень рано. Уже в 2-3 года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков или цыпляток. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка: стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Театрализация сказок очень увлекает детей. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Малыши третьего года жизни быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Резко увеличивается способность подражать воспроизводить услышанное. Речь становится средством познания окружающего, продолжает обогащаться ее смысловое содержание. Дети хорошо понимают все, о чем говорит с ними взрослый, что касается их непосредственного окружения, связано с переживаниями детей.
К концу третьего года жизни малыши не только слушают, но и понимают литературные произведения, рассказы взрослых, что, безусловно, обогащает их значения и речевой опыт [4, С.11].
Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развивать внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости.
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Своеобразие и новизна состоит в использовании театрализованной деятельности в образовательном процессе ДОУ в нетрадиционных занятиях, а не только в виде развлечений, праздников, игр-драматизаций в свободной деятельности детей. Применение театрализованной деятельности как образовательного инструмента расширяет возможности обучения детей, позволяет надолго удерживать внимание ребенка.
Нетрадиционное занятие строится на принципах:
- постоянная обратная связь;
- диалогизация образовательного процесса;
- оптимизация развития (активная стимуляция);
- эмоциональный подъем;
- добровольное участие (свобода выбора);
- погружение в проблему;
- свободное пространство, гармонизация развития.
Накапливая творческий опыт, дети при поддержке взрослых, могут стать авторами исследовательских, творческих, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов.
Темы проектов могут быть самыми различными, главные их условия - интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению. Чтобы удовлетворить интерес детей, создаются проекты различной направленности, вовлекая и заинтересовывая родителей. Использование современных информационных технологий повышает качество воспитательно-образовательного процесса, делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для ребят, формирует эмоционально положительное отношение.
Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить, как такой уровень общекультурного развития, на основе которого, облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа не только с помощью движений, но и в речи ребенка, особенно в связной речи. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.
Таким образом, необходимо изучение возможностей театрализованной игры как средства развития связной речи дошкольников. Под связной речью принято понимать такие развернутые высказывания, которые позволяют человеку четко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим, поэтому, о ее развитии у ребенка необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте. Развитие связной речи ребенка-дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях [5, С.68-73].
Наличие общего недоразвития речи у детей приводит к стойким нарушениям деятельности общения. Уровень общения детей во многом определяет уровень развития речи. Неясная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми.
В театрализованных играх дети упражняются в общении, входят в образ персонажа, используя мимику, жесты, слова, что развивает выразительность речи.
Театрализованные игры носят воспитательный характер. Общаясь со сверстниками и с взрослыми, дети узнают о правилах поведения, отмечают проступки героев, стараются быть внимательными и послушными [4].
Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Список литературы
1. Козырева О.А. Лексико-грамматические игры // Логопед - 2004. - №6 - С.89-93.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 2000.
3. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М., 1991.
4. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии. - М., ТЦ Сфера, 2009.
5. Мигунова Е.В. организация театрализованной деятельности. -Великий Новгород, 2006.
6. Махалева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М., 2003.